Theodor Bastard и Принцесса в тревоге

Станислав Ларионов
(10.12.2022 Театр Академии танца Бориса Эйфмана)

Вступление: виолончель, клавиши, барабан - мгновенно возникло ощущение волшебства, как встреча с эльфами в лесу у костра: и не как очарованный, а как к своим, в родное, где всё понятно. И когда, чертя искрами, разгорелся костёр на видеоэкране, я с теплом почувствовал, что рука в руку, всё совпадает.

Но когда вышла Яна, стало ясно, что это не царство эльфов - я словно пришёл к месту встречи к эльфам вне дома, находящимся в походе. И на то есть причины.

Принцесса в тревоге.

Тревога транслировалась просто с первой песни, с первого звука голоса. "Темнота - мой старый друг" - звучит первая песня. Мрачная песня. А Яна вышла в красном платье в пол... Костёр! Костёр в ночи. Костёр не борется с ночью, он горит, и она горит в темноте. И тревога явственна, но с ней не противоборствуют, просто горят, горят ярче.

Тревога не стала болью.
Яна поёт, и тревога заливает зал, но в голосе Яны нет её собственной боли. Композиция звучит, словно ожила сама природа и колышет ветвями, голосом ручьёв говорит: "Тьма проснулась, проснулась...", - но это не их тьма, не их боль.

Яна признаёт, что транслирует тревогу и не закрывает на это глаза. Нет такого, что мол, ребята, споём о солнышке и если не будем видеть тьмы, то её и нет, а чтобы не тревожиться, думаем позитивненько...

Нет!

В песне "Сон" строчку "мёртвые где-то рядом" спели в 5 раз больше оригинала и обпели со всех сторон, сакцентировали, подчеркнули, чтобы всем стало ясно.

В "Секретах" я оторопел, когда одна Яна процитировала другую, сделав исходно болевые и мрачные строчки Дягилевой своими - тревожными, но без боли:

"Hа то особый отдел
Hа то особый режим
Hа то особый резон"

и звучало это естественно к музыке группы и самой Яне.

"Кукушка" сменила аранжировку и она стала исполняться с преодолением что ли, что раскрыло по-новому любимую мной песню.

- Кукушка, - поясняла потом Яна, - такая птица, которая по одной из версий может передать послание мёртвым, многим мертвым. И вообще, она подкладывает яйца в гнёзда другим птицам, а те рождаются и думают, что они те, к кому их подложили, и живут так, думая, что они те. Так и мы - рождаемся чёрти где и живём чёрти как. А мы, на самом деле, вообще чёрт знает что.

Такой Яну я не знал.

Признавая тревогу, Яна не складывает ручки, мол, "я девочка, у меня лапки, что я могу поделать...": она призывает силу. Ту силу, которую я услышал и полюбил с первых услышанных мной песен Theodor Bastard. Силу стихий земли.

"Ойкумен", "Белое"... ещё что-то из ранних, где требовалось сразу глубокое, мощное обращение к архетипичным, исходным силам, получилось лучше, чем на последнем концерте мной посещённом 06.01.2020 и, может, не слабее, чем я когда-либо от них слышал за всё время и вживую, и на альбомах. Нота в ноту, акцент в акцент - никакого смягчения, сглаживания, ослабления силы, никакого упрощения и поправок на время или состояние, или давность материала, или мировосприятие. Силы призывались на всю глубину.

Сила являлась во всю величину, но это уж не та сила стихий, не бьющий в небо столб света, не огонь и материализованная ночная тьма. Теперь кажется будто элементаль огня, силы которого достаточно, чтобы спалить город, разжигает очаг. А стихия воды способная вызвать потоп наполняет колодец.
Яна очеловечила мистическую силу

Яна сохраняла эту новую силу перед тревогой и угрозой, оставаясь женщиной.
Не становясь воином, не сурово башку с плеч и коня в избу, не лидером, даже не "Родина-мать зовёт" с плаката, несмотря на красное платье и тревогу, а оставаясь женщиной, продолжая быть светом, любовью и теплом в пропитанном тревожностью мире.
Я не могу представить, сколько для этого требуется мужества.

Лучшим выражением такого подхода стала "Umbraya Erze". Могучая величественная песня стала уютной, домашней. Я пока её слушал, подумал, что в такой подаче она обязательно должна закончиться обнимашками: и да, видно было, как Яна ищет возможность выразить, воплотить напитавшее воздух чувство, находит, тянется к бэк-вокалистке Кате, а та не сразу понимает, что от неё хотят, но вот поняла... обнялись. Да, я даже вздохнул, словно обнялся сам: так и надо, песня в таком варианте этого просто требовала! И женская магия, та самая женская магия, которую я так долго ждал от группы, проступила в улыбке Яны в этой песне, не скажу сильнее, но ярче всего за концерт!

