Алла Мелешева

Бийск Эпоха
Алтай легендарный.
Единение с природой.
В настоящее время очень возрос интерес к Алтаю. Все больше появляется публикаций о нем, альбомов, открыток, фотопутеводителей, в которых представлены не только фотографии и маршруты, но и легенды, мифы, сказания и предания алтайцев.
В раритетной книге «В горах Алтая», изданной Ойротским областным национальным издательством в 1947-м году к двадцати пятилетию Ойротской автономной области, в сказках «Полнолуние», в алтайском историческом эпосе «Маадай-Кара» представлен фольклор Алтая. Это история алтайцев, их быт, культура, поверья, легенды.
Славится наш Алтай своими реками, озерами, водопадами, наскальными рисунками древних художников, заповедными лесами, кедровыми дебрями. Смотри, любуйся, набирайся сил и здоровья от полей с целебными травами, воздуха, пропитанного ароматом цветов и деревьев, рек с чистейшей студеной водой. Мчатся, торопятся навстречу друг другу через бесчисленные пороги, ущелья две самые мощные, полноводные и красивые реки Алтая - Бия и Катунь, вобравшие в себя воды родников и малых рек. А по алтайской легенде, Бий - это бедный пастух, но очень красивый и сильный, а красавица Катунь - дочь великого хана Алтая. Полюбили они друг друга, но грозный отец Катуни не хотел, чтобы они были вместе. Много препятствий было на их пути - горы, пороги, скалы, ущелья. Но все победила любовь.
А слившись вместе, они дали мощную, могучую реку Обь (Об-Baa - «священная вода»), привольно и широко несущую свои воды в Северный Ледовитый океан. И стремятся к ней реки - Томь, Васюган, Чижанка, Колодка, Панигатка, Старица, пополняя её своими водами.
 
