Штурм поезда Ассен Де Пунт, 1977
Когда слышишь о террористах и похищениях, перед глазами возникает аэ-
ропорт с крупными пассажирскими самолетами. Правда, иногда случаются
захваты кораблей, даже автобусов, но похищение поезда? Поезд кажется ма-
ло привлекательной мишенью для террористов из-за строгой определенности
направления железнодорожных путей и ограниченной возможности передвиже-
ний по ним. Тем не менее пассажиры этого вида транспорта также могут
стать заложниками, как и путешествующие на "Боинге" между континентами.
Типичная террористическая операция планируется для достижения определен-
ных целей взамен за освобождение заложников, а захватить их можно в са-
молете, посольстве, на корабле или в поезде. Все зависит от замысла и
возможностей преступной группы. Именно поезд оказался наиболее подходя-
щим для членов организации "Свободная молодежь Южно-молуккских островов"
(СММО) в Голландии.
Молукцы - народ, населяющий так называемую "Голландскую Индию" (сей-
час Индонезия). В 1951 г. после неудачной попытки восстания против Индо-
незии 15 тысяч молукцев были вынуждены покинуть родину и переселиться в
Голландию. Однако новые поколения эмигрантов не забыли о старой родине.
Не имея возможности завоевать независимость для своей страны и стремясь
обратить внимание международной общественности на ее проблемы, молодые
молукцы в 70-е годы начали террористическую деятельность на территории
Голландии.
Первую серьезную акцию они предприняли в начале декабря 1975 г. 2-го
декабря семь вооруженных террористов напали на поезд Амстердам-Бейлен и
захватили его в нескольких километрах от конечной станции.
Через два дня вторая группа из 6 молукцев заняла консульство Индоне-
зии в Амстердаме. Голландские власти в таких случаях неохотно прибегают
к насилию. Кроме того в этом спокойном государстве понятие "террорист"
ассоциировалось преимущественно с проблемами восточного соседа - ФРГ.
Поэтому, несмотря на убийство террористами двух заложников, прибегли к
переговорам, в результате которых преступники сдались.
Откуда же такой странный выбор объекта для нападения? Если оккупация
посольства - дело не новое, то захват поезда стал историческим прецеден-
том. Молукцы не обладали опытом, знаниями и связями для захвата столь
охраняемых целей, как аэропорт или самолеты. Скорее всего большинство из
них ни разу в жизни не находилось в самолете и не смогли бы воспользо-
ваться его захватом. Не были они и достаточно известной организацией,
как Баадер-Майнхоф или арабской, пользующихся поддержкой некоторых
стран. Поезд же казался достаточно легкой добычей - все в нем знакомо,
никто не проверяет, кто туда садится и что с собой несет. Его можно ос-
тановить на открытом месте, затруднив тем самым атаку полиции. Приняв во
внимание все эти соображения, через неполные два года молукцы ударили
второй раз.
23-го марта 1977 г. в 8.30 девять террористов из СММО овладели элект-
ропоездом Ассен Де Пунт в Северной Голандии и взяли в заложники 51 чело-
века. На этом однако дело не кончилось. Одновременно четыре других тер-
рориста захватили среднюю школу в окрестностях Бовенсмилде. Кроме типич-
ных освободительных лозунгов молукцы потребовали выпустить членов их ор-
ганизации, находившихся в голландских тюрьмах после акции 1975 г., и
предоставления в их распоряжение Боинга 747 в аэропорту в Амстердаме.
Голландцы снова решили пойти по пути переговоров и были решительно про-
тив силовых действий, как очень опасных. Переговоры от имени властей вел
доктор психологии Дик Мюльдер. Через несколько дней в оккупированной
школе произошло массовое пищевое отравление детей. Не известно, была ли
эта спланированная акция голландцев, но так или иначе террористы, будучи
не в состоянии справиться с ситуацией, выпустили 106 из 110 удерживаемых
там заложников.
К сожалению, мало чего удалось достигнуть с помощью переговоров, ко-
торые проходили в сложной, напряженной обстановке и не давали результа-
тов. В итоге оккупация поезда и школы опасно затянулась. Тем временем
возникали разнообразные анекдотические ситуации. Сначала голландцам поз-
вонило таинственное лицо, предложившее с помощью своего долголетнего
опыта службы в Иностранном легионе в одиночку проникнуть в поезд и лик-
видировать всех террористов. По очевидным причинам это предложение было
отвергнуто. На второй неделе эпопеи пронырливые журналисты подсмотрели,
что среди доставляемого к поезду и школе продовольствия есть масса сла-
достей, включая торты. В тот же день в прессе раздались возмущенные го-
лоса против "безответственных властей, которые ничего не предпринимают и
кормят преступников деликатесами". Разумеется, это были упреки невежд:
специалисты по борьбе с терроризмом и врачи давно знают, что повышение
уровня сахара в крови снижает агрессивность человека, следовательно каж-
дый шанс такого рода следовало использовать.
