Психотерапевтический сеанс. В Филатовском слоге

Ксения Мира
Литературный проект 1000 дней и ночей с Поэзией и Прозой

Циклы «Слово для жизни» и «Наука в стихах».


«Психотерапевтический сеанс». Шуточное стихотворение в Филатовском слоге.

публикация частями


Слог Леонида Филатова вдохновляет меня так же, как и Шекспировский стиль, каждый в своём духе, но оба - столь же сильно - и говоришь ими хоть каждый день, но я ещё раньше решила не записывать - это их литературное изобретение. Но это ещё и передаваемая писателями традиция, и восхищение настолько мощное, что не удержалась и решилась в память и в бесконечное продолжение Филатовского слога на написание «Психотерапевтического сеанса» - с данью уважения к слогу, как форме, определившей на этот раз содержание - юмор, знакомый нам по «Сказу про Федота-стрельца, удалого молодца» и «Интервью простое» Леонида Филатова:

В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!
(Л. Филатов, отрывок из «Интервью простое»).

«Психотерапевтический сеанс» задумывался мной в прозе, но начну с поэзии. Смысл задумки «Сеанса» в том, что к чему мы приходим с годами, так это к тому, что можно многое победить: болезни, стихийные бедствия... Но вот субъективизм человеческих мнений, когда истинная правда одна, а мнения эти пытаются спорить с ней, - наверное, нет, или с трудом и даже с боем. И, конечно, о медицине, как медики порой как и все люди совершают ошибки, не доискавшись вовремя причины и леча-калеча вовсе не от того. Был сильный человек, перенесший несколько инсультов, следы которых врачи обнаружили так поздно. Поэтому в сюжете многое сплелось: основная линия - действительность, в которой субъективность мнений мешает людям, закрывая правду, и врачебные ошибки и лучшее из теории и практики учения о психоанализе, и даже главный герой Иван чем-то напоминает Ивана Бездомного.

За «Психотерапевтическим сеансом» стоит настоящая грустная история, которую переживали несколько людей, тогда как главному герою «Сеанса» приходится переносить всё одному.

Так этот жизненный каламбур обрёл форму «Психотерапевтического сеанса», который мы с вами начинаем...

(Здесь и на сайте моего проекта будет публиковаться продолжение).


Вместо эпиграфа

Из лекции без номера
«Психоанализ - стресс для пациента и большое откровение для врача,
или стресс для врача и большое откровение для пациента,
как та старость, что не радость, и как молодость не жизнь,
значит, молодость - то радость, но а старость - это жизнь?»


«Психотерапевтический сеанс»

каламбур в Филатовском слоге


Так Филатов только мог -
Претворить дух сильный в слог -
С ним проблемы все решимы
И в словах всей жизни толк.

Только нужно пользы для
Стих расходовать не зря -
Говорить же лучше прозой,
Никого при том не зля.

Наш герой - обычный клерк,
С виду - тот же человек:
Коль внезапно захворает -
Для него уж свет померк.

Перед ним горит ноутбук, -
Тоже мне, сыскался друг! -
Только любит очень Ваня
Проводить лишь с ним досуг.

Резко в спину что-то «Ой!»
Все вскочили: «Что с тобой?!»
- Я не знаю, только больше
Не хожу я по прямой.

- Ай, несчастье, ох, беда!
Где болит? - Нажми сюда.
Нет, не трожь, уж очень больно -
Хватит мне и так вреда.

- Может, это ревматизьм?
- Или нужно больше клизьм?
- Али подхватил ты вирус -
Оттого поник и скис?

Ваню в позе буквы «С»
Кто-то уж в больницу свёз -
То ли плакать, то ль смеяться,
Но опять-таки до слёз.

Сердобольные врачи
Растянули калачи:
Буквой «Зю» теперь Иван наш,
Хошь - молчи, а хошь - кричи.

Старый электрофорез
Обезболивающих без
Взялся править спину. Ваня
Отказался наотрез.

