не Сука

Сара Ямполь
- Ну, рассказывай! Четыре часа - это какой-то немыслимый рекорд!!!  У Свена самый долгий сеанс полтора часа, и только в кризисной ситуации, по запросу врачей или полиции. А с тобой так тихо и так долго.  Давай, рассказывай! Мне интересно!
- Я не знаю, можно ли.
- Так, уже набралась психофишек. А ты мне не говори о его словах, ты рассказывай то, чего я ещё не знаю. Ведь не говорила ты с ним о том, как мы познакомились.
- Нет, не говорила. Я расскажу тебе другое. Я сейчас вспомнила. Пока ты чай наливала и щебетала без умолку. Это было так давно, что я сейчас пытаюсь вспомнить, в какой это было год. Наверное в первый год нашей совместной жизни с Ко-К...

- Вы ведь не сразу поженились, насколько я помню? Верно?
- Точно! Тогда это был наш первый год, точно. Мы тогда сойдясь, сняли квартиру. "Убитая" была, ну вот во всех смыслах. Я её почти месяц отмывала. Хозяева сдали только за квартплату, при одном условии, что мы сами вынесем старую мебель и отмоем жильё. И вот тогда и надо было всё разглядеть и понять, и сделать правильные выводы. А я была в розовых очках влюблённости!

Венера отломила от печенья кусочек и стала им водить по поверхности чая.

- Ты сейчас из чая сделаешь кашу! Вечно ты зависаешь в самый интересный момент! Дальше что? Я не помню такого - вы и на съёмной! Вы ведь купили однушку на двоих. Или я что-то забыла?

- Всё верно, только это потом. И, кстати, именно эту однушку, которую снимали, мы и купили. Может быть ты и не знала. Я сама не помню тонкости. Помню как днями драила стены, отскабливала обои, слой за слоем.  Эти ужасные полы с вечной пылью.  Старая папка на них была. Вся такая растоптанная и дырявая. Выпою, полы высохнут и тут же пыль на них. Он вечером приходит и говорит:
- Дорогая, а чем ты весь день занималась? Пыль кругом!

- Сколько тебя помню, ты всё время с тряпкой или у плиты. Такая хозяюшка!
- Этого давно нет. Этак лет двадцать назад я перестала готовить. И уборкой каждый день давно не занимаюсь.
- А я помню твои малахольные огурчики и картошечку. Помню как ели на берегу моря.
- Это было так давно. Да, я тогда не говорила тебе - мы начали жить отдельно. то есть в той же квартире, но как соседи. Понимаешь?
- Чего не понять. Только на кой? Зачем? Просто взяли бы да развелись. Ему ведь всегда было куда пойти. У Марьванны хоромы были! Кстати, он теперь наследник?

Венера ела печенье, пила чай и смотрела в окно. Там, на противоположной стороне улицы, стояли миниатюрные домики, украшенные гирляндами. Свет горел и днём и ночью. даже сейчас, когда вокруг только и говорят, что об отключении электричества.

- Странно. У вас тут все бояться отключения электричества, а гирлянды по всему городку не отключаются круглосуточно.
- У тебя мышление постсоветского человека. Когда отключат, тогда светиться будет нечему. А сейчас народ радуется. Норги, они очень даже мудрый народ! Печки в большинстве домов соорудили. Вот у нас на заднем дворе, ты ещё не видела, в пристройке, аж на две зимы дрова. Так что, если отопления не будет, затопим печь, будем все в одной большой комнате спать и есть и общаться. как в старину.  Ты ушла от темы1 Что ты вспомнила?

- Да, как раз про новогодние вечера, "столетней давности".
- А ведь действительно столетней! Если я правильно догадываюсь о чём ты. Это было в прошлом веке...
- Да.. В прошлом. Совершенно в прошлом.

Венера встала из-за стола, ушла в глубь гостиной и присев на диван спросила:
- А ты можешь затопить печь?
- Зачем? Тепло ведь!
- Не для тепла. Для уюта. И для тепла. Так хочется живого тепла!
- Поняла. Тебя не разговорить! Сейчас!

