Про Кузю

Джельсомина Мохоровичич
В этом году для меня нет Нового года, нет праздника, а все потому, что нет больше Кузи. Так уж получилось, что про всех своих собак я пишу в прошедшем времени. Это такой способ заполнить пустоту или же унять боль или же проводить их в последний путь. Сегодня 9 дней.

Мы стоим с Сашей на кухне, смотрим в окно, по двору, взявшись за ручки идут, бредут два старичка, он и она, а рядом бегает, прыгает задорный маленький песик, похожий на Тотошку. Я умиляюсь с этой пары, вот бы и нам с тобой, Саша, так жить в старости, от них веет любовью. Они такие прекрасные в этой своей гордой дряхлости. Все стареют, но эти двое, они будто кинули вызов времени и всем своим существом доказали, что Любовь сильнее! Я ещё не раз наблюдала за их прогулками из окна кухни, каждый день эта парочка и собака гуляли по двору. Потом дедушка гулял один, без бабушки, только он и собака. Я начала волноваться. Что случилось? Но спустя время бабушка появилась. Дедушка заботливо держит ее под руку, она волочит ногу, рука не сгибается. Все понятно, у старушки случился инсульт, она парализована на одну сторону. Но они снова вместе, снова идут очень медленно по двору, но каждый день. Он, она и собака. Но вот дедушка снова один. Он ходит, такой потерянный по двору, цепляется к прохожим, ему очень одиноко, он хочет поговорить. Люди, занятые своими делами, шарахаются от него, как от чумного, а он все бродит, ловит прохожих. Если получается поймать, то видно, как он ему говорит и говорит, а тот в ответ кивает и убегает, при первой же возможности. А собачка бегает, носится по двору. От дедушки к подъезду и назад к дедушке, наскакивает на него, зовет домой. У деда в руках поводок, но песик всегда бегает сам, ест, что найдет, косточки, корочки хлеба. И дедушка такой одинокий без своей бабушки, поникший и постаревший, нет уже в нем той гордости и лоска, той важности и умильности, когда они гуляли втроем.

И меня он ловил для разговоров и не раз. Каждый раз он рассказывал одно и то же. Что они с женой геологи, открыли какое-то там месторождение, чуть ли не Ковыктинское, ещё в Советское время, что про них писали в газетах, что они уже 50 лет вместе, что у них три замечательных сына, про детей он всегда говорил с особой гордостью, все умные и красивые, важные люди: один живет в Лондоне, второй в Москве, а  третий тут в Иркутске работает учителем. В общем, дед был довольно хвастлив и говорил только о себе. Песик подбегал к нему, напрыгивал, и убегал к подъезду, стоял там, ждал, потом снова подбегал, напрыгивал, толкая передними лапами, заглядывал в глаза. Я спросила, сколько лет вашему песику, он уже старый? Почему? – удивленно вздернул брови дед, он молодой, лет пять ему. А выглядел Кузя уже старичком, седые брежневские брови нависают над глазами, а глаза круглые, темные, блестящие, как оливки, глаза, как у нерпы или енота, и сам он похож на енота, не песик, а сплошная милота. Ушки торчком, но у ушей очень красивая форма, как пламя. Сам он невысокого роста, лапки короткие, хвост тоже коротковат. На лапках белые носочки, на груди белая манишка, сам чёрный с проседью и рыжим подпалом.

В тот раз я прошла мимо, как и все остальные, буркнув ему, что мне некогда, мне и правда было некогда, если бы можно было просто перекинуться парой фраз, я бы ему улыбнулась, пожелала доброго утра, но я знала, стоит только ему улыбнуться, и это надолго, на полчаса минимум. Поэтому я и сделала морду кирпичом, да и историю я его слышала много, много раз. И он остался такой потерянный, выискивая глазами новую жертву, кому бы рассказать свою жизнь. Может поэтому я и взяла Кузю к себе. Из-за чувства вины. Так как больше я его не видела, этого старика.

