Одна ошибка трёх религий

Владимир Рощин
            Одна   ошибка   трёх   религий
_____________________________________________________

                1

В  обобщённом   понимании,  этой  ошибкой   является  то,  что
в  содержание   библейских   текстов,  (по  определённой  ситуа-
ции  в  которой  находились   авторы  их  создававшие), вставле-
ны  повествования  о  сотворении   мира,  на   основе   того,  как 
им  это  представлялось.   Однако  реальность   такого   события,   
как   показывают   научные    исследования,   была   совершенно 
иной.
Критически   отрицать   это   определение,  выдвигая  как   аргу-
мент,   понятие    сверхъестественного   Откровения,   возможно   
лишь  в  том   случае,  если   не  знать   исторического   развития   
этого  понятия  в   его  происхождении  или   сознательно  отвер-
гать  историю  на  основе  веры.
Здесь   уместно  сделать   несколько   замечаний,  обоснованных 
научными  исследованиями   в  области   этнографии  и  религи- 
оведения.

Прежде   всего,  можно   констатировать,  что   в   религии   есть 
своя   гносеология,  которая  основана  на  понятии  Откровения,
(т. е. «принятие  на  веру»  без  предварительных  рациональных
суждений),  как  способ  связи  с  трансцендентным  Богом.

Идея   Откровения   в    монотеизме    исторически   восходит   к 
теистическим   учениям,   допускающим    возможность    проро-
честв.   Более   того,  понятие   Откровения   уже  имело   присут-
ствие  в  античной  философии,  где  идея  бытия  соотносится  с
сущностным  Абсолютом.
Хотя  первой   предпосылкой   концепции  Откровения  является
распространённое   в   политеизме   представление   о   том,   что 
особые   избранники – колдуны,   шаманы,   духовидцы   и  тому
подобные   персонажи   в  состоянии  транса  могут  говорить  от
лица  высшей  силы,  временно  вытесняющей  их  личность.
Можно  напомнить, что  в  разных  христианских  конфессиях  и 
других   религиях,  толкования  этого  понятия  весьма  разнятся.

По  этому  поводу,  глубокое  и  принципиальное высказывание, 
сделал   один   из   первых    основателей    философии    деизма, 
Герберт  Чербери.
Единственным  путеводителем   в   разрешении  этих   вопросов,
Герберт   объявляет   человеческий   разум,  будучи   полностью 
убеждённым  в  ошибочном   полагании   теологов  о  его  несос-
тоятельности.      
«Если  все  наши   способности   помрачены  грехопадением,  то
на  каком  основании  мы  объемлем  веру  из этого  помрачения;
на  каком  основании  голос  её  правдивее,  чем  голос  рассудка
или  чувств!  А если  способности  наши,  по  природе  ли  своей
или  благодаря  Искуплению,  надёжны,  то  почему  же   отказы-
вать  в  вере  разуму,  почему  отрицать  его  авторитет?

В  этих   словах  Герберт  не  отстаивает  разум  без  веры,  но  и
не  допускает  веру  без  разума.
Отсюда  если  утверждать,  что  Откровение   сверхъестественно,
тогда,  это  понятие  веры,  разум  не  может  принять  не  осмыс- 
ленно  и  необоснованно,  по  любому  поводу  и  без  логическо-
го  оправдания.   
                2
Что  касается  обоснования  ошибки,  о  которой   идёт  речь,  то
можно  сказать  следующее:
Оно  стоит   на  ситуации  обязывающей  религиозных  лидеров, 
своих    исторических    эпох    таких,   как   св.  пророк  Моисей, 
св.  Иоанн  Богослов    и   св.  пророк   Мухаммад,   вынужденно
отвечать   на  эту  тему,  для  полноты   авторитета  создаваемых
ими   текстов.   
Эта  необходимость   возникала   и   подтверждалась,  причиной 
желания   интеллектуальной    потребности    людей,   заполнить 
пустоту  знаний  о  мире,  в  котором  они  существуют. Хотя  не
исключено,   что   и   у   самих   авторов   могло   возникнуть  их
личное  желание  обратиться  к  таким  вопросам.

