Мелочи

Татьяна Кожухова
1.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОБЕГ  (Рассказ мамы - Анохиной Екатерины Антоновны)
http://proza.ru/2008/08/07/128

    - Вы только посмотрите, что он делает! Посмотрите, что этот поросёнок творит! –
Дети, играющие во дворе, подняли головы на окно второго этажа, откуда раздавался и разливался по всей округе визгливый женский голос, и побежали «смотреть».
Катя, разглядывающая на тропинке муравьиную дорогу, отвлеклась от своего занятия, мысленно посочувствовала Павлику, мама которого всегда все его поступки оглашала «на весь дом», и тоже побежала в подъезд... Через десять минут все уже спускались вниз, во двор, а Катя пошла домой. Павлик плакал дома, и кричал почти также громко как несколько минут назад его мама:
- Убегу к тёте Лене, не буду дома жить!
Катя заглянула в комнату к Серёже, старшему брату, он был одноклассником Павлика. Сейчас Сергея не было дома, но Кате нравился очень письменный стол его, порядок на столе, чернильница и ручки. И книги толстые. Серёжа учился во втором классе, а Катя только на следующий год пойдёт в школу. Она подошла близко к столу, взяла книгу в руки, и по слогам прочла название:
«Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна».
Положила книгу на место. Подумала, что мама Павлика ругает всегда неправильно. Почему ей так кажется? А потому что не за всё нужно ругать! Вот он сегодня подстругал карандаши у печки... Стружки все были на железном коврике, прибитом к полу. Собрать всё легко, только надо взять совок и веник... И зачем было звать всех смотреть? Павлику стыдно всегда, когда мама собирает всех детей из дома и стыдит его. А в доме шестнадцать квартир – это Катя знала. И детей на крик мамы иногда собиралось очень много... А Павлик глупый, говорит, что сбежит к тёте Лене! Разве можно говорить, куда сбегаешь? И тут Кате пришла в голову мысль о НАСТОЯЩЕМ ПОБЕГЕ! Она никому не скажет куда и когда убежит! Зачем? Эта мысль запоздало прогулялась по Катиной голове, но не нашла там никакой поддержки, подавленная другой – «надо попробовать убегать правильно!» Катя уже знала, что возьмёт книгу с собой с Серёжиного стола о приключениях, хлеба, и главное, никому ни о чём не скажет!
       И вот, в ясный летний день она проснулась и подумала: «Если получится, то убегу сегодня...». Завтрак прошёл обычно. Серёжа ушёл в школу, в летний лагерь, мама занималась с Надей... Папа на работе.
Всё! Катя быстро натянула чулочки, старательно застегнула пряжечки. В карманчике платьица лежал не съеденный за завтраком кусочек хлеба. Книжки на Серёжином столе не оказалось, Катя решила не тратить времени на поиски, и потихоньку вышла из дома. Было жарко очень, хотя день только начинался. Шумела река Катунь, дома закрывали её, но не заглушали говора.
Катя быстро вернулась, сняла чулочки, положила хлеб на стол: «В жару не захочется есть!» И снова вышла во двор. Осторожно открыла калитку. Лотошницы на углу дома не было, детей во дворе тоже, - значит никто не скажет маме, куда она пошла... И что есть духу Катя побежала по дорожке, ведущей в лес. Она бежала по тропинке, спускающейся вниз, солнышко светило, на небе не было ни единого облачка. И как радостно стучало сердце!
У-бе-гу, у-бе-гу...
Но вот спуск кончился, лес стал гуще, тропинка тянулась в темноту, из которой веяло прохладой... Тёмные ели недружелюбно окружали тропу.
- Может здесь и волки есть! – подумала Катя и пошла медленно. Какая-то птица взлетела из кустарника почти рядом с тропинкой. Накатился страх... Девочка повернула к дому.
Запыхавшись вбежала во двор. А здесь всё было как и всегда...
Из подъезда вышла мама, ведя за ручку младшую сестрёнку:
- Посмотри за Надей, я в магазин, - сказала она.
Катя, ощущая биение сердца во всех частях тела, с облегчением подумала:
- Не заметила мама, что я убегала! Значит, побег был правильный, хоть и короткий...