Потом я узнал от соседки Зойки, что у нас работала дворником, и поэтому знала все и про всех, что с Шуриком, так его звали, приключился инсульт. Что его увезли в тот день на скорой в больницу, что он был очень плох. А его лежачую жену, за которой он ухаживал несколько лет, сын сдал в хоспис. И стоило только тронуть старуху с насиженного места, она тут же через два дня умерла. А деду ничего не сказали, потому что он был полностью парализован и только про нее и твердил все время, спрашивал, как она? Но он видимо почувствовал, что любимой больше нет, потому что пережил её дня на три и тоже умер. В общем, все как в сказке, и умерли они в один день.  А из окна мы видели, как с песиком гуляет его пожилой младший сын, гуляет на поводке. Приедет, выгуляет собаку и уедет. У него своя жизнь, своя семья, ему не до родителей. Ему некогда было кормить и ухаживать за мамой, поэтому он отправил её в хоспис. А жила эта женщина только благодаря любви и заботе своего мужа, ведь она долго такая лежачая была, года три точно, может и больше, я не считала, но долго. Она жила любовью мужа и дома, ведь недаром говорят, дома и стены помогают. И стоило её только сдвинуть с места, как она умерла. И так мне стало обидно за этих стариков, за Шурика, он всегда с такой гордостью рассказывал про своих сыновей, а они все трое их подвели. А потом уже не видно было и песика.

Где-то спустя месяц я увидела объявление в группе в вконтаке, что ищут дом песику, и этот песик подозрительно похож на соседского. Я спросила ту же дворничиху, не знает ли она случайно, куда делась дедова собака? И она мне рассказала, что сын, тот, что учитель, отвез собаку своему другу в деревню. У него все хорошо. Я спросила, точно все хорошо? Не выбросил ли он собаку. Как можно!? Нет, он отдал собаку другу, сын хороший, он же учитель. Он не мог выбросить собаку. Тогда я написала девушке, что дала объявление, спросила, откуда у них собака и что с ней? Она мне ответила. «Здравствуйте он сейчас на передержке. Ево выбросили на даче старые хозяева. Он домашний пёс в квартире ведет себя спокойно. Кураторы хотят отдать в питомник. Но он там пропадет»

Я смотрела на фото собаки, муж мой, мы не могли ошибиться, это наш соседский песик, ну или очень похож. Мне дали телефон женщины, что нашла его. Я позвонила, и она рассказала, что она несколько раз приезжала на дачу, Байкальский тракт, проведать зимой. И этот пес там бегал, поначалу он не подходил, но в последний раз вышел к ней шатаясь, замерзший и голодный. Он был настолько уставший и истощенный, что дался в руки. На минуточку, это апрель месяц, у нас ещё снега и холода, как маленькая домашняя собачка выжила в лесу почти месяц? Мне было очень жалко собаку. Ведь я ее знала, он был мне не чужой, а ещё мне было стыдно, что я тогда прошла мимо дедушки, знай я, что это в последний раз, я бы нашла время его выслушать, не так уж много он и хотел, всего лишь чуточку внимания. Я так и видела этого старика, в растерянности смотрящего мне вслед. Да, я понимаю, что всех животных не приютить, и у меня маленькая квартирка, и уже живет приютский, старенький  пудель Чарли, но этот песик, он потерял семью, потерял дедушку, он так его любил, для него весь мир был – это наш двор, а его вывезли в лес и выкинули, предали. Он жил в неге и любви, его холили и лелеяли. Я понимала, что никому, никому не нужна старая дворняга, что в приюте он не проживет и недели, он там сразу подхватит чумку или энтерит на ослабший организм и стресс, и умрет. Но я не могла принимать такое решение одна и созвала семейный совет. И все согласились, что мы потянем ещё одну собаку, ест он не много, места занимает тоже мало. Конечно, были сомнения, как примет нового члена семьи Чарли? И, а точно ли это наш соседский пес? В общем, я списалась с зоозащитниками и объяснила, что согласна взять собаку, при условии, что это точно наш сосед. А это я смогу понять лишь при встрече.