                3
Этический   упрёк    к    ошибке,   состоит   в   необоснованности 
права   этих  людей,   на   раскрытие   подобной   темы  так,   как 
необходимыми   знаниями  в  области   естественных  наук,  они 
абсолютно  не  обладали.
Между  тем,  объяснить  физические   процессы,  происходящие 
в  природе   мира,   возможно   только   исследуя   его   научным   
методом.   
                4
Усугубляется   ошибка   тем,   что    религиозное    мышление,  в 
отношении   к   теме   о   происхождении    мира,   может   иметь
возможность  рассуждать,  лишь  в  сфере,  отвечающей  на  воп-
росы  (зачем?  и  почему?),  опираясь   на   умозрительные   пост-
роения.   Но  иметь  методику  проведения  практических  иссле- 
дований   и   математических  расчётов,  с   опорой  на  логику  и 
философию,  не  может  по  определению.
Отсюда  смысловое  наполнение  ответов  на  поднимаемые  воп-
росы,   во-первых,   не   имеют    характера    исследовательского 
анализа   и   сознательно   декларированы,  а   во-вторых   фанта- 
смагоричны  и  логически  непоследовательны.            
Поэтому  ответить  на  вопросы  (как  это?  и  что  это?)  религия
не  в  состоянии.   

Но  можно  заметить, что  в  конце  прошлого   века,  зародилась   
практика   притягивания   библейских   рассказов,   «за   уши»  к   
научным  теориям,  с  соответствующей  популяризацией.
Единственной,  целью   подобных   публикаций  является  спеку- 
лятивное    приравнивание    понятия   Откровения   к   научным   
открытиям  в  областях  космологии,   астрофизики  и  биологии. 
Думается,  что  люди,  занимающиеся  такой  практикой,  не  по- 
нимают,  что  этим   только   лишь   дискредитируют   всё   тоже   
понятие  Откровения,  апробируя  его  силой  науки.   
Что  в  конечном  итоге,  авторитет  трёх  мировых  религиозных
учений,  ставит  после  авторитета  научных  знаний.
В   этом    смысле   допустимы    лишь    критические   сравнения   
религиозного   мировоззрения   и  развития  научной  мысли,  но
не  подтасовка  одного  к  другому.

                5   
В   этой   связи,  возникает   вопрос –  если   серьёзно   восприни-
мать   истинную   силу   слов   Творца,  тогда,   как   может,  вся 
эта  галиматья,  содержащаяся  в  1- главе   Пятикнижия  Моисея
о  сотворении  мира,  быть  Божественным  Откровением?

И  может   ли   это,   нормально,   восприниматься  современным
человеком,  обладающим  научным   мировоззрением,  не  ущем-
ляя  и  не  теряя  интеллектуальную  совесть?
А  по  сему,  положительно   воспринимать   сочинение   Моисея,
можно   лишь,   как   потугу   человеческого  ума,  ещё  не  имею-
щего  достаточных  знаний,  для  раскрытия  таких  вопросов.
_________________________________

                6
Если  посмотреть, что  по этой  теме  через  пророка  Мухаммада
раскрывает  ислам,  то  в  самой   последовательности  суждений,
ничего   нового    кроме    своеобразия    его    личных    фантазий,
найти  не  удастся.   В  религии  ислама,  представления  о  сотво-
рении  мира   в   основном   взяты   из   иудейской  Торы,  в  кото-
рые  поставлена   некоторая   конкретика,  связанная  с  её  основ-
ной  догматикой –  (Шахады).

Однако  принципиальное  отличие  от  иудео-христианской  док-
трины  всё  же  есть.
Определяется  оно  в  том,  что  Мухаммад  не  говорит  о  сотво-
рении   мира    из    ничего,   и   соответственно   вместо   слова 
(сотворил),  в  Коране  чаще  употребляется  слово  (создал).

