Парадокс 18. Петр Первый

Андрей Козлов Кослоп
Петр Великий был очень-противоречивым правителем. Отчасти потому, что метаморфоза начала 17 века (падение династии Рюриковичей, воцарение Романовых) была очень противоречивой. С одной стороны прогнали поляков, но с другой стороны у власти оказались приспешники «вора», казачье войско с Речи Посполитой, которое служило польскому королю, аки гоголевский Андрий, но были при этом русскими-православными. По вступлении ополчения Минина-Пожарского в Москву казачки переобулись, мол, мы-то русские-православные, свои. Но весь сыр-бор смуты происходил под руководством Романовых. Как раз перед освободительной операцией нижегородского ополчения главный Романов, Фёдор-Филарет, отбыл к польскому королю, чтобы обговорить все детали «новой Руси». В Москве же стали держать совет, думу думать, кого же на царство. Филарет был патриархом, ему не положено. Предложили его сына Михаила. Логично было бы на царство возвести Пожарского. Но Пожарский сам поддержал Михаила Филаретовича. Пожарский понимал, что Русь истощена. Михаил был благодарен Пожарскому, так как Михаила могли упеткать как поляки, так и ополченцы. А от них никакой Сусанин не спас бы. Михаил был осторожен и внимателен. Запад его не признавал, и древляя Русь помнила, who is who.
Но уже Алексей Михаилович, папа нашего Пети Первого, сообразил, что нужна идеологическая реформа. Новое вино в новые мехи, - учила Библия. Начались Реформы Никона. Двойное «Ии» сменило одиночное, двоеперстие  сменили на троеперстие. А под сурдинку обнулили всю документацию-литературу Рюриковской Руси. Раскол ознаменовался не только ропотом старой церкви, но и восстанием Степана Разина.
Петру досталось задача добить староверчество (Аввакум с товарищи был казнен при нем), сменить старую армию. Но тут начались противоречия. Петр разбив старообрядчество, лишил новую церковь патриаршества, а дворянство двинул в направлении секуляризированной культуры европейского образца. Петра не трогала ни старая, ни новая церковь, он думал об армии, флоте, вооружении в целом, для чего на Урале воздвигли горнозаводскую промышленность. То есть, Петр создавал нечто третье, нежели латентно униатскую церковь. При нем возникла Академия наук. При нем появился первый энциклопедист Татищев. При нем арап Петра Великого изучал баллистику. 
Возможно, по этой причине существует целых четыре версии  бытия-жития Петра Алексеевича, русского императора.
Первая – официальная. Медный всадник, потешные полки, металлургия Демидовых, Полтавская битва, строительство Петербурга, брадобрейство, битье морды Меньшикову.
Вторая предложена Мережковским. Мол, во время великого посольства в Европу, Петр много пил, помер (либо его поместили  в Бастилию, как «Железную маску» Дюма-отца) и вместо Петра приехал в Россию голландский офицер. Поэтому-то он так лютовал: заточил в монастырь сестру Софью, жену, казнил сына, стрельцов. То есть, устранял всех угрожающих разоблачением. В те времена и слух ходил в народе, что царь ненастоящий.
Третья заключается в предположении, что царь – это мальчик, которого  взяли из Немецкой слободы и заменили на родившуюся у царицы девочку. Мальчика спаивали-развращали и угробили  во время  посольства в Европу.
По четвертой, царь вообще родился и вырос в Саксонии, и его выдвинули на престол сторонники Священной Римской империи .  Совместное царствование Ивана и Петра – бумажно-виртуальная история, объясняющая наложение в истории жизни Петра на биографию царевича и царя Ивана. По своим вкусам Петр был 100% западным человеком, и жена его Екатерина была западной женщиной, до конца не ясно, кто ж она такая была. Говорила на немецком, звали Мартой Скавронской (что-то польское), воспитывалась в доме шведского пастыря в Латвии.
Сторонники всех версий имеют немалую аргументацию, но оная не лишена спорных мест. Такая вот прямо «Башня Расёмон» (есть такой экранизированный рассказ Акутогавы Рюноскэ с четырьмя версиями).
*
 Продолжение:
 http://proza.ru/2023/01/02/408