Другие, глава пятая

Анатолий Рощупкин
                Рассказ, глава ПЯТАЯ

                Одержи;мость это подчинение человека и его
                разума чему-то, какой-либо мысли или
                желанию.

                В религиозной литературе одержимость – это
                состояние, в котором человек подчинён
                одному или нескольким демонам               


     Мы шли по заснеженному бульвару и не спеша вели свой разговор о таланте и гениальности человека.

     Я: «Думаю, что дело здесь в «ОДЕРЖИМОСТИ» конкретного человека……
     Отец Василий стал возражать, говоря, что «одержимость» находится ближе к «темным» силам. Хотя,….хотя, как это все «преподнести»…..
     Если считать, что человек «одержим» какой-то научной идеей, или одержим «творчеством» в виде музыки, прозы, стихов, живописи или скульптуры, то тогда «одержимость» может «помочь», и очень даже полезна.
     В истории человечества было много, очень много людей, которые были «одержимы» той или иной идеей. Они жили этой идеей, не видя ничего вокруг себя. Они забывали свою семью, своих друзей, близких, работу – они забывали все, что было вокруг них….

     Михаил, прерывая речь Отца Василия: И что же с ними было? Они все стали «гениями»?
     Отец Василий: Нет, к сожалению, нет…..Только «единицы» добились, дошли, добрались до своей цели…..Они (эти счастливчики) буквально «из последних сил «доползли» до цели, и из последних сил «с кровью выцарапали» свою «победу».
     А подавляющее большинство «одержимых» НЕ НАХОДИЛИ, то что искали, и сходили с ума….

     Я: «Вот, еще один парадокс, люди имели предпосылки в виде таланта или гениальности, они были «одержимы», но….ОНИ НЕ СМОГЛИ НАЙТИ ТО, ЧТО ИСКАЛИ»…..

     Михаил: «Значит, даже «гениальные», талантливые люди не всегда добиваются своей «научной» или «творческой» цели?
     Отец Василий: Я же говорил, что здесь важно наличие «Божественной искры», которая, как факел, как фонарь осветит «мрак», темному и покажет настоящий «нужный» путь….»

     Я: В Исламе в таких случаях всегда приводят слова пророка Мухаммеда, который говорил: Да, поможет Аллах тебе найти прямой и легкий путь к твоей цели».

     Михаил, обращаясь ко мне: А, Вы такого же мнения о «Божественной искре»?
     Я, тяжело вздохнув: «Я поддерживаю слова Отца Василия, но у меня немного иное мнение. Дело в том, что согласно науке о Системах, ВСЕ СУЩЕЕ находится в Едином бесконечном ПОЛЕ, где распределена вся Энергия и вся Информация.

    Михаил, округлив глаза, удивленно спросил меня: «Это как?»
    Я: «Попробую объяснить. Представь огромную, бесконечную библиотеку, в которой на стеллажах стоят самые различные книги, в которых содержится Информация. Таких книг бесчисленное множество.
     Человек, который, действительно, очень хочет получить какую-то конкретную информацию, «попадает» в такую «библиотеку» и ему предоставляют «доступ» к такой информации.

     Михаил смущенно: Это трудно представить….
     Я: «Например. Был такой ученый по фамилии Менделеев, который занимался химией, и который очень-очень хотел выявить все закономерности, которые имеют место в большом количестве химических элементов.
     Он предполагал, даже, более того, был уверен, что какая-то «закономерность» существует, поскольку иначе огромный мир химических элементов будет представлять из себя «хаос», «случайную совокупность»…
    .А такого, по мнению Менделеева, не могло быть.
    Он много времени посвящал «поискам» такой «закономерности», но долго не мог ее найти….Он думал и днем и ночью об этом. Он просто «болел» своей идеей.
     И вот, однажды, Менделееву приснился сон, в котором он «УВИДЕЛ» таблицу, где были расположены все химические элементы в строго определенном порядке, в строгой четкой «закономерности».
     Менделеев проснулся, вскочил с кровати, подбежал к письменному столу и быстро записал, нарисовал приснившуюся ему «ТАБЛИЦУ».
     Эта таблица стала называться в честь ее «открывателя» - «ТАБЛИЦЕЙ МЕНДЕЛЕЕВА».

     Михаил с восторгом: Вот, повезло, спал, проснулся и стал «знаменитым».