Искрится, переливается голубая вода Бии, а в зелёной воде Катуни, как в зеркале, отражаются вековые сосны и могучие кедры. Достаточно прислониться к кедру, прислушаться, как течёт в нём живительная смола, погладить его ствол, попросить у него здоровья, и отдаст он вам частичку своей мощи. И почувствуете вы, как наливается ваше тело здоровым духом и благодатью. А его ветви - крылья поднимут лёгкий ветерок, и
улетят вместе с ним ваши горести и печали. И наступит изумительное слияние с природой и радость жизни. Обязательно поблагодарите дерево за этот дар.
Золотое озеро.
Гордость Алтая - Телецкое озеро, Золотое озеро, Алтын-Кёль, как его называют алтайцы. Вот как восторженно писал о нём алтайский писатель Павел Васильевич Кучияк.
«Вот снова я на берегу твоем,
Приехал в гости и смотрю, любуясь, Красот хранитель - светлый водоем, Вместить в душе все разом не могу я. Когда тебя я встретил между гор. Смеялось сердце - так блестели волны, Немало лет уже прошло с тех пор, Но все ж глаза твоей красою полны. Как можно не любить тебя? С высот
В тебя, как в зеркало Алтая, смотрят горы, Ты, словно отдых с гор идущих вод, Крылатых, и стремительных, и скорых».
И стремятся на озеро тысячи туристов, чтобы полюбоваться его красотой, вдохнуть свежего воздуха, проплыть на лодках и катерах, увидеть водопад Корбу, умыться студеной водой и ощутить мощь водной стихии. По алтайской легенде, есть у Телецкого озера и свой хранитель. Это скала между мысами Караташ и Ажи, где природой высечен лик Кедрогора-хранителя Золотого озера.
Пристанище духов.
А горы Алтая - красоты и мощи необыкновенной. Много хранят они тайн, много сложили о них легенд кайчи - алтайские сказители. Здесь нет просто гор, каждая имеет свое название, имя, и связанные с ним легенды и сказания. Культ гор у алтайцев существует давно. Именно горы защищают род от злых духов и способствуют благополучию.
Есть на Алтае священная и грозная гора Адыган (Ада - Каан), на склонах которой распахнуто шесть дверей, ведущих в подземный мир Эрлика. Через эти двери может летать в нижний мир только одна птица Яман - Куш. Оттуда она приносит людям страшные болезни. Кто повстречает эту птицу, должен обязательно убить худую вещунью, сколько бы времени за ней ни гонялся. Недалеко от Адыгана находится пещера Тут - Куш (ловушка для птиц), которая, по их поверьям, является одной из дверей нижнего мира. Алтайцы считают эту пещеру пристанищем для духов предков.
Верят они и в то, что на Адыгане находится мифический плот, на котором спасся старик со своим семейством во время большого разлива моря. Эти легенды об Адыгане очень похожи на сказания народов о пирамидах и на историю о всемирном потопе. Может, эта гора и есть пирамида, построенная в давние времена?
Батыр Сартакпай.
;
Богат алтайский эпос и легендами о богатырях, было их очень много, сильных, могучих, но самый знаменитый - батыр Сартакпай. Коса у него до земли, брови точно густой кустарник, мускулы твердые. Сильный, большой. Стрелял без промаха. На медведя и барса ходил один, крепко держал в руке трехпудовую пику с девятигранным наконечником.
Старый дедушка Шопкор, маленький, чёрный, как жук, брал в руки топшур, сделанный из кедра, и, ударяя по двум волосяным струнам, пел, восхваляя богатыря Сартакпая. Некоторые слова он проговаривал скороговоркой, а другие тянул долго - долго, и голос его то журчал, как ручей, то гудел, как шмель.
Воздав хвалу батыру, Шопкор запел о его подвигах - как он пальцем «прокарябывал» русла рек Бии и Катуни, строил мост через Катунь, в поднебесье сбивал гусей камнями, попросил Солнце и Месяц утащить на небо семиголового людоеда Дьелбегена. А в самом конце Шопкор запел о дороге из Немала в Ороктой. «Сартакпай ехал верхом. На пути его встал горный хребет, уткнувшийся в Катунь и мешавший проехать дальше. Батыр натянул тетиву лука и выпустил стрелу в хребет горы. Стрела разорвала каменные громады, и богатырь проехал по ровному ущелью. А камни, поднятые стрелой, долго летели над Катунью и упали недалеко от устья реки Куюм. И стоят они высокими остроголовыми горами».
 