Катя взяла телефон, набрала какой-то номер и заговорила на английском. да, она пригласила работника для растопки печи. Венера старалась не удивляться. Зачем? у них, у норгов, свои привычки. Особенно, у богатых.

Через час печь дала тепло и Катя отключила половое отопление. Она принесла какие-то странные уги, похожие на русские валенки, этакие безразмерные сапоги из шерсти. Женщина обулись и сели с тыльной стороны печи - там было нечто, напоминавшее камин, только более древний.

- Мы с тобой сейчас в сказке, - тихим голосом произнесла Катя. - За окном огни гирлянд, а внутри дома только свет от печи. Ты начнёшь свой рассказ или так и будешь мариновать меня?

- В принципе, ничего интересного, скорее это моя болезненная реакция из прошлого на твою прекрасную жизнь!
- Хм, не люблю повторяться! Ты могла бы иметь такую же!! Кстати! Ингварр будет вечером  тридцать первого на ужине. Не ради тебя, нет. У них со Свеном такой обычай был с давних пор. Ну, а я не стала сопротивляться. В 23:00 он от нас уезжает и мы идём спать. Может в этот раз будет иначе. Что-то они там по телефону говорили, я не всё поняла. Какие-то планы.

Катя придвинула пуфик, оборудованный под столик и протянула Венере чашку с горячим вином.
- Бери пирог, он с картофелем. Кстати, по твоему рецепту готовлю! Точнее твоей мамы....

- Вот вот... Об этом и хотела рассказать. Точно, это был наш первый совместный год, первая зима и год, когда мамы не стало. Я поехала на встречу с родственниками, а ... Думала, что пока буду в отъезде, он сделает косметический ремонт. Приехала, а в квартире ничего не изменилось. Только пыли больше стало. Он съехал к своей маме. Там ему было удобнее и до работы добираться и поесть и остальное.
- Да, уж... Я не знала об этом. Тебя, как мне помнится недели две не было? За это время можно было из квартиры сделать конфетку! Точно! Вспомнила! Мы тогда с тобой чуть не рассорились!!! Я приехала, зашла к тебе и удивилась что ты в такой "убогой" квартире живёшь!!
- Да, я помню. Я тогда не на тебя обиделась. Мне тогда стало противно от самой себя, что терплю его лень и оправдания.
- Знаешь. благодаря Свену, я знаю, что если человек имеет "странную" домашнюю одежду, то и дом его будет "странным"... Помнишь в каком виде он вышел из своей комнаты?
- Кать, мы как договорились - имени не называем... Обе...
- Я вторю тебе. Играю включённого слушателя. И потом, мы ж ещё в аэропорту договорились - ни слова, ни имени.
- Точно. Зачем я тогда начала?
- Если ты Свену не рассказывала, значит не надо было. А если сейчас "болит" - говори. Я просто выслушаю, не просто, конечно. Но, ты освободишься от прошлого! Это я точно знаю! Меня Свен отправлял к своей коллеге, чтобы я могла перед регистрацией освободиться от прошлого. Кто знает, может быть ты тут всё оставишь и вернёшься назад свободной и с ясным пониманием того, что делать дальше. Ведь нельзя как я теперь понимаю, жить соломенной вдовой!

- Ладно, уговорила. Я вернулась и обнаружила то, что обнаружила. Жильё пустое, пыльное и одинокое. От родительской квартиры получила свою часть, и её хватило только на половину стоимости однокомнатной квартиры. Марьванна добавила свои и зажили  в своём собственном доме. В квартире. У меня было столько планов! Как вдруг у Николая не стало заказов. И мы сидели на мои. Хватало заплатить за квартиру и купить мешок картошки.