     Отец Василий с усмешкой на слова Михаила: Нет, нужно потратить очень много сил и времени, нужно стать «одержимым» свой «идеей»,  чтобы «увидеть» во сне или на «яву» эту самую «идею».
     А, что касается «СНА», то приведенный случай с Менделеевым в истории был не единичным, так как именно во сне, когда человек «освобожден» от «бытового мышления», от «бытовых проблем», он (человек) получает возможность «приблизиться» к своей «желанной» идее.

     Я: Таким образом, именно во сне к композиторам приходили «лучшие» мелодии, а к поэтам – «самые замечательные» строки и рифмы. То есть, они «приходили в ту самую библиотеку», ГДЕ ПОЛУЧАЛИ «ЖЕЛАЕМОЕ».

     Михаил с восторгом в голосе: Я готов!
     Отец Василий: К чему ты готов?
     Михаил: я готов «принять» «самую ценную информацию», и лучше - во сне…..

     От этих слов Михаила все рассмеялись.

     Мы прошли еще некоторое время молча, погруженные в свои мысли и наслаждаясь украшенными новогодними гирляндами деревьями, стоящими по обе стороны от дорожки бульвара.

     Михаил прервал наше молчание новым вопросом: А есть ли еще какие-либо «теории» достижения цели в научном или в творческом поиске?

     Отец Василий пожал плечами, показывая, что других теорий он не знает.

    Тут совсем некстати, я вспомнил еще одну теорию «познания» «истины»: «есть другая теория, согласно которой ВСЕ ЧТО МЫ ПРИДУМЫВАЕМ, ВСЕ ЧТО МЫ СОЗДАЕМ, УЖЕ БЫЛО СОЗДАНО……
     Согласно этой Теории МИР «ПРЕДОПРЕДЕЛЕН», то есть все «БУДЕТ ИМЕННО ТАК, И НИКАК ИНАЧЕ»

      Михаил: Я слышал, что в Исламе такой подход существует, и что люди не могут ничего изменить. Они только «слепо», то есть сами того не подозревая, всего лишь исполняют ВОЛЮ Всевышнего.
     Я «Да, именно так». Я имею в виду теории, основанные на этом важном «постулате» ислама.

     Отец Василий: Православие предполагает наличие у человека права «ВЫБОРА», которое Господь даровал людям.
     Я: А в Исламе – по-другому.

     Отец Василий: Вот престал со своим «исламом», мы все же люди православные, а не мусульмане, и должны придерживаться «наших» «законов».
     Я: Не соглашусь, так как Законы мироздания одни и те же и для «православных» и для «мусульман».

     Отец Василий, рассердившись на меня: «Согласен, согласен. Я - о другом говорю, а ты меня не слышишь, или не хочешь слышать….
     Я: Мне об этом уже говорила Моя Знакомая….

     Отец Василий: Вот, здесь она права. Я даже не представляю, как с тобой можно о чем-то говорить, если ты не слышишь доводов других….
     Я: «Она со мной давно уже ни о чем не разговаривает…..

      Отец Василий в сердцах: «И правильно делает»
     Потом он о чем-то задумался, лукаво улыбнулся и произнес: «Ох, непросто тебе будет. Очень – непросто….

     Я переспросил: «Отчего же, непросто, и почему?»
     Отец Василий с ехидной улыбкой на лице: «В ее «крепких» и надежных руках ты быстро «шелковым» станешь, и будешь все с полуслова понимать….
     Ну, как в «цирке», где на арене дрессировщики долго не объясняют, не растолковывают «своим подопечным», что и как нужно делать. Там звучит только команда: "алле", «апорт» или какая иная команда. После чего «подопечный» несется со всех своих ног исполнять команду-приказ….
 …. Она тебя быстро всему этому «научит»…

     От неожиданности я остановился и спросил: Чему научит? Кто? Кто меня научит?
     Михаил, видимо, догадался о чем именно идет речь, и решил «подыграть» Отцу Василию и звонко рассмеялся: Да, Твоя «Знакомая», про которую только и думаешь…»

     Отец Василий, не переставая ехидно улыбаться: Ведь по исламу: «Чему быть суждено, неминуемо будет»….
     Вот ты и женишься на ней…..

      К такому обороту разговора я был совершенно не готов, но на «автомате» ответил словами Омара Хайяма: «Но, не больше того, чему быть суждено….»
     После чего категорически ответил: Такого не будет, я точно знаю….»

     Михаил спросил: Почему?
     Я: Мы оба будем категорически «против».

     Отец Василий: «А кто вас спрашивать будет? Творец решит, и никто из вас ничего сделать не сможет….Вот, так, прямо, как по Исламу…..

     В разговор вмешался Михаил: Почему вы оба «против»?

