СССР. 100 лет. Красный проект

Геннадий Мартынов
 Большой театр. На его фасаде справа висит мемориальная доска.Если присмотреться, то её можно увидить сразу после последней колонны. На ней нет ожидаемых имен всемирно известных звезд оперы и балета, прославивших нашу страну. Короткий текст рассказывает нам о событии, не имеющим отношение к искусству Большого театра. Он о другом. О том, что именно в этом месте, в стенах этого здания с мощными колоннами по его фасаду произошло рождение нового государства невиданного и неслыханного за всю мировую историю.   

  Если коротко, основным принципом существования этого  государства будет социальное равенство. У этого государства будет трудный беспримерный путь. Будет все. Героические подвиги на всех фронтах. Будут и трагические ошибки. Будет и прорыв в Космос. Достигнет оно впервые высот мировой державы. Но это государство, изменившие лик всей земли, и исчезнет, не выдержав тяжёлого бремени божественной идеи - создать нового человека. Не получилось. Имя этому государству было СССР. Оно впервые было произнесено здесь. В Большом театре. Не было бы этого государства СССР, не было бы и нас. Не все это понимают.

                ***** 
    Несколько лет назад была другая большая дата. Столетие Октябрьской революции. Естественный вопрос, а как мы отметим эту знаковую дату. Один журналист спросил у Пескова, как мы её будем отмечать. Песков дал издевательский ответ: «А разве есть , что отмечать?» И действительно. Никак не отметили. Ни едином словом.
 
    Некоторое время спустя был другой юбилей. У Пугачёвой. У Примадонны. Это она сама себя так скромно назвала. И три дня на Т.В. по всем каналам только она одна. Накормили до тошноты. И где сегодня Примадонна? Известно, где.
 
     Ну а вот на днях была  ещё одна знаменитая дата. Сто лет СССР. Как тут быть. И как к ней отнестись. Просто помолчать? Нет, это было бы неприлично и даже глупо. И подготовили фильм. «Красный проект». Уже и несколько раз показали. И вы знаете, он мне понравился. Попытка объективно рассказать  о всей истории СССР.
 
   Я не знаю, почему вышел этот фильм. Я думаю, что объяснение простое. Потому как времени уже достаточно прошло с 1991 года, чтобы обозначить новый исторический тренд? Настроение поменялось в народе. Особенно на фоне того, что творится сегодня на Украине. На фоне новой войны с новоявленными фашистами? А может быть всё это  вместе.
 
    Хотя перемены начались ещё раньше. С тех самых пор, когда вновь вознесли на пьедестал знаменитую статую «Рабочий и колхозница». Это не просто памятник. Это  творение того необыкновенного времени, когда было сказано всей стране «ВРЕМЯ  ВПЕРЁД». Послушайте это музыкальное творение Свиридова.  Оно как нельзя лучше введёт вас в тот уже далёкий пласт времени. Не случайно именно эта музыка целиком была полностью  использована   на открытие Олимпиады в Сочи, когда нужно было представить исторический период СССР.
 
  А я вспоминаю и другое гениальное творение,  характеризующее эпоху  великих свершений. «Марш энтузиастов». Гениальная музыка и гениальная слова.
 
 Вспомним:
 
Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, ещё не ясная,
Уже зовет тебя вперед.

Создан наш мир на славу.
За годы сделаны дела столетий,
Счастье берем по праву,
И жарко любим, и поем, как дети.
И звезды наши алые
Сверкают, небывалые,
Над всеми странами, над океанами
Осуществленною мечтой.

     «Марш» гениально передает героическое устремление великой страны к миру социальной справедливости и возможности самореализации в жизни  всех и каждого. «Счастье берём по праву».  Прочтите ещё раз текст песни и проникнитесь смыслом каждой строки.

    Сегодня  этот монумент стоит у входа на ВДНХ, как исторический артефакт,  как изрядный сколок нашего прошлого.   И больше ничего. А кто были  эти энтузиасты? Они вознамерились впервые за всю мировую историю установить на Земле царствие Справедливости. Своими руками.  А идея эта вечная и неистребимая. Она существовала до нас, и будет существовать после нас. И кто знает? Может она ещё и вернётся вновь, в новой попытке осуществить мечту на новом витке исторической спирали.  «Мечта прекрасная, ещё не ясная уже зовет тебя вперед.»

