Токаев проводит реформы в Казахстане

Анатолий Судаков
Анатолий Судаков: Путин несёт русский мир в Украину,
Токаев проводит реформы в Казахстане
Сценарий передачи на «Ютубе»)

С.Г. – В эфире российский географ и историк из Волгограда Анатолий Судаков, который в январе провёл на моём канале четыре довольно интересных передачи по истории и политической ситуации в Казахстане. Здравствуйте!
Анатолий Викторович, сейчас все мысли людей заняты войной России с Украиной, и Казахстан остался на периферии общественного интереса. Почему вы решили вдруг вновь затеять разговор об этой стране?

А.В. – Причины есть.
Во-первых, и Казахстан, и Украина – это крупные фрагменты бывшей советской империи, которую с маниакальным упорством, вопреки логике исторического процесса становления национальных государств, пытается возродить Владимир Путин.
Во-вторых, в Казахстане происходят очень важные процессы слома авторитарного режима и перевода криминально-компрадорской экономики на цивилизованные рельсы. Этот опыт скоро будет востребован в России. Ведь империалистическая война всегда ускоряет ход исторического процесса, обостряя все назревшие противоречия и завершая слом прогнивших опор империи.
В-третьих, вчера К.-Ж. К. Токаев обратился к народу Казахстана и изложил программу реформ, которой он будет следовать в период своего президентства. И, наверное, самое время посмотреть, сбываются ли мои прогнозы, которые я давал два месяца назад, когда и в эфире, и в комментариях отвечал зрителям, полагающим, что никаких серьёзных изменений в Казахстане не будет, а просто один бабай сменит другого.

С.Г. – Давайте напомним зрителям ваш главный прогноз: «Токаев выберет путь плавной и плановой демократизации страны, равномерного распределения активов и политического влияния среди многочисленных родовых верхов и формирования патриотически настроенной и экономически грамотной национально-ориентированной элиты, настроенной на построение в стране современного общества с восточной спецификой». Ну и каковы же успехи президента Казахстана на этом поприще?

А.В. – Как мы помним, Касым Токаев применил самые жёсткие меры для обуздания январских беспорядков, чем вызвал на себя шквальный огонь критиков как внутри страны, так и за её пределами. Но одновременно с этим он обещал начать широкие реформы в стране, обещая демократизацию. Было много скептиков, которые ему не верили, но своё обещание он выполнил.
Токаев, который в течение двух первых лет президентства казался бесхребетным желеобразным политиком, оказался фигурой со стальным стержнем и каменными кулаками в бархатных перчатках. Он за короткое время нанёс крепкие удары по важнейшим несущим конструкциям персоналистского режима Н. Назарбаева и продолжает политику его окончательного демонтажа. Вчера К. Токаев выступил с посланием народу Казахстана, озвучив программу демократических реформ.

С.Г. – По каким же уязвимым местам бил этот боец?

