Шарада о шаре

Владимир Голубчиков
Кто знаком с „Круглатурой круга“
Скажет, - Снова завёл шарманку,
Но теперь ещё шар наизнанку
Хочет вывернуть после круга,

А, желая придать рифме шарм,
Кроме точки да вечного круга,
Будет рифмой гонять по кругу,
Не лошадок, как в цирке, а шар!“

Прав читатель, что рифма круг - круг
Тяжела для ушей восприятия,
Звон шаров людям слышать приятнее
И привычнее, так как вокруг

И внутри - Мир шаров, где кружение
Неслучайно, и в круг я нарочно
Шар загнал, что вполне правомочно
На Земле, где в шар погружение

Всех людей начинается с точки,
Когда круг завершён или порван,
Или прорван, но речь я про саван
Не веду, Жизнь ведёт мои строчки...

2.
Разве просто слова слова?
Нет, в словах люди мира понятия,
Чтобы этот Мир стал им понятнее,
Обозначили, чтоб голова

Не скрипела, шаря слова
С точным смыслом, когда хотят что-то
Объяснить, прояснить так, чтоб кто-то
Понял их, но не раз трава

Вырастала на шаре земном,
И слова появлялись новые,
Но в которых видна основа,
Хотя часто в смысле ином,

Чем в их корне, но твёрдо в одном
Я уверен, что есть в словах смысл
Покопаться и, может быть, мысль
Сможет высветить в смысле ином,

Как волшебный шар, слов основу,
Что все знали, когда обозначили
Слово или служить назначили
Его просто каким-то словом...

3.
Для примера возьмём шар и круг,
А точнее, в наш круг впишем шар,
Но, нам нужно быть зорче, тот шар
В каждой точке вписался в наш круг

И, возможно, что сможет круг
На глазах превратиться в шар,
Не случайно волшебный шар
В цирках светит в арены круг,

Если в профиль смотреть на шар,
Мы увидим один плоский круг,
Если также посмотрим на круг,
То, нет слов описать весь кошмар, -

Мы ни круг не увидим, ни шар,
А прямую, которой стал круг!
Если может прямым стать круг,
Чем тогда ошарашит нас шар?

Вы не раз убеждались сами,
Что вдали шар виден как круг,
Шар, как круг, также плоск и кругл,
Словно были всю Жизнь близнецами,

Но вблизи спутать их невозможно:
Один грузен, гладок, объёмен,
А другой вообще неподъёмен,
Так как плоск, уцепить его сложно,

Тем не менее, раньше круг
Ввели люди в свой обиход
На Земле, где времени ход
Измеряет один только круг,

И Земли шар считался кругом,
Но не плоским, а с пиками гор,
Потому что огромный шар взор
Не как шар воспримет, а кругом,

А про то, что Земля наша шаром
Оказалась, как Солнце с Луной,
При затменьях узнали, со мной
Тоже был грех недавно, я шаром

Первый раз при затменьи один
Луну видел в объёме и красках,
И живой, как сам в детских сказках
Представлял, а не просто, как блин,

Хотя знал, как и все, что шар,
Но не мог воспринять, затмение
В этот раз помогло, как знамение,
Я, как встарь, принял явленный шар

И принёс от Души извинения,
А не жертвы, как древние люди,
Сказав просто, что больше не буду
Обзывать Луну блином, что мнение

Изменил о ночном светиле,
Парадокс, но шаров затмения
Помогли о Земле людей мнения
Поменять, значит, есть в них сила,

Мысль, способная вместо старой
Заменить на другую, новую
Или принятую будто Новое,
Но вернёмся к баранам, кошарой

Называют бараний загон
С давних пор в языке скотоводов,
Корни там у людей, - в садоводы
И шараги загнал их закон.

Вот ещё пробный шар, - французы
Шаромыг зовут словом клошары,
Может быть оттого, что там шары
Тоже слышали звон, как в Союзе,

Грешен сам, когда я был молод,
Покатался по шару на шару,
Но тогда был выбит на шаре
Герб моей страны: серп и молот,

Круглость шара мне кажется пузом
Пупов жизни, жиром лоснящихся,
В жаркой сауне молотящихся
И гоняющих шар по лузам,

Животов и щёк тряся грузом,
Как раскормленные хомячины,
Или хряки, на то, что мужчины,
Есть намёк, но он спрятан под пузом,

Интересно, что в этой картинке
Время я не поставил прошедшее,
Может быть, просто всё происшедшее
Пошло кругом, как в старой пластинке.