Только если отменить,
То начнёшь опять хандрить,
И от этого леченья
Всё равно пилюли пить.

И перцовая есть мазь -
Но по стенам ты не лазь:
Хоть ожог её пекучий -
Всё стерпи и не проказь.

Процедур сколь и мытарств -
Но от боли нет лекарств,
Доктора уж долго бились,
Да сдались, уйдя в отказ.

Рецептурный взяли бланк,
Пишут: «Антидепрессант
Каждый день и каждый вечер,
Средств не хватит - топай в банк,

Боль притупят, и хандру
Ты забудешь по утру,
В эйфорийном состояньи
Будешь высекать искру,

И бесплатный фейерверк
Впредь в тебе чтоб не померк -
Пропишу психоанализ,
Хоть и он вчерашний век».

Ох, у этих докторов
Полушария мозгов
Развернулись - непонятно,
Кто же болен, кто - здоров.

Пробный взял сеанс Иван -
Недоверчив докторам:
- «Так ведь до смерти залечат -
Я ж концы в конце отдам».

И великий Зигмунд Фрейд
Вслед теории своей
Завещал психоанализ,
Воспитавший лекарей.

И один из них такой
Поманил его рукой:
«Что ж, Иван, ляг на кушетку
И не думай головой».

Иван:
- «Как - не думать головой?
Чем же думать? - правду вскрой.
Так, гляжу, после сеанса
Не случился б геморрой».

Психоаналитик:
- «Пациент, смотрю, живой.
Не волнуйся, дорогой:
Здесь работать подсознанью,
А уму ты дай покой».

Иван:
- «Так у вас с рассказов всяк
Нахватает разных бяк -
И больным сочли б любого:
Подсознанье - не пустяк».

Психоаналитик:
- «Как ты сложно говоришь,
Ваня, точно ты хандришь,
Пропишу-ка нейролептик -
Не боись - не замолчишь».

Иван:
- «Вот нашёл себе беду! -
Горе сильному уму -
Прав писатель Грибоедов.
До свиданья, ухожу!»

Психоаналитик:
- «Пациент-то как вспылил!
Говорлив, а мало сил.
Седативного немного -
Чтоб умерить мыслей пыл».

Иван:
- «Говорю, что знаю я -
Правда - лучший здесь судья,
Уж и слова не сказать мне -
Учит каждая свинья».

Психоаналитик:
- «Ты холерик, я смотрю.
Вань, тебя я не учу:
Я тут спец, а ты - любитель,
В печь не лезь - я в рог скручу,

И хоть список тех лекарств
Всё ж здоровья не придаст,
Принимать, Иван, их нужно,
А не то мозг сдачи даст».

Иван:
- «Пакость эту принимать -
Больше буду я страдать,
Потому как дрянь с пелёнок
Я решил не потреблять:

Не курю я, и не пью,
Хоть здоровеньким помру -
Организм я специально
Ядом тем не отравлю».

Психоаналитик:
- «Я б не был с тобою строг,
Но как стукнет боль в висок
Или в спину - так метаться
Ты начнёшь и лезть в силок».

И, вздохнувши, наш Иван
Список тот с собою взял.
Оплативши мозгоправство,
Он домой поковылял.

Время движется вперёд,
А Иван таблетки пьёт,
Костеря притом леченье -
Боль никак всё не уйдёт.

Только с каждым бренным днём
Новый выскочит симптом:
То как реактор он активен,
То на всё глядит сычом.

Иван:
- «Хоть от боли я устал,
Но лечиться б так не стал -
Нестандартные подходы
Я ещё не применял.

Пишут, знахарь есть у нас,
Что снимает боль как сглаз,
Массажист и мануальщик -
Верхолаз и водолаз -

Видит всё как с вышины:
Глубину чужой души,
Боль телесную и мыслей
Ход прямой и виражи».

И пошёл он на приём,
Мыслью этой ободрён,
Твёрд в ней, как лесной орешек
Или как батон ядрён.