Венера провела рукой по печи. печь больше напоминала камин. Только на ножках. Дизайн стенок печи был удивителен - изображение медведя и древняя норвежская надпись, которая гласит: "Я зажег огонь поздним вечером. Когда наступит ночь, Господь не даст моему огню погаснуть"

- Как романтично и религиозно одновременно. Такая красивая надпись. Мишка милый. Да, про квартиру. Ремонт мы так толком и не делали! Всё время были какие-то сложности. Я как могла косметически поддерживала уют, но когда нет начала, то "продолжение" не удерживается.  как я теперь понимаю, Николай ждал "ухода матери" и собирался продать обе квартиры и купить новое жильё. Там он собирался "зажить". А жизнь пролетела мимо.
- Ну и пошли ты эту пролетевшую!!!
- Я не об этом! Знаешь, ведь тогда, втот первый год, можно было всё понять и не продолжать. Продать квартиру и начать всё самой. А я верила ему, в его чувства.


И Венера поведала историю той первой новогодней ночи. Марьванна пригласила их к себе на обед. "Часам к двум! Не раньше!" - таково было её условие. Венера, в память о новогодних посиделках с родными, приготовила на три дня кучу всяких салатов, картофельный пирог и мясной с яйцами. Мамы больше не было и Венера знала, что она уже никогда не будет готовить с радостными воспоминаниями. Детство ушло вместе с уходом мамы. Она решила приготовить и внутренне попрощаться.
Тогда ей показалось странным, что она перед тем как обуться, вдруг схватила половую тряпку и вновь протёрла полы.
Вдруг в дверь постучали. Венера открыла и удивилась.
На пороге стояла свекровь.
Она отодвинула Венеру и молча прошла внутрь коридора. Навстречу ей вышел Николай и удивлённо спросила:
- Ты?? А мы к тебе собираемся, как договаривались.
- Я решила не утруждаться, - парировала Марьванна, - и вам легче. Вечером закажите мне такси и всё. Ну, показывайте, как вы тут устроились?

Марьванна, не разуваясь прошла в комнату, скинула шубу в руки сына и стала осматривать стены.
- А что обои ещё не поклеили? Это ведь на два часа труда. У меня есть несколько рулонов. свеженькие такие.
- Нет! - почти крикнула Венера, - у нас не будет обоев. Мы будем красить.
- Фу! Это на юге красят, а ту холодно. Обои добавляют ощущение тепла.

Свекровь вошла на кухню и стала гладить рукой стены.
- Гладкие. Это хорошо, тут можно и масляной краской пройтись, легче мыть будет. А что это у вас так высоко гвоздь? как полотенце брать?
- Это не для полотенца. Проходите, пожалуйста, в комнату. Я сейчас чай подам.
- Чай? А поесть не готово? Вы от меня домой вернулись бы и голодными спать легли?
- Поесть? Есть! Идите, садитесь за стол. Сейчас всё подам.

Венера открыла холодильник и пробежала глазами по полкам.
 как в комедии - на стол были поданы - маринованные огурчики, салат по названию винегрет, и к нему куриные жареные ножки. К чаю Венера подала свой-мамин картофельный пирог.

Прошло часа три, а свекровь не собиралась уходить. Венера мыла посуду и забывшись, мокрыми руками стала тереть себя по спине. Она так делала когда нервничала.

- Ну, вот, мокрая.
Венера переоделась.

Вошла в комнату в новом наряде и предложила "угоститься" шубой.
- Ой, Венерочка, ты и шубу сделала? Конечно, попробую! - Марьванна заметила обновлённый наряд невестки и произнесла, - Ты как на свадьбе, меняешь наряды.

Венера не стала оправдываться и молча подала селёдку под шубой. Конечно, она накрыла на стол как будто в первый раз. Конфеты, фрукты, вино, и, конечно, чай. К чаю  Венера подала мясной пирог. Марьванна восторгалась и причитала о том, что как давно не ела что-либо подобное, как быстротечно время и что подруги, которые умели вкусно готовить уже в вечности.
 
