Школа Орфей

Анатолий Васильевич Шамов
            Явление в искусстве «Орфея»  насчитывает десятки историй, которые были на пути становления этой литературной школы. Несколько сотен одаренных личностей соприкасались с теорией и практикой этой школы.
Пять лет издавался ежемесячный литературно- художественный журнал «ОРФЕЙ», на страницах которого печатались десятки и сотни авторов, пробовали своё перо будущие журналисты и, как следствие, появились десятки и сотни научных и литературно- исследовательских статей.   Ряд теорий литературного процесса были систематизированы в  «КРАТКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ», (Черкассы, изд. ОРФЕЙ, 2005, -200 с.).
Искусство литературной работы знает ряд правил и особенностей. Существует несколько взглядов на то,  как создавать художественное произведение. Иногда авторы думают, что следует писать так,  как пишется. Пишется,  значит, ты – писатель, поэт.
Писать ни о чём…  позиция неправильная. Определившись с кругом идей и сюжетом, следует провести своего литературного героя так через испытания и трудности, чтобы читателю захотелось повторить путь героя  или добиться в жизни того же результата.
Если есть падение героя, то надо  назвать  его грехи, показать истоки… дать возможность покаяться или не покаяться. Взять за основу закон, традиции, правила людского общежития, систему человеческих ценностей и показать рост личности, духовный рост героя, чтобы  МОРАЛЬ, нравственность автоматически, как и закон, работали по всей линии сюжета.
Помочь герою очиститься нравственно, очистить сознание, показать с помощью психологических постулатов и законов этот тонкий процесс, соответствующую мотивацию героя могут тонко и талантливо немногие. Этому- то и следует учиться, используя теории школы «ОРФЕЙ».
Литературный герой должен показать практический путь решения злободневных задач в типичной жизненной ситуации. Поступки героя – это мотив делать жизнь определенным образом. Для этого автору следует самому пересмотреть свои жизненные установки и ценности. Засесть за серьёзную литературу, освоить психоанализ, логику и другие научные вещи. Трудно перечислить все учебные дисциплины, которые следует включить в ликбез. Становится очевидным, что поэт, писатель – это труба, через которую идёт плотный и ценный поток информации, которая, при  этом своеобразным образом перерабатывается  ( литературные приёмы, классические приёмы искусства) и на выходе из этой трубы, как следствие, появляется  готовое художественное произведение, способное заставить сердце читателя биться быстрее или заставить кипеть  кровь от одного слова.
Всё просто! Написал сырой кусок, убрал всё лишнее и, если опыт удачен, то в итоге произведение живёт самостоятельной жизнью, восхищает, убеждает, зовёт сердца к преодолению трудностей, взятью жизненных высот.
  Правильно поданное автором индивидуальное сознание действующих личностей позволяет тонко описать внутренний мир героя, устанавливает нравственные критерии и  ценности, показывает становление этих ценностей,  роль нравственного начала в судьбе героев.
Писатель ставит задачи перед обществом, и общество их решает....
Сегодня суть времени такова, что нужны преобразования.
Необходимо строгое соблюдение основного закона  - КОНСТИТУЦИИ.  Любые отклонения  - наказуемы, независимо от лиц и рангов. Принцип неотвратимости наказания абсолютен. Делить людей не по национальному признаку – это шаг назад,  а по деловым качествам, уровню образования,  профессионализму,  человеческим достоинствам и качествам ( скажем, честности, обязательности, ответственности, умениям, навыкам, обширности познания).
СМИ работают не на сенсацию, а на культивацию традиций, знаний, соблюдение закона, а также информируют о достижениях отечественной культуры в сравнении с мировыми достижениями, пропагандирует передовой опыт в востребованных областях социума.
В связи с изложенным выше задачами искусства с точки зрения  орфеевской  школы есть:
1. Описание и решение типовых коллизий ОН+ОНА
2. Описание смысла борьбы, смысла существования,  актуализованных направлений жизни, изысканий психологических, достижений культуры, согласия и компромисса  между отдельными особами, группами населения в рамках прогресса.
3.Описание способов, средств, теорий  экономического  успеха, научно - производственных изысканий человека в труде.
4. Описание путей жизненного успеха человека, его мотивации
 ( положительный пример) и т.д. до сто первой позиции.
Думаю, мой герой  не политик, убеждён, самые глубокие области жизни сегодня остаются за рамками политики.
Внутренний мир человека 21 века, - это то, что должны отразить и  строить  писатели...   политики строят своё. Создание и строительство человеческих ценностей ( показать, как это делается)   – вот кредо современного писателя. Надо создавать  нравственные ценности нового общества, вводить новые регалии, награды, звания…  но нельзя делить по национальности и этим разъединять людей.
По теории и под пером писателя конфликты должны двигать общество вперед к новым ценностям, новому образу жизни, а не разделять и загонять на разные баррикады.
Показать здоровые тенденции, ростки успеха в построении молодого общества, показать  примеры и механизмы новой жизни молодого государства и есть задача современного писателя.
Не делить старое – создавать новое, используя позитивные народные традиции и веру, как критерий чистоты нравственной, как залог желанного будущего, как гарант от негодных методов при строительстве нового общества. Есть вера, есть отечество – есть патриотизм и единение!
На интересе,  не на насилье все допустимые в обществе ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. При этом надо понимать, что есть проблемы роста. Задача писателя показать на примере своих героев, как эти проблемы преодолеваются. Это то, что надо сегодня обществу, это то, что будет, безусловно, востребовано молодым поколением.
Старые понятия -  моё…  моя хата, не приведут к успеху, не сплотят новой общности людей, украинцев, независимо от генетических корней. Гражданская литература  - это дух, это образ жизни, это нравственные ценности, это богатая культура и, за что я, - писатель,  ратую, – афористичная, глубокая и  сильная литература.
Особое место, особая роль в литературе принадлежит ПОЭЗИИ – легкой кавалерии литературы, но это уже другая статья и для другой книги.

Член РСП             А.В. Шамов