2.
КУПАНИЕ         (Рассказ мамы - Анохиной Екатерины Антоновны)
http://proza.ru/2008/08/07/532

   На Катунь! В это жаркое лето ходили на Катунь часто. Вода казалась тёплой, но Кате разрешалось бродить только у берега, река стремительна и глубока. А как хотелось туда, на середину, куда уплыли мама с папой...
Девочка оглянулась на берег, - Серёжа строил замок сказочный для Нади. Сестрёнка смеялась, поднимала ручку, стараясь разрушить постройку, но всякий взмах перехватывал Серёжа, и уговаривал её не ломать строение.
Катя отыскала глазами папу и маму, и решительно пошла к ним.
«Не заругают, я же к ним иду», - подумала она.
Сначала было мелко, но вот и косички намокли, и как-то неожиданно вся голова скрылась под водой, вода в рот и нос попала...
Катю понёс поток, она каким-то усилием мысли рванулась к берегу, барахтаясь в воде:
- Вот тогда, когда убегала – не заметили, а сейчас утону – точно наругают! И правильно наругают! – все усилия Кати, её стремление к берегу, река будто поняла, а может просто поток её вынес на более мелкое место, - она ножками ощутила дно... Камушки на дне.
Откашлялась на берегу, отжала косички, дрожа подошла к Серёже с Надей... Когда наклонилась, чтобы сесть на коврик, изо рта выплеснулся фонтан воды. Катя поёжилась под строгим взглядом брата, но он только сказал:
- Балуешься? Смотри!
И снова заговорил с Надей.
Как ярко светило солнце! Папа с мамой радостные выходили из воды.
А сердце Кати колотилось также, как и после недавнего побега... Только сейчас ещё и дрожало всё внутри... А вокруг - кружилось...
Вторая страшная тайна оседала в сердечке на долгие годы.

3.
ВЗЯТКА
http://proza.ru/2008/05/12/384

  Тепло. Сибирский полдень районного аэродрома уже не так многоголосен и радостен, как утром. Во все таёжные посёлки вылеты сделаны, остались – мы... Но минуту назад диспетчер объявил, что в Красинку рейса не будет. Расстроились все, но кто молчал, а кто громко возмущался, называя полным безобразием оставлять людей на выходные. Я тоже расстроилась. Мне совсем было ни к чему ехать в сессию на три дня домой между экзаменами... транспорт ненадёжен, в непогоду можно вообще оказаться отрезанным от мира. Но так хотелось домой...
       Подъехал милицейский УАЗик, выгрузил красивую девушку с двумя огромными чемоданами, развернулся и уехал. Узнаю в девушке одноклассницу Машу, - после восьмого класса она поступила в техникум. Радуемся встрече – она закончила обучение, возвращается домой.
       Диспетчер вновь появился на крыльце:
-Бензина у пилотов мало, можете расходиться. Выгрузят пассажиров из Двинки, и отправятся в Ачинск.
Глядя на Машины чемоданы, спрашиваю:
-Тебе есть куда идти?
Маша, что-то обдумывая, водит носочком туфельки по земле. Выглядит она довольно эффектно – на шпильках, в узеньких брючках, с подведёнными глазками...
-Слушай, у тебя есть три рубля? – спрашивает она.
Достаю из кармана куртки трёшку – это всё, что у меня есть. Билет на самолёт стоит полтора рубля. Маша берёт мою трёшку, мне в ладонь кладёт рубль с мелочью. Ничего не понимаю, даже слыша её радостное:
-Сейчас улетим!
Она скрывается за дверью служебного помещения, через минуту или две появляется с торжествующим видом, улыбаясь, подмигивает мне. Следом за ней выходит кассир, начинает продавать билеты. Все удивлены, но рады! В Ан-2 посадочных мест двенадцать,
и мальчик лет десяти, пересчитав пассажиров говорит, указывая на Машу:
-Эта девушка не улетит, она тринадцатая.
Кассир, не поднимая головы, с усмешкой проговаривает:
-Эта девушка хоть на хвосте, да улетит!
       Прибывает самолёт из Двинки, диспетчер не допускающим возражения голосом, говорит:
-Нельзя оставлять людей на выходные, билеты проданы!
Пилоты молчат, мы усаживаемся в салон, и через двенадцать минут уже выгружаемся на Красинском аэродроме.
       Помогаю Маше нести чемодан, она щебечет о подробностях. Этот первый опыт «дачи взятки» врезался в память навечно, часто приходит в голову при обсуждении вопросов коррупции и взяточничества в современной жизни...
«А не мы ли с Машей начали с трёх рублей распространение взяточничества в стране?»- этот вопрос не однажды вставал передо мной.
       Но вот читаю письменное объяснение Следственной комиссии мотивов, приведших Кюхельбекера на Сенатскую площадь. Уже в первом пункте нахожу:
« Злоупотребления, которые (по моему мнению) господствовали в большей части отраслей государственного управления, особенно же в тяжебном судопроизводстве, где лихоимство и подкупы производились без всякого стыда и страха».
       Значит, и тогда было. Так кто же сможет этому противостоять? Когда-нибудь...
Если всегда обстоятельства, повод для дачи взятки кажется имеющим смысл...
 
