Проповедь в день памяти пророка Даниила!

Роман Овчаренко
Наверное, это ужасно, жить в плену на чужбине, и осознавать, что твоей Родины больше не существует, что все ее святыни разграблены, осквернены или просто уничтожены. Именно тогда, когда ты полностью истощен, раздавлен обстоятельствами, приходит мысль о том, что возможно, все это случилось неспроста. «Иссохли кости наши, и пропала надежда наша, отсечены мы, горе нам», – так говорили про себя пленные евреи в землях Вавилонских (Иез. 37, 11). Положение народа в плену было самое мрачное. И, тем не менее, именно это чувство положило начало раскаянию народа о содеянных грехах. Известная песнь: «На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136), – ясно свидетельствует нам о пробуждении в пленном народе этой горячей любви к потерянному покровительству Божиему.
А теперь обратимся к истории. Шел 597 год до Р. Х., царь Нововавилонского царства – Навуходоносор II проводит ряд карательных мер против Иудейского царства. Евреи решили поднять восстание и перейти на сторону Египта. В итоге, Навуходоносор сделал превентивный удар. Сначала он просто начал насильно переселять евреев на земли Междуречья, а позже, в 586 году, и вовсе напал на город Иерусалим, разрушил его и главную его святыню – храм царя Соломона. Именно тогда в пламене пожара сгорели все главные святыни еврейского народа, и они остались без места поклонению Богу. Все это произошло не спонтанно, печальные последствия, ожидающие иудеев, предсказывали многие пророки, но кто бы их послушал тогда. Как писал пророк Иезекииль: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11, 23). То есть слава Божия покинула храм и город. Следствием этого выхода славы Божией было то, что как храм, так и Иерусалим, существование которых было неразрывно связано с пребыванием в них Бога, подверглись разрушению и совершенной погибели. Среди захваченных Навуходоносором трофеев значились священные сосуды Иерусалимского храма. «И часть сосудов дома Господня перенёс Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своём в Вавилоне» (2 Пар. 36, 7).
Вполне уместным будет вопрос, зачем царь не уничтожил строптивый еврейский народ, а просто переселил его на свои земли? Во-первых, надо понимать, что родиной всех евреев является именно Междуречье, потому как именно с ним связаны все библейские рассказы до Авраама, который как мы помним и сам до переселения жил в городе Уре. То есть земля обетованная, обещанная им Богом во владение, им не принадлежала. Там жили другие семитские и финикийские племена. Так что то, что было подарено, могло быть и отнято. И судя по историческим вехам, не раз еврейскому народу Бог намекал, что они недостойны, находится на обетованной земле. Так что Навуходоносор не совершил чего-то неожиданного и неправильного. Он просто вернул евреев на их исконную родину. А на месте их царства создал область Иехуду. Также не лишним будет отметить, что все цари Нововавилонского царства сами были семитами по происхождению,  с единственным только отличием, что они исповедовали шумерскую языческую религию. Упоенный своей победой, царь Навуходоносор возжелал полностью стереть из памяти еврейского народа их религию и историю. Старики не в счет, нужно было начинать с молодежи.
И что же мы читаем в Библии? Из числа взятых в Вавилон на воспитание, а затем и служение при царском дворе, юношей еврейских, некоторые происходили из колена Иудина, а именно: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Это были дети Иудейской аристократии. Было решено воспитать из них сановников Нововавилонского царства. Для этой цели были приглашены лучшие учителя, которые должны были научить их халдейскому языку и наукам. Юноши, оказались очень способными учениками. Особенно среди них выделялся Даниил. Его имя «Дани Эль» в переводе с еврейского языка означает «Бог – мой судья». Этому юноше помимо всех талантов был дан еще дар откровения. Все это Даниил и его друзья получили от Бога как милость, за то, что даже в плену смогли сохранить свою веру и не побоялись пострадать за нее. По окончании обучения, все юноши были представлены царю. И вот их вводят в царское собрание, где повисла гробовая тишина. Незадолго до их прихода, царь Навуходоносор задал своим придворным ученым и жрецам вопрос, на который никто не мог ответить. Речь шла о забытом им сне. И вот, порядком уже обозленный, не получивший ответа, он сразу срывается на вошедших юношей. И к большому своему удивлению, а также к удивлению окружающих получает исчерпывающий ответ от юноши Даниила. Даниил напомнил царю о его необычном сне: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 31 – 35). А дальше Даниил истолковал этот сон, что скоро придет закат царству Вавилона, а мир ожидает много перемен. Вот как толкует этот отрывок преподобный Ефрем Сирин: ««Златая глава» – царство Вавилонское. Серебряные грудь и руки – это будущее царство Мидян. Чрево и бёдра медные – царство Персидское. Голени железные – царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные – десять царей, восставших после Александра. А под камнем подразумевается сам Христос, который станет краеугольным камнем всего мира».
