Арсус Пальзов 3. Удаленный отрывок 2

Стас Фалько 1
(удаленный отрывок из повести "Арсус Пальзов 3").

 В сени подросток в полотняной рубахе длиной до колен смотрел через щель двери, а когда кое-как увидел подходящего Юрина, юноша быстро побежал в общую комнату, залез на печку и лег в полати.
 Вошёл Юрин да понял, что парнишка в полати, и встал на скамью и посмотрел в полати – прекрасный парнишка спал и только легкое дыхание было слышно. Юрин почесал затылок, и обратился:
 — Арсус, ты спишь? — спросил он, погладив по голове Арсуса.
 — Спалось мне, — «сонно» ответил Арсус, протер глаза, и посмотрел на Юрина. — Где были вы, дядя Юрин?
 — На улице, — ответил Юрин и слез со скамьи. Сел за стол.
 Арсус вышел с полати, слез по печи вниз.
 — Вы так и не ответили, дядя Юрин, — начал Арсус, усаживаясь за стол напротив Юрина. — Перед тем как пойти спать, я заметил, что вы вышли. И народ у колодца собрался в столь позднее время... странно, всё это… Что-то происходит?
 — Приходил старший дружинник, говорит, что в Киеве люди нужны. Делать идола князю Киевскому. И похоже, что народ готов идти. И я пойду.
Молчание. Арсус ожидал, что дядя откажется.
 — Как же? — обиженный Арсус. — Вы же клялись мне, что будем вместе, а я клятву верности дал, что чтить традиции и правила ваши буду... Да и потом как вы с руками своими?
 — А что делать? — быстро перебил Юрин, осознав, как дорожит Арсус любовью к нему. — Сказали идти — значит идти. Да и потом хорошо оплатят труд. Может быть скот какой-нибудь дадут. Оплату обещают хорошую.
 — Я понял, — быстро сказал мальчик, встав на стул с гордым видом, — Я пойду на дельце, а вы отдыхайте. И когда вернусь с Киева, во дворе вашего будет много скота.
 — Арсус сядь, — с лёгким смехом произнёс Юрин сыну, и тот послушался. — Ты не пойдёшь.
 — Почему?
 — Начальник говорил о старших сыновей от восемнадцати. А тебе только шестнадцать.
 — Ну и что? — несколько рассердился Арсус и встал на стул снова. — Я могу работать, дядь Юрин. Вы же знаете каково моё упорство.
 — Да, но тебе лучше остаться здесь. Я бы хотел, чтобы ты загон улучшил. А то, что-то шатается да скрипит.
 Арсус посмотрел на стену, прекрасно зная, что через неё загон, и сделав вывод, сел на стул:
 — Старик Хомча сказал, что четыре года назад ордынцы повредили вам руки, и теперь они дрожат. Тётя Гальяно сказала, что у вас больное сердце. Мальчик с соседнего двора Алекша, сказал, что вы падаете в обморок.
 — М-да, нападение ордынцев повлияло на меня. Но сейчас чувствую себя как молодой бык.
 Заметив молчание, Арсус подошёл к Юрину в объятия:
 — Узнав обо всём этом, — продолжил Арсус, — я понял, что пригожусь вам. Вот и всячески в работе я вместо вас, и мне не сложно. Могу всю жизнь так, дядя Юрин.
Юрин чуть не расплакался, но воздержался.
 — Ты мой лучик света, Арсус. Помогаешь мне с тех самых пор как пришёл ко мне. Но сегодня я думаю для тебя важный день. Ведь старший дружинник обратился ко мне лично и сказал, что к нам заедет князь.
 Арсус вышел из нежных объятий и отошёл на шаг назад от Юрина. Он не мог ничего сказать из-за кома в горле, пот на лбу выступил. Юрин же заметил не здоровый вид парнишки:
 — Что с тобой, Арсус? Плохо стало?
 — Да, не много, — ответил Арсус и вытер пот. — Так... значит… значит князь заедет сюда?




 — Почему ты так боишься? — взял Юрин Арсуса на руки и усадил у себя на коленях.
 — Не боюсь я, — расплакался юноша словно мальчик, — просто не ожидал этого.
 — Ну, он же обещал, что возьмёт собой на охоту...
 — Ну не через три года, а хотя-бы через дней пять после того, как к вам пришёл. Я уже и не ждал от него весточки.
 — Ну всё Арсус, не плач, ты же взрослый парень. Прекрати.
 — Простите, дядя Юрин, — успокоился парень, и вытер слёзы.
 — Так-то лучше, а сейчас идти спать.
 — А вы снова куда-то?
 — Да, мне цыплят нужно забрать. Хомча обещал да вот никак не отдаст.

(Арсус, Марина, Юрин).
 На улице было уже темно, почти народ по домам разошёлся. Юрин вышел на улицу, Арсус с ним же, но только пошёл к колодцу с кувшином. Набрал воды с колодца и вернулся к дому дяди. Там у крыльца сел начал умывать лицо, руки, а потом ноги от грязи, накопившиеся за весь день.
 — Арсус, — прошептал нежный девичий голос.
 Арсус обернулся на звук: у загона стояла ровесница Арсуса. Карие глаза, розовые щеки, каштановые волосы, завязанные в косичку.
 — Марина? — несколько покраснел он, и встал.
 — Где ты был? Весь день на улице не видела.
 — Э-э, — почесал затылок он, — я был дома. Уборкой занимался.
 — А я уж думала заболел. Ты точно здоров? Лицо твоё красное.
 Арсус стеснялся при виде Марины, так как нравилась она ему, потому и красный.
 — Ты не пойдёшь в Киев завтра? Вроде всех мальчиков забирают.
 — Я бы пошёл, да вот дядя сказал остаться дома. Загон делать.
 — Значит утром увидимся.
 — Пока, Марина: «какой "увидимся"? Я ж наверное с князем встречусь да на охоту пойду».
Марина пошла домой, ещё раз встретив на пути Юрина. Они попрощались и разошлись.

***

 Арсус вошёл в дом, быстро полез по печке и лёг в полати. Вскоре Юрин воротился, уложился спать на печи, и заснул. Арсус всю ночь смотрел в потолок, и всё же смог уснуть, но стоило подумать о князе, как от волнения просыпался. И так всю ночь.