Проповедь в день памяти Игнатия Богоносца!

Роман Овчаренко
Ах, как богата была сирийская земля на великих служителей Церкви Христовой, особенно в первые века христианства. Это и не мудрено, ведь Сирия, несмотря на свой провинциальный статус в Римской империи, тем не менее была очень культурным и грамотным регионом. Люди, населявшие эти места, были весьма образованными, а главное любознательными, открытыми для новых идей. Главный город Сирии – Антиохия дал нам таких известных христианских богословов как: Игнатий Богоносец, Феофил Антиохийский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуетский, Феодорит Кирский и многих других. Ну разве можно считать после этого, что это место не благословлено было самим Богом?! В этом городе выступали с миссионерской проповедью апостолы Петр и Павел, а также Иоанн Богослов. Апостол Петр даже рукоположил своего ученика Еводия в епископа Антиохийской церкви.
Сегодня мы поговорим с вами об Игнатии Богоносце, чья жизнь – это гимн верности, мужеству и стойкости. О его жизни известно немногое, но ключевые сведения сохранены. Родился он, по-видимому, в Антиохии, так как на это указывает его ломанный греческий язык, характерный для тех мест. При рождении он получил языческое римское имя Игнатий, которое с латинского языка переводится как «Ignis» – «огонь», но в полном произношении («Egnotius» – как «не родившийся»). Что же это за такое странное имя, спросите вы? Не удивляйтесь. В те времена, люди были весьма суеверны, как, впрочем, и сейчас, и потому чтобы уберечь новорожденного малыша от злых духов, давали ему несуществующее имя. В имени заключалась вся сила воздействия. А как можно воздействовать на того, кто по имени не родился? Все это только подтверждает мнение ученых историков о том, что Игнатий родился в языческой семье, причем довольно знатной, раз они были осведомлены о практике обмана злых духов.
А теперь обратимся к его прозвищу: «Богоносец». Преподобный Симеон Метафраст связывает его с тем, что он был тем самым мальчиком, которого Господь брал на руки: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 1 – 2). Но как утверждает патролог А. И. Сидоров, это безусловно красивая, но всего лишь благочестивая легенда. Ведь даже сам святитель Иоанн Златоуст говорил: «Святой Игнатий не видел Господа во плоти». Но ведь прозвище Игнатий носил, значит должно быть иное объяснение. О нем мы обязательно поговорим позже.
А пока мы видим, что с приходом апостолов в Антиохию, количество верующих стало расти в геометрической прогрессии. Одним из первых обратился в христианство и Игнатий. Блаженный Иероним причислял его к слушателям и ученикам апостола Иоанна Богослова. Так, получивший прекрасное христианское научение он скоро становится незаменимой частью Сирийской церкви. И потому после кончины первого епископа Антиохийского Еводия становится его преемником. Игнатий пользовался колоссальным авторитетом у народа и обладал поистине великим даром красноречия. Люди часами отстаивали службы, лишь бы послушать потом проповеди святителя Игнатия. Это был действительно человек Божий. Историк Сократ рассказывал о нем, что тот видел ангельские хоры во время своего богослужения, которые воспевали Святую Троицу в антифонах, и поэтому впервые ввел в Антиохии антифонное (попеременное, двумя стоящими друг напротив друга хорами) пение. Также он первый использовал в своих письмах такое привычное нам слово «приход» («;;;;;;;;», в переводе с греческого языка «временное пребывание на чужбине»), под которым понимал отдаленные участки своей епархии, в которых его епископскую волю исполняли священники – настоятели прихода.
Служение епископа Игнатия пришлось на время правление римского императора Траяна. Несмотря на то, что это был весьма просвещенный император, тем не менее в вопросах гражданских он оставался неумолим. Для него христианство было вызовом лично ему как императору и римскому обществу в целом. Поэтому он, узнав о славе Игнатия, лично отправляется в Антиохию для расследования его дела. Итак, в 106 году Игнатий был арестован и приведен на суд к императору. На суде, среди прочих вполне ожидаемых вопросов, касающихся возмущения гражданского порядка, был и такой: «Почему тебя все называют Богоносцем?» На что был получен ответ самого Игнатия: «Тот, кто всегда имеет Христа в сердце своем и есть Богоносец». Разозленный непокорностью и упорством Игнатия, император Траян приговаривает его к казни, но боится провести ее в Антиохии, ведь народ обожает своего любимца, и потому отправляет его в Рим. В 107 году святитель Игнатий Богоносец был брошен на растерзание львам в Римском Колизее. Ни крика не проронил святой Игнатий. Последними его словами были слова молитвы. Прекрасно сказал о нем святитель Иоанн Златоуст: «Игнатий – образец добродетелей, явивший в лице своем все достоинства епископа».
Святитель Игнатий Богоносец оставил после себя семь посланий разным церквям. Лейтмотивом почти каждого письма служит мысль о единстве в Церкви. Уже тогда, это был ключевой, важный момент для осознания себя не только отдельным человеком, но и частью Церкви. Совокупность всех членов Церкви – это и есть тот единый организм, в котором обитает сам Христос. Или как еще сказано у него в другом месте: «Верующие – это хор, а Регентом у них является сам Господь». Сам Игнатий никогда не желал себе особой славы, наоборот, он словно предчувствовал, что его вера будет подвергнута испытанию: «Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею… Хочу быть Божиим… Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает ко мне изнутри: «Иди к Отцу!». Все совершенствование человека Игнатий Богоносец сводил к двум добродетелям: вере и любви. С веры начинается наша жизнь и в любви должна оканчиваться. С праздником, дорогие друзья.