Дядя Миша

Степан Каширин
У Вас есть друг? Если мыслить стереотипно, то, наверно вы его знаете с детства, а если отойти от шаблонов, то дружба может начаться где угодно и когда угодно. Бывают друзья и по работе. Видите вы человека целыми днями на службе, а в выходные, когда с другими сослуживцами не общаетесь, то с этим одним ходите на какие-то мероприятия или просто друг к другу в гости. У кого-то есть друзья по хобби, вас связывает общее дело. Допустим, выступаете в Доме культуры, поёте в хоре, а с кем-то одним общаетесь постоянно, не только в упомянутом заведении. Есть друзья по поэзии, по прозе и даже по спорту…  так вот у меня был друг по курам. Вы спросите:
-Ты же городской житель и родился в Москве! Какие могут быть куры в хрущёвской пятиэтажке? Тем более, откуда может взяться друг, разделяющий такой необычный интерес?
А вот представьте, был и это не метафора, не шутка, а чистейшая, правда. История эта оставила  глубокий след в моей памяти, поэтому я и решил её рассказать. 
 Была ранняя весна 1983-го года, мы с папой поехали на Арбат в зоомагазин. Это место мы посещали часто, потому что у меня жил щегол Кеша и сто пар рыб в огромном аквариуме, а для них нужен был корм, ну и вообще, животных я всегда любил и даже просто посмотреть на них уже было счастьем. Зоопарк место хорошее, там много кого можно увидеть, но зоомагазин в этом плане на много лучше, так как в нём можно не только посмотреть на живое существо, но и купить его, поэтому в зоомагазине я бывал раз в неделю обязательно. Нет, зверей, птиц и рыб я не покупал каждый раз когда их видел, иначе их стало бы так много, что они бы не уместились в нашей квартире, но за кормом ездил каждую неделю. Рыбок мы с папой покупали действительно часто и обязательно самца и самочку одной породы, таким образом, у нас и набралось со временем сто пар. Про то, что у меня жил ещё и уж, волнистый попугай, в разное время собаки и кот, я писать не буду, этот рассказ совсем о другом.
Там же, именно в этом зоомагазине на Арбате, мы приобрели моего щегла Кешу, но не не купили его, а сама судьба свела меня с этим маленьким другом.
Однажды мы с папой приехали в зоомагазин, как обычно за мотылём для рыбок, вдруг к нам подошла женщина и говорит:
-Здравствуйте! Вы извините, мне понравились глаза вашего сына, видно, что мальчик очень добрый и не такой как все. Я это чувствую. Поэтому и решила подойти именно к вам. Дело вот в чём, у меня есть щегол, ему уже много лет, он очень отличается от других птиц, он домашний, спокойный и не улетит никуда. В общем ручной. Такого вы точно нигде не купите. Я его очень люблю, но у меня сейчас такие обстоятельства, что мне нужно срочно уезжать, навсегда уезжаю, а не временно, поэтому щегла не с кем оставить, а с собой я его взять не могу. Я хочу его пристроить в хорошие руки. Отдать мне любимую птичку некому. Глядя на вашего сына, я поняла, что только ему я смогу доверить своего питомца.
После сказанных слов женщина подарила мне этого щегла. Так у меня появился мой самый первый друг. Женщина не обманула, всё, что она рассказала про Кешу, являлось правдой, он был ручной и спокойный. Когда я открывал дверцу клетки, он вылезал, пролетал по комнате три круга, а потом садился на люстру, это было его любимое место. Вечером он сам залезал в свою клетку и садился на жёрдочку, его не нужно было ловить и сажать внутрь.
Как я уже написал выше, птичку мне подарили именно в магазине на Арбате и вот мы с папой пришли туда снова, весной 1983-го года, приехали за кормом. На моё удивление, на этот раз там продавали цыплят, каждый пушистик стоил 35 копеек, не зависимо от пола. На Птичьем рынке точно такой же цыплёнок породы Леггорн тогда стоил всего 5 копеек, как поездка на метро, а тут, в зоомагазине на Арбате 35 копеек!