                *****   

   Правда сегодня говорят, что это была утопия. Энтузиасты – утописты.  Иж чего захотели? Царствие всеобщей справедливости на Земле? Нет, это утопия. А что не утопия? Видимо, что-то противоположное. А противоположное – это царство несправедливости. И никак иначе. Вот и будем вечно, во веке веков жить в этом царстве несправедливости. В реальном мире. Сказки оставим детям. И изменить что-либо в нашем мироустройстве – это бесполезная и опасная затея.
 
  А коммунизм – это только вера. Ни хуже , ни лучше,  чем любая другая вера.  А их много на земле. Но и в ней есть польза. Какая? Вера наполняет нашу жизнь осмысленностью и оправданием нашему существованию. Человек жив верой. А ещё вера учит нас основным нравственным истинам и ценностям. Без этого тоже никак.
 
   Под сенью этой идеи мы сохранили страну, а потом и защитили её от самого жестокого и страшного врага, вознамерившегося уничтожить Россию.

       Эта идея о царствии справедливости появилась тогда, когда человек стал ощущать себя впервые таковым. То есть тогда, когда он понял, что в нём есть ещё и душа. И когда он стал  задавать себе простой и неизбежный вопрос, почему люди разделены. Так несправедливо. Откуда это зло. И почему люди страдают от этого зла. Мы же, в отличие от животного наделены ещё и сознанием. И душой наделены. А раз так, поняв причину этого зла, мы можем его устранить.

    Нас многоёёё все годы били с той стороны одним словом. Свобода.   А свобода – это отсутствие веры вообще.   Свобода, о которой так много говорят, на самом деле никакая не свобода. У этой «свободы» нет никакой духовности. Потому как  вся она направлена только на удовлетворение телесных потребностей человека. Всё заточено только на этом. Деньги. Человек становится заложником,  рабом удовлетворения своих потребительских инстинктов. И больше ничего, в какую бы красивую конфетную этикетку не завернули эту простую и очевидную мысль.

                *****
          Но ведь стал и другой вопрос. Революция победила. Это хорошо. Но ведь надо ещё удержаться в седле. Не пробежим за 10 лет то, на что  другим потребовалось 100 лет, - сомнут бизоны в этом забеге. Надо было готовить страну к новой схватке. И опять жесткие скрепы. И без них опять  никак. Речь шла о выживании. И Сталин подготовил в значительной степени страну  к новой схватке. К самой страшной и жестокой войне в нашей истории. И подготовил железный кулак, чтобы в одиночку практически остановить  бронированные дивизии Гудариана.  А кто это сделал и под чьим руководством было всё сделано? Была только одна партия. Партия большевиков.

    А у нас и до сих пор сохраняется мнение, что большевики, это были такие бяки. Как бы всё тоже самое, но только без них.  Удивительно. И при этом с самого верха слышим  лозунг – никто не забыт и ничто не забыто. Да вот незадача. Мы действительно помним всё.
   
     Будем эволюционировать. Только куда? Капитализм по своей природе – это несправедливость. И иным он и быть не может. Коммунизм со всеми его плохими ребятами – это плохо. А вот неравенство и несправедливость – это хорошо. Вот к какой мысли мы неизбежно придем. И никак иначе. Снимем с наших знамён лозунги о Братстве, Равенстве, Справедливости.  Лицемерие и фарисейство всё это. Социальный дарвинизм – вот наш жизнеутверждающий лозунг.
               
                *****
     И вот тут у меня возникает такой естественный и неприятный вопрос. В последние годы появился лозунг «Спасибо деду за победу». А я спрошу у вас, спасибо какому деду? И не надо удивляться. Вопрос более чем уместный. Он свербит мой мозг, и я не нахожу на него ответа. Вот давайте поразмышляем вместе.

   Начнём, к примеру, с самого главного по тем времена деда. И мы все  прекрасно помним, кто был этот дед. Этот дед стоял на главной нашей трибуне 7 ноября 1941 года. Он произнёс речь.  Он обратился с памятными словами не только к бойцам, уходящих прямо с этой площади на фронт. Он обратился ко всему народу нашему.