     Я, совсем запутавшись, и растерянно: Мы оба «против», так как я намного старше ее. А потом, у нее очень много «поклонников»…., она молодая,….. красивая……, очень «влюбчивая»…. И вообще……

      Отец Василий: Вот, если ты был прав в нашем споре, то все должно быть, как по «исламу»: «Чему быть суждено….

     Я решительно выставил руку вперед и ответил: «Нет, и еще раз нет»…. Я не имею права «погубить» судьбу молодой женщины, даже, если я буду для нее «очень хорошим мужем»…..

     Михаил, широко улыбаясь: Но, ведь ты ее любишь….Ты же можешь ее сделать «счастливой»….

     Отец Василий, поддерживая Михаила: Вот, представь. У НЕЕ единственная возможность стать «счастливой», только выйдя замуж за тебя…..
     А, ты, своим тупым упрямством, лишаешь близкого тебе человека счастья…. Нет, ты подумай хорошенько: «ТЫ ЛИШАЕШЬ ЕЕ СЧАСТЬЯ»…..Разве это правильно???? Разве это честно по отношению к ней????

     Я: «Да, пошли вы все к «чертовой матери»…..Понял, что с «исламом» у меня произошел «конфликт»……Буду думать…..

     После этих моих слов Михаил и Отец Василий рассмеялись.

     Я прошел еще несколько метров по аллее, повернулся к ним и сказал: «Но, ведь сама идея о «предопределенности» в исламе очень и очень интересная…..

     Отец Василий: «Интересная идея….., но только ты, сперва, на себя «примерь», не будет ли эта идея тебе сильно «жать», будет ли для тебя и для других людей такая идея «удобна»?

     После этих слов я подумал о своей Знакомой, которая, вряд ли будет «рада» «такой предопределенности» в своей жизни. Даже, если рядом со мной она будет «счастлива»…..

     В это время нас догнал Игорь, который со всеми поздоровался. И мы пошли по бульвару уже вчетвером.

     Игорь поинтересовался о чем до него мы вели беседу.
     Отец Василий в двух словах передал наш разговор, и добавил, что спор между нами вызвали различные теории «гениальности» и «одержимости».

     Игорь: Гениальность это в психологии и в психиатрии является отклонением от «нормы». Иногда такие «отклонения» сопровождаются другими «отклонениями» в организме человека.
     Хотя «параметры» «отклонений» при гениальности человека до сих пор не были определены, а природа гениальности не установлена.

    Отец Василий: Любопытно, что выражение «гениальный человек – гениален во всем» в жизни часто находит свое подтверждение, так как гениальность человека распространяется не только на одну «область», где эта гениальность была «реализована», но и распространяет свое «действие» на те области, которые не являются «смежными» с основной его «одаренностью».

     Игорь: Существует несколько устоявшихся теорий гениальности.
     По так называемой «Патологической теории» существует связь гениальности с «безумием». Согласно этой теории значительная часть «гениев» страдала «психическими отклонениями» разной степени «силы». Сюда относят бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и тому подобное.
     Другой теорией является психоаналитическая теория гениальности, которая считает, что в основе гениальности лежат не прирожденные «способности» человека, а - как развивался человек, какие именно у него были мотивации.
     Третья теория называется теория «качественного превосходства», которая полностью отвергает наличие недостатков у гениев. В ее основе лежит «прирожденная» гениальность человека.
     По четвертой теории «количественного превосходства», гениальность не является «врожденным даром», а определяется «благоприятным» стечением социальных и экономических факторов.
     Каждая из приведенных мной теорий имеет своих «сторонников» и «противников».
   
    Мы шли по бульвару, с интересом слушая рассуждения «о гениальности» Игоря и Отца Василия, а вокруг нас кружил пушистый снег и ложился на деревья, на машины и на прохожих.
     Красиво! У зимы тоже есть свои неповторимые особенности.
    
     Я засмотрелся на падающий снег, отвлекся от общего разговора, и передо мной снова возник образ моей Знакомой, которая могла стать «счастливой» только вместе со мной, если бы «положения Ислама о «предопределенности» оказались бы верны.
     Хотя, Отец Василий мог ошибаться, мог только «пошутить» со своим «утверждением».
     Он то (Отец Василий) откуда может знать истинную волю Творца в отношении к моей Знакомой?
     А, вдруг он прав???

    Я замахал своей головой, как бы «стряхивая» снег и нахлынувшие странные мысли….






                (продолжение следует)


03 января 2023 года, 00 часов 5 минут