Этот солнечный день подарил мне новые ощущения, мы купили трёх цыплят и привезли их домой. Вначале они у нас жили в моей комнате в коробке из под ботинок, а потом я для них принёс огромную коробку которую мне дали в магазине и цыплята переселились на кухню.
У всех советских горожан домашними животными были собаки и кошки, а у меня домашними животными стали куры. Ухаживал я за ними так как наверное ухаживают за собачками во дворце английской королевы, мыл, кормил разнообразно и выносил гулять под окна на травку, благо перед домом была зелёная зона и высокий забор с сеткой рабицей, то есть ни людей, ни дорог там не было. Мы жили на первом этаже в пятиэтажке, но место было такое словно ты в частном доме, кругом берёзки, акации и сирень.
Процесс выращивания кур мне очень нравился и от всего этого было ощущение настоящего счастья.  Когда кто-то узнавал, что у меня дома живут настоящие цыплята как домашние животные, то все очень удивлялись и начинали давать всякие советы, никто не мог понять, как это можно держать в московской квартире кур?!
И действительно, в нашем дворе с курами я был единственный и на меня многие ребята ходили смотреть как на инопланетянина, и конечно же просили хоть на мгновение показать как выглядит цыплёнок. Городские дети этих милашек видели только на открытках или в книжках, а тут реальное живое пищащее существо.
Между нашим домом 40 и находящейся недалеко 701-й школой был школьный двор и небольшое пространство, размером приблизительно сто на сто метров, на котором росло много берёз, такой вот маленький лесочек, кусочек природы, его прорезала тропинка ведущая к двум футбольным площадкам которые находились уже на школьном дворе. В этом маленьком лесочке любил гулять мой прадедушка. Справа вдалеке была голубятня, а слева между толстыми стволами берёз местные пенсионеры смастерили скамейку из досок. На этой скамейке всегда собирались пожилые люди и молодые мужчины которые выпускали голубей. Тут сидели фронтовики из разных домов и дворов, приходили иногда и дети. Говоря современным языком, на этом пятачке происходила наша дворовая тусовка, обсуждались все новости прочитанные в газетах, велись все разговоры о прошлом, только вот женщин почему-то на этих сходках я никогда не видел.
И вот будучи куриной дворовой знаменитостью среди детей, я ходил к тем берёзкам за палками для кур, там были очень подходящие ветки для жёрдочек, да и трава росла аппетитная для моих питомцев. Ходил и как правило общался со своими сверстниками, но однажды меня судьба именно в этом месте свела с новым человеком.
Каждый цыплёнок у меня носил своё имя, назвал я их: Петя, Катя и Биг бой. Биг бой умер через несколько дней после покупки, остались только Петя и Катя. Они чувствовали себя прекрасно. 
Через несколько месяцев мои цыплята уже побелели, ещё не взрослые, но уже и не дети. Ещё чуть-чуть и станут совсем большими.
В один солнечный день я как обычно пришёл в тот маленький лесок у школьного двора где на самодельной скамеечке собирались местные фронтовики, моё внимание сразу привлёк незнакомый мне человек. К группе пенсионеров присоединился далеко не худенький мужчина, в очках и в полосатой тельняшке. Было необычно, все в пиджаках и только он единственный такой своеобразный матрос на пенсии. Мужчина удивил меня не только полосатой тельняшкой, пришёл он не один, в его руках был не реально огромный петух породы Леггорн, той же породы, что и мои Петя и Катя. Петух был идеально чистый словно его только что мыли с шампунем, на голове у него красовался огромный гребень, настолько огромный, что не стоял вертикально, а постоянно свисал под собственной тяжестью и при каждом движении головы сотрясался. Такой красавец, что тут же в голову пришла мысль - таких надо только на выставках показывать для демонстрации породы.
Я пообщался с этим пожилым моряком и рассказал ему, что у меня дома живут куры этой же породы, ну и конечно представился, что меня зовут Степан.
-А как Вас зовут? – спросил я.
-Дядя Миша.- ответил хозяин петуха.
Выяснилось, что дядя Миша жил недалеко от нашей пятиэтажки, в высоком по тем временам доме, который насчитывал аж четырнадцать этажей.  Я проводил дядю Мишу до его подъезда и мы остановились. Он посмотрел на меня и спросил:
-То что у тебя куры это очень хорошо, а кто за ними ходит ты или родители?