    А как его убеждали не проводить военный парад в положении, когда враг вот-вот ворвётся в город. И враг уже даже и не сомневался, что ворвётся. Я был в музее Российской армии. И там увидел и узнал, что немцы изготовили специальные памятные  железные кресты за взятие Москвы. Можете себе представить, две тонны этих самых крестов. А теперь они все – музейные экспонаты. Две тонны. А ведь все до единого они  могли бы стать наградой за их победу. Но награды не нашли героев. «Герои» получили совсем другие кресты. Деревянные. Да и то, кому повезло. А по большей части они все легли  безымянными «среди не чуждых им гробов» в полях Подмосковья
      
  В одном известном фильме «Судьба человека» стоит  строй наших военнопленных. Эсэсовец проходит вдоль этого строя и приказывает  - коммунист,  юден выходить. Юден – это еврей. И неизвестно кого фашисты не любили более, евреев или большевиков. Хотя в их понимании это часто было одно и тоже. Понятно, для чего эсэсовец приказывает выйти именно им. Их расстреляют первыми

    Коммунисты были в то время членами ВКПб. То есть они были большевиками. Большевиков, как было сказано,  по установке сверху мы тоже любить не должны. То есть мы им тоже, условно говоря, должны сказать выйти из строя. Из строя Бессмертного полка. Раз дед твой был коммунистом (то есть большевиком),  ну так и выходи. И нечего тебе тут делать. И никакого тебе спасибо, дед на фотографии.

   Вновь прошёл парад по Красной площади. И вновь мавзолей прикрыт красочным щитом. То есть, Верховному главнокомандующему и всем маршалам Победы, стоявшим  на трибуне в июне 1934 года, надо сказать  "выйти из строя". Они же все были большевиками, эти маршалы Победы. А их теперь всех за раскрашенный фанерный щит, за занавеску.  А этой занавеской нам как бы делает посыл и говорят "забыть" И кто этого ещё не понял? 
 
     Все знают одну фотографию. Политрук поднимает в атаку своих бойцов. Фотография стала символом нашей Победы. Эту фотографию мы видим в учебниках по истории, на открытках, на билбордах. Политрук  - это политический руководитель. То есть, большевик. Ну значит и ему надо выйти из строя. Известно имя героя на фотографии. Его звали Ерёменко. Он погиб в этом бою.    

    А вы знаете, где состоялся последний бой политрука Ерёменко? Он погиб 12 июня 1942 года. На пшеничном поле близ посёлка Славяносербск. Посёлок находится на Донбассе. У меня такое ощущение, что бесстрашный, мужественный политрук на фотографии  и сегодня поднимает бойцов в атаку против бандеровцев. Против фашистов. 
                *****
    А потом была контрреволюция. Состоявшаяся с приходом Горбачёва. Нет, он конечно и в мыслях не держал рушить страну. И даже свою партию. Но начав реформы, он не смог удержать вожжи. А потом и его самого понесло. Понесло так, что его самого выкинули из власти. Вискули стали для него роковым местом. Шесть лет власти – и нет страны.

   А потом начались лихие годы. Я стараюсь проникнуться смыслом и духом этого времени. Я  видел собственными глазами в живую  неудержимый энтузиазм толпы, которая как бы сорвалась с цепи и понесло её под мощным  напором  ветром перемен. И всё под звуки песни, культовой песни «Перемен требуют наши сердца». Эта толпа ещё не знает, что перемены грядут. Да такие, что от них весь мир содрогнётся и перевернётся.

    Как же я сам помню всё это время. Как будто вчера это было.  Вдруг и внезапно всё стало возможным. И устоять этому было просто невозможно. И не потому что сил не было сопротивляться или противостоять этому ветру. Всё как раз наоборот. Понесло по собственному желанию, под воздействием пьянящего духа свободы.

    Какие были настроения! Сейчас все вместе мы снесём прежний обрыдлый порядок. Дадим выход новым творческим силам. Долой обрыдлый, насквозь весь ложный «светлый путь». Наконец-таки «пойдем другим путём» к лучезарным сияющим и зияющим вершинам счастья для всех и для каждого. Как бы даже и забывая или просто не помня, что именно эта фраза была впервые произнесена именно тем, кто и повёл нас туда, куда идти совсем и не следовало бы. Мы так тогда думали.  Бог сподобил пережить великую смуту. Да ещё и выжить в ней.
 