Удар первый был нанесён по клановой системе. Родственники елбасы были лишены от всех ключевых постов в политике и экономике. В феврале под предлогом болезни исчезла из сената старшая дочь елбасы Дарига, не оставлявшая претензий на президентство. Разбежались и другие дочки. Ещё в январе представитель клана Кайрат Шарипбаев перестал руководить «Казтрансгазом», а ещё один Димаш Досанов «Казтрансойлом». Затем был очищен от племянников елбасы КНБ и от прочих родственников другие силовые структуры. После этого процесс пошёл сверху вниз. Для того, чтобы клан любого другого президента в будущем не подмял под себя страну, Токаев инициировал принятие закона о запрете на занятие высоких государственных постов родственниками президента, включая должности руководителей политических партий и системообразующих компаний.
Второй удар сейчас наносится нанесён по административно-командной вертикали в пользу народного самоуправления. Заявлено о департизации государственного аппарата. Сам Токаев покинет пост председателя правящей партии «Аманат». Членство в партиях будет запрещено президенту, членам ЦИКа, Счётного комитета и Конституционного совета (в будущем Конституционного суда). Акимам и их заместителям запретят занимать партийные должности в региональных отделениях. При этом их управленческие полномочия будут расширены, но с одновременным расширением полномочий маслихатов – местных органов законодательной власти. Президентские полномочия в отношении муниципальных органов власти и президентские квоты в парламенте также сокращаются, что предотвращает узурпацию власти.
Третий удар наносится по политической монополии правящей партии и оковам свободной политической конкуренции. В 4 раза, до 5000 чел., снижается порог для регистрации новых партий и до 200 чел. – их региональных отделений. Запланирована модернизация выборного процесса и усиление правозащитных институтов и институтов гражданского общества, формирование открытого информационного пространства (то, что в период горбачёвской перестройки назвали гласностью).
И что очень важно, первые шаги в этих направлениях сделаны задолго до обращения К. Токаева к народу. И люди видят, что это не пустые слова, а программа, которую президент последовательно претворяет в жизнь. Вместо нового бабая страна получила самого демократичного лидера во всём центральноазиатском регионе. Стоит ли удивляться, что ситуация в Казахстане быстро нормализовалась!

С.А. – Как обстоят дела с расследованием убийств и зверских пыток задержанных в ходе январских протестов мирных граждан?

А.В. – Токаев признал эти факты и согласился с тем, что сотрудники правоохранительных органов применяли к задержанным запрещенные методы дознания и даже пытки. «Такие варварские проявления средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества. Они неприемлемы и для нас», – заявил Токаев. Ответственность за профилактику таких явлений он возложил на прокуратуру. Вместе с тем, из неофициальных источников известно, что по таким событиям к серьёзной уголовной ответственности будут привлечены лишь силовики, чьи действия привели к смертям и особо тяжким последствиям для здоровья. Остальные эпизоды спустят на тормозах. И это понятно: реальность такова, что в противном случае увольнять придётся тысячи силовиков, что чревато дестабилизацией ситуации в стране. Но привыкать к соблюдению прав человека им всё равно придётся.

С.А. – СМИ сообщают, что Токаев поднял вопрос об отмене в Казахстане смертной казни. А в России Медведев поставил вопрос об отмене моратория на смертную казнь. Да и пытки в России, по мнению многих авторитетных экспертов, стали системным явлением. Получается, что наши страны в области прав человека идут в противоположных направлениях?

А.В. – Получается, что так. Токаев однозначно ориентируется во внутренней политике на западные ценности. Понравится ли это Кремлю? Думаю, что нет. Украина ориентировалась на Запад – и вот вам результат: уже три недели страна отбивается от русского мира, понятия которого Путин решил насадить и там.

С.А. – Не получится ли то же самое с Казахстаном, где 3,5 миллиона русских, пости 20 % населения? Ведь территориальные претензии кремлёвского режима к Казахстану и другим республикам Средней Азии неоднократно артикулировались в неофициальной и полуофициальной форме в публикациях в скрепно-патриотических СМИ. На фоне этой реваншистской и шовинистической риторики стратегические кремлёвские устремления однозначно озвучивал В. Жириновский, утверждавший, что Казахстан – это русские земли, Алма-Ата – русский город.

А.В. – В январе была идеальная ситуация для попытки установления протектората России над Казахстаном или его частью и проведения псевдореферендумов, как на Донбассе. Но такую аннексию было бы трудно продать российскому общественному мнению как собирание исконно русских земель. И сколько бы Жириновский ни голосил, что весь Казахстан русский, но глаз-то у казаха – узкий!
По данным западных разведок вторжение в Украину планировалось Кремлём за многие месяцы до её начала. И смена приоритетов в деле собирания развалившегося СССР была экономически и логистически чрезвычайно затратной. Начало мероприятий по инкорпорации Казахстана в тело российской империи привело бы к откладыванию покорения независимой Украины на неопределённое время. А перспектива сцепиться с Эрдоганом, который отлично знает, как надо разговаривать с Кремлём, означала наступление полной геополитической импотенции России на западном направлении на многие годы вперёд. А вот скоропостижный вывод войск из Казахстана стал поводом для пропагандистских посылов, что Россия никого не собирается аннексировать, денацифицировать, демилитаризировать и лишать государственной субъектности.