- Я ухаживаю.- ответил я.
-Молодец!- продолжил дядя Миша.- А что говорят люди когда узнают, что у тебя дома куры живут?
Я сказал как было:
-Говорят так, что кур не надо держать дома они не поддаются дрессировке, поэтому и не могут быть домашними животными. Говорят, что куры безмозглые.
-Вот кто тебе так говорит, тот сам безмозглый!- ответил дядя Миша.- Я считаю, что мой петух лучше любой собаки.
Дядя Миша мне дал свой домашний телефон и показал где находится его балкон. На этом и попрощались. С тех пор мы стали друзьями по курам. Дядя Миша мне много рассказывал интересного и мы часто с ним общались в том самом берёзовом лесочке, только уже вместе выгуливая своих питомцев.
Мой новый друг был старше меня ровно на шестьдесят лет, разница у нас была не только в возрасте, но и в курах. Мои были подростками, а у дяди Миши взрослыми, мои Петя и Катя оба белые леггорны, а у дяди Миши петух леггорн, а курица породы плимутрок. Он это объяснил тем, что плимутроки несутся намного лучше леггорнов, поэтому все “девушки” у его Пети обязаны быть исключительно курочками Рябами.
-К тому же.- пояснял дядя Миша.- Это красивее! Белый и рябая.
С чем трудно было не согласиться. Мне тоже его куры очень нравились и я хотел, что бы и мои ребята выросли такими же крупными как и у него. Что же касается его гиганта петуха Пети, то если верить дяде Мише, он у него ещё и долгожитель. Пете на тот момент было девять лет, а вот его многочисленные подружки почему-то долго не жили, за то неслись отлично. Многочисленные потому что курочка Ряба у Пети была не первая, как только “супруга” у петуха умирала, дядя Миша сразу ехал на Птичий рынок и покупал для своего любимца красивую взрослую курицу.
В те времена не было интернета и за нужной информацией приходилось “охотиться”, ездить в книжные магазины или на рынке у кого-то с рук покупать книги. Поскольку кур я очень любил, то всегда старался про них много читать, знал, что такое селекция и мог рассказать о разных породах. Всегда приобретал интересную литературу и штудировал её взахлёб, настолько любимой была эта тема! Глядя на гиганта Петю складывалось впечатление, что какой-то селекционер задался целью вырастить самого огромного, самого красивого и самого сильного петуха в мире. Настолько он был крупным.
Что касается его силы, то это не ошибка и не образ с моей стороны, однажды я сам был свидетелем необычной сцены.
Дядя Миша приходил на известную вам скамеечку и часто приносил с собой петуха. Пока пенсионеры общались, петух либо гулял в траве, либо взлетал на ветку берёзы. Зрелище красивое, человек десять старичков, а над ними на берёзе сидит огромный белый петух с красным гребнем.
Однажды появился какой-то незнакомый мужчина с немецкой овчаркой, собака была без поводка. К людям Петя относился нормально, а вот к собакам судя по всему уважения не испытывал и считал, что все сидящие на лавочке, равно как и этот маленький берёзовый лесок,  являются его личной территорией, собственностью и поэтому чужим тут не место.
Чаще всего Петя спокойно сидел на толстой ветке берёзы и вёл себя смирно, но когда он увидел эту овчарку, ему такое вторжение сразу не понравилось. Он сорвался со своего насиженного места и направился к незнакомцу. Собака была уверенная в себе и ничего не боялась, к тому же городская овчарка судя по всему никогда в жизни не видела кур. Петя подлетел, расправил крылья и толкнул овчарку. Собака стала защищаться, попыталась его укусить, но… увы, свои силы бедняга не рассчитала. Петя сначала отпрыгнул, а потом напал снова и на этот раз видимо вложил в свой мощный удар всю смелость, наглость и силу. Я впервые в жизни увидел как взрослая крупная собака от удара петуха упала и с визгом перевернулась, словно была маленьким и слабым щеночком. Петя добился своего, поверженная овчарка убежала с его территории.
