Сказка про железную колонну

Александр Чистов
Для лучшего понимания описанного ниже надо ознакомиться с предыдущими историями: http://proza.ru/2022/10/24/400 (Сказка про древнюю цивилизацию).


В деревеньке, что возле болотца один мастеровой хозяин решил сделать такую же железную колонну как в Индии. Ну, может не такую большую, а поменьше. Ему главное надо было понять, как её 1600 лет назад вообще могли сделать. У домового, который жил у мастерового за печкой, как-то мелькнула интересная мысль.
- Хозяин, хозяин, у меня появилась идея по поводу колонны. Я же практик…
- Ну, практик, поделись своей идеей.
- А ты сам-то как думаешь её делать надо? И какого размера?
- Та, что в Индии – очень большая. Метров восемнадцать высотой. Ну, и в земле – метра два. Итого – двадцать метров. Нам такую не сделать. Даже если Александр и дед Антон помогать будут. Поэтому наш макет будет метров пять и в земле – один метр. Всего – шесть метров. Впрочем, я не знаю, как её укрепляли, и была ли она закопана в землю или была укреплена на постаменте. Мы-то как будем делать?
- Надо будет Александра послушать. Что он расскажет. А пока я так думаю – цельной трудно будет сделать, даже вчетвером. Поэтому надо будет выплавить железные диски. А диски уже между собой соединить с помощью солнечного камня.
- Уточни – как это?
- Ну, вот выплавляем диск,  вот такой и вот такой, - начал объяснять домовой, показывая руками диск диаметром в полметра и толщиной сантиметров в десять. – Такой диск и выплавлять проще, и он не таким тяжёлым будет.
- А потом что?
- А потом в каждом диске надо будет три отверстия сделать, не насквозь. Отдельно выплавим вот такие цилиндрики, - и домовой опять руками и пальцами показал размеры соединительных цилиндриков – три сантиметра в диаметре и высотой десять сантиметров.
- Понятно, - прервал его мастеровой, - потом в отверстия нижнего диска вставляем цилиндрики, обрабатываем кюнташем, а сверху опускаем верхний диск. Так?
- Точно. Только отверстия на нижней поверхности диска и на верхней надо будет сместить. Тогда вся конструкция будет соединена более устойчиво.
- Да, ты, братец, непрост… А откуда ты это всё знаешь?
- Да видел однажды, как такие штуки делают…
- Ладно, пока Александра нет, будем болотную руду готовить. Много потребуется.
Несколько дней мастеровой ходил с тачкой в лес, на другой берег болотца и болотистые луга и день за днём возил оттуда в свой двор материал, из которого планировалось выплавлять железные диски. Вскоре в углу двора поднялась целая гора болотной руды. Он подсчитал, что если колонну делать высотой шесть метров и диаметром полметра, то конечный объём железа должен быть около 1,2 кубометра, а поскольку выход железа из руды, которую он добывал, составлял не более 20 процентов, то ему пришлось привезти около 7 кубометров материала.
- Пусть просыхает, пока Александр не приедет, - сказал он домовому.

В Индии завершился международный исторический конгресс, и Александр вернулся домой.
- Привет! Рад вас видеть. Ну, что? - спросил мастеровой, когда Александр с дедом Антоном утром пришли к нему, - железную колонну удалось посмотреть? Как она? Стоит?
- Привет, дядя Миша. Стоит! Не ржавеет. В свободное время нам устроили туда поездку. Это в двадцати километрах к югу от Дели. Как оказалось, она немного меньше, чем я ожидал. Один известный ученый, англичанин Александр Каннингем, который первым её описал для европейцев, в начале 19-го века, поведал, что её высота 18 метров. Но на самом деле высота колонны 7 метров.
- Вот интересно! – воскликнул мастеровой, обращаясь больше к своему помощнику, домовому. – Мы думали с тобой сделать уменьшенный макет колонны, а получается, мы попытаемся сделать её в натуральную величину! Кстати, мы придумали, как её изготовлять. Будем отливать железные диски, а потом скреплять их специальными цилиндриками, а для прочности всё будем обрабатывать солнечным камнем – кюнташем. Можешь попросить своих химиков из Университета подготовить нам новую порцию геля? 
- Да, конечно, попрошу. Сколько потребуется?
