Непутёвая. часть 2. Тепло родного дома

Татьяна Гордеева 4
Поезд ехал так плавно, такую мелодию издавали колёса, что Жанна почувствовала себя легко и очень спокойно. Это было странное чувство, такого никогда не было раньше, может быть только в далеком детстве. Обычно невероятное нервное напряжение давило на мозг, невозможно было успокоиться даже во сне.

Она смотрела в окно на мелькающие деревья, поля, домики, дороги, на невероятные пейзажи, и понимала, что сделала абсолютно правильно. Еще немного, и она бы сорвалась, натворила бы чего-нибудь такого, за что пришлось бы расплачиваться всю жизнь.

Дорога была не очень долгой, всего 5 часов. Но Жанна отдохнула так, словно год провела в самых лучших местах мира.

Выйдя на перрон, она огляделась вокруг. Последний раз её сюда привозили, когда ей было 8 лет. Бабушка тогда болела , и Жанна помогала по дому как могла. Родители побыли дня три и уехали, оставив Жанну с бабушкой. Это было их последнее лето вместе.

Жанна очень любила бабу Катю. Та всегда ей что-нибудь рассказывала. То про цветы расскажет, которые на лугу соберёт, то про котика, который на печке разлёгся, то про репу, которую соседи посадили, а потом ели всю зиму да нахваливали..

Медленно, очень медленно девушка шла по деревенской дороге, вспоминая всё, что только возможно про бабушку, словно хотела приготовиться, чтобы войти в дом с тем теплом, которое она ей дарила .

Дом стоял заколоченный. Ставни закрыты, трава вокруг. Забор покосился, калитка отвалилась. Некому починить..

Жанна пробиралась через траву к дому. Это было непросто. За много лет тут вырос такой лес, что пройти было очень сложно. Кое-как добравшись до дома,девушка попыталась открыть дверь. Она была заперта. Никто за это время не влез в дом, никто не испортил дверь, не оскорбил память хозяйки.

Совершенно случайно, откуда-то из глубин памяти всплыла мысль, что ключ бабушка клала под первую ступеньку. Жанна протянула руку под доску и ... Ключ лежал на месте. У Жанны сжалось сердце. Сдержав слезы, она вставила ключ в замок. Он поддался с трудом, но всё же открылся.

В доме было пусто. Нет, вещи все были на месте, всё как и было при бабушке. Но пусто. Холодно. Одинокий пустой дом. Пахло старым сырым деревом, старыми вещами. Печка почти вся облупилась, побелка осыпалась на пол.

В доме всё осталось так, как это помнилось Жанне. И это было очень странно. Вроде всё так, но совсем не то.

Послышались шаги на крыльце и женский голос спросил:

-Кто там ходит? Эй! Не безобразничай! Вот я тебя сейчас!

-Я не безобразничаю! Я жить сюда приехала!

В дом вошла женщина лет 50-ти, крепкая, со строгим взглядом. В руках держала увесистую палку.

-Ты кто такая? Зачем дом открыла?

-Я внучка бабы Кати, Жанна меня зовут. Ключ под ступенькой лежал, как и раньше, я поискала и нашла. Я не чужая! Я внучка!

-Ох, ты!-женщина всплеснула руками, палка ударилась об косяк двери. Она поставила палку, села на лавку. -Это надо же! Внучка! Жанна! Я тебя помню. Ты махонькой сюда приезжала. А потом и не ездил никто. Катерина-то одна так и померла... А я тётя Марина. Помнишь меня?

-Да, помню,-Жанна улыбнулась, вспоминая как тётя Марина угощала её парным молоком.-Вы соседка бабушки, вы мне молоко давали.

-Ага! Точно! А ты что приехала? Дом продавать будешь?

-Нет, жить тут хочу.

-Ох, ты! -женщина удивилась еще больше. -Жить? Да как ты тут будешь жить? Ты ж городская! Ты ж даже печку сама не растопишь!

-Ну... Спрошу у кого-нибудь...Как-нибудь...

-А родители что ж? Тоже приехали?

-Нет, я одна.

-Ох, ты! Как же ш так-то? Одна? Так тебе годков -то сколько?

-Шестнадцать.

-Ох-ох-ох! Вот дела.. Ну Катерина мне говорила тогда... Да я не верила...

-Что говорила?

-Что родителям твоим она не нужна, а ты её всегда помнить будешь!

-Да... я помню..

-Очень она тебя любила. Всё про тебя всем рассказывала..Ну да ладно. Давай-ка я тебе печку затоплю. Покажу, как это делается, а потом и сама будешь топить. Дом сырой, прогреть надо. Уж, поди, 8 лет не топлен.

Женщина вышла на улицу, сняла заглушки и распахнула ставни, потом пошла за дровами, растопила печь. В доме сразу посветлело, стало уютнее. Запах горящих дров наполнил комнату. Не дым, а именно запах растопленной печки. Как же любила Жанна этот запах! Это было оттуда, из детства, тепло и легко.

