Книга и Фильм Характер героя в картине А. Куросавы

Ксения Мира
Исследование по разработке подходов к запечатлению живого сценического искусства
и
Литературный проект «Книга и Фильм»


Заметки 2022 и 2023 года
О передаче смысловых значений через воплощение и о сильных характерах
и
О теме ценности жизни
в кинокартине Акиры Куросавы «Отважный самурай Цубаки («Камелия») Сандзюро» («Телохранитель 2») 1962 года



Заметка 2023 года
О передаче смысловых значений через воплощение и о сильных характерах
в кинокартине Акиры Куросавы «Отважный самурай «Камелия» Сандзюро» («Телохранитель 2»)


В свете исследования и разработки подходов к запечатлению живого сценического искусства обновлена и данная заметка. И хотя здесь речь идёт о воплощении в кинокартине, отразить ту суть жизни многообразия творимого живого искусства в отличие от других форм, интересно рассмотреть и частично апробировать один из подходов.

«30-летняя камелия, хотя мне уже под сорок» - так именовал себя отважный самурай, ныне ронин и наемный телохранитель Сандзюро. А имена и названия многое значат не только в японской культуре, но в передаче смысла и самой сути именуемого. И посмотрите, как тут же раскрывается этот смысл имени – он его выбрал по наблюдению цветов камелий - в саду врага напротив: как только самурай именовал себя цветком, ранее говорив, что внешность обманчива, тут же в саду неприятеля в воду с плеском упал цветок камелии, и на этот звук отреагировал настороженный враг, а его собеседник спокойно сказал – «это просто камелия». И здесь дело как раз не во внешней форме, а в её связи с внутренней красотой, мастерством и искусством, и абсолютной неразгаданностью врагом, любующимся цветами в своём саду - и это не обман, а захватывающая своей красотой сила характера. Никогда не знаешь, что скрывается за легким шелестом лепестков. И в кинокартине два дополняющих друг друга описания, инь и ян характера героя, составляющие единое целое: он как сверкающая идеальная катана и как прекрасный цветок камелии.

И каким образом воплощаются данные смыслы и сам характер героя – рассмотрим далее.

Уместность каждого поступка и движения в поведении главного героя – само воплощение оправданности действия. Герой Сандзюро точно знает, когда можно и нужно ждать, а когда – решительно и чётко действовать. И это рациональное поведение воплощается через отношение главного героя к происходящему. Например, небрежно-изящная поза или собранность в минуты опасности, как в начале кинокартины: позевывая и почесываясь беспечно на первый взгляд, ронин раскрывает коварный обман и суть заговора группе молодых людей, и тут же, узнав о времени встречи, моментально перевоплощается, показывает свою истинную суть воина, готового к схватке, обнаружив окружение в кольцо врагами. Его характер воплощается даже в музыкальной теме, сопровождающей самурая: переходящая от бравой и шутливой мелодии к суровой, и мотивы постоянно чередуются. К ударам человеческой жизни и превратностям судьбы он выработал свое движение – подергивание плечом, но в деле он размерен в движениях, а в битве точен в каждом взмахе меча.

Ум и дух Сандзюро освещается и через сюжет картины, и ведомую им интеллектуальную игру, симфонию стратегии и тактики. Поскольку «Камелия» искренен и благороден духом, то и его игра разумов выглядит как грамотный приём, а не хитрость или коварство. Сам самурай воплощает путь доблести и чести - то самое Дао. Акира Куросава поднял важную для человека тему цели жизни - ввиду междоусобиц самураи теряли службу, становились ронинами, но Сандзюро вместо службы стал следовать самому верному пути - самой правде, наводя порядок и устанавливая справедливость там, куда его вела судьба. «Великий человек» - как сказал один из героев кинокартины.

Игра настроениями и смыслами в речи главного героя, только при произнесении одного предложения, также раскрывает характер напускной беспечности и насмешливое отношение и одновременно глубокую серьёзность и понимание суровости жизни и ответственности за каждое действие. Начиная фразу с этой самой серьёзностью, он тут же добавляет усмешку, вновь может нахмуриться, и снова перейти на иронию. Но каково отношение его самого к себе: понимая свои качества, он скромен и смущен при их обнаружении другими и похвалы. И это выражается во взгляде (актер притупляет взор, слегка морщится), в движениях (он начинает легко поправлять волосы на голове, но не приглаживая, а, наоборот, в другую сторону). Всё это маскировка характера. А своё высокое мастерство и готовность к немедленным действиям сквозь препятствия «Камелия» прячет за казалось бы небрежным отношением, но и эта маскировка выдаёт сильный характер, что примечательно, как раз через облик: Сандзюро постоянно держит руки в рукавах кимоно, а попробуйте из такого положения быстро выхватить меч из ножен - скрытый за внешней расслабленностью алмазный стержень духа. Столь сложен характер этой «скрытой крепости», но узнаваем блеск искусно выкованного меча, даже в попытке его замаскировать.

И кульминация воплощения характера духа героя происходит вновь через символизм: в качестве сигнала в ручей должны были быть брошены цветы камелии, а их бросили целую охапку – таков он, «Камелия», как сигнальный костер, и всегда на страже справедливости и вооруженный красотой своего мастерства и искусства.