И ещё, шарной оперы случай:
Шарлатан шары пучит с экрана,
Люди смотрят в шары, и не странно,
Что страна с самой мощной и лучшей

Медициной, как прежде считалось,
И бесплатной, что значит на шару,
Но с сознанием стаднокошарным
В пациентах, смягчим, оказалась,

Но таращил шары из глазниц
Терапевт не на шару, о круче
Не мечтая, хотел стать круче
Всех на шаре, где круче яиц

Стать не сможет ни пуп, ни упырь
Потому, что либо устанет,
Либо, если не перестанет,
Тихо лопнет, как мыльный пузырь.

Что-то в шаре есть негативное,
Что не знаю, но слово кружить
Мне приятней, чем слово шарить,
Чем-то липкое, потно-противное,

Есть, наверно, другие причины,
Почему в голове моей круглой,
Но не шарной, хотя и смуглой,
Круг с лицом, а шары с личиной,

Может быть, потому что, как с кругом,
Я с шарами пока не общался,
В Жизни в разных кругах повращался
И шарашился, но что другом

Может шар стать, мне неизвестно,
Шар я вижу - раздутым и в золоте,
И бесформенным, если проколот,
Шаров дутость мне не интересна,

Хотя знаю сам, что на шару
Хорошо шарахнуть в кругу, -
Отдаю предпочтение кругу,
А не круглому, дутому шару...

4.
Размышляя так на досуге,
Я случайно включил торшер, -
И во тьме вспыхнул света шар, -
- Я опять в заколдованном круге, -

Понял я: в Мир свет несёт шар,
Но с Земли шар кажется кругом,
А я Солнце люблю, зову другом,
Но спешил я и вновь оплошал,

Я смотрел на шар ошарашено
И присел на обшарпанный стул, -
- Как меня круглый шар обманул!
Нет, я сам виноват, я не спрашивал

Шар про шар, в его круг я не вхож,
Я считал, что достаточно круг
Принять к сердцу, чтоб Мир вокруг
Изменился, и шар не похож

Даже близко на тех, что друзьями
Я считал, и с кем даже шартрезом
Заливал шары, но в кругу трезвом,
Впрочем, как и в той, шаткой яме,

Не встречал никогда абсолютно,
Лишь потом, когда начал мысли
Править в рифмах, чтобы осмыслить,
Только круг стал считать абсолютной,

Совершенной фигурой в Мире,
Круг я видел в любом состоянии:
Очень близко и на расстоянии,
Но на шар смотреть нужно шире

И не плоско, так как поверхности
Один шар одной точкой касания
Прикасается и про шар знания
Будут точечны и поверхностны,

Но важны, так как точка касания
И опоры в шаре - центр тяжести, -
Глазам шар тяжёлым покажется
И на плоскости, но от касания,

Или просто на шар дуновения
Шар смещается в новую точку,
Но в которой все центры точно
В одной точке, но на мгновения,

Пока держит наш шар сила трения, -
Если нет такой силы, то вечность
Будет шар лететь в бесконечность
Равномерным движеньем качения,

Правда, это описан случай,
Когда всё кругом идеально,
Абсолютно, но в Мире реальном
Остановится шар, только с кручи

Шар укатится дальше обычного,
Но замрёт на какой-то точке,
Как и я, но глядя на строчки,
Шаром замер, поняв: мне лично

Не хватает какого-то шарика
В двух моих полушариях серых,
Чтоб шары закружились и Веры
В Шар светящий, как у Лошарика

В Мире сказки, лошадки из шариков
Разноцветных, мечтавшей по кругу
На арене скакать без подпруги,
А, летая, в россыпь фонариков

Превращаться под самым куполом
Цирковым, светя на прощание
Светом радости, как обещание
Чудес новых, и Чудо под кумполом

Совершилось, - про шарик песню,
Тот, что кружится над головой,
И про шарик, что был голубой,
Вспомнил я, и всё встало на место...

