Достижения всего человечества?

Игорь Вайсман
       Помню, в советской школе учителя частенько передавали ученикам своё восхищение великими достижениями человечества: великолепными дворцами, гениальными полотнами живописцев, великими научными открытиями, музыкальными и литературными шедеврами, полётами в космос… «Вот каких невероятных успехов добилось человечество за какой-то миг по космическим масштабам времени!» – с пафосом изрекали учителя, и заканчивали цитатой из классика: «Человек – это звучит гордо!» 
       СССР был страной больших оптимистов, поэтому вера в неизбежный прогресс, светлое будущее и всемогущество человека воспитывались с пелёнок. Восхищение человеческим величием извергалось с транспарантов, коими были увешаны здания, с экранов телевизоров, с обложек журналов и газетных страниц. Простой обыватель невольно переполнялся гордостью за человеческий род и получается за самого себя в том числе.
       Ученики услышанное в школе мотали на ус и никому даже в голову не приходило задать учителю вполне резонный вопрос: но ведь всё вами перечисленное сотворили отдельные люди, зачем же их самоотверженный титанический труд распространять на всё человечество?
       Однако в каждом классе обычной школы непременно имелись нерадивые учащиеся, двоечники и второгодники (и даже третьегодники). В нашем классе таких было четверо. Нередко они были из неблагополучных семей.
       И вот когда эти ребята приходили домой после пафосных словоизлияний учителей и видели пьяного отца, избитую заплаканную мать и сидящего на грязном полу маленького голодранца братишку, грызущего засохший бублик, они никак не могли взять в толк, когда же их папаша успел поучаствовать в перечисленных учителем грандиозных исторических свершениях.
       Вспоминая сейчас те далёкие события, меня, однако, не покидает чувство, что и по прошествии стольких лет, при отказе от той страны и переходе на совершенно иные этические и мировоззренческие «рельсы», многие журналисты, публицисты и даже профессора и академики по прежнему щедро одаривают весь человеческий род великими достижениями единиц – лучших его представителей.
       Когда идёшь по улице или едешь в общественном транспорте и видишь маловыразительные лица окружающих с полным отсутствием мысли в глазах, слышишь их убогую, нередко безграмотную речь, поневоле задумаешься: и какое отношение эта тётка или мужик имеют к достижениям цивилизации. Откуда вообще взялась эта традиция распространять чьи-то творения и свершения на весь человеческий род? Это что – проявление справедливости или непомерного гуманизма?
       Согласно Теории пяти процентов, вся активная часть населения сводится к этому маленькому проценту. Создателей продукта, ставшего достоянием цивилизации, ещё меньше. Какое же отношение несметная масса обывателей, живущих исключительно личными интересами, имеет ко всему этому?
       «Не видя в благах цивилизации ни изощрённого замысла, ни искусного воплощения, для сохранности которого нужны огромные и бережные усилия, средний человек и для себя не видит иной обязанности, кроме как убеждённо домогаться этих благ единственно по праву рождения», – писал Ортега-и-Гассет. – Ибо коренные свойства массовой души – это косность и нечувствительность, и потому масса природно не способна понять что-либо, выходящее за её пределы, будь то события или люди». Согласно выводам философа, массовый человек «верит доводам желудка, а не разума».
      Аналогично обстоит дело с так называемым народным творчеством. Общеизвестны народные сказки, легенды, мифы, песни, пословицы и т.д. Практически все, ни мало не задумываясь, считают, что в самом деле фольклор – продукт коллективного творчества простых хлебопашцев, кузнецов, конюхов, пастухов, доярок и т.д. Но вся проблема в том, что у общности отсутствует единый головной мозг. И в действительности весь фольклор сочинили отдельные талантливые самородки из простого народа, но их соплеменники в знак благодарности никому имени сочинителей не сообщили, от того они и канули в лету, а народная масса получила незаслуженную награду. Отсюда и пошли выражения: «народная мудрость», «народ всегда прав», «слово народа свято», «где народ, там и правда», «глас народа — глас божий».
       В своей книге «Восстание масс» философ Ортега-и-Гассет писал: «радикальней всего делить человечество на два класса: на тех. кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, каков ни на есть, и не силясь перерасти себя».
       Он дал характеристику обеим группам:
       «Масса не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Всё, что не масса, она ненавидит смертно». Человек толпы «какой ни на есть, доволен собой. И простодушно, без малейшего тщеславия, стремится утвердить и навязать себя – свои взгляды, вожделения, пристрастия, вкусы и всё, что угодно. А почему бы и нет, если никто и ничто не вынуждает его увидеть собственную второсортность, узость и полную неспособность ни к созиданию, ни даже к сохранению уклада, давшего ему тот жизненный размах, который и позволил самообольщаться?      
       Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле. Вопреки ходячему мнению служение – удел избранных, а не массы. Жизнь тяготит их, если не служит чему-то высшему».
       Напрашивается вывод: если бы не те несколько процентов самоотверженных творческих личностей, вполне возможно человечество по сей день жило бы в пещерах, ведь основная масса представителей способна лишь потреблять достижения лучших умов.