И это один из сильных характеров, но с его маскировкой, сокрытием истины, хотя «сверкающий меч» невозможно не заметить. И есть другой потрясающий характер, который один замечательный человек точно и ёмко назвал «бугристым», и его воплощение, наверное, будет сравнимо с лепкой скульптуры, сочетающей в себе единство всех не сочетаемых на первый взгляд многообразий, уживающихся в одном человеке в гармонии совершенства иного рода - неповторимого и мощного, столь же сложного, как и верно подобранное определение, и характер этот живёт в самом человеке...



Заметка 2022 года

О теме ценности жизни и таланта и перевоспитании человека
в кинокартине Акиры Куросавы «Отважный самурай Цубаки («Камелия») Сандзюро» («Телохранитель 2») 1962 года


Сильные характеры восхищают. Но каково им, когда все думают, что такие люди все переносят благодаря этой силе? И вот я стала анализировать, почему люди могут не видеть трагедии в реализме - потому, что многие, ощутив силу другого человека, почему-то полагают, что он не может страдать или легче переносит страдания. Это неправда - все мы люди: на самом деле сила воли, характера, ум и душа помогают скрывать этому человеку переживания, когда внутри него ещё сильнее кипят чувства именно из-за сокрытия страданий и борьбы с ними один на один. Акира Куросава смог это воплотить.

Ранее я писала о достоинствах художественного воплощения Акиры Куросавы – он как резцом вытачивает проблему, предлагает ее зрителю на рассмотрение – и вы уже поглощены историей. Но что можно сказать более, так это о живописании самой кинокартины: Акира Куросава будто занят каллиграфией, и все штрихи кистью, чёткие и расчётливые, как взмахи самурайского меча или стрельба с ограниченным числом патронов, чтобы каждый из них попадал в цель, пишут характер героев и сюжетные линии.

Как и в кинокартине «Трое негодяев в скрытой крепости», чувствуется сожаление режиссёра об исчезновении тех храбрых воинов. В такой сильный характер он заключает мужество героя - одинокого путника жизни с моральным кодексом под звёздным небом. И, хотя вторая часть «Телохранителя» Акиры Куросавы представлена политической историей, подчеркнутой в нужных местах поэтичными, краткими и точными фразами, самурайский боевик превращается одновременно в нравоучительную и детективную историю.

В нравственном отношении герои кинокартины воспитывают друг друга в тяжёлых и нечеловеческих условиях бандитских разборок и политического заговора, а если говорить напрямую - братоубийственной и междоусобной резни. Главный герой, телохранитель Камелия Сандзюро, за кажущейся развязностью скрывает настоящего самурая, и зритель сразу чувствует и безошибочно узнаёт в нём благородного человека. Это отмечает и похищенная и спасённая самураем пожилая жена камергера, которую герой нарёк «старушкой»:
- «Вы ярко сверкаете»
- «Как это?»
- «Как катана, но безупречный меч должен храниться в ножнах».
И затем эта миролюбивая от природы женщина просит самурая «бросить скверную привычку» убивать. А после делает ещё более невообразимый поступок: ей удается завоевать доверие воинов умиротворяющей добротой – представьте себе невозможность перевоспитания взрослой и сложившейся личности – такова психология – всё нужно стараться успевать в детстве. Но у милой «старушки» это получается.

А сам самурай занимается перевоспитанием 9 молодых людей, заблуждающихся в принятии верного решения и в сущности борющихся за восстановление справедливости - и конечно, истинное благородство героя устремилось им на помощь - в этом сущность настоящего человека и добродетельной души.

С движением кинокартины мы можем наблюдать, как воспитуемые молодые люди развиваются интеллектуально и духовно. Один из них в момент сомнения в преданности телохранителя разъясняет своим товарищам поступки и высказывания Камелии: самурай смирил свою гордость во время спасения пожилой женщины и, встав на четвереньки и подставив спину в качестве опоры, чтобы она могла перебраться через стену усадьбы, образовал живую ступеньку – «потому что его поразила чистота её души», а все оскорбления и шутки у него вместо похвалы – откровенны и честны. Так приходит понимание человека – а это первооснова человеческой жизни. Вспомните слова Паратова из «Жестокого романса»: «Так выучитесь прежде понимать, а потом и разговаривайте».

И всё же нравственный смысл кинокартины заключен в двух ценностях - жизни и таланте, их охране и сохранении. И пусть, например, оттачивается мастерство владения мечом, но это не значит, что лезвие должно оборвать нить жизни. Это и выразил главный герой в конце кинокартины, когда после уговоров противника не начинать бой, вынужденный его несогласием Камелия повергает его коротким движением катаны и сожалеет о том, что это сделать пришлось:
«Он был таким же как я клинком, который не желал оставаться в ножнах, и всё же лучший клинок должен оставаться в них».

Жизнь неповторима, и люди индивидуальны, и только у лучших «мечей» талант огранён и мастерство оттачивается постоянно. Такую красоту души и интеллекта нужно ценить и сохранять, этот прекрасный разум, в чём надежда на будущее науки (сколько таких умов осталось в прошлом), а что сейчас можно сделать - нужно делать в настоящем.

2022, 2023

Ксения Мира