Выдающиеся операции спецназа. Продолжение

Александр Коломиец2
  Штурм поезда Ассен Де Пунт, 1977
 
   Когда слышишь о террористах и похищениях, перед глазами возникает аэ-
ропорт с крупными пассажирскими  самолетами.  Правда,  иногда  случаются
захваты кораблей, даже автобусов, но похищение поезда? Поезд кажется ма-
ло привлекательной мишенью для террористов из-за строгой  определенности
направления железнодорожных путей и ограниченной возможности  передвиже-
ний по ним. Тем не менее пассажиры этого  вида  транспорта  также  могут
стать заложниками, как и путешествующие на "Боинге" между  континентами.
Типичная террористическая операция планируется для достижения определен-
ных целей взамен за освобождение заложников, а захватить их можно в  са-
молете, посольстве, на корабле или в поезде. Все зависит  от  замысла  и
возможностей преступной группы. Именно поезд оказался наиболее  подходя-
щим для членов организации "Свободная молодежь Южно-молуккских островов"
(СММО) в Голландии.


   Молукцы - народ, населяющий так называемую "Голландскую Индию"  (сей-
час Индонезия). В 1951 г. после неудачной попытки восстания против Индо-
незии 15 тысяч молукцев были вынуждены покинуть родину и переселиться  в
Голландию. Однако новые поколения эмигрантов не забыли о старой  родине.
Не имея возможности завоевать независимость для своей страны и  стремясь
обратить внимание международной общественности на ее  проблемы,  молодые
молукцы в 70-е годы начали террористическую деятельность  на  территории
Голландии.


   Первую серьезную акцию они предприняли в начале декабря 1975 г.  2-го
декабря семь вооруженных террористов напали на поезд Амстердам-Бейлен  и
захватили его в нескольких километрах от конечной станции.


   Через два дня вторая группа из 6 молукцев заняла консульство  Индоне-
зии в Амстердаме. Голландские власти в таких случаях неохотно  прибегают
к насилию. Кроме того в этом спокойном государстве  понятие  "террорист"
ассоциировалось преимущественно с проблемами восточного  соседа  -  ФРГ.
Поэтому, несмотря на убийство террористами двух заложников,  прибегли  к
переговорам, в результате которых преступники сдались.


   Откуда же такой странный выбор объекта для нападения? Если  оккупация
посольства - дело не новое, то захват поезда стал историческим прецеден-
том. Молукцы не обладали опытом, знаниями и связями  для  захвата  столь
охраняемых целей, как аэропорт или самолеты. Скорее всего большинство из
них ни разу в жизни не находилось в самолете и не смогли  бы  воспользо-
ваться его захватом. Не были они и  достаточно  известной  организацией,
как  Баадер-Майнхоф  или  арабской,  пользующихся  поддержкой  некоторых
стран. Поезд же казался достаточно легкой добычей - все в  нем  знакомо,
никто не проверяет, кто туда садится и что с собой несет. Его можно  ос-
тановить на открытом месте, затруднив тем самым атаку полиции. Приняв во
внимание все эти соображения, через неполные два  года  молукцы  ударили
второй раз.


   23-го марта 1977 г. в 8.30 девять террористов из СММО овладели элект-
ропоездом Ассен Де Пунт в Северной Голандии и взяли в заложники 51 чело-
века. На этом однако дело не кончилось. Одновременно четыре других  тер-
рориста захватили среднюю школу в окрестностях Бовенсмилде. Кроме типич-
ных освободительных лозунгов молукцы потребовали выпустить членов их ор-
ганизации, находившихся в голландских тюрьмах после  акции  1975  г.,  и
предоставления в их распоряжение Боинга 747 в  аэропорту  в  Амстердаме.
Голландцы снова решили пойти по пути переговоров и были решительно  про-
тив силовых действий, как очень опасных. Переговоры от имени властей вел
доктор психологии Дик Мюльдер. Через  несколько  дней  в  оккупированной
школе произошло массовое пищевое отравление детей. Не известно, была  ли
эта спланированная акция голландцев, но так или иначе террористы, будучи
не в состоянии справиться с ситуацией, выпустили 106 из 110 удерживаемых
там заложников.


   К сожалению, мало чего удалось достигнуть с помощью переговоров,  ко-
торые проходили в сложной, напряженной обстановке и не давали  результа-
тов. В итоге оккупация поезда и школы опасно  затянулась.  Тем  временем
возникали разнообразные анекдотические ситуации. Сначала голландцам поз-
вонило таинственное лицо, предложившее  с  помощью  своего  долголетнего
опыта службы в Иностранном легионе в одиночку проникнуть в поезд и  лик-
видировать всех террористов. По очевидным причинам это предложение  было
отвергнуто. На второй неделе эпопеи пронырливые журналисты  подсмотрели,
что среди доставляемого к поезду и школе продовольствия есть масса  сла-
достей, включая торты. В тот же день в прессе раздались возмущенные  го-
лоса против "безответственных властей, которые ничего не предпринимают и
кормят преступников деликатесами". Разумеется, это были  упреки  невежд:
специалисты по борьбе с терроризмом и врачи давно знают,  что  повышение
уровня сахара в крови снижает агрессивность человека, следовательно каж-
дый шанс такого рода следовало использовать.