- Да я так прикинул… Литров 50…
- Ого! – удивился Александр, - это же целая бочка!
- Так и колонна не маленькая, высота 6 метров будет.
- Хорошо, попрошу. Но боюсь, что у них столько ингредиентов не найдётся. Надо будет органические кислоты для синтеза закупать. А бюджет штука сложная, если в планы не включено, трудно будет доказывать необходимость покупки.
- Саша, ты же знаешь, я человек достаточно обеспеченный. Пусть закупают, компенсирую!
- Хорошо. Попробуем. Ещё что должен сказать, - продолжил Александр, - наверху у колонны украшения в виде каких-то кругов, завитушек и квадратов.
Мастеровой взглянул на домового.
- Надо будет и нам наверху колонны что-то поставить… Хорошо бы что-то такое, чтобы люди сказу поняли и почувствовали – Индия. Что посоветуешь? - обратился он уже к Александру.
Александр задумался. Тут дед Антон высказал следующее:
- Я как-то на фотографиях отца видел драконов. Страшные такие. Или ещё есть восточные изображения с тиграми. Глаза навыкат, клыки торчат. Не пойдёт?
- Нет, дед, - ответил Александр, - то о чём ты говоришь – это китайские символы. А нам надо индийские. Может, Ганешу сделать?
- Кто это? - в один голос все спросили Александра.
- Индуистская мифология очень многообразная и сложная. Ганеша – это бог благополучия и мудрости, один из самых почитаемых в древней Индии. Да и сейчас индуисты ему поклоняются. У него голова слона. Я в Индии много таких изображений видел. Его история удивительная. Он ведь сын верховного бога Шивы и его жены Парвати. А они олицетворение Вселенной. Так вот, однажды Шива воспылал страстью к Парвати и кинулся к ней в ту часть дворца, где она жила. А Ганеша почему-то решил не пускать туда отца. Шива в злобе оторвал сыну голову и бросил её далеко в джунгли. Ужаснувшись такому поступку, Парвати решила вообще не пускать к себе Шиву. Шива отправил слуг искать голову Ганеши, но они не нашли её. И тогда, чтобы исправить содеянное, Шива прикрепил к телу сына голову пойманного в джунглях слона. Я даже в качестве сувенира привёз Ганешу из Индии. Вот, дядя Миша, дарю. Когда покупал, думал, просто сувенир тебе привезу. А вон как выходит. Ну, смотри, подходит он для верхушки колонны? Такого сделаем?
- Сделаем… Легко сказать… А почему у него только один бивень? И на ком это он стоит?
- Там несколько толкований, - ответил Александр, - мне лично по душе такая версия. В те далёкие времена был мудрец Вьяса, который знал всю Махабхарату, древнейший индийский эпос. Ганеша решил записать её со слов Вьясы. Мудрец начал нараспев диктовать текст, а у Ганеши внезапно сломалось перо. И чтобы не пропустить ни слова, Ганеша отломил себе правый бивень и смог дописать всё это гигантское повествование. Ведь Махабхарата в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи Гомера вместе взятых! Поэтому одного бивня у него нет. А позже в какой-то момент Ганеше пришлось сразиться с великаном. И вот когда Ганеша победил его, великан превратился в крысу. И на сувенире Ганеша стоит на ней, своём ездовом животном. Это всё очень сложно даже запомнить, не то, чтобы понять. Такая вот грань индуистского миропонимания. А ещё интересно, что у Ганеши был брат, то ли старший, то ли младший. Шива решил, что назначит начальником своих войск одного из сыновей. Того, кто быстрее сможет обежать всю Вселенную. Брат Ганеши первым сорвался с места и исчез вдали. А вот Ганеша просто взял и спокойно обошёл вокруг отца с матерью – ведь они и были Вселенной. Шива удивился поступку Ганеши и именно его назначил своим полководцем.
На некоторое время в комнате повисло молчание.
- Это всё безумно интересно, - наконец заявил мастеровой, - но как можно сделать Ганешу на вершине колонны? Ну, диски для колонны отольём, ну скрепим их между собой, уберём швы, получим железный цилиндр нужной высоты. Но фигура наверху!? 
- Дайте подумать, - сказал Александр. – Завтра в город поеду. Мне, правда, надо над диссертацией работать. Но у меня мелькнула одна мысль. Сколько ещё времени болотная руда просыхать будет?