Так в разговорах о прежних временах прошло еще часа четыре.
Венера нервничала. Она не любила незваных гостей, менять планы. А она планировала с Ко-Кэ пройтись по вечернему городу, зайти куда-нибудь, посидеть в уютном кафе и послушать живую музыку. Вечер обещал быть испорченным. Даже если свекровь "прямо сейчас" засобирается домой, усталость не позволит прогуляться.

- А давайте посмотрим что-нибудь по телевизору! Вместе! - предложила свекровь и Ко-Кэ тут же согласился. И он устал от историй своей мамы, но не мог ей прямо сказать, что после столь обильной еды ему хочется лечь на диван и забыться.

По телевизору показывали "С лёгким паром", на другом канале "Чародеи".
Венера ушла на кухню, она помыла посуду.
Нервы были на "взводе". Но зачем их показывать? Сколько свекровь ещё у них пробудет?
"Как хорошо, что у нас однокомнатная квартира и только один диван!" - подумала Венера. Она улыбнулась своим мыслям и полную воду чашку поставила в сушилку, конечно, перевернув её кверху дном. Вода разбрызгалась по всему полу. по столу и на одежду Венеры.
Убравшись, Венера вновь переоделась....

Она решила не смотреть телевизор и занялась переписыванием статьи.
Ей становилось легче, когда она писала.
Что угодно.
Своё или просто переписывала.
Этакая терапия.

Часа через полтора  на кухню вошла свекровь.
- Ты в новом наряде! Прямо как на приёме у королевы! Может чайку? Что-то я проголодалась! У тебя осталось что-нибудь из еды? - открывая холодильник, произнесла Марьванна.
Она опешила заглянув на полки.
- Да у тебя тут еды на неделю! А это что?
- Это морковный салат, с орехами и чесноком. Желаете? Идите к столу, я сейчас накрою.
- Погоди. Спасибо тебе. Спасибо за то, что ты такая красивая! Нарядная!

Морковный салат, к нему фаршированные яйца, голубцы и, к чаю, хворост. Тот самый, что готовила бабушка. Венера не могла есть. Она не любила многократные подходы. Ей нравилось есть один или два раза в день, и желательно на ночь. А тут третье обильное застолье за день. Но, пересилив себя, она участвовала в трапезе и слушала (внимательно0 рассказы о советском прошлом. О том, как всё было дорого и вообще, ничего не было. Нужно было иметь блат, доставать из-под полы. 
Венере такая жизнь из советского прошлого не была знакома. Родители не шиковали, но госснабжение поставляло всё необходимое, особенно на праздники. Мама любила готовить, и делала это превосходно. Соседи приходили "на пробу". Приходили со своими угощеньями и в праздничные дни столы "ломились2. Возможно, на "югах" так было везде. Да, так было. Потом родители развелись, потом распался Союз. Потом перестройка. Потом пустые прилавки. Много чего было в том "прошлом потом".
Тогда, сидя за праздничным столом, Венера старалась не думать о прошлом. Она была полна надежд. Она верила, что Ко-Кэ, ей Ко-Кэ, сделает всё для того, чтобы они жили счастливо. И она обязательно будет ему в это помогать!

В десять вечера Марьванна засобиралась.
- Пожалуйста, не вызывайте такси! Просто проводите меня до остановки! Оказывается есть автобус на котором можно от дома к дому! Так что я своим ходом, так сказать!

Выйти на улицу, вздохнуть свежим морозным воздухом - чудесно!!!
Проводив марьванну до остановки, Венере и КоКэ молча вернулись домой. Он разложил диван и устроившись стал смотреть какие-то новогодние передачи.
Венера убрала посуду, упаковала еду и навела порядок в холодильник. Под бой курантов она вошла в комнату.
Ко-Кэ спал, с пультом в руках.
Она прилегла рядом, нажала на пульте кнопку и уснула.


- Это какой-то сюр, Венера!!!! Так тебя выжать!!
Ну, не Сука ли? 

- Нет, не сука... Не Сука... Но слово произносить не буду ....