С.А. – 2 марта была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН с осуждением российской агрессии против Украины. Казахстан воздержался от голосования. Означает ли это, что Токаев таким образом поддержал Россию? И может ли Путин надеяться на поддержку Казахстана в этом конфликте?

А.В. – Я уже говорил в предыдущих передачах о том, что Токаев политик с западными идеалами, но китайским образом мышления. Он стратег. Голосование Казахстана против резолюции закрыло бы перспективы западных капиталовложений в страну. Голосование «за» означало бы ухудшение отношений с Россией, которая является противовесом китайскому влиянию на политикум страны. «За» означало перспективы всяких гибридных гадостей вблизи казахстанско-российской границы, которая является самой протяжённой непрерывной границей в мире – 7,6 тыс. км. Однако надо отметить, что фейковые республике Донбасса Казахстан признавать не стал.
Хочу обратить внимание, что в этот же день президент Казахстана провёл совещание с руководством Вооружённых сил и поручил модернизировать структуру и состав Вооруженных сил с учетом актуальных угроз военной безопасности. Да, у Казахстана проблемный юго-восток, где республику отделяет от воинственного Талибана две страны с дряхлыми постсоветскими диктатурами, Узбекистан и Таджикистан. Но между т.н. русским миром, в который казахи вливаться, понятное дело, не хотят, и Казахстаном вообще никакого буфера нет! На совещании обсуждены вопросы переоснащения казахстанской армии современными и высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники. Министерству обороны поручено пересмотреть программу боевой подготовки с внедрением новых методов применения войск. Думаю, что не только талибы волнуют Токаева.
В этот же день президент Казахстана поговорил по телефону с Путиным и с Зеленским. Первому он указал на исключительную важность достижения компромиссных соглашений в ходе переговоров с Украиной, со вторым договорился о сотрудничестве двух стран в гуманитарной сфере. После телефонного разговора с Путиным 2 марта на сайте президента КР не было никакой информации о контактах с Россией, зато каждый день появляются сообщения о контактах с официальными лицами азиатских стран и о совещаниях по внутренним вопросам. Таким образом, пока находящийся в международной изоляции Кремль пытается впихнуть в Украину невпихуемый туда русский мир, казахстанский президент быстрыми темпами проводит реформы, укрепляет армию и создаёт предпосылки для экономического роста и социально-гуманитарного развития своей страны.

С.А. – Как российско-украинская война повлияет на политические и экономические отношения между Россией и Казахстаном?

