События повлиявшие на время написание ПВЛ

Томилин Михаил Леонидович
Какие события могли повлиять на время написание ПВЛ и ее содержание?


          Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Летописи могли использоваться русскими князьями для того, чтобы обосновать главный вопрос - кто из князей имеет больше прав на власть в княжестве или на Руси, поэтому летописи дописывались, переписывались или и уничтожались.

          Летописи были предназначены не только для церкви (они писались в монастырях), "явно их читали не только монахи-летописцы", а князья и бояре. С ними могли знакомиться и другие знатные люди, имеющие вес, деньги, влияние способные поднять на борьбу людей и оказать поддержку князьям, что было выгодно князю-заказчику.

          Не нужно забывать о младших братьях и детях князей и возможности, которые открывались перед ними при изменении информации в летописях.

          С ними могли ознакомится и простые люди, грамотных людей на Руси было много, свидетельство тому берестяные грамоты - их писали простые люди и даже женщины, дети.

          Олег Матвейчев в статье «А был ли Рюрик и Киевская Русь?» отмечает, что: «Повесть временных лет» писалась, минимум, тремя (!!) авторами, это только точно, что стопроцентно доказано, возможно, переписчиков было больше. Эти авторы исправляли друг друга, вычеркивали куски, дополняли от себя, то, что им казалось важным или что требовал политический или религиозный заказ….

          Повесть временных лет» писалась этими авторами в XII веке, то есть на 200-300 лет позже описанных в ней событий. Это сейчас есть архивы с книгами и СМИ, и то мы спорим об исторических событиях столетней давности, иногда давая просто прямо противоположные интерпретации! А что говорить о том времени! Тут достаточно сослаться на фундаментальные исследования Алексея Шахматова, хотя в наше время еще есть много новых данных.»

          Какие события и кто мог повлиять на написание ПВЛ?

          Согласно ПВЛ призвание Рюрика относится к 862 году, а писалась летопись, как выясняется лишь 200 - 300 лет спустя, то есть примерно с 1060-х по 1160 - е годы.

          Во – первых, с 1060 -ми годами близко по времени произошло важное событие- это конец правлением великого князя Ярослава Мудрого, о котором в Большой Российской энциклопедии сказано: «Ярослав Владимирович Муд­рый (в кре­ще­нии Ге­ор­гий) [978/979 – 19(или 20).2.1054, Вы­шго­род близ Кие­ва], князь ки­ев­ский (1016–18, 1019–54)» При котором произошел: «Слож­ный раз­дел Древнего Русского гос-ва по за­ве­ща­нию Я. В. ме­ж­ду пя­тью сы­новь­я­ми пре­сле­до­вал цель соз­да­ния ста­биль­но­го сень­о­ра­та (ус­вое­ние оп­ре­де­лён­ных по­ли­тических пре­ро­га­тив в об­ще­го­су­дарственном мас­шта­бе за стар­шим из Яро­сла­ви­чей – ки­ев­ским кн. Изя­сла­вом Яро­сла­ви­чем), что ста­ло на­ча­лом от­хо­да от обыч­ной прак­ти­ки рав­ных раз­де­лов.»

          Возможно за несколько лет до своей кончины князь Ярослав мог задуматься о судьбе своих наследников. Поэтому в ПВЛ говорится о главном городе Руси – Киеве, а значит и о главенстве киевских князей. Такая информация в ПВЛ могла обеспечить легитимность притязания киевских князей (сыновей Ярослава Мудрого) на власть на Руси после смерти Ярослава. Отсюда появление «киевоцентричности» в русской истории

          Во – вторых, если брать 1160 - е годы, то их можно связать укреплением власти князя Белой Руси Андрея Боголюбского который стал единоличным правителем после того, как в 1162 году из княжеств над которыми имел власть изгнал братьев и родственников, претендовавших на престол и несогласных с ним бояр. При нем начался новый период на Руси, когда центр истории перемещается из Киева во Владимиро – Суздальскую Русь. Для легитимности власти А. Боголюбского так же могли быть допущены изменения в ПВЛ.

          В – третьих - это роль самой церкви: «Очевидно, что для христианских историков, авторов «Повести временных лет» вся история до принятия христианства на Руси была не нужна и они были склонны изображать ее «темными веками» и делать все для ее забвения.» (О. Матвейчев «А был ли Рюрик и Киевская Русь?»)

         Приведем мнение А. Васильева из его работы " О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика" изданной в 1858 году : «Наши бытописатели монахи считая себя больше греками, чем славянами с полным небрежением к временам языческим, начинают свою новую историю с IX столетия. Историю прерванную также изобретением в 863 году Кириллом и Мефодием новой греко-славянской грамоты, грамоты заменившей славянскую глаголическую и Руны жрецов славянских... ( Остатки же рун, вовсе нам непонятных, мы и теперь видим на Варшевом камне у берега Ладожского озера и в многих других местах)»

         Интересно, что в черновиках «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева есть такая фраза: «О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведом был». Одна эта фраза заставляет по-новому посмотреть на «Повесть временных лет», положенную в основу большинства дошедших до нас летописей. Все ли в ней подлинно, достоверно, не умышленно ли уничтожали те летописи, которые противоречили норманнской теории? ( из статьи «Достоверность известных нам летописей» https://maxpark.com/community/2869/content/5950818)