Эту сцену я запомнил на всю жизнь.
Что касается дяди Миши, то я ни разу не видел, что бы Петя его клюнул или оцарапал, со своим хозяином петух вёл себя всегда смирно.
Однажды у нас с дядей Мишей зашёл разговор о том как у кого живут куры. Я рассказал, что мои обитают в огромной коробке на кухне.
- А у моих на балконе целый дом!- пояснил дядя Миша.- Хочешь, покажу?
Так я попал в гости к своему другу.
У дяди Миши была жена, тётя Нина, хорошая, рассудительная и спокойная женщина, очень гостеприимная.
Именно у них я впервые в жизни увидел непривычно длинный балкон. На этой лоджии размещалось интересное сооружение, сколоченное из досок и фанеры, действительно похожее на дом. Верх этого “дома” накрывала плоская “крыша” из большого мутного рифлёного стекла, свет через него проходил, а вот увидеть, что внутри было проблематично. Вы наверняка видели такие стёкла, напоминающие собой неровную ледяную поверхность.
Дядя Миша поднял это стекло, словно крышку багажника у автомобиля и моему взору предстала целая куриная “квартира”. Да, этот дом для кур на балконе сделанный дядей Мишей был настоящей квартирой. Первая комната была самая большая, в ней на толстой жёрдочке сидел огромный петух и курица. В фанерной стене этой своеобразной куриной гостиной, был проход во вторую комнату, чуть меньшего размера, там судя по всему размещалась куриная кухня, поскольку в этом помещении стояла тарелка с едой, блюдце с водой и что-то ещё. Третья комната была совсем маленькая, в ней не было ничего кроме соломы. Видимо она служила куриным чуланом. Из каждой комнаты можно было попасть в другую комнату через пропиленные дыры, своеобразные двери, только эти двери ни чем не закрывались, всегда были открыты, что бы куры могли свободно гулять по своей “трёшке”. Как я уже говорил, сверху весь куриный “коттедж” накрывался крышей, она же служила и окном. В общем, дядя Миша оказался талантливым самостройщиком куриного каркасника.
Я много у кого был в гостях, но такого никогда не видел.
Позже я часто ходил к дяде Мише и всегда когда собирался домой, тётя Нина мне доставала из холодильника куриные яйца, приговаривая:
-Это наша Ряба снесла. В магазине таких не купишь. Возьми домой.
Время шло, мои куры росли, покружила листьями осень, потом пришла искрящаяся снежная зима. Кур из дома гулять уже не выносили, да и люди в мороз старались поменьше выходить на улицу. Я как и прежде часто бегал в гости к дяде Мише, но самого хозяина стал видеть уже всё реже и реже, дома он почти не появлялся. Теперь я больше стал общаться с тётей Ниной, мы всегда с ней пили чай и разговаривали.
Однажды мы сидели в комнате за столом и она мне сказала:
-Представляешь, Петя обморозил себе гребешок. Почти минус тридцать было.
- Кошмар!- воскликнул я.- А как же они на балконе в такой холод живут?
Тётя Нина ответила:
-Дядя Миша решил проблему, он просверлил в стене дырку прямо на улицу и теперь из нашей кухни на лоджию выходит провод, у кур в домике появилась своя персональная батарея и люстра. Люстра это большая лампа, светит и греет, а что бы не обожглись, он лампу в железную банку вмонтировал и дырок наделал. Через эти дырки и проходит свет.
-А почему дядя Миша так редко дома бывает?- спросил я.- Раньше часто был, а теперь его почти не вижу.
-Он работает много.- ответила тётя Нина.- Может конечно на пенсии сидеть, но не сидит, устроился на работу.
-А кем он работает если не секрет?- спросил я.
-Да какой там секрет?!.- воскликнула тётя Нина.- Он устроился на ТЭЦ. Видел высокую трубу из которой дым идёт? Вот там в самом низу дядя Миша и работает сторожем.
Трубу я разумеется видел и не раз, она своеобразная достопримечательность нашего района, её видно ото всюду. В окно моей бабушки Веры полностью просматривался школьный двор, берёзки между которыми на скамеечке собирались местные пенсионеры, две площадки для игры в волейбол, 701-я школа и моя 81-я школа в которую я пошёл первый раз в первый класс. Так вот вдали за моей школой, была видна именно эта высоченная, покрашенная в полосочку труба районной ТЭЦ.