   Наконец, голландцы стали подумывать о штурме в случае провала перего-
воров. В те годы в стране существовал антитеррористический отряд в  сос-
таве полиции, организованный менее чем за  год  до  событий.  Отряд  еще
только проходил обучение. Поэтому сделали ставку на армию. Вблизи  авиа-
базы Рийин поставили аналогичный поезд и начали тренировки. Операцию по-
ручили группе специального назначения ББЕ  (которую  называли  "Виски"),
принадлежавшей к морской пехоте. "Виски" вместе с ГСГ-9 и САС была хоро-
шо подготовлена как к специальным войсковым, так и к  антитеррористичес-
ким акциям. Кроме ББЕ, к операции привлекли коммандос из 7-й голландской
группы подводных пловцов СБС. Их возможности пригодились из-за положения
поезда. Он стоял на открытом пространстве, но вблизи проходило несколько
столь типичных для Голландии осушительных каналов. Ночью по ним подплыли
аквалангисты, доползли до вагонов, и в полной  тишине  смонтировали  под
поездом специальные устройства. Это была высокочувствительная  подслуши-
вающая аппаратура, реагирующая также на тепло, движения  и  металл.  Она
позволяла фиксировать разговоры, оценивать перемещение людей  и  оружия.
Коммандос из СБС разместили в нужных местах взрывчатку, чтобы при  необ-
ходимости обеспечить коллегам из ББЕ вход внутрь вагонов.


   К концу 3-х недель бесплодных переговоров доктор  Мюльдер  сообщил  о
возникновении очень опасной ситуации. Из-за длительной изоляции у залож-
ников начал формироваться так называемый  "стокгольмский  синдром".  Это
психологический процесс,  который  способствует  возникновению  симпатии
жертв к своим преследователям. Заложники забывают, по  чьей  вине  царит
атмосфера страха и видят выход только в выполнении требований  террорис-
тов. Зная, что все это в противном случае  может  плохо  кончиться,  они
подсознательно желают успеха террористам, беспокоятся  о  них,  а  впос-
ледствии сочувствуют им. Во время антитеррористической акции такая ситу-
ация очень опасна. Известны случаи, когда,  увидев  коммандос,  заложник
криком предупреждает бандита и даже заслоняет его. Бывает, что террорист
прячется среди заложников, и никто его не разоблачает. Подобные ситуации
иногда заканчиваются общей бойней, поскольку солдаты дезориентированы, а
преступник вовсе не отвечает взаимностью на чувства заложников.


   Другим поводом беспокойства Мюльдера стало поведение похитителей. Они
весьма нервничали из-за затягивания переговоров, перестали верить  в  их
успех и, отчаявшись, были способны убить всех заложников.


   На 19-й день голландцы приняли решение ввести в  действие  ББЕ,  пос-
кольку дальнейшая затяжка времени только ухудшит ситуацию. Атаку  назна-
чили на следующее утро - 11 июня 1977 г.  Ночью,  используя  специальные
очки ночного видения, десять групп по  пять  человек  в  каждой  скрытно
приблизились к поезду и заняли исходные позиции. Поезд  был  оккупирован
уже почти 3 недели, поэтому жизнь заложников  как-то  стабилизировалась:
ведь людям необходимо есть и спать. Это и использовали для выбора време-
ни атаки. Известно, что к утру у человека наступает самая глубокая  фаза
сна и, будучи вырванным из нее, он не сразу приходит в себя. Кроме того,
у проснувшегося на рассвете вначале создается  впечатление,  что  вокруг
довольно темно. Напротив, внешний наблюдатель видит в это время  гораздо
лучше. Из сообщений информаторов, которые в качестве персонала  Красного
Креста доставляли в поезд еду, полиция  знала  численность  террористов.
Электронные приборы подтвердили эти данные и показали размещение  молук-
цев. В 4.50 снайперы направили прицелы своих винтовок на  окна  вагонов:
до времени "X" осталось 180 секунд.


   В 4.53 из-за  горизонта  выскочили  6  истребителейштурмовиков  Ф-104
Старфайтер голландских ВВС и с  оглушающим  грохотом  пролетели  на  не-
большой высоте над поездом. Перепуганные заложники непроизвольно  накло-
нились и закрыли головы руками, а террористы подняли  головы,  глядя  на
потолок. Именно этого и добивались. В ту  самую  секунду,  когда  первый
Старфайтер пролетал над  поездом,  трое  коммандос  привели  в  действие
взрывные заряды, которые мгновенно вырвали наружу двери вагонов. Еще  не
стих гул самолетных двигателей, а  солдаты  ББЕ  уже  ворвались  внутрь,
стреляя из своих "Узи". Дополнительный эффект создавали очереди из пуле-
метов МАГ, которые группа прикрытия дала в  направлении  электровоза.  К
сожалению, повторилась ситуация в Энтеббе: несмотря на  предостерегающие
окрики солдат, передаваемые через мощные мегафоны,  двое  заложников,  в
том числе одна женщина, вскочили на ноги и погибли на месте.  Погибли  6
террористов, 3 сдались. Последний успел выстрелить в  заложника,  но,  к
счастью, только ранил его.