- Не меньше недели.
- Вот через неделю вернусь…

Прошла неделя.
Александр с дедом Антоном снова пришли к мастеровому.
- Ну что, дядя Миша, просохла руда? – спросил Александр.
- Не совсем, - ответил мастеровой, - по всему двору её разложили, сам видишь, но ещё несколько дней надо. Специально брезентом накрыли, дожди были. Ничего, подождём. А что с фигурой придумал?
- Сделаем, - уверенно заявил Александр, - сегодня к вечеру к нам с дедом Антоном один новый знакомый приедет. У меня друг есть в Университете, а его родственник, родной дядя, скульптор, звание имеет – народный художник! Я с ним встречался несколько дней назад, про тебя рассказывал, про задумку с колонной. В городе у нас памятник русским монахам-воинам Пересвету и Ослябе видели? Это его работа. Всю свою творческую жизнь он, правда, скульптуру из бронзы делал. Я ему Ганешу показал. Он сильно заинтересовался идеей отливки фигуры из железа… Сколько сейчас времени? Три? Он в шесть вечера у нас будет. Чуть позже с ним придём. Хорошо?
- Хорошо, заходите, поужинаем, всё обсудим.
Александр с дедом ушли, но часа через четыре вернулись уже с известным на всю страну скульптором. Домовой благоразумно, как всегда, спрятался за печкой.
- Никита Андреевич, - представился скульптор, – для своих – просто Никита. И на «ты», пожалуйста.
- Заходите, заходите, - улыбаясь, встретил его мастеровой, - ужин готов. Потом поговорим.
- Ну, приступим, - после ужина начал разговор мастеровой, - Никита, тебе, наверное, Саша уже всё рассказал. Задумали мы железную колонну сделать, как в Индии. Саша там недавно был, своими глазами её видел. А мне, как практику, - чуть повернувшись к печке, нарочито громко, продолжил мастеровой, - интересна сама технология такой работы. Хочу сам себе доказать возможность изготовления такой колонны. А вот фигуру наверху сделать - не потянем.
- Да, задумка ваша интересная. Раньше я только с бронзой работал. Говорят, неплохо получается, - улыбнувшись, ответил скульптор. – Так вот. У меня есть несколько условий. Прежде чем делать фигуру, надо будет сделать несколько макетов. Я хочу понять особенности работы с железом. Плюс у вас будет не промышленное железо, а металл из болотной руды. Тем более предварительные выплавки потребуются.
- Сколько нам обойдётся твоя работа?
- Да что вы! Какие деньги! Я же тоже из интереса хочу этим заняться. Свои официальные заказы я пока отложил. После разговоров с Сашей, я понял, что Ганеша должен быть около метра высотой. Так?
- Наверное…
- Поверьте мне. Если мы хотим, чтобы колонна выглядела гармонично, то высота фигуры на 6-ти метровой колонне должна быть метр. Считаем договорились?
- Хорошо, 1 метр.
- Крысу не надо делать. Иначе снизу будет смотреться как нагромождение. Это на небольшом сувенире хорошо смотрится, когда его со всех сторон можно рассмотреть, в руках повертеть. А сложная скульптура двух разноплановых персонажей снизу не будет восприниматься как логическое завершение колонны. Хорошо?
- Да, хорошо, ты говоришь убедительно. Я теперь тоже так считаю, - согласился мастеровой. 
- Теперь сама колонна. Саша говорил, что это будет цилиндр полметра диаметром. Так?
- Да, так думали.
-  Для правильного восприятия зрителями лучше сделать её не так. Поверьте мне, надо сделать её в виде усечённого конуса, при длине 6 метров, допустим, 48 сантиметров с одной стороны и 52 сантиметра с другой.
- И больший диаметр внизу?
- Как раз наоборот. Меньший диаметр внизу, а больший наверху.
- Как так? Почему?
- Потому, что верхний конец от зрителя дальше, будет казаться тоньше. А всё вместе создаст иллюзию равномерной толщины колонны. И древние греки так делали. Верхняя часть их колонн чуть толще нижней. И тогда достигается полная гармония
- А ведь верно! Никогда бы не подумал! – воскликнул мастеровой.