3 мая 2018 года я взяла себе Кузю. Это был он, он сразу узнал двор и сразу начал тянуть поводок, стремясь в свой старый дом, подъезд. Хоть это я смогла ему дать, вернуть ему привычный мир. Он был очень худой, под шерстью прощупывались ребра, позвоночник торчал, с недопеченным гастритом, куратор рассказала мне, что с него сняли шесть клещей. Кузя сразу нашел себе место под столом и оттуда наблюдал за нами. Когда он понял, что мы ему не враги, он показал характер, всех нас перекусал. Так как он был всегда голодным, то съев свою порцию, он отбирал еду у добряка Чарлика. Я заступалась за Чарли, пыталась отогнать Кузю от миски и тут он меня и укусил. А ещё он часто плакал, он подвывал, тоскуя по дедушке. Где-то только через год он перестал тянуть в свой старый подъезд, смирившись с тем фактом, что там у него нет больше дома. Все соседи тоже сразу узнали Кузю, подходили, умилялись. А вот сын всегда делал вид, что они не знакомы, он приезжает иногда в старую квартиру, поэтому я уверена, что Кузю он вывез в лес и выкинул, и никакому другу не отдавал, просто сочинил все для соседей. Тем более, что я знаю, что Кузя очень ценит дом и просто не мог потеряться. Когда мы ездили на дачу, Кузя ни разу не выходил за забор, даже при открытых воротах. Если бы Кузя потерялся, он мог бы подойти и забрать его себе назад или хотя бы спросить, как он у нас, откуда? Но Кузя не потерялся, а просто был ему не нужен, квартира нужна, собака нет. Хотя это удивительно, ведь Кузя был совершенно неприхотливым песиком, он всегда терпел, дома никогда не гадил и не хулиганил, не пакостил, ел мало, похоже было, что дед его вообще не кормил, Кузя сам кормился, что найдет на улице, да кусочки хлеба со стола, он боялся миску. Надо ли говорит, что у меня Кузя отъелся, как сыр в масле катался, стал толстым, никакой талии, походил всем своим видом он на шерстистого носорога. Он был очень смелый песик, терьеровы корни, кошек гонял, если салют слышал, начинал лаять. С одной стороны смелый, с другой трусливый. Улицу он не шибко любил ещё при дедушке, а тут, после скитаний, так и вообще возненавидел, выйдет, тут же пописает, писал он как девочка, лапу начинал задирать только на даче, покакает и тянет домой. Нет, он не мог сам потеряться. Летом мы жили на даче. На даче к нам часто приходил соседский рыжий кот, который не боялся собак, ни Нору, ни Сару, но вот смелый и бесстрашный Кузя его погнал, кот перестал к нам ходить. Кузя очень четко понял границы нашего участка и невероятно любил дачу, прогонял собак, больше себя в два раза. Охранял периметр. В целом Кузя с Чарли поладили. Чарли вообще добрый песик, очень умный пуделёк, до Кузи он неважно ел (гнилые зубы и больное сердце), но тут здоровая конкуренция пошла ему на пользу. Я насыпаю им в миски одинаковый корм, каждый ест из своей, потом они одновременно меняются и доедают из миски соседа, ведь там вкуснее. Кузя потом даже начал строить Чарлика, задираться, наскакивать на него, но мы Чарли в обиду не давали.

В отличие от Кузи-домоседа, Чарли был путешественник, он всегда уходил погулять, находил щели, дыры в заборе и шел познавать мир. Вечером возвращался, а один раз не вернулся, как сейчас помню, это было 1 мая, ковидные времена. Мы с апреля уже жили на даче, садим картошку, Чарли ушел, хватились его уже ночью, за ужином, покричали, нету собаки. Утром пошли искать, спрашивали соседей, да, вчера его видели, сегодня нет. Я думаю, его украли. Он же пудель, кофейного цвета, хорошая игрушка детям. Чарли и попал к нам потеряшкой, мы его взяли бабе Вере. Но она его держала на привязи, всегда, и он загрустил, поэтому, когда я его взяла себе на стрижку на дачу, а он был такой заросший, что я стригла его три дня, так вот я его потом просто не отдала, потому что он у меня повеселел, глаза заблестели, и отдать его назад в тюрьму? Дома на поводке, на улице на поводке. Да, у меня он снова убежал и потерялся, но я ни о чем не жалею, потому что хоть пожил нормально. А там у него была не жизнь, а сплошное мучение, ведь собаке нужна не только еда и крыша над головой, ей нужна ещё и любовь, и ласка, и общение, и свобода. Чарлик ушел, а Кузя остался. Кузя никак не мог потеряться, более преданной собаки я не знаю, он ходил за мной дуэньей по пятам. Я на кухню, он на кухню, я в комнату, он у комнату, я в теплицу, он сидит рядом, жарко, тяжело, он не понимает, что я тут делаю, но сидит рядом, зовет в дом, полежать на диване.