5.
Шарик кружится, шар воздушный,
Но не дутый, не важный, земной
Своим кругом, но вместе со мной
Слепошарым, но не равнодушным,

Был я раньше зашоренным, точно,
Но увидев круг света у Лины,
Моих серых долей половины
В шарабане сошли с мёртвой точки,

Когда мне звезданула, как шаром,
За зигзаги и жар застолий,
Но ни громом, ни молний
Зигзагом, а своим Словом и Даром

По шарам и по полушариям,
Не за шару, за то, что мог сам
Свою Душу открыть Чудесам,
И за то, что её разбазаривал,

Не любя слово шариться, шарился
Сам в потёмках, не в полушариях,
Не нашарив там нужного шарика,
Превращался в дворового Шарика,

Визжал весело в стае, а к старости
Зарычал или залаял,
И хвостом бы вилял,
Но не вырос, мохнатым к радости,

Потому что мог слово живое
И в замшелых, отживших теориях
Находить и нести аудитории
Не пузырь тухлых слов, а простое,

Не заумное, ясное слово,
И когда входил в аудитории,
Окна Солнца свету расшторивал,
И светил каждый раз, но по-новому

Отражал в плавно льющейся речи,
Но не мутной водички, а мыслей
Тех, что смог без шара осмыслить,
Правда, точками редко меченной,

Потому что не знал: круг и точка -
Это шар в пространстве двумерном,
Что в любом больше двух - мерном
Не изменит шар формы, строчки

Размышлений о круге и шаре
Ширят круг, значит, я не напрасно
Шар топтал, но теперь мне не ясно:
Станут шаром мои полушария,

Когда этот закончится круг,
И закружится шарик земной
Своим кругом, но не со мной,
И какой шар расцветки, а вдруг...

6.
Не случайно, что шар в Мир Сказки
Закатился, где я нужный шарик
Отыскал, потому что мой шарик
Впитал в детстве Мир сказок и ласки,

Где шаров превеликое множество:
Шаров добрых, волшебных и дутых,
Злых шаров и шаров - шалопутов,
Без шаров шаров, с хитрой рожицей

Колобков и клубков путеводных,
Что дорогу героям всех сказок,
Не намёком, а прямо и сразу
Пролагали, ведя, как угодно

Шарам дутым, в незнамо - куда
За незнамо - чем, но всегда
Приводил клубок - шарик туда,
Где никто не бывал никогда,

Но во всех сказках знамо чем
Шаров дутых царство кончалось,
А героя Жизнь лишь начиналась
С женой суженой знамо зачем...

7.
Шар не дутый, хотя и не ходит,
А клубком путеводным катается,
Не заблудится, но заблуждаются
Сами люди, когда их подводят

Их шары и их шарики, впрочем,
Шар не пуст и где их не хватает,
Пусть без шариков, Шариком лают
Ясным днём, но как тёмной ночью,

Шарик, глядя на шар Луны,
Хвост поджав, тоскливо взвывает,
Словно видя шар, шар призывает,
Но сбежали шары - шалуны...

8.
Закатились шары в пространство
Безвоздушное,
Не бездушное,
Но шары продолжают странствие,

И не шарные, а шаровидные,
Шары видимые и не видимые,
И шарами обычными видимые,
И шары, и круги, но невидимые,

Те, к которым все люди сами
Приближаться Душою могут,
А шары людям помогут
На Земле и за облаками...

9.
Хотя шар в нашем круге прилично
Покатали уже,
Мы поглубже
Копнём шар вопросом привычным:

Что первично - шар или круг?
Если скажут, вопрос неуместен,
Будут правы, но слова из песни
Нет прав рвать, и я не вдруг

Основной вопрос вспомнил, как точку
Разделенья на наших и тех,
Кого сам поднимал на смех,
Тех, кого чуть-чуть раньше, досрочно,

Со смешками вели на расстрел,
Свинца шар влепляли в глотки,
Чтоб замолкли, а в свои водку
Заливали, вот здесь я поспел,

И вопрос этот помню точно,
Его плоскую однозначность,
Где вопрос не мог озадачить,
Где ответ был заучен прочно,

Как скатился я к шаткой точке
В разделяющем знаке вопроса?
Шариков, считайте их просто,
Парадоксом о шаре строчки:

В каждой точке разрезав шар,
Один круг получим в сечении,
Даже если при рассечении
Бесконечно мал будет шаг,

То, шар режа, в любой из точек, -
Круг за кругом круги слоями
Отлетают, но так, будто сами
В каждой точке описаны точно

Вокруг круга с диаметром шара,
Значит, круг - это шара основа,
Но спешить с выводом снова
И лить воду, как при пожаре,

Речь о шаре ведя, не будем,
Не о той, что привита нарочно,
А о том, на котором прочно
Мир построен, в котором люди

На обжитом, маленьком шарике
Живут, любят, Мечты, фонарики
Разноцветных мыслей, как шарики,
Зажигают, но не как те, наши шарики,

Что без шариков катятся в круге
По наклонной, кривой, касательной,
Круг свой редко выбрав сознательно,
А Судьбу свою взяв в свои руки...

