Гадкий утёнок

Николай Загумёнов
     Пожалуй, не ошибусь если скажу, что многим знаком этакий забавный курьез - скользнёт однажды ваш взгляд по лицам прохожих и в какой-то момент вдруг словно споткнётесь: "Мх... такое знакомое лицо!.." И начинаете судорожно ворошить свою память, "Где же я видел его?... Где?.. Черт возьми... Не помню..."
      Вот и со мной приключилось нечто подобное. Но я узнал его сразу. Он щел ссутулившись, какой-то расхлябанной походкой, точь в точь, как "профессор Плейшнер" из знаменитого фильма. Я невольно остановился, не решаясь подойти, и потом еще долго смотрел ему вслед.
      Лет двадцать тому назад, как-то зимним вечером, накануне Нового года, случайно встретил его в кафе. В то время был в моей жизни момент, что называют обычно - "черной полосой", когда я, если не сказать,- пал духом, то очень тяжелый. Лишившись работы, которая мне нравилась и долго, в поисках чего-то подходящего, работал дворником, истопником, грузчиком... И вот, в тот вечер забрала меня такая тоска, что не знал куда себя деть - хоть с моста! На дворе было холодно и морозно, и чтобы хоть как-то усмирить тяжелые мысли, я зашел в кафе выпить рюмку, другую водки, а заодно и согреться. В кафе было тепло, людно, уютно и все же - одиноко. В углу за столиком сидел он, на вид ему было лет шестьдесят, приятной наружности, ел не спеша и, как мне показалось, с удовольствием.
      Если бы меня спросили, о чем я думал, когда решил подойти к нему, то развел бы руками,  вероятно, просто не хотелось быть наедине с собой. Я был молод, глуп и, будучи провинциалом, - безнадежно наивен.
- Извините, вы не против если я присяду? - спросил я подойдя, стараясь как можно тихо и уважительно.
     Он резко бросил на меня взгляд, в котором я не увидел ни удивления, ни вопроса.
- Нет-нет, -торопливо продолжил я, - Не подумайте, что я пьяница, или того хуже - ненормальный... Я вообще-то не пью, но сегодня... Понимаете, могу сорваться,  и горько усмехнувшись, добавил, - в штопор... А пить в одиночестве как-то противно...
      Он оглядел меня более пристальней, и убедившись, что перед ним стоит вменяемый, простуженным голосом с оттенком участия, спросил:
- Что, совсем худо?
      Я отчаянно кивнул головой, и немного помолчав, заговорил с досадой:
- Обидно когда тебе в лицо бросают такое: "Вы не вписываетесь в наш коллектив...Ваши взгляды не совпадают с общим мнением." Да, конечно, провинциальность иногда подводит меня: бываю резок, если вижу что-то неладное... Что молчать?.. Я ведь родом из глубинки, там все как-то иначе - чище, честнее, без "задних мыслей", все на виду, простые, обыкновенные люди с какой-то даже прелестью... У нас ведь как, если дурак, то прямо и говорят, "Дурак", а здесь все иначе, - и тяжело вздохнув, я выпил рюмку водки.
- Вы простите, что не предлагаю, - кинув взгляд на горькую, -думаю, что было бы грубо, некрасиво, вы уж не обессудьте.
- Ну, от чего же,- вдруг оживился он, сухо улыбнувшись,- Я, пожалуй, не против.
      Меня вдохновил его порыв, мы выпили, и я, "выпуская пар", с горячностью говорил непереставая. Успокоившись, почти умоляюще, спросил:
- Как быть, посоветуйте, у вас жизненный опыт, что делать?.. Может быть мне плюнуть на свои заморочки, прикинуться "своим", что стоит лишний раз сказать начальству приятное, где-то промолчать, согласиться, закрыть уши и глаза... Так будет, наверно, проще жить? Верно?..
      Он все время внимательно слушал и по лицу было видно, что это ему интересно.
- Вряд ли я гожусь в наставники, - и немного подумав, он добавил, - С годами я понял, что надо чаще смотреть на себя со стороны, но только чужими глазами... Поймите, что жизнь  человека, в какой-то степени - хаос, но есть незыблемые истины, не усвоив их, невозможно подняться вверх... Жизнь надо прожить самому, пройти этот путь, падая и вновь поднимаясь, порой будет больно и горько, но свернув с него, вы никогда уже не сможете вернуться.
      Он замолчал, выражение лица его как-то изменилось, появилась едва заметная грусть, и вдруг заговорил:
- У меня есть старый приятель, в молодости он чем-то похож был на вас, этакий "гадкий утенок", извините за сравнение. Был далеко не глуп, имел талантишко, но со временем все растерял, потратил в погоне за успехом, признанием, славой...- сделав короткую паузу, продолжил,-Знаете, нет ничего обиднее, как услышать у себя за спиной, что ты пустоцвет, бездарь и серость... Скажите, вы никогда не задумывались над тем, что мы живем неправильно?
- Нет, - процедил я, удивленный вопросом, - не думал... Правда иногда я чувствую, как что-то теснит, гнетет, порой беспричинно, не удается вздохнуть глубоко, свободно и это не болезнь, нет, а что-то другое.
- Видите ли, молодой человек, наша жизнь превратилась в нечто, похожее на "беличье колесо." Мы безоглядно бежим... Куда? Зачем? Напрочь забыли о сострадании к ближним, дружим второпях, на бегу, утратив искренность, подчиняясь бездарной прихоти... У нас нет времени чтобы остановиться, посмотреть в глаза, понять что у человека на душе... Все наши жалкие потуги только ради каких-то обманчивых желаний... Понимаете?- он остановился, переведя дыхание, заговорил вновь, но уже спокойней,- И самое важное - исчезла любовь, в самом глубоком смысле...Поверьте, я очень рад, что у вас неспокойно на душе, значит она еще сопротивляется,значит вы  не растеряли самое главное - свою сущность.
      Он замолчал, было видно, как он разволновался, лицо его покраснело, взгляд стал острым, чувственным.
- Скажите, - начал я, желая прервать затянувшееся молчание,- Что стало с вашим приятелем?
- О...о! - он вскинул руками, глядя на часы, - Я совсем засиделся...Уже поздно, мне пора... Да, и вот что... Если я попрошу вас оказать мне услугу, вы не будете против?
- Да, конечно, - охотно отозвался я.
- Вот и прекрасно, поймайте мне такси, пожалуйста.
      Быстро одевшись, я выскочил на улицу. Когда такси остановилось возле кафе, он уже ждал у входа.
- Спасибо вам! - и видя мое волнение, добавил, - Не беспокойтесь, я за все расплатился. 
     Крепко пожимая мою руку, он посмотрел на меня таким теплым взглядом, что я до сих пор помню его.
- Постарайтесь не потерять себя, - глухо произнес он и, подойдя к такси, вдруг резко повернулся ко мне.
- Да... Вы спросили о моем приятеле... Приятель,- слегка растягивая, повторил он, - А приятель вот, перед вами.., - и не сказав больше ни слова, не прощаясь, сел в такси.