Удивленный царь Навуходоносор, несмотря на зловещее предсказание, наградил Даниила и приблизил его к себе. Правда, из-за своего жестокого нрава не всегда его слушался и за это будет наказан Богом. Царь Навуходоносор заболел весьма необычной болезнью – ликантропией, то есть вдруг он представлял себя каким-то диким зверем, начинал ходить на четвереньках, лаять, и ел сырое мясо. И только Даниил смог исцелить его от этого недуга.
При новом царе Дарии, Даниил и его друзья дважды подверглись смертной казни и оба раза чудесным образом спасались от нее. В первый раз, за отказ поклоняться статуе царя, их приказали бросить в огненную печь, где они непонятным для всех образом остались живы. Причем, это известно не только по текстам Библии, но и по текстам самих вавилонян. Любой бы на их месте ужаснулся. Второй раз Даниил был брошен в ров наполненный львами. И снова остался жив. Голодные львы не только не тронули святого, но вели себя как домашние котята. Ластились к Даниилу и играли с ним. Царь Дарий вынужден был признать особое божие покровительство над этими людьми. Он попросил прощения у Даниила и просил его продолжить служить ему.
Затем началась эпоха Персидского царства и великого Кира. Этот царь разрешил всем евреям вернуться в свои края и даже дал им денег для восстановления храма. Возобновлённое богослужение во вновь устроенном, после плена вавилонского храме, не имело души, было лишено, так сказать, телесного обитания Господа в святилище. Первосвященник не мог уже как ранее в день очищения грехов входить в Святая Святых к престолу благодати Божией, чтобы затем жертвенной кровью кропить Ковчег Завета, которого уже нет, и через это совершать примирение кающегося в грехах общества Господня с самим Господом. Не мог он также, надеть на себя урим и туммим, и вопрошать Бога о Его воле. Ветхозаветный храм ждал своего Мессию.
Последними царями Вавилона стали царь Набонид и его преемник – Валтасар. Именно Валтасар, проявил крайнюю неучтивость и пренебрежение к святыням другого народа. Он решил устроить хмельную пирушку и использовать для этой цели священные сосуды Иерусалимского храма. И тут в разгар вечеринки всем присутствовавшим явилась в воздухе рука, которая на стене начертала слова: «Мене, мене текел упарсин». Хмель тут же улетучился из голов пирующих, никто не мог даже с места тронуться, как и никто не мог истолковать значение этих слов. В итоге, вспомнили про Даниила и послали за ним. Это было последнее толкование пророка Даниила. «Вот и значение слов: «Мене» - исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» - ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» - разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5, 26 – 28). В ту же ночь царевич Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть Персидской империи.
Самого Даниила также ждала смерть от меча. Его казнили в царствование персидского царя Камбиза. Перед смертью, Даниил, находясь в темнице, смог сосчитать точное время прихода Спасителя. У него получилось семьдесят седьмин (то есть 490 лет) (Дан. 9, 24). Несмотря на его казнь, тем не менее, было позволено захоронить его с достойными его рангу советника царя почестями. Его похоронили в Сузах. Позже эмир Тамерлан выкрадет правую руку пророка и увезет ее с собой в Самарканд. Так что мощи пророка до сих пор почитаются верующими многих религий, таких как христианство, ислам и иудаизм.
Чему же нас учит жизнь пророка Даниила? Никогда не предавать свою веру и Бога и тогда твоим спутником и защитником будет сам Господь. Также нужно помнить о том, что, даже обучаясь чему-то на стороне, мы не предаем своей веры, но обогащаем ее. А еще каждый из нас должен помнить, что Родина наша не на этой земле, а в Царстве Божием, так что будем стремиться не к земному месту, а к месту, где обитает сам Бог. С праздником, дорогие друзья.