Царство Славия на землях Великого Новгорода

Томилин Михаил Леонидович
Древнее царство Славия находилось на Новгородских и Псковских землях

          Царство Славия находилось на землях Великого Новгорода

          Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В данной статье попробуем определить археологические культуры, которые могли соответствовать времени возникновения земли или царства Славии. Исходить будем из того, что царство Славия существовала задолго до призвания Рюрика, то есть до летописных событий.

          Что говорится о трех царствах русов: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. … Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума, внутренние Булгаре же суть христиане".» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной около половины X века)

          Доктор исторических наук Могайт Аександр Львович в статье «К вопросу о трех центрах Древней Руси» писал: «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»

          Отметим, что единство славян пришедших на новые - старые земли своей прародины скрепляли племена потомков древних ариев оставшихся на Русской равнине посли ухода с неё их меньшей части, в чем помогла близость к славянам их языка, культуры, традиций.

          О существовании государственности северных славян в древности говорится в работе А. Васильева «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика» изданной в 1858 году.

          После фактов приведенных в древних источниках (подробнее в нашей статье «Государственность у северных и северо - восточных славян в древности»  Васильев отмечает: «Неизвестность времен даже существования городов, которых видны теперь только следы, неизвестность времени построения многих и до ныне существующих городов – доказывают, что славяне севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следовательно столь же устроены как и греки древних отдельных государств Греции и естественно имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявляются в стране раздробленной на малые области и управляемые выборными лицами. Но многие русские не хотят сообразить, что существование городов, т.е. благоустроенных общин не может быть без благоустроенности гражданской и как бы боятся подумать, что северные славяне, имея города должны были иметь установления законы войны и замирения»

          Отметим и важное замечание автора: «Славяне севера чуждые волнений и тревог южных славян должны были иметь, и свою Степенную Историю, прерванную великими внутренними междоусобицами … прерванную проникновением в Россию Христианства, обратившего не только всех тогдашних писателей, то есть монахов к греческим сказаниям, но увлекшего их в ненависть ко всему языческому, т.е. ко всему прежде бывшему…»

          Подчеркнем, что Рюрик был приглашен на княжение в земли, где уже были древние города и крепости такие, как Новгород, Ладога, Любшанская крепость и перечисленные в ПВЛ большинство летописных городов уже существовало причем рядом с более древними исконными русскими городами (об этом подробнее в нашей статье «Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?»

          Какие археологическую культуры были на северо – западе Русской равнины, которые относятся к славянам и существовавшие в период с V – IX века на территории будущей Руси?

          В Большой Российской энциклопедии говорится(БРЭ): «В Псков­ско - Иль­мен­ском ре­гио­не это – куль­ту­ра псков­ских длин­ных кур­га­нов (5–8 вв.), по всем при­зна­кам со­от­но­си­мая с ран­не­сред­не­ве­ко­вы­ми сла­вян­ски­ми древ­но­стя­ми, она по­сте­пен­но пе­ре­рас­та­ет в древ­не­рус­скую ... Кри­ви­чи псков­ские бы­ли пря­мы­ми по­том­ка­ми но­си­те­лей куль­ту­ры псков­ских длин­ных кур­га­нов. В Смо­лен­ско-По­лоц­ком ре­гио­не фор­ми­ру­ет­ся ту­шем­лин­ская куль­ту­ра (5–7 вв.) … В 8 в. сю­да пе­ре­се­ля­ют­ся сла­вя­не из Псков­ско - Иль­мен­ских зе­мель, скла­ды­ва­ет­ся куль­ту­ра смо­лен­ско-по­лоц­ких длин­ных кур­га­нов (8–9 вв.), ото­жде­ст­в­ляе­мая со смо­лен­ско-по­лоц­ки­ми кри­ви­ча­ми»

          Добавим к этому Культуру новгородских сопок — «славянскую раннесредневековую археологическую культуру, существовавшую на территории современного Великого Новгорода и возникшая из союза разных племен. Сформировалась примерно в VII—VIII веках».

          В БРЭ о ней сказано: «Сопок культура - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра 8–11 вв. в бас­сей­нах оз. Иль­мень, рек Вол­хов, Сясь, верх­не­го и сред­не­го те­че­ния Мо­ло­ги, вер­хо­вий Лу­ги, Плюс­сы. Ха­рак­тер­ны сопки, рас­по­ло­жен­ные по од­ной, в осн. две – че­ты­ре, до шес­ти (из­ред­ка до 20) близ се­лищ, гор. цен­тров Старая Ладога (бо­лее 40 со­пок), Рюриково городище и др. На се­ли­щах, об­ра­зую­щих ско­п­ле­ния (гнёз­да), изу­ча­лись сруб­ные до­ма с пе­ча­ми-ка­мен­ка­ми в уг­лу, ямы и др. хо­зяйств. со­ору­же­ния, сви­де­тель­ст­ва па­шен­но­го зем­ле­де­лия, жи­вот­но­вод­ст­ва, ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, кос­то­рез­но­го и др. ре­мё­сел, про­мы­слов, тор­гов­ли (сре­ди на­хо­док –дирхемы и др.). Леп­ная ке­ра­ми­ка (в осн. горш­ки с реб­ром в верх­ней час­ти) с сер. 10 в. вы­тес­ня­лась сде­лан­ной на кру­ге. С. к. сло­жи­лась в хо­де слав. рас­се­ле­ния, при­вед­ше­го к об­ра­зо­ва­нию словен; яви­лась ос­но­вой др.-рус. куль­ту­ры Нов­го­род­ской зем­ли.»

          По - нашему мнению археологические культуры псков­ских длин­ных кур­га­нов 5 – 8 веков и новгородских сопок 8-11 веков, как раз соответствуют временам существования царства Славии арабских географов. В этих культурах были уже и свои города, и крепости такие, как Ладога, Любшанская крепость, Рюриково городище и десятки других городищ того периода.