С.А. – Политические отношения формально останутся нормальными, но станут более сухими, безынициативными с обеих сторон. Ни одной стороне сейчас невыгодно их явное ухудшение. Антироссийское лобби в Казахстане будет изолироваться и критиковаться. Но на деле Казахстан будет под разными формальными предлогами дистанцироваться от России, сохраняя внешнюю дружелюбность и давая различные невыполнимые обещания. Китаист Токаев будет гипнотизировать Кремль улыбками, заверениями в лояльности, но при этом не станет оказывать ему ни политическую, ни военную, ни экономическую поддержку в ущерб собственному имиджу на международной арене.
Что касается экономики, то Казахстан будет соблюдать санкционный режим в отношении России. 11 марта состоялись казахстанско-американские онлайн консультации по вопросам санкций для снижения негативного влияния антироссийских санкций США на экономику Казахстана. Стороны договорились продолжить консультации по вопросам минимизации непредвиденных последствий санкционной политики США для экономики Казахстана. в частности, США вывели из-под действия антироссийских санкций транзит казахстанской нефти через Россию. А вот дочерние организации российских банков, конечно же, пострадают. Но это значит, что в Казахстан вместо них придут турецкие, китайские и западноевропейские банки. И в конечном итоге пострадает всё-таки Россия.
В среднесрочной перспективе мне видится выход Казахстана из ЕАЭС по объективной причине – бесперспективности экономики России, удушенной санкциями. Казахстан поставляет в Россию не очень большую долю своей продукции – 7;10% от общего объема экспорта. Связано это с тем, что основная часть экспортируемых товаров (уголь, железная руда, газ) довольно дешевы и цены на них падают. Мешают также девальвации рубля и тенге. Но для Казахстана Россия – пока основной источник импорта (30;40%). При этом для самой России этот экспорт маленький – всего 3%. Однако для многих несырьевых отраслей (автомобилестроения и молочной промышленности) Казахстан является основным экспортным рынком. В целом казахстанцы потребляют примерно 15;20% российского несырьевого экспорта. Есть две страны, которые могут эффективно заместить российский импорт. Это Китай и Турция. И чтобы этого не случилось, Россия будет сохранять добрососедские отношения с Казахстаном, если, конечно, в Кремле не случится очередной приступ имперского сумасшествия.

С.А. – Какие выводы сделает казахский народ из военной агрессии России против Украины?

А.В. – Я думаю, что сейчас каждый казах понимает, что при немного другом раскладе ситуации, например, если бы в Украине вместо Зеленского был бы в 2019 г. избран более пророссийский кандидат, или просто менее волевой, поддающийся российскому давлению, то на месте украинского народа сейчас мог бы оказаться казахстанский. Война не только значительно ускорила формирование украинской нации, но и способствовала консолидации казахстанской вокруг хотя и очень немолодого, но гораздо более современного и более демократичного, чем Назарбаев, лидера. Наверняка, приходит понимание того, что только построение сильного государства даёт шанс на сохранение независимости при наличии соседа, чьи имперские аппетиты многократно озвучены теми, кто формирует общественное мнение и сознание российского населения.

С.А. – Насколько велика опасность того, что после войны с Украиной Россия решит аннексировать Казахстан или его русскоязычные районы?

С.А. – Я думаю, что после подписания мирного договора с Украиной Россия будет не в том состоянии, чтобы что-то у кого-то аннексировать. Второе немотивированное с точки зрения международного сообщества нападение на соседа поставит ребром вопрос коллективной силовой ликвидации российской государственности. Также не надо забывать, что Россия из-за своего упрямства по вопросу об островах Курильской гряды до сих пор не заключила мирный договор с Японией. Поэтому, когда после критического ослабления России Страна Восходящего Солнца приступит к силовому обеспечению своих территориальных претензий, это с точки зрения международного права будет продолжением Пятой русско-японской (августовской) войны. И Россия как правопреемник СССР будет вновь признана агрессором, так как именно она в ходе этой поставленной на 80-летнюю паузу войны напала в августе 1945 г. на Японию.
Свои претензии на отжатые в сороковые годы территории предъявит и Финляндия. Китай объявит, что СССР не выполнила обещания В.И. Ленина об аннулировании неравноправных империалистических договоров и потребует вернуть территории, переданные России по Айгуньскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договору, когда Россия воспользовалась слабостью цинской империи в период Тайпинского восстания (1850-1864). А это, к слову сказать, как минимум, Хабаровский и Приморский край, Еврейская автономная область и Северное Приамурье. Также вновь возникнет зацементированная в начале нулевых годов проблема регионального сепратаизма.
Вот такие проблемы придётся решать России, если, конечно, она не рассыплется как карточный домик. Возможно, прав был В.В. Володин, сказавший: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России!». А сколько ещё у Путина осталось исторического и физического времени?