- Теперь следующее, - продолжил скульптор, - не надо вкапывать колонну в землю. Железо начнёт быстро ржаветь. В Индии, правда, колонна не ржавеет уже 1600 лет. Почему – неизвестно. Там, конечно, климат другой. Морозной зимы не бывает. Но влажность там очень высокая. Не знаю, как у нас получится. Но точно, в землю не стоит вкапывать. Давайте подумаем как её на каменном или известняковом постаменте разместить.
- Наверное, и тут ты прав… - задумался мастеровой. – Ну, тогда надо раздобыть камень, сделать из него куб со стороной… Какой? С точки зрения художественной гармонии?
- Хорошо будет смотреться колонна на кубе со стороной 1 метр, - объявил своё решение скульптор.
Он взял чистый лист бумаги и сделал пару набросков колонны на таком каменном кубе с фигурой Ганеши наверху. Один из набросков был всеми одобрен.
- А как колонна должна быть укреплена на камне? – спросил мастеровой.
- А вы знаете как, например, в Санкт-Петербурге закреплён Александрийский столп на пьедестале?
- Не представляю. Наверное, основание столпа залито чем-то вроде бетона?
- Нет, - хитро улыбнулся скульптор, - никак не закреплено. Держится только за счёт своего веса!
- Не может быть! – воскликнул мастеровой. – Вот уж не знал. И что? Мы тоже не будем никак крепить?
- Ну, не знаю… Вот бы чем-нибудь… Ну… Вроде бы как склеить…
Внезапно за печкой послышался какой-то шум, и глиняный кувшин, стоявший на краю горнила печки, упал на пол и вдребезги разбился. Скульптор с удивлением разглядывал черепки кувшина.
- Что это он упал? – спросил он.
- Да, видать, я его как-то неловко поставил. Ладно, бог с ним, потом уберу.
- Я уберу, – заявил Александр, вскочил с места и смёл черепки в совок.
Александр вернулся за стол, и мастеровой с ним загадочно переглянулись.
- Никита Андреевич, есть один способ соединения камня с железной колонной. Правда, он не проверен досконально. Но должен сработать.
- Ну-ну, - ответил скульптор, - потом расскажите. А пока ещё момент. Мне потребуется, думаю, литров 300 воска или парафина.
- А зачем?
- Тоже потом увидите. Надо.
- Не волнуйся, Никита, - подумав, ответил мастеровой, – тут у нас в деревне многие пчёл завели. И мёд у нас замечательный, и воск в достатке. Дед Антон, как думаешь, 300 литров найдём?
- Ну, если по всей деревне пройтись, может и найдём, - подтвердил дед Антон. – А если столько в деревне нет, попросим, у родственников и знакомых и по соседним деревням соберём. Только ведь покупать воск придётся.
- Не вопрос, деньги у меня есть. Сколько сейчас воск стоит?
- Наверное, 1 килограмм – 1000 рублей, соответственно 1 литр чуть дешевле. Итого – 300 000 рублей. А почему ты воск в литрах меришь?
- Из воска модель будет. Объём Ганеши будет около 300 литров. Всё потом увидите.
- Как из воска? – удивились все.
- Увидите всё сами, - улыбнулся скульптор.
- Ладно, завтра по деревне прямо с утра пробегусь, найдём, если не к вечеру завтра, то к вечеру послезавтра, - пообещал дед Антон.
- Теперь камень. Связи у меня есть, завтра обзвоню поставщиков, достанут. Прямо сюда привезут. Но это тоже надо будет оплатить. Сумму завтра назначат, плюс доставка.
- Хорошо, не вопрос. Лишь бы привезли.
- Дальше, - продолжил скульптор, обращаясь к мастеровому - лучше бы мне жить здесь, у тебя. Понимаешь, когда я увлечён работой, то я иногда могу ночью вскочить с постели, чтобы продолжить работу и ничего не упустить. Пара прожекторов у тебя есть? На всякий случай.
- Милости прошу, Никита, дом большой, не вопрос. Один прожектор есть, второй, точно знаю, у деда Петра есть, завтра доставим.
- Хорошо. И ещё последнее условие, - заявил скульптор.
Все замерли. Что там ещё?
- Если у вас и у меня всё хорошо получится, колонна выйдет и с технологической, и с художественной точки зрения достойной, то…
- То что?
- Я договорюсь, и её место будет возле городского музея искусств. Станет экспонатом.