Наконец, голландцы стали подумывать о штурме в случае провала перего-
воров. В те годы в стране существовал антитеррористический отряд в сос-
таве полиции, организованный менее чем за год до событий. Отряд еще
только проходил обучение. Поэтому сделали ставку на армию. Вблизи авиа-
базы Рийин поставили аналогичный поезд и начали тренировки. Операцию по-
ручили группе специального назначения ББЕ (которую называли "Виски"),
принадлежавшей к морской пехоте. "Виски" вместе с ГСГ-9 и САС была хоро-
шо подготовлена как к специальным войсковым, так и к антитеррористичес-
ким акциям. Кроме ББЕ, к операции привлекли коммандос из 7-й голландской
группы подводных пловцов СБС. Их возможности пригодились из-за положения
поезда. Он стоял на открытом пространстве, но вблизи проходило несколько
столь типичных для Голландии осушительных каналов. Ночью по ним подплыли
аквалангисты, доползли до вагонов, и в полной тишине смонтировали под
поездом специальные устройства. Это была высокочувствительная подслуши-
вающая аппаратура, реагирующая также на тепло, движения и металл. Она
позволяла фиксировать разговоры, оценивать перемещение людей и оружия.
Коммандос из СБС разместили в нужных местах взрывчатку, чтобы при необ-
ходимости обеспечить коллегам из ББЕ вход внутрь вагонов.
К концу 3-х недель бесплодных переговоров доктор Мюльдер сообщил о
возникновении очень опасной ситуации. Из-за длительной изоляции у залож-
ников начал формироваться так называемый "стокгольмский синдром". Это
психологический процесс, который способствует возникновению симпатии
жертв к своим преследователям. Заложники забывают, по чьей вине царит
атмосфера страха и видят выход только в выполнении требований террорис-
тов. Зная, что все это в противном случае может плохо кончиться, они
подсознательно желают успеха террористам, беспокоятся о них, а впос-
ледствии сочувствуют им. Во время антитеррористической акции такая ситу-
ация очень опасна. Известны случаи, когда, увидев коммандос, заложник
криком предупреждает бандита и даже заслоняет его. Бывает, что террорист
прячется среди заложников, и никто его не разоблачает. Подобные ситуации
иногда заканчиваются общей бойней, поскольку солдаты дезориентированы, а
преступник вовсе не отвечает взаимностью на чувства заложников.
Другим поводом беспокойства Мюльдера стало поведение похитителей. Они
весьма нервничали из-за затягивания переговоров, перестали верить в их
успех и, отчаявшись, были способны убить всех заложников.
На 19-й день голландцы приняли решение ввести в действие ББЕ, пос-
кольку дальнейшая затяжка времени только ухудшит ситуацию. Атаку назна-
чили на следующее утро - 11 июня 1977 г. Ночью, используя специальные
очки ночного видения, десять групп по пять человек в каждой скрытно
приблизились к поезду и заняли исходные позиции. Поезд был оккупирован
уже почти 3 недели, поэтому жизнь заложников как-то стабилизировалась:
ведь людям необходимо есть и спать. Это и использовали для выбора време-
ни атаки. Известно, что к утру у человека наступает самая глубокая фаза
сна и, будучи вырванным из нее, он не сразу приходит в себя. Кроме того,
у проснувшегося на рассвете вначале создается впечатление, что вокруг
довольно темно. Напротив, внешний наблюдатель видит в это время гораздо
лучше. Из сообщений информаторов, которые в качестве персонала Красного
Креста доставляли в поезд еду, полиция знала численность террористов.
Электронные приборы подтвердили эти данные и показали размещение молук-
цев. В 4.50 снайперы направили прицелы своих винтовок на окна вагонов:
до времени "X" осталось 180 секунд.
В 4.53 из-за горизонта выскочили 6 истребителейштурмовиков Ф-104
Старфайтер голландских ВВС и с оглушающим грохотом пролетели на не-
большой высоте над поездом. Перепуганные заложники непроизвольно накло-
нились и закрыли головы руками, а террористы подняли головы, глядя на
потолок. Именно этого и добивались. В ту самую секунду, когда первый
Старфайтер пролетал над поездом, трое коммандос привели в действие
взрывные заряды, которые мгновенно вырвали наружу двери вагонов. Еще не
стих гул самолетных двигателей, а солдаты ББЕ уже ворвались внутрь,
стреляя из своих "Узи". Дополнительный эффект создавали очереди из пуле-
метов МАГ, которые группа прикрытия дала в направлении электровоза. К
сожалению, повторилась ситуация в Энтеббе: несмотря на предостерегающие
окрики солдат, передаваемые через мощные мегафоны, двое заложников, в
том числе одна женщина, вскочили на ноги и погибли на месте. Погибли 6
террористов, 3 сдались. Последний успел выстрелить в заложника, но, к
счастью, только ранил его.
