Степи внутренней Монголии или Феномен русской души

Артур Скляров
23 июн 2021


Азохенвэй, товарищи бояре. Сейчас очень модно порассуждать о феномене русской души. Таки есть она, эта русская душа, или её таки нет? И если есть, то в чём её феномен?
Несколько мыслей о феномене русской души. Мысли (как всегда) стрёмные, но хотя бы без риска для жизни (в отличии от ковидных баталий).
Я таки склонен думать, что есть он, этот феномен. Более того, я таки склонен утверждать, что Россия — это не страна, это отдельная цивилизация.
Нам постоянно ставят в пример Европу. В Европе орнунг, порьядокс, самоорганизация, парламентаризм, а у нас либо бунт, либо махновщина, либо тирания, и ничего не меняется, и меняться не хочет. Отчего сие? От того, что Европа маленькая, жутко перенаселённая, ей бежать некуда. Если бы не открытие Нового Света, Европы бы уже не было, она бы утонула в своей крови. Европейская цивилизация настолько охренела от себя после Средневековья с его жестокостью, что там не могла не возникнуть идея гуманизма. Это элементарный инстинкт самосохранения.
Что у нас с самосохранением? У нас с этим плохо. Нас выручают наши просторы, и они же наш самый лютый враг. Русскому мужику никогда не было крайней нужды отстаивать свои права. Русскому мужику что-то не покатило — он подвязал порты лыковым вервием, повесил на шею запасные лапти — и пошёл куда глаза глядят. И пошёл в леса, в тайгу, в Запорожскую Сечь, и пошёл на Урал, в Сибирь или в горы Кавказа. На волю. У нас нет понятия свободы, у нас есть понятие воли. На волю, в пампасы. Этот феномен я пытался рассмотреть в Джерге, если кто помнит, на примере конфликта цивилизации хань и цивилизации хунну.
Кто строил Российскую империю? Изгои, авантюристы, бандиты. Все эти Ермаки, Дежнёвы, Москвитины, Поярковы, их казачьи ватаги — кто они? В большинстве своём — беглые крестьяне. Ограбленные, поротые, когда-то не нашедшие справедливости, а потом ушедшие на большую дорогу. Зачем мне меситься с князем и его дружиной? Расклад не в мою пользу. Я встал и пошёл. И даже исход староверов в леса, в степи, в горы я бы не рассматривал как конфликт религиозный, или хотя бы не только. Этот исход кроме религиозного компонента имел ещё очень сильный мотив — Алексей Михалыч, а тем более сын его Пётр были европейски ориентированные правители, они очень хотели всех посчитать. А мы не любим, когда нас считают. Вот и сейчас, вся эта тихая партизанская война народа против вакцины от ковида — это стихийный протест против власти. Ты не только хочешь меня посчитать, ты мне буквально лезешь под кожу. Не надо.
Это по сути те же чумные, картофельные или холерные бунты, только на новый лад. Бунт невежества против насилия. У нас на этот счёт большой опыт. Только если раньше русский человек громил Чудов монастырь, брал кистень и уходил на большую дорогу, или запрягал лошадку и уходил в тайгу, то теперь мы уходим во внутренние поля, мы уходим во внутренние степи Монголии, мы уходим в виртуальную реальность.
У нас нет опыта свободы. Мы не знаем, что такое свобода. Когда мне говорят о свободе, я понимаю, свобода — это когда я могу дать тебе в морду. Но мне говорят — нет, голубчик, твоя свобода заканчивается на кончике носа собеседника. Мне говорят, свобода — это самодисциплина.
Я говорю — да пошли вы нахрен с такою свободой, жрите сами с кашей эту свободу, а я пошёл искать воли.
В этом я вижу феномен русской души. Европа — это свобода без воли. Россия — это воля без свободы. А когда у меня нет ни свободы, ни воли, я ухожу во внутренние степи своей собственной маленькой Монголии, и там наслаждаюсь феноменом русской души.
 



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417