   Одновременно со штурмом поезда вторая группа морских пехотинцев  ата-
ковала школу в Бовенсмилде. Обе акции следовало  синхронизировать,  пос-
кольку расстояние между двумя объектами было невелико, и звуки выстрелов
могли иметь катастрофические последствия там, где действия еще не  нача-
лись. Здесь также проводилось подслушивание и полное электронное  наблю-
дение. О поведении террористов  многое  рассказали  освобожденные  дети.
Коммандос располагали подробным планом школы. В тот момент, когда  выле-
тели двери вагонов, бронетранспортер М-113 пробил одну из стен школьного
здания. Под его прикрытием, забрасывая помещение гранатами со слезоточи-
вым газом, коммандос ББЕ ворвались внутрь. Атака была бескровной: полная
внезапность позволила захватить живыми всех четырех террористов, тем бо-
лее, что трое из них беззаботно  спали  раздевшись.  Четверо  заложников
пострадали только от страха. В обеих акциях  коммандос  не  понесли  ка-
ких-либо потерь.


   Однако на этом контакты голладских сил специального назначения с  мо-
луккскими террористами не закончились. Через год, 13 марта 1978  г.  мо-
лукцы захватили здание в городе Дренте, и 71 заложника.  Нападение  было
жестоким - они убили одного и ранили пятерых. На следующий день  комман-
дос провели успешную операцию освобождения. События 1977 г. в  Голландии
дали много пищи для размышления соответствующим службам, поезда стали  с
тех пор объектом постоянных тренировок для антитеррористических групп.
 
   Драма в Могадишо, 1977
 
   Подкрадываясь к захваченному Боингу  компании  "Люфтганза"  коммандос
ГСГ-9 хорошо понимали, что судьба 90 заложников находится  в  их  руках.
Они осознавали также, что им представляется возможность смыть с себя на-
циональный позор, который пал на ФРГ во время Мюнхенской олимпиады  1972
г. Тогда нападение палестинских  террористов  в  сочетании  с  неумелыми
действиями  немецкой  полиции  привели  к  гибели   девяти   израильских
спортсменов. На этот раз операция должна была закончиться  полным  успе-
хом.


   Капитан Юрген Шуман не был суеверным человеком и поэтому  не  обратил
внимания на дату своего полета на "Боинге" рейсом  ЛХ-181  из  аэропорта
Пальма на острове Майорка. Было 13-е октября 1977 г., 13  ч.  55  минут.
Самолет принадлежал немецким пассажирским авиалиниям и собирался  совер-
шить несложный рейс над Францией к Франкфурту на Майне. На  борту  кроме
пяти членов экипажа находились 90 пассажиров, а среди них - ничем не вы-
делявшиеся две супружеские пары арабского происхождения. Через час после
старта, когда самолет находился над южным побережьем Франции,  в  кабину
пилотов ворвались двое вооруженных пистолетами мужчин. Одновременно  две
женщины с гранатами в руках захватили пассажирский салон.


   Авиадиспетчеры в остолбенении выслушали взволнованное сообщение Шума-
на об угоне самолета. Угрожая  оружием,  террористы  приказали  изменить
курс и лететь в Рим. Вскоре после этого в  эфире  появился  руководитель
террористов, назвавшийся капитаном Махмудом, позднее  идентифицированный
как Захир Юссеф Акаче - один из самых разыскиваемых палестинских  терро-
ристов. На ломаном английском, почти истеричным  голосом  он  потребовал
освобождения заключенных руководителей немецкой террористической органи-
зации "Фракция Красной армии" (РАФ) и огромного  выкупа  в  9  миллионов
фунтов стерлингов. Махмуд угрожал, что пассажиры и экипаж погибнут, если
его требования не будут выполнены.


   Капитан Боинга был опытным пилотом. Он не спорил и  направил  самолет
на аэродром Фючимино в Риме. Однако во время заправки горючим  он  попы-
тался сообщить о террористах,  воспользовавшись  символами.  Внимательно
наблюдавшая за самолетом служба безопасности нашла на летном поле четыре
связанные друг с другом сигареты и поняла шифровку правильно:  на  борту
четыре террориста. Эти сведения очень помогли при планировании операции.


   Покинув Рим, самолет полетел на Кипр и далее несколько раз приземлял-
ся в различных странах Ближнего Востока: Бахрейне, Дубае, Южном  Йемене.