- Двумя руками поддерживаю! – ответил мастеровой, - Но тут уж всем надо будет постараться.
- Вот и хорошо… - подытожил разговор скульптор, - сегодня я уж у Саши и деда Антона переночую. Завтра к тебе переезжаю, готовимся и за работу.
- Всё, договорились!
Было уже поздно. Никита Андреевич, Александр и дед Антон ушли. Домовой вышел из-за печки.
- Ну, что братец? Всё слышал? Кстати, спасибо тебе за намёк на кюнташ. Я сразу понял.
- Хорошо, если сразу понял. А я тогда завтра в сарай переселяюсь. Не хочу скульптору пока на глаза попадаться.

Наутро дед Антон обошёл всю деревеньку, особенно тех хозяев, которые разводили пчёл. Он переговорил со всеми по поводу наличия воска и насобирал 200 литров, деньги за которые обещал выплатить чуть позже. Ещё 100 литров хозяева-пчеловоды обещали предоставить вечером, когда их друзья и родственники подвезут воск в деревеньку к вечеру этого дня. Скульптор переселился к мастеровому. Домовой незаметно перебрался в сарай во дворе. Скульптор и мастеровой осмотрели просушенную болотную руду и решили, что на следующий день будет проба отливки приготовленного железа в форму.
- Как и говорил, - объяснил скульптор, - мне надо почувствовать новый материал, как он должен быть расплавлен, как он льётся, как застывает.
Итак, пробы начались. Скульптор приготовил сами формы. Поступили очень просто. Сначала они с мастеровым нашли в районе болотца и привезли на тачках огнеупорной глины. Затем скульптор облепил индийский сувенир, Ганешу, этой глиной, сделав кубик размером 20х20х20 сантиметров. Потом скульптор поставил этот кубик прямо в тлеющий костёр, который был расположен рядом с большим горном. Когда глина полностью высохла в костре, но ещё не превратилась в камень, скульптор достал кубик из жара. Дав еемунемного остыть, скульптор специальным тонким ножом сделал аккуратный поперечный разрез кубика и извлёк оттуда фигурку Ганеши. Затем он снова положил половинки в жар костра. После того, как глиняные половинки превратились в углях костра в камень, скульптор снова достал половинки и внимательно их рассмотрел. Потом он взял грубый напильник и пропилил в краях форм круглое отверстие. Сложив вместе эти формы, скульптор убедился, что отверстие наверху форм позволит заливать в них расплавленный металл, если эти формы сложить вместе. Никита Андреевич подготовил несколько одинаковых форм таким образом. Александр и дед Антон встали у мехов, а мастеровой подготовил руду и уголь для плавки.
И началось…
Из руды с помощью угля выжигалось всё лишнее. Потом комки железа складывали в каменные тигли и снова ставили в печь. Когда металл становился жидким, тигли подхватывали большими щипцами и старательно выливали в подготовленные формы. Но, то металл застывал прямо в отверстии при переливке, то форма трескалась, и металл выливался через щели, ничего толком не получалось. И так пару дней.
За это время мастеровому доставили триста литров воска и гранитный куб с ребром один метр, а из Университета привезли большую канистру гелеобразного солнечного камня – кюнташа.
Вдруг на третий день, при очередной неудачной попытке залить жидкий металл через отверстие внутрь формы, все услышали, что в сарае что-то упало. Мастеровой зашёл в сарай и закрыл за собой дверь. Его не было во дворе несколько минут. Потом он вышел, помолчал несколько мгновений и заявил:
- Есть мнение, что расплавленное железо в форму надо не так заливать. Предлагается переделать форму. Точнее не форму, а вход для расплавленного металла.
- Это как?
- Сначала делаем как всегда. Облепляем Ганешу, подсушиваем. Режем форму пополам, извлекаем фигурку. А вот потом будем делать не отверстие, а просто полностью срезаем дно.
- Интересно. Давайте пробовать.
Так и сделали. И получилось ведь. Металл свободно, не застывая и не прилипая к краям входа в форму, залился в отверстие. После застывания металла форму аккуратно разбили и рассмотрели отливку. Получилось прекрасно. Только дно было нервным. Но, поработав грубым напильником, все выступы и шероховатости были сняты и железный Ганеша ничем не отличался от образца.
- Ну, хорошо, так и будем делать большого Ганешу, - сказал скульптор, - теперь – за основную работу.