Знахарь силой ловких рук
Ване тут устроил щуп:
Где-то больно, где - щекотно,
И спины пошёл простук.

- «Больно, ой!» - кричит Иван, -
«Я тебе же не баян -
И играть на мне не должно -
Звук я чище не издам».

Мануальщик повздыхал,
Лгать Ивану он не стал -
Руки вымывши, коренья
Он из шкафчика достал.

Знахарь:
- «Не умею, Ваня, врать,
Слушай, что тебе сказать:
Коль врачи лечить не могут -
Остаётся колдовать.

В людях ноне волшебства
Ты не сыщешь ни хрена,
Но попробуй травы, Ваня,
В них остались чудеса.

Если будут галюны -
Пить отвар ты прекрати.
Честно я тебе ответил?
Ну, здрав буде, заходи!»

Прав был знахарь: тот отвар
В нём виденья вызывал,
Только травы всё же лечат,
Хоть и в голове аврал.

Ваня долго сны смотрел,
Истерзался, похудел -
Ничего не помогает -
Он уж вешаться хотел.

Иван:
- «Кабы мне дать револьвер-
Я и то бы не сумел:
Больно жизнь люблю, но боли
Всё же должен быть предел».

Вань, не нужно было пить,
Чтоб такое говорить,
Только то и в трезвом виде
Всё равно нельзя забыть.

Иван:
- «Что безвреднее? Ей-ей -
Я не знаю, что скорей
Болевой синдром изгладит?
Утро ночи мудреней -

Как я высплюсь, так решу:
Терапию ль прохожу,
Али травы, иль таблетки -
А сейчас не разрешу».

Ранним утром наш Иван
Бросить свой хотел диван,
Но опять к горизонтали
Он вернулся, будто пьян:

Боль не хочет отпускать,
И нормально с ней не спать,
Да чего - договориться
С болью можно не мечтать.

Он и думал и гадал,
Даже гороскоп читал,
Обезболивающих горсти
Вместо завтрака съедал.

Иван:
- «Добрый нужен мне совет,
Как любить мне белый свет,
Если каждый день боль терпишь,
А врачам и дела нет.

Роботов изобретать
И ракеты запускать
Могут люди, но себя же
Не умеют врачевать -

Вот всей жизни парадокс -
В разных сферах перекос:
Что-то нежим и лелеем,
Что-то валим под откос».

Темой Ваня завладел,
Поделиться захотел -
Правда, не с кем - доложить то
Только зеркалу сумел.

Вспомнил спорщика-врача:
- «Дай зайду-ка невзначай -
Разговор с таким субъектом
Всем Иванам по плечам».

Ох, и Ваня, ну ершист,
Но душою всё же чист,
Да чрез мер самоуверен -
Золотой был медалист,

Но расчёты мудреца
Всё ж не избегут конца:
Вышний ум всегда умнее -
И мудрец - как брат глупца.

Иван (перед кабинетом психоаналитика):
- «С головой я на плечах,
Как вода в своих ключах,
Как акула в океане,
И сдержу себя в руках».

Психоаналитик:
- «О, Вы сами что ль пришли?
Время всё-таки нашли.
Проходите, не стесняйтесь -
Все проблемы разрешим».

Иван:
- «Так уж все - да разрешить?
Разговором? - Мне б так жить!
Только боль одним лишь словом
Как врага не истребить».

Психоаналитик:
- «Но навязчивая тема -
Это же уже проблема,
Мы о ней поговорим
И решим сию дилемму:

Что вы делали, Иван?
Что из мыслей ближе вам?
Чем загружено сознанье? -
Потолкуем по сердцам».

Иван:
- «Повторять мне можно сколь? -
Каждый день терплю я боль,
И в меню - одни таблетки,
Сплю, но мало, иль нисколь.

На вопрос ваш «как дела»
Я отвечу завсегда:
Буква «х» дела венчает -
«Хорошо» бишь, не беда.