Мы очень любим ходить в лес. И Кузе пришлось вместе с нами гулять по лесам. А лес он не любил, видимо свежи были воспоминания о скитаниях, когда его выкинули, он каждый раз боялся, что этот кошмар повториться, но не оставлять же его одного дома на несколько дней. Каждый раз он шел на стрессе, в лесу ничего не ел, боялся. Если мы ходили на день или же было с кем оставить, мы его в лес не брали, но были моменты, что иначе никак. И вот бедный маленький Кузя едет с нами на Мунку в снега, холода, он просто отказался выходить из машины, вы идите, я тут посижу, посторожу, приходилось цеплять поводок и тащить его силой. А потом из лагеря тоже не хочет уходить, тут он уже все знает, охраняет периметр, а там лед и река и снег и страшно.

Зато он зашел с нами на пик Поляна на Мамае. Он боялся всего: речки, мосты, ручьи, Сашу раз покусал до крови, Чарлик спокойно дал себя перенести через ручей, а этот запаниковал, стал убегать, Саша его поймал, а тот вцепился ему в руку. Короче, Кузя через ручей полетел. И это ещё повезло. А на следующий год, уже Чарлик потерялся, Кузя был с нами один, мы решили оставить его в лагере, а он вдруг осмелел и побежал с нами, лихо перепрыгивая через ручьи и овраги, в курумах уже начал плакать и бояться, лапки у него маленькие, сам он маленький, но нашел каким-то чудесным образом проход и зашел наверх. Кузя восходитель! На зимуху ходили, в какой-то момент тоже решил повернуть, не смог перелезть через упавшее дерево, на поводок и силком вели. Не любил Кузя лес, ой, не любил. Да оно и понятно, старую собаку новым трюкам не научишь. Зато Кузя любил игрушки, такие резиновые, с пищалками, бегал, таскал их. Команд не знал от слова совсем, но любил злиться. Начнет скулить, скучать по дедушке, нападет на него минорное настроение, значит надо его позлить, он порычит, полает, покусает и снова бегает бодрячком. Бернард умел его заводить, злить, тогда Кузя начинал носиться по квартире, это было очень смешно, топал маленьким носорогом, бегал туда-сюда быстро. И на даче любил так же носиться по тропинкам от радости, когда приезжали. Первым в машину бежал, когда понимал, что на дачу едем, а если видел рюкзаки, значит, едем в лес, прятался под диван, без меня, пожалуйста, без меня. Из под дивана его не вытащить, покусает.

Кузя иногда выл, когда оставался дома один. Меня любил безгранично. Всегда встречал радостно и рассказывал, жаловался, как ему было плохо и одиноко. Поначалу он охранял дом, гавкал, но потом постарел, оглох, приду домой, он спит, не слышит ничего, я уже минут пять как дома, проснется и давай радоваться, вот ты и пришла. По следу ходил, сам, без команд, носом упрется в пол и идёт, нюхает, ищет меня. Любил, чтоб его гладили и чесали, подойдет и прям вот подсовывает голову под руку, поддевает носом – гладьте! А у Чарлика научился вытирать морду после еды о тряпку или диван. Никогда такого раньше у собак не видела. Поест и пойдет вытираться, ходит, трется мордой, всем телом о край дивана, чешет себе спину, расчесывает брови.

Ухи я ему пыталась лечить, был у него отит, аллергический. Тогда я первый раз и сводила его к ветеринару, но проставили уколы, прокапали капли, все прошло.  А с год назад на попе у него появилась опухоль, прямо под хвостом, открылась рана, ещё до этого я заметила у него на середине хвоста залысину и коросту. Но смотреть  он не давал, кусака. Опухоль большая, с изъязвлениями, она причиняла Кузе много страданий и боли. Пошли к врачам, взяли анализ, сделали биопсию, какая-то гормональная опухоль, сказали, надо оперировать и кастрировать, иначе снова вырастет, не рак – уже хорошо. Я заодно договорилась со стоматологом, что она ему почистит зубы и удалит все гнилые, а то давно уже пахнет помойкой, но зубы чистят собакам только под наркозом, и ради одних зубов давать наркоз старому псу жаль, а так заодно двух зайцев. Сделали УЗИ сердца, это обязательно для старых животных, все хорошо, если уж усыплять собаку, так надо чтоб он был, как новенький. Денег пришлось потратить много, вся зарплата ушла, ну да не жалко, если впрок. На груди тогда уже я заметила небольшую с горошину опухоль. На что указала врачу, она потрогала и сказала, что это жировичок, трогать не надо. После операции Кузя ходил модный, в шарфе, чтоб он не смог достать до попы и разлизать швы. Он был довольно толстый, доктор даже поставил ему первую степень ожирения, поэтому я намотала ему полотенце на шею, и мягко и до попы уже шея не поворачивалась, потому что ходить в воротнике послеоперационном ему было не комильфо, ни лечь и поспать. А тут и стильно и удобно, смотрелся он в этой штуке очень потешно. Почти так же потешно, как тогда, когда я его стригла, он линял практически круглый год, и шерсти с этого мелкого пса было больше чем с Норы, каждый день наметалась горка пуха. Поэтому летом я его стригла подо льва, оставляя на конце хвоста кисточку. Хирург у Кузи был прикольный, белобрысый викинг с татухами и ирокезом. Кузя очень не любил ветеринарку, а кто их любит, шел туда всегда, как агнец на заклание, упирался. И вот приходим мы снимать швы с попы в этом шарфике голубом. А доктор и говорит, как закончил – Теперь Добби свободен.

