Случайность, совпадение или предопределение

Анатолий Лубичев
Сергей в назначенное время вошёл в районный отдел ГИБДД. В коридоре, перед дверью нужной ему комнаты, на стульях, вдоль стен, сидели посетители. Несмотря на то, что ему было назначено время, его предупредили о живой очереди. Сергей понял: - «Быстро решить свой вопрос не получится, придётся ждать».
В дорожном происшествии его вины не было, он затормозил по команде сотрудника ДПС, а шедший за ним «Пазик» врезался его «Москвичу» в багажник. Водитель «Пазика» не соблюдал дистанцию, поэтому разбор аварии был просто формальностью, только для того, чтобы подтвердить детали аварии и официально признать кого-то из водителей виновным.
Сергей прекрасно это понимал, и поэтому пожалел, что приехал на приём: - « Теперь потеряю уйму времени. Разбор аварии могли провести и без него, а за справкой заехал бы в любой приёмный день». 

Скуки «ради», спросил сидящего рядом с ним мужчину, который явно нервничал и мял свою шляпу в руках:
- Что, в серьёзную аварию попали?
- Не в аварию, намного хуже, человека на просёлочной дороге насмерть сбил. Вины моей нет, скорость не превышал, был совершенно трезвый. Можно сказать, случайно всё произошло. Мужчина прямо передо мной из кустов неожиданно вышел, я, конечно, отвернул, но уйти от удара не смог. Как думаете, учтут это в суде?
- Думаю, учтут, а насчёт того, что случайно всё произошло, это большой вопрос. Я, как специалист, изучивший в университете высшую математику и теорию вероятности, -  Сергей ничего из этого не изучал, а так,  просто интересовался, как любитель, и сказал это для пущей важности, для придания веса своим словам, - Могу сказать следующее. Мы часто слышим, после какого-то происшествия слова: «Дело случая, случайность, совпадение», а так ли это? Вот, скажите, вы часто ездите по этой дороге, сколько раз в день или в месяц?
- Не часто, раз в год, а то и реже. Всего несколько раз за всё время, как стал водить машину. На родину ездил.
- Ну, примерно, сколько раз, раз восемь – десять?
- Семь раз.
- Для простоты подсчёта решим, что десять. Сколько лет Вы водите машину?
- Да, уже двадцать лет.
- Выходит, вероятность того, что Вы проедете именно в этот год,  равна: один к двум, а того, что именно в этот день, вероятность равна: один к трёмстам шестидесяти пяти. Отсюда общая вероятность будет уже  в десять раз меньше. Рассуждаем далее. Вероятность того, что именно в этот час, равна:  один к двадцати четырём, что именно в эту минуту – один к шестидесяти. и именно в эту секунду тоже самое. Произведём несложный подсчёт, - Сергей вынул из кармана мобильный телефон и произвёл подсчёт. Получается что вероятность того, что Вы могли бы быть на том месте в ту же секунду равна: одному к трёмстам пятнадцати миллионам.  Если мы ещё возьмём вероятность появления в этом месте в это же время погибшего, то вероятность несчастного случая практически равна нулю. Аварии, как таковой, не могло быть, что и требовалось доказать.
- Но, как же так, ведь я сбил человека, это не исключить, это факт, а вы говорите, что аварии не должно было случиться. Почему же тогда это случилось?
- Вы задали вопрос, на который есть только один ответ: есть какая-то сила, которая и приводит человека именно в то место и именно в то время. Есть множество других случаев, когда их вероятность тоже мизерная. Например: сосулька падает на прохожего, удар молнии по человеку, попадание метеорита в кого-то и много  других случаев менее значимых. Спросите каких? Да, вот, таких, как эти: найти кошелёк, наступить на гвоздь, случайно оказаться свидетелем чего-либо, и ещё уйма всего, к  чему подходит мой вывод о существовании сверхъестественной силы.
- Я бы ещё сказал о приметах, - молодой человек пересел на стул напротив Сергея, проявляя интерес к разговору, - Что такое приметы? Наука считает – глупости, а я сотню раз убеждался, что они верны. Чёрная кошка, да и не только чёрная, перебегает дорогу -  жди неприятности или поломки в пути. Отправился куда-то, и вдруг обнаруживаешь, что что-то забыл - обязательно что-то из задуманного не сбудется. Уронишь столовый прибор -  появляется нежданный гость. Если вернулся - не получиться выполнить то, что наметил: учёт, ремонт или вообще  предприятие ликвидировано.  Эти приметы в моих случаях всегда сбывались, если я их игнорировал. Не все, но в девяноста процентах точно.
- А у меня, например, - вступил в разговор другой водитель, - В дороге очень часто происходи следующее: встречных автомобилей очень мало, изредка встретится какой, а как только закрытый поворот, обязательно встречная машина. И часто возникает такая ситуация, когда в одном месте собираются: встречное авто и  авто, стоящее на обочине. Кроме этого тут же может быть велосипедист или толпа людей, а всего чаще яма, когда от неё невозможно отвернуть. Складывается такая ситуация, что вот-вот готова произойти авария, думаю это тоже можно объяснить чем-то сверхъестественным.

К двери кабинета подошёл новый посетитель,
- Здесь как, очередь или по времени? Я, правда, опоздал.
- Общая очередь, - поспешил сказать молодой человек, - И я иду следующим.

Сергей обалдел. В новом посетителе он признал товарища, с кем много лет назад служил на границе,
- Коля, друг, каким ветром тебя сюда занесло? Ты же  за тридевять земель живёшь.
- Серёга, ты?!

Они обнялись.
- Понимаешь, я проездом, решил на машине проехаться по весям и городам. А тут какой-то балбес на мотоцикле подрезал меня, и я влетел в грузовик. И, понимаешь, этот балбес смылся, а меня, вот, пригласили на разбор аварии.

- Вот, пожалуйста, пример такой же случайности, о которых я говорил, - обратился Сергей к бывшим собеседникам.
- Ты о чём, Серега?
- Да, вот, разговаривали  о  всяких совпадениях и случайностях, пытаясь выяснить, они происходят сами по себе или их какая-то сила устраивает.
  - Ты, Серега не меняешься. Я помню, как ты командиру мозги пудрил о том, что охранять границу обходом или объездом бесполезно, и что вероятность обнаружить нарушителя очень маленькая. и предлагал устанавливать видеоаппаратуру. Кстати со мной тоже недавно очень странный случай произошёл…

Дверь кабинета открылась, и из-за неё выглянул полицейский в пагонах майора,
- Николай Богомолов явился?
- Да, я Богомолов.
- Проходите.
- Извини, - произнёс Николай в сторону парня и скрылся за дверью.
 
Наступило общее молчание, видимо, все старались угадать, что же за случай мог произойти с нарушителем очереди…