10.
Потому что в известной точке
Рубанули рукой мозолистой
По шарам, что их намозолили,
Но в азарте попали не точно

Или точно, но, как в поговорке,
Когда врежут серпом ниже пуза
И себе, оттого он в гербе Союза,
Что скатился шаром под горку,

Но мы знаем наш шар, в котором
Существует всегда сила трения
И инерции, что за мгновения
Шар сменяет точку опоры,

Как и шарики точку зрения
Изменяют за доли мгновения,
Не звон слыша, а откровения,
Посчитав точкой прозрения

Для себя и точкой исходной,
Чтоб по шару идти, крутя шарики,
Чтобы мыслей цветные фонарики
На века Звездой путеводной

Стали им и их вечным Душам,
Без шаров верченья тоскливым,
А с шарами и в вечер игривым
Не на шару, на шаре воздушном...

11.
Где Душа все слова однозначно
Принимает в том самом смысле,
На котором ведётся речь в мыслях,
В том единственном, что обозначен

В Слове был, Истории кляча
В тьме веков блудила нередко,
Изменяя слова, чем так метко
Выражалась мысль, но иначе,

Обряжённые после блужданий,
Искажённо слова заблуждённые
Звучать стали, и всех убеждённых
В смысле слов ввели в заблуждение,

Смыслом слов иногда троящимся,
Что все знали, когда обозначили
Слово словом, но переиначили
И верхи, и народ трудящийся,

Формируя мысль, что убеждения
Можно выразить точно словами,
Но, не видя тот смысл, они сами
Словом строили предубеждения...

12.
- А шары где? - спросит читатель,
И он прав, нам шар слов основу
Дал, чтоб мы уваженье пред словом
Ощутили, чтоб впредь внимательно

Относились к каждому слову,
Про дела и так ясно, но к мысли,
Как и к слову, и к делу в том смысле,
Что от точки одной и мысли начинается в Мире Новое...

13.
В Мир шаров начав погружение,
Шар загнал я в круг, чтоб пропесочить,
Содрать глянец и лоск, но мысль хочет,
Вызвать к шару во мне уважение,

И что всё так сложилось, я рад,
Кто кого загонял, решать вам,
А мне шар дал возможность к словам
Найти ключ, но не тот, что от врат,

Я имею в виду ключ от рая,
Хотя в принципе не отвергаю,
Словом принципы опровергаю,
Словом, словом в слова не играя...

14.
Правда, всё про шары, лишь торшера
Никогда в нашем доме не было,
Ни в моём, ни в родительском, где бы
Я ни жил, а торшер для примера

Просто взял, чтоб создать образ шара,
Показать всем, что мысль под шаром
Родилась на свет и, кружась шаром,
Помогла нам все стороны шара

Осветить, хотя нет у нашего шара
Ни сторон в прямом понимании,
И ни граней, просто внимание
Заострив к поверхности шара,

Не руками к шарам в разных точках
Прикасались, из стороны в сторону
Шар катали, различные стороны
Шара вышарив, если не точно,

То шары есть всегда под руками
В вашем шаре, и шар под вами,
Шары крутятся над головами
Покрутите все шарики сами...

15.
Встарь вполне мог поэт балладой
Песнь о шаре назвать, но к поэтам
Я с шарами не вхож, а поэтому
Назвал рифмы о шаре - шарадой...

16.
Сколько дней погоняю шарами?
Сочтены дни на этом шаре,
А по - правде, всегда о шаре
Шаром думал, ворочал шарами:

Для стрельбы шар зовут ядро,
Солнца шар встарь звали Ярило,
Шарик пуст, пасты мне не хватило
Шар раскрыть, - Сам виновен я, Го...

Голубчиков Владимир
Хоф, Германия, 06 - 19.11.96