Этим летом я поехала на пару недель на море, возвращаюсь, у собаки на груди огромная опухоль. Что вы сделали с собакой? – возмущаюсь я. Мне говорят, что все было хорошо, но у Кузи такая опухоль, что её трудно не заметить. Однако мои не заметили, у меня вообще такое чувство, что всем остальным плевать на собаку. Везем к ветеринару, плачу тысячу к хирургу, отправляют на рентген (минус ещё тысяча), тот, посмотрев минуту, говорит, что опухоль слишком большая и отправляет к онкологу. Плачу ещё тысячу, та смотрит, говорит, что это возможно мастоцитома, смотрит рентген, говорит, что в собаку стреляли, зовет других докторов, решают, что нет, на пулю не похоже. Надо взять пункцию или как там называется эта процедура, пробует сама, у нее ничего не выходит, говорит, придете, когда будет работать дерматолог и сдать анализ. То есть минус две тысячи в семейном бюджете, а толку ноль. Прописала преднизолон по таблетке в день.

Кузе тем временем все хуже. Он не ест, не спит, опухоль растет, мешает ему ходить, он пытается спать стоя, падает, снова встает, видно, что ему очень плохо. Ночью я даю ему ибупрофен, все, что смогла найти в аптечке из обезболивающих. Ему помогает, он ходит, но из него что-то вытекает, это что-то вонючее и розовое, пахнет трупом, опухоль спадает.  Ночь, мне страшно, говорю с сестрой, Кузя спит, так как обезболивающее помогло. Сестра узнав, что я дала ибупрофен, заявляет, что его собакам нельзя. Лезу в интернет, и правда нельзя, я убила свою собаку. Звоню в круглосуточную ветеринарку, мне говорят, утром езжайте к своему лечащему врачу, уже прошло пара часов, как Кузе дала таблетку, поэтому делать промывание желудка бесполезно. Я всю ночь подскакиваю, проверяю, жива ли собака, но он после двух бессонных ночей спит крепко, как убитый. Утром едем к хирургу, он смотрит собаку, говорит, что опухоль спала и теперь он может оперировать, но сначала нам надо сходить к онкологу, снова минус две тысячи не за что. Она изучает собаку и говорит, что это просто свищ, собака поранилась, ничего оперировать не нужно, надо промывать рану хлоргексидином, прописала собачий обезбол. Говорит, что никакая опухоль не может так быстро вырасти. Я прошу показать мне, как правильно обрабатывать рану, ведет меня вниз, медсестра показала, ещё -500 рублей. Да в этой клинике ничего не делают просто так. Но я очень и очень рада, что все хорошо, что все поправимо.

Дома я устраиваю всем членам семьи допрос с пристрастием, кто Кузю обидел в мое отсутствие? Кто покусал? Кто поранил? Все идут в отказ, решаем, что возможно наколо травой на даче, а что ещё думать? Свищ сам по себе не появляется, нужна рана, куда попала инфекция. Мы два раза в день связываем кусаке Кузяке морду, Бернард его держит, а я при помощи шприца промываю рану, там довольно большая полость внутри, закладываю специальную мазь, надеваю жилетку, кормлю его таблетками антибиотиками, преднизолон отменили. Десять дней лечим, потом рана заживает. Да, я потратила кучу денег, но все хорошо. Кузенька жив, лето в самом разгаре. Но опухоль стала чуть больше, это уже не горошинка, она довольна заметная.