     В моих ушах ещё слышен громоподобный рев толпы на Манежной площади, сотрясающий стены древнего Кремля. Огромный толпы, которая как зверь дикий, сорвавшийся с цепи, почувствовавший внезапно обретённую свободу. Я стоял в этой толпе и переживал очень странные чувства. Страшно и весело. И даже больше весело, чем страшно. Страх придёт позже, когда в стихии разлюля-свободы, всё начнётся рушиться и сметаться. Сколько жизней полетят в обочину нового пути, предложенного нам. Сколько слёз, сломанных судеб и жизней через колено.
 
    То что копилось годами, вдруг вырвалось наружу. Да ведь как ещё вырвалось! Препоны пали. Мы хотим перемен! И перемены пришли.

       Я в этой связи думаю о том, что крышу может снести под воздействием некоторых обстоятельств  так печально не только у одного человека. Бывает так, что и у целой нации, у целой страны. Ну вот, к примеру, жил-был такой бюргер-колбасник в Германии тридцатых годов прошлого века.  Пил он замечательное пиво и закусывал замечательными местными колбасками. Весь такой добрый и добропорядочный, законопослушный. Никому зла не желал. Чтил местные традиции и в церковь ходил. В Бога верил. И вдруг понесло. Набили ему мозги идеями о его расовом превосходстве, унаследованным от древних арийцев. Нахлобучили ему на голову Штальхельм – такой шлем из превосходной крупповской стали – и сказали: пойди и убей. И он пошёл и стал убивать.
               
     При этом я не провожу никакие исторические параллели. Я говорю о самом факте. Можно сказать о медицинском факте. Психиатрическом.
 
                *****

  Да, чудом сохранили страну после чудовищного ельценского бардака. Мы не забыли, что в лихие времена  не только предали идею, завещанную нам недавними предками, но и саму патриотическую идею тоже истоптали. Ельцин, находясь в США, положив руку на сердце, в конгрессе враждебной нам сегодня страны, произнёс: «Боже,  благослови Америку.»

    Но не все согласны с определением  «лихие годы». Живёт ныне порфироносная вдова Ельцина, такая  мышка-норушка в близком Подмосковье в немалом поместье с  ухоженными угодьями вокруг. Тщательно охраняемом. С пожизненным немалым содержанием.  Она написала книгу. То есть не она, а её зять, журналист Юмашев. Она обиделась. Воскликнула, ну какие это лихие годы. Это были «святые годы».

    Ну а как оправдание тому, что годы эти были действительно святыми для неё, это орден. Почетный орден «Святой великомученицы  Екатерины». Понимаете. Великомученицы.  Орден ей бережно так прицепил наш самый Главный в самом роскошном зале Большого Кремлёвского дворца. В Георгиевском зале. И сказал при этом самые тёплые  слова. 
                *****
    А сегодня вновь напряг. Спецоперация. По сути дела, настоящая война. И вновь Россия сражается за свое существование. Нет, не с Украиной.  Сражается со всем Западом. А незалежные, это только так, как бараны на заклание. И сами того не понимают. Это борьба-война за новый миропорядок. И ставки в этой войне очень велики. Либо пан, либо пропал. И ничуть не меньше. Война идет. Священная война.
 
           У меня дед погиб под Москвой в ополчении. Отец вернулся весь израненный с Ленинградского фронта. Они были оба коммунистами. Они верили. А во что верим мы сегодня? Сто лет спустя после торжественного собрания в Большом театре.
 
     Р. S. Прошло 100 лет. Самое яркое столетие за всю историю России. Было всё. Гере и беда, радость и восторг. Несколько поколений прожили свои жизни за это время. Взлёты и падения. Достижения и провалы. Создали самую большую державу в мировом маштабе и  сами себя едва не свергли в историческую бездну. Мы все из этого времени. И нас не было бы, если не это время. Если бы ни этот Красный проект. В Кремле при этом сказали, чта дата (100 лет) не заслужиает внимания. Того, чтобы её отмечать на государственном уровне. И действительно, никак не отметили. Не было слова Президента. Не было собраний и митингов. Концертов и соответствующих песен и музыки. Замолчали и даже вроде как бы и забыли. Забыли память о наших предках. А по мне, так следовало бы организовать торжественное собрание, отдавая память нашему общему прошлому, в Большом театре. То есть в том месте, где впервые на весь мир была прознесена эта великая аббвериатура СССР.