В детстве когда я впервые услышал известную загадку: <<А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, что осталось на трубе?>> моё детское воображение сразу рисовало именно эту нашу красно-белую полосатую трубу, я думал, что буквы А и Б свесив ножки сидели именно на этой самой трубе внизу которой дядя Миша работает сторожем.
Шли недели, месяцы, когда появлялась возможность, я ходил в гости, смотрел на кур, общался с тётей Ниной, но самого дядю Мишу так ни разу и не встретил. Привык я к этим людям, привязался словно они были мне родные бабушка с дедушкой, но было очень грустно от того, что мой друг по курам совсем исчез и находится всегда где-то там на своей работе.
Наступила весна, потом закончилась моя учёба и начались летние каникулы. Месяцев шесть уже я не видел дядю Мишу.
Перед 701-й школой проходила длинная полоска асфальта на которой белой краской были нарисованы деления и цифры. Эта дорожка играла роль линейки, только вместо сантиметров она показывала метры. Когда в 701-й школе уроки физкультуры проходили на улице, по этой дорожке ученики бегали спринты. И вот решил я пройтись по этой разлинованной тропинке. Лето, жара, ни кого на площадке не было, в траве стрекотали кузнечики и летали шмели. Я просто гулял на цветущем школьном дворе и вдруг вижу, вдалеке идёт мужчина в белой футболке и коричневых брюках, на голове кепка. Очень знакомый силуэт. Я пошёл на встречу. Чем больше между нами сокращалось расстояние, тем быстрее я увеличивал скорость. Эх жаль не было рядом какого-нибудь учителя физкультуры с секундомером, я бы точно получил пятёрку за свой спринтерский рывок, ведь рванул на триста метров и уверен, что побил все рекорды. Подбежав к дяде Мише я сразу обнял его как обнимают бросившись на шею к родному дедушке с которым не виделись много лет.
Тот день был радостный и тёплый, тогда я и подумать не мог, что это была моя самая последняя в жизни встреча с дядей Мишей.
Тётя Нина многое мне не рассказывала, просто всегда говорила, что дядя Миша работает и всё, а то, что он болел, об этом я узнал намного позже.
Прошли и эти тёплые месяцы моего детства. Мои куры выросли, я уже строил свои детские планы на будущее, но однажды наша жизнь резко изменилась, начались проблемы и беды. Озвучивать их не буду, скажу лишь, что нам нужно было срочно уезжать из родного дома.
Встал вопрос, куда девать моих кур? У моего папы было много знакомых, один из них жил в Курской области в деревни, у него был сын моего возраста, инвалид передвигающийся на коляске. У этих людей в деревне был свой дом и хозяйство. Вот им папа и отвёз моих кур, подарил тому мальчику. Родители знали, что кур я ни кому не отдам, как ни одна мать не отдаст своих детей, поэтому адрес и название деревни мне не сказали. Для меня это был сильный удар, но выхода не было, на новой квартире кур держать было нельзя, к тому же многие серьёзные проблемы не давали возможности завезти даже кошку. На всё нужно время и условия, а теперь их уже не было. Жизнь пошла не по моему сценарию.
Мы переехали на новую квартиру, но слово куры, стало для меня с тех пор на всю жизнь глубокой раной в сердце, я словно лишился своих детей которых вырастил.
Дядю Мишу и тётю Нину я потом долго искал, но не нашёл, удалось связаться только с людьми которые сообщили, что эти два старичка умерли, больше о них ничего не известно. Выяснилось, что оказывается у них даже есть дети живущие в другом районе, хотя мне тётя Нина всегда говорила, что детей нет, они одинокие, их единственный сын погиб на войне и поэтому дядя Миша стал много пить.
Про моих кур я тоже ничего не знаю, известно лишь одно, что они попали в надёжные руки, а где находится та деревня в Курской области, папа мне не говорит до сих пор, не смотря на то, что прошло уже почти сорок лет.