Надо  сказать,  что   комментировать  какую-либо   единую  кон-
кретику   по   смысловому  содержанию   (Сур)  и  (Аят)  Корана
довольно   сложно   потому,  что   толкований   их   смыслов  су-
ществует  неопределённое  множество.
В   конечном   итоге,  как  говорится:  «Хрен  редьки  не  слаще»,
так  что  и  по  отношению  к  пророку  Мухаммаду  нет  никаких
оснований  считать  его   слова,  истиной  в  Откровении. 
И  это  ещё   легко  сказано,  в  сравнении  с  тем, что  в  сторону 
ислама  говорят  ортодоксы  христианства.
_____________________________________

                7
Дальнейший  ход  развития  темы  заставляет  вернуться  к  хрис-
тианству.
Дело  в  том,  что   в   широко   известный   пролог   к  Евангелию 

от   Иоанна,   самим   автором   заложена    логическая    ошибка.
И  при  всём  уважении  к  святому,  невозможно   найти  способ,
эту   ошибку   оправдать    или    каким - либо   образом   скрыть.
Да  и  нужно   ли   это  делать,  если   она   выдаётся  за  Открове-
ние  Слова  Божия.

С  начала  статьи,  уделив  достаточно   внимания  философским 
суждениям,  об  Откровенных  озарениях  авторов  святописания,
теперь,  обратимся  к  критике  их  религиозного  толка.

Иоанн  пишет:
«В  начале  было  Слово,  и  Слово   было  у  Бога,  и  Слово  было
Бог.   Оно   было    в   начале  у  Бога.   Всё   через   Него   начало 
быть  и  без  Него  ничего  не  начало  быть, что  начало  быть».

Попробуем  разобраться  с  тем, что  в  этих  трёх  стихах  Иоанн
говорит    и,  что   он   не   говорит,   по   теме,  которая   
нас  интересует.
И  так  первое:
Критика  этих  стихов  может  состоять  в  том,  что  применение
устойчивого  словестного  оборота  «В  начале», – в  отношении
к   Творцу   некорректно    или   вообще   неправильно   так,   как
понятие  начала  с  Богом  несопоставимо.

У  Творца  с  Его  трансцендентной  вечностью  не  может  быть
начала,  а  значит   давать   некую   нулевую   точку   начального
отсчёта   Его   бытия,   невозможно.   Так  же,   как   невозможно 
помещать  Бога  Слово   в   начало   Бога  Отца  так,  как  в  соот-
ветствии   с   христианской   догмой    и    доктриной   идеализма, 
этого  начало  нет  ни  у  того  ни  у  другого.
При  этом   желание   выразить  независимость  Бога  от  катего-
рии   времени, – если   и   было    необходимо    показать,  тогда 
построение  фраз   в   стихах,  нужно   бы  делать  иное  и  более 
конкретное.
Если  же  Иоанн  хотел  сказать  об   отношении  Бога  к  началу
мира  и  применил  термин  «начало»,  как  понятие  временнОй
последовательности,  тогда  в  построениях  после  этих  стихов,
отсутствует  конкретика  наполнения  творческого  Акта  произ-
ведёнными  в  нём  событиями.

Это  можно   подтвердить   тем,  что   в   первой   ветхозаветной 
книге  Бытие,  Моисей  даёт  совершенно  чёткую  информацию
об  исполнении  Богом  творческого  Акта  и  последовательнос-
ти  творения.
«В  начале   сотворил  Бог  небо  и  землю», – в  таком  построе-
нии  всё  ясно,  твёрдо  и  понятно.
«В  начале   сотворил…» – то  есть,  говорится  о  начале  творе-
ния,  а  не  начале  Бога.
Сотворил  кто? – «…сотворил  Бог». 
Сотворил  что? – «…небо  и  землю».
Здесь  хорошо  видно,  что  в  сравнении  с  Моисеем  трактовка
первых  двух  стихов  Иоанна  получилась  расплывчатой,  пута-
ной   и   потеряла   прямой    смысл   определения    какого-либо
значения.

И  всё  же  главная  причина  вопроса  к  этим  стихам,  остаётся
именно  в   слове   (начало)  и  требует   продолжение  в  поиске
ответа. 
Глядя  на  текст  хорошо   видно,  что   всего   в  трёх  предложе-
ниях  пролога   оно  употреблено   пять   раз,  и  это,  безусловно 
не  случайно.   Невольно  хочется   спросить,  зачем  автор  дела-
ет  столь  частые  повторения?

По  прямой  логике,  такое  действия,  иной   причины,  как  уси-
ление  восприятия  смысла,  который  в  себе   несёт  это   слово,
быть   не  может.   Отсюда   возникает   потребность   проверить 
его  семантику,  как   на   греческом,  так  и  на  русском  языках.