Важно, что среди всех этих сил Яна оставалась собой: в одной из песен Александр отвечал за тревожные проявления, хохотал остро и царапуче, и музыканты отражали угрозу своей игрой, а Яна горела разгоняющим тьму костром под стать призванным силам. Когда же песня закончилась, Яна, прижав руки к груди, воскликнула негромко, совсем по-девчоночьи: "Ой, страшно то так!", - и в этом не было ничего наигранного.

Переплетение рук!
Энергия призванных сил нашла выход в движениях и жестах Яны. Может, в конце было несколько быстрых покачиваний, пара силовых жестов, но весь долгий концерт, все два часа, это был танец плавных силовых линий... руки, кисти, пальцы жили в танце; волосы то собраны, то отпущены; сила шла через неё, сквозь неё. Мягкая, тёплая женская сила, пропитанная мощнейшей силой стихий.

Опасность стать воином, когда вместо женщины получается ещё один мужчина, только другой, не единственная при вызове стихийных сил.

Другой крайностью становится избыточное заземление женственности.
Красное платье Яны в первый миг вызвало у меня замешательство, даже осуждение - мол, как можно так откровенно обратиться к манипуляции якобы женскими силами, это же самый опошленный символ женственности.
Очень скоро эти, как и любые другие мысли покинули меня. Костёр красного платья горел в ночи, давая тепло и свет.

Во второй половине концерта к краю сцены подошла, протягивая Яне цветы, девочка. Пока Яна перешагивала оборудование, добираясь до края, пока шла обратно с цветами, подол платья поднялся достаточно, чтобы смутившаяся Яна сказала в микрофон, что "да, вот, если не все ещё увидели, да, я в тапочках" и, наклонившись, сняла с ног домашние, пушистые, и, конечно, розовенькие тапочки!
Это было очень мило. И ничего пошлого.

Тревога и женская сила оживили песни с нелюбимого мной альбома "Волчья ягода".
Именно сочетание тревоги и силы стихий, обращённых в женскую силу, придали напряжение выступлению, привели в соответствие баланс силы и любви. Происходящее в мире словно вытолкнуло группу из тупика, в который они вошли на предыдущем альбоме в поисках чистой женской магии.

"Колыбельная", так раздражавшая меня ранее, ожила: теперь инструментальная часть действительно стала страшной, но и голос стал сильным и живым.
"Лес" зазвучал в сплетении тревоги и любви полно, глубоко, стал наполненным жизнью, вместо которой в студийной версии песни тяготит сердце подделка.

Может, действительно, женщина просыпается только в тревоге, в напряжении силовых линий, и разгорается не вопреки, не противоборствуя тьме, а из любви к свету?!

Нет, не только в тревоге. Женская сила проявляется и вне угрозы: так мама только заходит в дом, и в нём появляется тепло. Группе творчески повезло, что получилась возможность проявить женскую силу среди тревоги, хотя, конечно, по-человечески это очень страшно, но смогут ли они сделать это без угрозы?! Я очень на это надеюсь!

Итог
Два часа я смотрел на женщину, которая в тревоге, перед явственной угрозой остаётся тёплой, мягкой, являет свет и любовь, сопоставимые по силе с угрозой, что, ой как сложно в такие времена - и неизвестно кому сложнее: женщину-воину или женщине-любви.

P.S.
Александр настоящий музыкант и лидер группы - нихрена не понимает в тех силах, которые помогает вызывать. И не надо! В том залог творческого движения. Так команда, полагаясь друг на друга, создаёт новое, недостижимое поодиночке качество.

P.S.S.
То, что два часа я смотрел на происходящее, не отрываясь, и только раз мои мысли отвлеклись, говорит о том, что погружение было полным, я весь был захвачен происходящим, но, полагаю, что воздействие концерта на меня было меньшим, чем могло бы быть!

Дело в том, что хоть мощь явленной на концерте женской силы была и велика, и улыбка Яны посреди тревоги имеет чарующий эффект, я уже нахожусь под этой силой, и меня не так сносит, как могло бы, но это другая история)

Внешняя ссылка на текст с музыкой  https://vk.cc/ckmk7V