Психоаналитик:
- «Снятся вам какие сны?
Кто и что в них вам видны? -
Подсознание подскажет,
Чем вы обременены».

Ваня думал, что б сказать.
На ходу стал сочинять -
Интересно бы послушать,
Как врач будет объяснять.

Иван:
- «Шляпу видел я во сне,
Что летает в вышине
Над лугами и морями -
Этот сон, он об уме?».

Психоаналитик:
- «Всё мужское - вроде шляп,
Женщина - всегда ландшафт -
Почему? - необъяснимо,
Но считается, что так (1)».

Иван:
- «Коль пейзаж я вижу сам -
Значит, мысль про милых дам?
А летающая шляпа -
Это довод к мужикам?

Эдак всякий вы предмет
Обратите в винегрет!» -
Ваня споро спрятал шляпу -
Шляпы нет - и дела нет.

Иван (продолжая):
- «Так, гляди, к картине «Сон»
То же скажешь в унисон,
Но художников не трогай -
Есть приличий же закон!

И «Войны апофеоз» -
Из голов возрос колосс -
Вы и то психоанализ
Притащили б на погост?

Ну, а чёрный брат-квадрат -
Вот Малевич был бы рад,
Что психологи в палатах
О фигурах говорят!

Сны совсем тут ни при чём!
Мучит боль - делись мечом:
Дай мне сильный анальгетик -
Эту помощь мы зачтём.

Ну а вам что снилось, док?
Ваш анализ вам помог?
Или медицинской тайной
Сей окутан уголок?»

Психоаналитик:
- «Не секрет. Себя лечить,
Всё равно что воду пить,
Что играть без струн и клавиш -
И не стоит говорить.

Коль предметен твой вопрос,
Потолкуем же всерьёз,
Что нейроны беспокоит
И кручинит пылкий мозг.

Боли все твои, Иван,
От душевных прошлых ран,
И симптомы - отголоски
Впечатливших душу травм. (2)

Даже боль твоя в спине
Рассказала много мне:
Тяжек груз ошибок жизни,
Только дело всё в тебе».

Иван:
- «Бесподобно! - всё - во мне!
Это совесть что ль в спине?
Как же быть тогда с рентгеном?
То ж не вилкой по воде!

Сколько жил - до этих пор
Грыж не видели в упор,
Или просто не сказали -
Ну, каков здесь уговор?

А теперь, себе представь,
Оказалось их аж пять!
Что-то раньше на осмотрах
Не хотели замечать.

Насчитали столько грыж!
Медицинский люд бесстыж,
Как и все, а помираешь -
Так и то покажут шиш,

Или - хуже - всё - потом,
После вскрытия начнём
Говорить, но только поздно -
Пациент на свете том».

Психоаналитик:
Ох, и сложный вы клиент
И проблемный пациент.
Всю испробуем методу -
Завершим эксперимент».

Иван:
- «Вот ещё - эксперимент!
Пошутить нашли момент,
Тут не знаешь, что и делать,
Док, а вы всё как студент!»

Психоаналитик:
- «Хорошо, введу вас в транс,
И наступит как абсанс,
Разберём мы этот ребус -
Будет ключ к замку у нас,

А ещё возьмём гипноз,
Что ухватит хворь за нос,
И с таким мы арсеналом
Быстро выправим прогноз».

Иван:
- «Хватит, стойте! Не сейчас!
Всё, тайм-аут, пит-стоп у нас!
Физкультуры курс возьму я
У Бубновского хоть раз».

Психоаналитик:
- «Дело Ваше - что сказать,
Я не буду запрещать,
Вместе скрученных с гантелью
Вас не стану разлучать».

Дома думал наш Иван:
- «А с чего я начинал?
Вспомнил: антидепрессанты -
Только б выдержать мозгам!»

Взял пилюли и стакан,
Пораздумал, повздыхал...
Залпом химию ту выпил
И часов двенадцать спал.