Друзья вкопали брёвна и сделали навес от дождя, эдак, три на три метра. Потом долго готовили формы для отливки железных дисков. Поскольку было решено, что длина колонны будет шесть метров, а толщину диска определили в десять сантиметров, то надо было сделать шестьдесят дисков и при этом учесть, что колонна должна слега расширяться вверху. Но в первую очередь надо было подготовить соединительные цилиндрики. Если делать по три соединительных цилиндрика на каждое сочленение дисков, то их надо было приготовить не менее ста восьмидесяти. Для цилиндриков приготовили свои формы.
- Что это у вас в большой канистре? – спросил скульптор. – Что это за гель? Зачем?
- Понимаешь, Никита, - объяснил мастеровой, - это кюнташ, солнечный камень. В природе – это действительно камень. Но химики из Университета могут его делать в гелеобразном виде. Гель по свойствам идентичен камню. Да и работать с ним в таком виде проще. Мы тут недавно обнаружили, что если его добавить в расплавленное железо, оно становится намного крепче. Поэтому в цилиндрики будем его добавлять. Ещё мы установили, что и гранит сначала от него мягким становится, а потом кюнташ из него уходит, и камень снова становится крепким. Вот так и будем потом колонну к постаменту крепить.
- Интересно… Только почему об этом до сих пор никому не известно?
- Секрет кюнташа утерян, а свойства его не исследованы. Да и в природе его крайне мало.
- Тогда давайте так. Колонну делаем здесь, соединяя диски цилиндриками. В гранитном камне делаем углубление по диаметру диска, с небольшим зазором. Ганешу отливаем здесь целиком. Потом три составляющие части везём в город и окончательно собираем экспонат там.
В этот момент в сарае опять что-то упало, и мастеровой пошёл туда проверить, что там случилось. Минут через десять он вышел и спросил:
- А как Ганешу наверху будем крепить? Предлагается такой способ – в нижней плоскости фигуры делаем круглое отверстие в размер диска и просто сверху наденем на колонну, как крышку.
- Прекрасное решение! Ну, давайте выплавлять соединительные цилиндрики.
- Есть ещё вопрос, - проговорил скульптор. – На колонне из Индии есть какие-то надписи. Мы их делать будем? Что там написано?
- Там написано на санскрите, что колонна установлена в честь побед царя Чандрагупты, - ответил Александр.
- Думаю, надпись надо будет повторить. На фотографиях текст очень хорошо виден. Повторим слово в слово.

Печь гудела от непрерывной работы. Дым клубами поднимался в небо. Деревенские жители, прослышав о работах, толпами приходили ко двору мастерового. Во двор их не пускали, но и ворота не закрывали. И как у нашей четвёрки хватало сил на такую непрерывную работу?
При отливке дисков им давали немного затвердеть, но не давали остыть. Александр брал щипцами соединительный цилиндрик, опускал его в гелеобразный кюнташ, вертикально держал его у поверхности диска, а мастеровой большой кувалдой вбивал его в ещё неостывший железный диск. Когда был готов следующий диск, предыдущий намазывали кюнташем, новый, ещё горячий диск аккуратно укладывали поверх и снова буквально вбивали его в предыдущий. И тут же в верхний вбивали следующий соединительные цилиндрики. Таким образом, отлитые диски просто сковывали между собой. В какой-то момент были сделаны деревянные помосты вокруг растущей колонны, и она поднималась всё выше и выше. Так как более четырёх дисков в день отливать не удавалось, эта часть работы растянулась на две с лишним недели. В тот момент, когда дошли до середины, скульптор по фотографиям наносил текст надписи на санскрите, выбивая слова на горячем ещё металле.
Наконец, готовая железная колонна гордо возвышалась во дворе. То, что она была отлита не целиком, а скована из дисков – вообще не было видно.

- Ну, теперь - Ганеша, пора, - сказал скульптор, - как и решили, фигура будет сверху надеваться на колонну. Но отливать надо будет за один раз. Одно дело маленькую заготовку отлить, другое дело – реальную большую фигуру.
- За один раз, говоришь? Тогда делаем так. Сначала делаем заготовки из железа, так же как и диски. Потом их складываем в большой каменный тигель. В тигле сначала пробиваем отверстия в верхней части, но так, что если потом будем поднимать, тигель должен наклоняться и из него должно выливаться расплавленное железо. Железа надо будет сделать столько, сколько потребуется для заполнения фигуры Ганеши.