В сентябре у него снова прорывает гной, все повторяется, я знаю, что делать, покупаю антибиотик, промываю гноящуюся рану, даю Кузе обезболивающее и противовоспалительное средство. Но почему? Почему у него снова воспалилась опухоль? Мы думаем, что возможно это потому, что Кузя залазит под диван и ударяется грудью, опухолью об пол, о ступеньки, когда спускается, поднимается по лестнице. Решаем, что надо идти к врачу. Но на Красноказачью я не хочу, там тупой хирург и деньги дерут за все. Я узнаю у знакомой контакт одной девушки ветеринара. Списываюсь, та не хочет помогать, говорит, что сейчас специализируется по глазам, тогда я прошу ее посоветовать врача. Она посылает меня в Добровет. Приехали мы туда, цены такие же как на Красноказачьей, но отношение лучше, нет таких очередей. Хирург девушка Виктория рекомендует удалить опухоль, убеждает меня, что это необходимо, так как идет некроз тканей и опухоль будет все время воспаляться и воспаляться. Договариваемся, что они заодно ему почистят зубы, еще год назад на той операции ему удалили несколько больных зубов, но все не успели, начал проходить наркоз, а сейчас уже изо рта воняет прилично, и что они ему удалят новообразования на лапах, там пара типа бородавок наросла и подстригут когти, они у него, как у Крюгера. Цена 25 тысяч, но по факту получается вся тридцатка, так как надо сдать кровь, ЭХО, сделали свежий рентген, в общем, я согласилась, хотя это все мои деньги, но здоровье собаки дороже.  Назначили операцию, Кузю вечером не кормить, привозите утром.

28 сентября его прооперировали. У меня весь день сердце было не на месте, я подписала ***ву тучу бумажек, что не имею претензий, даже если он умрет на операционном столе, что они ни за что не отвечают. У меня уроки, но я не могу ни о чем думать, они обещали позвонить, но не звонят. Я сама им звоню после работы, мне говорят, что его только сейчас забрали на операцию, то есть мой мальчик весь день сидел голодный и боялся. 29 утром я забрала его домой, они оставили его на ночь. Мне вынесли обоссаного напуганного слабого Кузю, завернутого в полотенце. Он вышел и первым делом пописал кровью, мне стало плохо. Бегу назад в больницу, обещают, что это ненадолго, Кузенька у них терпел до последнего и не писал. Прописали антибиотик ставить в холку, раз в два дня, дорогущий, 500 рублей за укол. Ходить в воротнике. Я, кстати, настояла, чтоб опухоль, которую вырежут, послали на анализ, для своего успокоения, это ещё минус две тысячи и будет готово через две недели. Бедный маленький Кузя, вся грудь в серебрянке. Он как-то очень быстро умудрился разбить себе этим воротником швы на лапах, а на груди швы сами разошлись, поэтому дня через два нам их снова зашивали. И швы на груди расходились три раза, их шьют, они расходятся, их снова шьют, наживую, Кузя кричит, орет, пытается кусаться, плачет, орёт. В общем, после того, как швы разошлись на третий раз, врач сказала - Будем заживлять так, все бесполезно, тут и анализ пришел – это было 19 октября. У Кузи рак, мастоцитома. Я сидела и плакала. Зачем я мучила животное? Зачем я согласилась на операцию? Я потратила всю свою зарплату, все свои деньги, и все зря. Это рак…

Уже 9 ноября у Кузи вместо трех (одна на груди, две на лапах) выросло с десяток новых опухолей. Вся грудь в опухолях, как грудь Брежнева в орденах, и в шее парочка крупных прощупывается по одной с каждой стороны. Это уже не вырезать, от собаки не останется живого места. Старая рана еще не затянулась до конца, а тут уже наросло. Этот рак, он как змей Горыныч из сказки, отрубаешь одну голову, вырастают десять. Я не знала, что мне делать, куда идти? Кто поможет? Почитала в интернете про эту мастоцитому, что ее вообще нельзя трогать и вырезать. Врачам на Красноказаьей я не верю, в Добровет тоже не пойду, это они виноваты, что у Кузи ухудшение, да они все в этом виноваты, онколог, эта Вера Михайловна главврач обязана была взять тогда гистологию, да ее должны были взять ещё тогда, когда я первый раз год назад сказала им про опухоль, уже тогда надо было её вырезать или же лечить, но им всем похуй на собаку, у них одна задача, выманить у меня все мои деньги и ни за что не отвечать. Такая вот проблема, нет такого ветеринара, который нам бы помог, которому я могла бы доверять. Всё, что я могу сделать, это попытаться остановить рост опухоли. Я сама назначила ему снова пернизолон, по таблетке в день, он с него постоянно ссыт и много пьет, все время миска пустая, но это уменьшит рост опухоли. Бернард носит Кузю в туалет на руках, иначе он не может терпеть и зассывает весь подъезд.