Одновременно со штурмом поезда вторая группа морских пехотинцев ата-
ковала школу в Бовенсмилде. Обе акции следовало синхронизировать, пос-
кольку расстояние между двумя объектами было невелико, и звуки выстрелов
могли иметь катастрофические последствия там, где действия еще не нача-
лись. Здесь также проводилось подслушивание и полное электронное наблю-
дение. О поведении террористов многое рассказали освобожденные дети.
Коммандос располагали подробным планом школы. В тот момент, когда выле-
тели двери вагонов, бронетранспортер М-113 пробил одну из стен школьного
здания. Под его прикрытием, забрасывая помещение гранатами со слезоточи-
вым газом, коммандос ББЕ ворвались внутрь. Атака была бескровной: полная
внезапность позволила захватить живыми всех четырех террористов, тем бо-
лее, что трое из них беззаботно спали раздевшись. Четверо заложников
пострадали только от страха. В обеих акциях коммандос не понесли ка-
ких-либо потерь.
Однако на этом контакты голладских сил специального назначения с мо-
луккскими террористами не закончились. Через год, 13 марта 1978 г. мо-
лукцы захватили здание в городе Дренте, и 71 заложника. Нападение было
жестоким - они убили одного и ранили пятерых. На следующий день комман-
дос провели успешную операцию освобождения. События 1977 г. в Голландии
дали много пищи для размышления соответствующим службам, поезда стали с
тех пор объектом постоянных тренировок для антитеррористических групп.
Драма в Могадишо, 1977
Подкрадываясь к захваченному Боингу компании "Люфтганза" коммандос
ГСГ-9 хорошо понимали, что судьба 90 заложников находится в их руках.
Они осознавали также, что им представляется возможность смыть с себя на-
циональный позор, который пал на ФРГ во время Мюнхенской олимпиады 1972
г. Тогда нападение палестинских террористов в сочетании с неумелыми
действиями немецкой полиции привели к гибели девяти израильских
спортсменов. На этот раз операция должна была закончиться полным успе-
хом.
Капитан Юрген Шуман не был суеверным человеком и поэтому не обратил
внимания на дату своего полета на "Боинге" рейсом ЛХ-181 из аэропорта
Пальма на острове Майорка. Было 13-е октября 1977 г., 13 ч. 55 минут.
Самолет принадлежал немецким пассажирским авиалиниям и собирался совер-
шить несложный рейс над Францией к Франкфурту на Майне. На борту кроме
пяти членов экипажа находились 90 пассажиров, а среди них - ничем не вы-
делявшиеся две супружеские пары арабского происхождения. Через час после
старта, когда самолет находился над южным побережьем Франции, в кабину
пилотов ворвались двое вооруженных пистолетами мужчин. Одновременно две
женщины с гранатами в руках захватили пассажирский салон.
Авиадиспетчеры в остолбенении выслушали взволнованное сообщение Шума-
на об угоне самолета. Угрожая оружием, террористы приказали изменить
курс и лететь в Рим. Вскоре после этого в эфире появился руководитель
террористов, назвавшийся капитаном Махмудом, позднее идентифицированный
как Захир Юссеф Акаче - один из самых разыскиваемых палестинских терро-
ристов. На ломаном английском, почти истеричным голосом он потребовал
освобождения заключенных руководителей немецкой террористической органи-
зации "Фракция Красной армии" (РАФ) и огромного выкупа в 9 миллионов
фунтов стерлингов. Махмуд угрожал, что пассажиры и экипаж погибнут, если
его требования не будут выполнены.
Капитан Боинга был опытным пилотом. Он не спорил и направил самолет
на аэродром Фючимино в Риме. Однако во время заправки горючим он попы-
тался сообщить о террористах, воспользовавшись символами. Внимательно
наблюдавшая за самолетом служба безопасности нашла на летном поле четыре
связанные друг с другом сигареты и поняла шифровку правильно: на борту
четыре террориста. Эти сведения очень помогли при планировании операции.
Покинув Рим, самолет полетел на Кипр и далее несколько раз приземлял-
ся в различных странах Ближнего Востока: Бахрейне, Дубае, Южном Йемене.