В сарае снова что-то звякнуло и упало.
- Да что у вас там такое? – с удивлением спросил скульптор.
- Да мыши, должно быть, а может и лиса забралась, - ответил мастеровой, - пойду, проверю.
Выйдя минут через пять, он предложил.
- Вот что. Печь надо будет перестроить. И тигель устроим по-другому. Делаем у самого низа отверстие, сантиметров 10. Забиваем его огнеупорной глиной. А когда металл полностью и хорошо расплавится, выбьем глину, металл сам и выльется в форму. Никита, дело за тобой. Как такую фигуру, Ганешу, делать будем?
- Будем делать по методу Бенвенуто Челлини.
- Это что значит?
- Думаете, для чего мы заказали воск? Если вкратце, то так: ставим вертикальную сердцевину, например, из огнеупорной глины. По форме она отдалённо должна напоминать окончательное изделие. Делаем опалубку.
- Как при цементных работах?
- Точно. Затем плавим воск и заливаем им весь объём опалубки. Как воск остынет, снимаем опалубку и получим большую восковую заготовку, у которой глиняная сердцевина. Вот дальше -  полностью моя работа. Когда-то Микеланджело спросили, как он делает такие прекрасные мраморные статуи? И он ответил – беру кусок хорошего каррарского мрамора и убираю всё лишнее. Вот так и я сделаю. Буду делать восковую фигуру Ганеши. Чем лучше сделаю, тем точнее отливка будет. Потом снова делаем опалубку и тщательно хорошо подготовленной огнеупорной глиной заполняем опалубку. Как только глина станет прочной, делаем внизу отверстие и ставим всю конструкцию на огонь. Воск расплавится и вытечет из нижнего отверстия, оставляя полость между сердцевиной и внешней оболочкой. Вот эту полость и надо будет залить расплавленным железом. Только перед заливкой железом конструкцию надо будет перевернуть и заливать металл через нижнюю часть фигуры.
- Ясно. Тогда завтра делаем перекладины из брёвен, вешаем на них систему блоков. Мы уже так делали, когда поднимали каменного воина в степи. Сделаем яму возле печи и как только вытопим воск, перевернём всю конструкцию и поместим в яму. И металл так легче будет заливать.
Так и было сделано. Скульптор из глины сделал Ганешу. Не тщательно, но в глиняной фигуре угадывалось будущее изделие.. Через сутки глина полностью затвердела. Далее была сделана опалубка, и всё было залито воском. Воск быстро затвердел, и через час можно было уже делать точную фигуру. Но скульптор решил сегодня отдохнуть и начать свою художественную работу с утра. Место под навесом было расчищено, и восковая заготовка помещена туда.
Ночью скульптор несколько раз вставал, включал прожекторы и ходил вокруг заготовки. Чувствовалось, что мастер готовился к работе. Но этот процесс невозможно описать здесь. И кто вообще знает, как у скульптора рождается замысел? Как у поэта слова складываются в рифму? Как художник, глядя на чистый холст, видит свою будущую картину?
Рано утром он начал слой за слоем тонким скальпелем срезать воск, превращая заготовку в Ганешу. Работал он быстро. И тем воск хорош, что его можно было его куда-то добавить в случае неудачного движения. Вот сейчас ворота двора были закрыты для всех. Никита Андреевич почти не прерывал работу, обедал наспех. Даже Александр с дедом Антоном почти не заходили к мастеровому.
Наконец, через неделю скульптор закончил свою работу. По белой восковой фигуре пока было невозможно понять, как получится из всего этого железная отливка. Восковая заготовка была залита тщательно подготовленной глиной. Внизу было сделано несколько отверстий. Пару дней дали на то, чтобы глина полностью застыла. После этого убрали навес и устроили большой костёр вокруг этой массы. Воск плавился, выгорал внутри и вытекал наружу, освобождая место для металла. Через день мастера были готовы к заключительному, но, пожалуй, к самому сложному этапу – отливке Ганеши из железа. Печь к тому времени была полностью перестроена, а внутрь был помещён огромный тигель с отверстием внизу, которое было замазано той же огнеупорной глиной. Заготовленное для плавки железо сложили в тигель, а глиняную форму перевернули и поместили в заранее подготовленную яму возле печи. Пошла плавка железа. Это был длительный процесс. В яме все пустоты тоже заполнили дровами и зажгли костёр. Это было сделано для того, чтобы форма тоже была бы раскалённой. Со всех уголков деревеньки было видно, что происходит что-то грандиозное. И вот металл в тигле раскалился и стал жидким. Александр, дед Антон и мастеровой без устали работали мехами и поддували в печь воздух, поднимая температуру всё выше и выше.