2 декабря я в отчаянии... у Кузи второй день кровит одна из опухолей на груди, капает густой кровью, изо рта воняет трупом, часто дышит, хромает на правую ногу, с которой стороны опухоль, посмотреть не дает, орёт и кусается, больно ему, почти не спит, практически не ест, много пьет, понимаю, что это всё, надо усыплять, плачу. Ну а вдруг я паникую, и это не так страшно? Из лекарств принимает сейчас преднизолон.

Я снова вспомнила про обезболивающее и противовоспалительное средство, его правда нельзя с преднизолоном, и нашла те таблетки ципровет противомикробные, денег нет ходить по ветеринарам, да и не верю я им, и помочь они все равно не помогут. Лечу сама. Кровит прилично, просто вот капает постоянно. Когда дала ему превикокс, наконец, смог заснуть спокойно и опухоль спала. Глаза заблестели, появился аппетит. Эту битву мы выиграли, хоть я и понимаю, войну мы проиграем.

9 декабря Кузе стало легче, значительно, Бернард мне помогал, у него стала отмирать опухоль, она почернела, в один из дней я просто взяла её и вырвала при помощи медицинского зажима, хотела отрезать, но потом решила все же вырвать, ведь вырезая можно захватить здоровые ткани, а оторвется ли то, что сгнило. У него в груди образовалась дыра, сантиметра четыре. Промываю рану хлоргесидином и перекисью, все шипит, гноя много. Я все боялась, что он умрет до моего дня рождения и у меня не будет праздника, но все потихоньку налаживается, рана затягивается, гноится, но в какой-то момент она даже очистилась. На день рождения подруга дарит мне препарат фракция АСД-2, я пытаюсь Кузю им поить, но он отказывается, привязываю с этой гадостью компрессы, дома воняет жжеными мышами и лягушками, запах старой пепельницы.  Я готова на всё, лишь бы ему стало лучше. 

Кузя все время путается под ногами, он специально идет прямо передо мной очень медленно, всем своим видом привлекая к себе моё внимание, посмотри на меня, мне плохо, мне больно, помоги мне!!!

21 декабря. Понесла сегодня Кузю на прогулку, смотрю - рука в крови. Сделали осмотр, старая рана ещё не зажила до конца, а уже вскрылась парочка новых опухолей, и это притом, что он на препаратах, антибиотики и гормоны. Короче, пора его усыплять, бедная собака. От лечения толку мало. Одни мучения. Ждем зарплату. К пятнице у него совсем всё ухудшилось, вся грудь – сплошная кровавая рана, точнее много мелких ранок и все они кровят, весь пол залит кровищей, перевязки особо не помогают, место сложное, дали зарплату и я везу его к онкологу. Кузя уже почти не ест, ест только жидкий корм, но онколог ему назначает химию, говорит, чтоб завтра сдали кровь на сахар и в понедельник уже начнем химичить. Кровь надо сдать натощак, через два часа покормить и снова сдать. На самом деле я везла его усыплять, но если есть возможность подлечить, я  только за, я же не ветеринар чтоб решать такое.

В субботу мы едем сдавать кровь, я уже нашла, где можно купить химию. Кузе нужно сдать два анализа крови, один на сахар, второй перед химией, плачу снова 1200 за оба. Кузя очень не хочет идти в ветеринарку, упирается. Привезли домой, отказывается есть. Саша уезжает на лыжах и Кузя кушает. Это была его последняя трапеза, больше он ничего не ел. Дело в том, что онколог сказала отменить пока преднизолон, чтоб был чистый анализ. А потом давать ему по четыре таблетки в день, такая вот доза, но мне не удалось Кузе его дать, так как потом он отказывался есть даже колбасу, куда я обычно прятала таблетку. Ночью он начал блевать, и все воскресенье блевал. Пил только воду, даже бульон отказался пить.  Я пробовала пихать ему таблетки насильно, но он их неизменно выблевывал. Я поставила ему укол церукала, но он тут же пошел блевать, нош-пы, без толку, нашла дома антибиотик, его поставила от досады, все Кузины опухоли кровили, он весь бы в крови, он обессилел, падал, блевал, лежал в собственной блевотине, я его мыла, пыталась реанимировать, две ночи не спала. Он уже даже не сопротивлялся, давал с собой делать что угодно, вертеть и мыть, он просто лежал тряпочкой, не рычал. Я боялась дать ему ибупрофен, чтоб снять боль, боялась его убить, да и выблевал бы он его, а в уколах у меня не было никаких обезболивающих. Это так тяжело, когда ты бессилен.