4.
МЕЛОЧИ
http://proza.ru/2013/10/29/1796

   Кафедра математического обеспечения ЦВМ и АСУ  филиала «Восход» МАИ была моим рабочим местом с 1977 года по 1992.  Мне повезло работать пятнадцать лет с интересными людьми, и я даже думала, что это именно так потому,  что моими коллегами были математики.
Когда началась перестройка, наш космический город оказался местом делёжек и разборок, и для обычных людей началась жизнь «по талонам» - в магазинах было пусто, а если что-то  привозили, то и с талонами приходилось стоять в очереди. Даже с хлебом были проблемы. Длинные очереди на хлебозавод, и в руки две булки хлеба, ещё горячих. 
Правда, в это же время мне рассказали, что  проезжая нашу станцию  можно купить всё - тушёнку, например, но по более высокой цене...  Я не поверила этому рассказу тогда.
Всё забывается, и это время тоже забудется, никому ни о чём не скажут эти два эпизода, о которых хочу поведать.
 А я в них вижу красоту души наших людей.

ПОЛКУСКА

На кафедре,  в промежутке  между парами,  рассказала с улыбкой, что муж хотел разделить пополам последний кусок мыла — ему предстояла командировка. Еле уговорила его взять целый кусок — у меня же оставался полный комплект талонов. Должен ведь появиться товар для выделенного!
На следующий день мне  секретарь подала  аккуратный свёрток со словами:
-Татьяна, это тебе передали.
На мой вопрос:
-Кто? - она ответила:
-Да наши ребята, а конкретно, - не знаю кто. Сказано — Татьяне Вильямовне.
Я развернула свёрток — в нём было  три кусочка туалетного мыла.

ВАЛЮТА

 В дополнение к талонам, которые зачастую невозможно было отоварить, появилась услуга распределения товаров первой необходимости по месту работы , причём, только  главам семей. На какое-то время я стала этой самой - «главой», потому что головная организация мужа была в Ташкенте.
В список товаров первой необходимости входили и сигареты.
Поскольку в нашей семье никто не курит, я уже при первом распределении отказалась от курева. На следующий день я стояла перед группой наших преподавателей,  которые просили  прощения за то, что не могут взять причитающиеся мне сигареты:
-Татьяна,  это валюта сейчас. 

5.
ДАВНИЙ РАЗГОВОР
http://proza.ru/2016/05/09/494

Возвращаемся с покоса. Наш транспорт - телега, везёт нас рыжий конь. Потому он Рыжий, что так его хочется называть. Он никогда не спешит, а Монгол, которого я очень хорошо помню, всегда "летал" как птица. Он был тёмный и "горячий", как его называли все.  С ним не заметишь "по пути" грибов у края дороги, и ягоды малины проскочишь мимо, а вот с Рыжим мы всегда привозим и грибы, и ягоды.

Я теперь главный помощник дома, брат где-то на практике строит дорогу в тайге. Косить научилась. Отец немногословен, но мы успеваем и поговорить. Делюсь впечатлениями о прочтённой книге:
 "Представляешь, главный герой обманул родного брата!"
 Конечно, я называю конкретное имя героя, и подчёркиваю, что и в сказках часто говорится о коварстве братьев родных.

Отец молчит некоторое время, потом говорит вздохнув:
-А только родных и обманывают, Таня.
Того, кто тебе верит.