Здесь,   этимологическое    исследование    категории    «начало,
проведённое  в Самарском  национальном  университете  имени
С. П. Королёва – даёт  следующую  информацию:

Язык – греческий.
«В  связи   с   развитием  теоретического  мышления  в  Древней
Греции  и  появлением  философского  знания это   слово   быст-
ро  приобретает  значение  философской  категории.
А  именно,  (начало)   как  то,  что   лежит   в   основании  или  в

основных  принципах.  И  «начало»,  как  первоисточник, основ-
ная  причина  всего  сущего». 
Иными   словами   термин  (начало),  как   философская   катего-
рия,  наделяется  статусом  Бога-Творца,  как  Первоначало.

Язык – русский.
«В  славянских   языках   слово   «начало»   и   «конец»  исконно 
имели   значение  края,  предела,  границы.   Следовательно,  мы
можем  говорить  о  том, что  исходные  значения  этих  слов – и
это   соответствует  логике   развития   языка – носило   конкрет-
ный   характер,   обозначая   пространственные  или   временные
пределы  материальных  объектов  или  процессов.

На   каждый   из    вариантов,   данных    научных    определений, 
делаем  свой  вывод.

Если   евангелист   Иоанн,  делает   акцент  на  временнОе  поня- 
тие   слова   (начало),  тогда   он  противоречит  не  только  хрис-
тианской  догме  о  вечности  Бога,   но   ошибается  в  этом  и  с 
позиции  философии.
Желая  показать  причастность  Бога  Слова  Христа  к  предвеч-
ной   категории   и  Акту  творчества,  Иоанн  использует  слово
(начало)   со   значением   его   семантики   в   греческом   языке 
того    времени,    чтобы     соответствовать    современной    ему   
философии.

Но  тогда   увидеть   какой-либо   смысл   в   построении   текста
пролога   невозможно   так,  как   уже  было   показано,  что  тер-
мин  (начало)  наделён  статусом  Первоначала –  Бога-Творца. 
Поэтому  если  словосочетание   (Бог  Слово)   ставить  рядом  с 
термином   (начало),  то   получается    наложенная   тавтология, 
исключающая  смысл  текста.    

Пример  построения  первых   трёх  стихов  его  пролога,  к  тек-
сту  Евангелия,  с  расшифровкой   значения   слова  (начало),  в 
греческой    семантике,   но    с   переводом    на   русский   язык,
и   в   религиозно     догматическом     смысловом    наполнении, 
входящих   слов,   выглядел   бы   так:

«В   Бог  было  Бог,  и  Бог  было  у  Бога,  и  Бог  было  Бог.  Оно
было   в   Бог   у   Бога.   Всё  через  Него  Бог  быть  и  без  Него
ничего  не   Бог   быть,  что   Бог   быть».

Конечно,   если   очень   постараться,   тогда    уловить   в   этом 
нечто   похожее,    на   разумную   человеческую   речь,   можно.
Но  это  настолько  коряво,  что  почти  полностью  теряет  даже
обычный  смысл,  речевой  связи.
И   вложить    в   подобное    построение    Божественную   идею
Откровения  о  предвечности  Христа  и  Акте  творчества,  кате-
горически  невозможно.

Поэтому  существующий  синодальный  перевод  Евангелия  не 
применяет  слово   (начало)  в  греческой  семантике,  а  исполь-
зует  его  смысловое  значение  в  славяно-русском  наполнении.
Но   это,   в   свою    очередь,    опять    возвращает   логическую 
ошибку  связи  Бога  во  времени.         

Отсюда,  с   учётом   проведённого   анализа   и  полученных  из
него  фактов,  можно  сделать  окончательный  вывод.
Ни  пророк  Моисей,  ни  пророк  Мухаммад,  ни  святой  Иоанн
Богослов,   никакого    подтверждения    в   своём   творчестве  к 
существованию  сверхъестественного  Откровения  не  имели.

Если  же  то,  что  они   писали   считать  за   Откровение,  тогда
остаётся  вынужденно,   в   сторону   Бога,  задать   весьма  дерз-
кий   и   нелицеприятный  вопрос.   Но  стоит  ли  это  делать?
                ________________________________