Утром 26 декабря я приняла решение его усыпить. Я понимала, что он обезвожен, что сейчас его можно ещё пару дней помучить, если ставить ему капельницы, но если он блюёт без остановки – это значит, что рак добрался до внутренних органов. Когда я его поднимала на руки, он рычал, если я брала его за живот, это говорило о том, что там что-то болит. Приходилось брать его за шею и попу, за грудь нельзя, там все в ранах, живот больно, на шее было две огромные опухоли. Кузя уже не ходил за мной, это тоже был плохой знак. До этого, как бы плохо ему не было, он считал своим долгом везде меня сопровождать, но не сейчас. Он лежал, и тихо умирал,  я не была уверена, что приду вечером с работы, а он будет еще живой, я не хотела, чтоб он умирал в одиночестве, но и с работы не могла отпроситься, кто меня отпустит из-за собаки, мне на ребёнка-то больничный не дают. Я поняла, что пора. И я повезла его в ветеринарку, сказала, что хочу его усыпить. Забрала анализы крови, такие уже бесполезные, диабета у него нет. Врачи сходили, поговорили с онкологом, и она дала добро, и тут я заплакала. Я настояла, чтоб мне позволили присутствовать, по крайней мере, когда ему вводили наркоз, чтоб ему не было страшно и больно, чтоб он не боялся, что он со мной, а не среди чужих людей. И ему не было страшно, я держала его голову и гладила и говорила и успокаивала, - Кузенька, все будет хорошо, он потихоньку заснул, голова отяжелела, глаза закрылись и меня выгнали. А я плакала и плакала.

Сколько Кузе лет я не знаю, предположительно 12, он у меня прожил больше пяти лет, а ко мне пришел уже старичком, ему было примерно 7 лет, когда я его взяла. Но все равно это очень больно, когда умирает родная тебе душа, твой друг. Я плакала три дня, внутри болело, так же болело, когда умерла Нора. Эта маленькая дворняга занимала большое место в моем сердце, я потратила на его лечение в среднем тысяч 70, наверное, такая вот золотая собака. И готова была бы потратить ещё столько же, лишь бы он жил, но рак неизлечим, эта такая гадость. Я будто сама умерла вместе с ним. Мир, такой яркий и красочный, вдруг стал серым. Домой приходишь, а всюду мерещиться Кузя, он должен меня встречать, надо налить ему воды, надо его выгулять, остался корм, боюсь наступить, проснувшись, на него, он всегда спал рядом. Мерещиться, будто слышишь цоканье его когтей по полу, он последние ночи плохо спал, вечно бродил, не мог найти себе место. И так это тяжело осознавать, что его больше нет, совсем нет, мне даже не отдали его тело, сказали, что, оказывается, я все оплатила, и они его кремируют, надеюсь, что так и есть. Я была слишком слаба, чтобы что-то им говорить и спорить и доказывать, слишком раздавлена. Я только надеюсь, меня утешает мысль, что он сейчас там с дедушкой, что они вместе, снова все вместе гуляют, дедушка, бабушка и рядом радостный скачет Кузя, что он отмучился и ему теперь хорошо. И не больно и не страшно. А эти доктора, эти врачи, они ведь тоже предстанут перед богом и ответят за свои преступления, они профукали его болезнь, неправильно лечили.  Я не хочу никого винить или же судиться, да и толку? Собаку уже не вернешь, я лишь хочу, чтоб вы не допускали моих ошибок, чтоб вы знали то, чего не знала я, что мастоцитому нельзя резать и что прежде чем вырезать опухоль надо убедиться, что это не рак. Пусть эта моя печальная история послужит уроком и спасет чью-нибудь жизнь. Кузенька, моя дуэнья, мне будет тебя не хватать, я больше не хочу заводить собак, никаких, слишком больно их терять, эти звери, они самые настоящие друзья. А ещё, если я вдруг стану когда-нибудь сказочно богатой, то я открою бесплатную ветеринарную службу, чтоб там работали ветеринары не ради денег, а ради животных, чтоб они на них не наживались, а лечили их. Чтоб каждое животное могло получить медицинскую помощь.

3 января 2023