Вот такой огромной силой обладал алтайский батыр Сартакпай. По всему Алтаю увековечена память о нем. Вся долина Катуни выше села Немал в народе так и называется «Долина Сартакпая». Это - « Кресло Сартакпая», «Лик Сартакпая», «Ворота Сартакпая», а в Чулышманском каньоне, где сливаются реки Башкаус и Чулышман, находится легендарная гора «Седло Сартакпая».
Чертово озеро.
Легенду о Чертовом озере (так его называют алт,айцы) мы с братом Женей услышали давно, когда летние каникулы проводили на лесосплавном участке, начальником которого работал наш папа Иван Николаевич. Я перешла в 9-ый класс, а брат был уже студентом Томского политехнического института. Небольшой посёлочек находился на Бии, выше Турочака, недалеко от Телецкого озера. Место очень красивое - вековая тайга, красавица - река с быстрым и сильным течением, с чистой, прозрачной водой. Если приглядеться, можно было увидеть дно и плавающую рыбу. Берег в этом месте довольно высокий и усеян родниками, из них мы брали воду для питья.
Валили лес, вязали плоты и сплавляли их в Бийск, в основном, алтайцы, которые жили на участке семьями. Мы подружились с ними, и однажды бабушка-алтайка рассказала нам о Чёртовом озере. Алтайцы считали его бездонным, очень боялись ходить туда, так как в нём водилось что-то страшное. Говорила ещё о каком-то огненном шаре или чудовище, с гулом упавшем с неба. Находилось это озеро на противоположном берегу реки. Нам показали направление, и мы с братом решили побывать там, очень уж нас заинтересовала эта легенда.
Взяли спиннинг, удочку, чтобы там порыбачить, подготовили лодку.
Надо отметить, что русло Бии возле посёлка узковатое, с сильным и быстрым течением, поэтому пришлось заводить лодку на бечеве вверх по течению на довольно большое расстояние. Брат по берегу тянул бечеву, а я сидела на корме и правила веслом, иначе бы лодку выбросило на берег. Потом мы поменялись местами, брат сел на корму, так как основная нагрузка была именно на кормовое весло, а я сидела на веслах. Лодка шла легко, но ее сильно сносило течением, и все-таки нам удалось пристатть почти к тому месту, которое нам показали. Вытащили лодку на берег и пошли искать озеро. Обошли скалу, углубились на небольшое расстояние в лес, и как-то сразу открылось за вековыми соснами это озеро.
Перед нами предстала изумительная по своей красоте природа. Озеро представляло собой совершенно круглую чашу, небольшую по размеру. С одной стороны высилась отвесная скала, как будто чем-то срезанная, остальной берег был пологий и плавно переходил в водное пространство. Подойти к озеру можно было только с одной стороны, так как оно подпитывалась множеством родников, и берег был топким.
Когда мы подошли ближе к воде, она оказалась чистой и прозрачной, на мелководье плавились небольшие щучки.
Брат быстро забросил блесну и на неё сразу же поймал крупную щуку. Я же рыбачила на удочку с большого валуна и хорошо рассмотрела озеро. Действительно, в середине вода тёмная, можно сказать, чёрная, видимо, там очень большая глубина. Озеро окружала тайга, но никакого угнетенного состояния или страха мы не почувствовали, наоборот, было как-то легко и свободно, и невольно охватывал восторг от этой первозданный красоты.
Потом, в течение лета, мы несколько раз приходили на озеро рыбачить, но никакой «нечистой силы» или ещё чего-то страшного, никогда не видели. Сама же вода оставалось тихой и спокойной, только плавилась рыба и лопались какие-то пузырьки.
Я думаю, что эта легенда об озере не могла возникнуть на голом месте, что-то там произошло очень страшное, что могло испугать алтайцев. Не зря же они назвали это красивое озеро Чёртовым.
О самом озере нигде не упоминается. Может, и к лучшему, что его не коснулась наша цивилизация, которая, в основном, разрушает, а не созидает. Да и сохранилось ли оно? Ведь все это было в прошлом веке.
Жемчужина Азии.
Есть и ещё много преданий, легенд, которые рассказывают и поют кайчи - алтайские сказители.
Очень бережно относятся алтайцы к своей истории. Национальный музей республики Алтай имени А.В. Анохина имеет более 66 тысяч экспонатов основного фонда. Это уникальные коллекции по палеонтологии, этнографии, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Старопечатные и рукописные книги, документы, фотографии Горного Алтая и многое другое. Самый знаменитый экспонат - саркофаг с мумией «Алтайской принцессы», найденной в 1993 году на плато Укок.
Во многих селах республики Алтай тоже есть музеи. В селе Верх-Уйман - мемориальный дом-музей имени Н.К. Рериха. В селе Усть-Кан - районный краеведческий музей имени И.В. Шодоева. В селе Эликманар - палеопарк-музей естественной истории, который включает четыре главных отдела: палеонтология, минерология, этнография и археология. Экспонаты музея уникальны, а некоторые единственные в Сибири. И еще множество других сельских музеев, каждый из них осень интересен по своей тематике.
Наш Алтай с прекрасной природой, с красивейшими, бурными реками, водопадами, горами и скалами, богатыми природными ресурсами, с целебным, чистым воздухом является одним из лучших мест для проживания.
 
Дом-музей Н.К. Рериха.

Недаром, Николай Константинович Рерих - учёный, художник, путешественник - назвал Алтай «жемчужиной Азии». Он верил, что Алтай является Северной Шамбалой и искал дорогу в неё. «Шамбала - это место, где небо вступает на землю - чудесный, насыщенный духовной жизнью край».
Будем же верить, что когда-нибудь люди найдут дорогу в сказочную Шамбалу.
Алла Мелешева