-Знаешь что, деточка! Пойдем-ка ко мне ночевать! А то тебе сейчас одной в доме оставаться сразу ни к чему. А завтра утречком встанешь, да начнешь тут порядок наводить. А мы уж поможем...

___________________________

Жанна потихоньку обживалась в доме. Навела порядок, траву скосить помог сосед дед Гриша. Тётя Марина приносила молока, яиц.

В соседнем селе уволилась почтальонка . Жанна устроилась на почту, начала получать зарплату. Жизнь налаживалась..

__________________________

-Тёть Марин, расскажите мне про бабушку. Я ведь ничего про неё не знаю. Мне родители никогда не рассказывали. А про неё я сама помню мало. Я же маленькая была.

-Ну да... Знаешь, бабушку твою очень любили все. Она же всех учила здесь. Всю жизнь тут прожила. Еще до войны она тут школу организовала. Так из соседнего села ребята к нам ходили. Потом война.. Она на фронт ушла вместе с мамой моей. Их так и звали в деревне: Катя беленькая и Катя черненькая.

-Моя была Катя беленькая?

-Нет,-тетя Марина заулыбалась,-твоя бабушка была черненькая. Это ты её помнишь беленькой, она уже седая была. А моя мама была Катя беленькая.

-И что дальше?

-Ну вот. Ушли на фронт, связистками были. Повезло, в штабах служили. Вернулись обе. Раненые, правда, но не тяжело. С медалями! Такие девахи знатные! Замуж вышла твоя бабушка. А моя-то мама вдовой осталась. Она до войны замуж вышла, да муж погиб..Тогда с войны не все мужики приходили... Мало кто вернулся, погибло много. Вон за леском деревня была... ни один не пришёл.. Одни бабы остались. Так потихоньку и уехали кто куда. Без мужика не прожить. Тяжело очень...

Тётя Марина замолчала. Молчала и Жанна. Она впервые слышала историю бабушки. История была как у всех.. Но очень близкая, такая, что за душу держала крепко.

Тётя Марина продолжала:

-А потом Катя черненькая школу восстановила, из города учебников, книг стребовала. Директором стала. Потом дочку родила, уж ей 35 было.

-А Вы-то раньше моей мамы родились?

-Да, я прямо перед войной родилась, мне уже 46 почти. -Жанна удивилась, потому что женщина выглядела немного старше.

-Получается, что бабушке было всего 63? А мне она казалась древней..

-Маленькие всегда так думают. Вот твоя бабушка до самой смерти у нас директором работала и детей учила. Она много предметов вела-учителей-то не хватало. Это вот только лет как 15 стали приезжать по распределению.

-А почему она умерла? Я помню, что она болела в то лето.

-Да, сердце у неё шалило, да давление высокое было. Она переживала очень, что с дочкой у неё никак не получается. Очень уж холодная дочка. Я вот думаю: ты в бабушку пошла. Да и похожа на неё. А мать твоя своенравная очень. Как выросла, так из деревни и рванула в город, да сразу замуж, да вот тебя родила.

-Не надо про неё.

-Тоже тебе не сладко? Понятно, ты бы не приехала сюда, если бы дома всё хорошо было... Ну и ничего. Обживешься. Везде люди живут. Только ты учись. А то без профессии плохо. А то к нам на ферму! У нас тяжело, но зарплата ничего, и корова своя будет. Хотя... не потянешь ты. Городские-они хлипкие. А ты еще и малая...

Жанне совсем не было обидно почему-то, хотя раньше она бы очень грубо ответила на такие слова.

-Да, я подумаю, тётя Марина. Спасибо Вам!

-Да будь здорова, деточка!

Жанна отдыхала здесь душой. Она часто проходила мимо школы, где бабушка работала много лет. Наверно, это судьба...

_________________________________

Послесловие.

Жанна написала родителям, чтобы прислали аттестат. Получив документ, она поступила в педагогическое училище, закончила его и устроилась работать учителем начальных классов в школу, созданную её бабушкой.

Пришлось, правда приехать в город пару раз из-за выписки с жилплощади и за разрешением прописаться в деревенском доме. С матерью разговор не получился. Отец кое-как уговорил мать дать это разрешение. Но Жанна стойко перенесла это общение. Она стала другой.

Через несколько лет Жанна вышла замуж за хорошего парня из соседней деревни, родила двоих детей. С родителями она общается крайне редко. Общение это очень сложное, потому что кроме упреков ни одного доброго слова она так и не услышала.

А медвежонок, подаренный бабушкой, сидит на почетном месте на комоде.

________________________

P.S. Для тех, кто скажет , что так не бывает..

История эта произошла в середине 80-х. И рассказана мне одной моей знакомой. Она и сейчас живет в этой деревне, работает учителем начальных классов. Родителей уже нет в живых. И она до сих пор сожалеет, что так и не получилось наладить с ними отношения.