- Всё, отходите, - скомандовал скульптор. – Пора!
Небольшим заострённым ломиком он вышиб глиняную заглушку в тигле, и расплавленное железо хлынуло, разбрасывая искры, прямо в форму. Через пару минут и этот процесс закончился.
- Ну, всё, - объявил скульптор, - идём отдыхать! Пусть металл спокойно остывает. Завтра к вечеру будем доставать.   
Ночь прошла в тревоге. Что там получилось? Не треснула ли форма? Равномерно ли металл заполнил приготовленные для него пустоты?
Наутро дед Антон загнал во двор к мастеровому свой старенький, но проверенный трактор. Все взялись за лопаты и вдвое расширили яму с формой. Потом обвязали форму канатами.
- Антон Иванович, - скомандовал мастеровой, - как всегда – малый вперёд! Без рывков!
Дед Антон аккуратно вытащил форму из ямы. Её, поднатужившись, перевернули. Нигде трещин и натёков металла никто не отметил. Скульптор взял небольшое зубило и молоток и стал аккуратно сбивать остывшую к тому времени глину, ставшую как камень. Вскоре железный Ганеша предстал перед всеми во всей своей красе. Он был ещё тёплый и стоял как живое воплощение древнего индуистского бога. Грозный и мудрый. Потом положили его набок и освободили от глины его внутреннюю часть. Снова поставили его в правильное положение. Солнце закатилось за горизонт и начинало темнеть. Тогда включили прожекторы, и в их свете, молча, всё разглядывали Ганешу. Внезапно выяснилось, что и домовой тоже ходит вместе со всеми и с интересом его рассматривает. Мастеровой, затаив дыхание, ждал, когда скульптор увидит этого великого практика. Но скульптор, увидев его, так к нему обратился:
- Ну, как, братец, что скажешь?
- Нормально, - отозвался домовой.
- Так вы знакомы? – спросил мастеровой.
- Да вот, неделю назад познакомились. Когда я здесь ночью трудился. Несколько дельных советов мне, скульптору, народному художнику, дал. Действительно, практик! Не смог он в сарае отсидеться…
- Вот и хорошо, - отлегло от сердца у мастерового, - только уж ты, Никита, про него никому не говори.
- Ясное дело. Тайна есть тайна! Ну, спасибо вам всем! За совместный труд! За совместное творчество! Этот экспонат достоин любого музея. Завтра звоню в город, в музей. Пусть транспорт присылают. Там, как и договаривались, устанавливать будем.
На следующий день в деревеньку приехали тягачи и краны для транспортировки колонны, Ганеши и гранитного куба, в котором была сделано глухое отверстие в 40 сантиметром глубиной.

Весть о том, что некие мастера вместе с известным скульптором для местного Музея истории и искусств изготовили точно такую же железную колонну, как в Индии, быстро разошлась по городу. В день установки колонны перед музеем собралось много народа. Даже посол Индии и атташе посольства по культуре прибыли из столицы. Индийские студенты из местного Университета тоже пришли большой толпой и ожидали процесса установки колонны, помахивая флажками Индии.
Перед музеем была забетонирована специальная площадка с квадратным отверстием для постамента. Сначала туда установили гранитный куб, углубив на полметра. Затем подняли саму колонну. Мастеровой приготовил кашицу из гранитной пыли и гелеобразного кюнташа. Впрочем, никто достоверно не понимал, что делает там мастеровой. Колонну мягко опустили в круглое отверстие в камне. Она там прочно встала и должна была держаться под собственным немалым весом. Наконец, и сам Ганеша был водружён наверху колонны.
Все были счастливы!
А как же! Такой труд, окончание которого вначале было совершенно неясно! И вот – готово! Да и как могло быть иначе? Ведь если с  умом, творчески подходить к задумке, да любое дело сладится!