Иван (проснувшись):
- «Всё плывёт... ум тормозит...
Чем же это мне грозит?
Я ж должон быть рад и весел -
А как тесто скис и сник.

И зачем я это пил?
Никогда так не тупил!
Посмотрю, что будет завтра -
Раз вдохнуть - и то нет сил».

Ночь прошла. Другой Иван
В эйфории утром встал -
Запоздали спецэффекты,
Но нажали по газам.

Прихватило ж удальца:
Тараторил без конца,
Брился быстро так - чуть было
Не остался без лица,

Сам с собою говорил,
Завтрак весь пересолил,
Чай горячий как холодный
Одним махом проглотил.

Сколько ж длился тот завод -
Инженер не разберёт,
Только сдулся этот шарик -
И без крыльев наш пилот.

Иван:
- «Как собою снова быть?
Как про боль свою забыть?
Сколь не жми стоп-кран, а поезд
Этот не затормозить.

То я сам - электровеник,
То страдаю, как от лени -
Нету триллера страшнее
Биполярности явлений!

Нюх и внутреннее чувство
Говорят - «не всё так просто»:
Где ошибочный диагноз -
Мне - не жисть, врачам - капуста -

Кушай, Ваня, - очень вкусно!
Что-то рассуждаю грустно...
Где ж они, специалисты?!
Все - в дипломах, в мозге - пусто!

Но другие же спецы
Душу - в дело, молодцы!
А начнут как все филонить? -
То-то выйдут голубцы:

К парикмахеру придёшь -
Шевелюры не найдёшь,
А костюм себе закажешь -
Лоскуты лишь соберёшь.

Ну, и как вам сей расклад,
Если вас надует всяк?
Труд с душой всегда бесценен -
Без неё и злат - медяк».

Долго Ваня так вещал
И себя увешивал:
- «Всё ж попробую нагрузку!» -
Позвоночник затрещал,

Как конструктор собирать -
Только в будущем мечтать,
Ситуация ж сложилась -
Нужно Ваню выручать.

Вновь невролог привлечён -
Он наукой увлечён,
Но во всех экспериментах
Пациент был вовлечён.

Невролог:
«Сколько энтих кренделей
К гире рвущихся скорей
Я раскатывал в спагетти -
Не видал таких вещей:

Ну, дружок, чего согнулся?
Что, Олимп не приглянулся?
Не взлететь? mg в квадрате -
И на землю ты вернулся?

Спорт большой, ты в нём - профан,
То, Иван, не по годам.
Всё чудишь, как тот ребёнок -
Я тебе двух лет не дам.

Только ты клиент не мой -
Инцидент здесь с головой,
Даже хромота и боли
Порождаются хандрой,

Вот и доктор твой, Иван,
Лечит от душевных ран,
Брат твой - психоаналитик,
Всё сказал я - думай сам».

Иван:
«Вам бы всё ля-ля жу-жу!
Хоть людей я не суду -
Переводите вы стрелки -
Я футбол и так гляжу,

Версий сколь у докторов,
Уж роман почти готов,
Но сюжет - само здоровье,
Пациент же - не здоров.

Сколь диагнозов у Вас,
И леченье - вырви глаз,
А не знаете, что делать -
Всё депрессия у нас,

И лекарствий - полон воз,
Скоро выйдут через нос,
А эффекта - ноль, ну, доктор,
Вам в сети устрою спрос!».

Кипятился - нету сил:
Взмок от речи, аж простыл,
Но вернулся к мозгоправу
Как известный блудный сын.

Ну, Ванюша, ободрись,
Духом крепким соберись,
И умом помимо духа
В этой жизни укрепись.

См. в дальнейшем продолжение публикации здесь и на сайте проекта.

2022, 2023 Ксения Мира

(1) ссылка толкование снов из «Введения в психоанализ» З. Фрейда.
(2) ссылка на лекции «О психоанализе» З. Фрейда