Варя

Лауреаты Фонда Всм
ПАВЕЛ КОНЦЕВОЙ - http://proza.ru/avtor/pavelkontsevoy - ПЕРВОЕ МЕСТО В 131-М КОНКУРСЕ ПРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
Доктор был весьма немолод, он повидал за свою долгую жизнь огромное количество самых разных пациентов, и поэтому до сегодняшнего дня оставался абсолютно уверен, что удивить его больше уже ничем не получится. Но, как оказалось, он серьезно ошибался.

— Кто, Вы говорите, хочет Вас убить? — недоуменно переспросил он у сидящего напротив солидного человека, дорого и со вкусом одетого.

— Шарик, обычный воздушный шарик, — безмятежно ответил пациент, ясным и совершенно нормальным взором глядя на доктора. А тот даже несколько растерялся от такого ответа.

— Простите меня великодушно, — осторожно сказал доктор, — я не смею отрицать, что многие окружающие предметы порой пытаются нас убить. Это может быть и телевизор, и электробритва, и лестница в подвал, да хоть любимый кот, в конце концов. Но шарик? Извините, я просто не могу сообразить, как можно убить человека воздушным шариком?

— Он не виноват, — все также безмятежно ответил пациент, — Они его заставляют убить меня. Сам то он весьма милый, то есть она.

— А кто это — «они»? — спросил доктор, прищурившись.

— Другие шарики, — терпеливо пояснил пациент.

— Так он, то есть она был не один? — догадался доктор.

— Конечно нет, — оживился пациент, весьма довольный такой прозорливостью собеседника, — их пятеро. Но все разных цветов, Вы представляете?

— И какие же у них цвета? — спросил доктор.

— Голубой, красный, розовый, фиолетовый и лиловый, — отбарабанил пациент.

— А убить Вас хотел…

— Лиловый, — радостно сказал пациент, — но он, то есть она ни в чем не виноват! Виноваты Они!

— А им это зачем? — спросил терпеливо доктор, — для чего воздушным шарам понадобилась Ваша смерть?

— Они не хотят умирать одни, без меня, — пациент сокрушенно развел руками.

— Так, стоп, давайте вернемся к началу, — сказал доктор, понимая, что стремительно теряет нить повествования, — поясните мне наконец, каким образом воздушные шарики могут убить человека?

— Вы понимаете, — ответил пациент, — он, то есть она следит за мной. Уже два дня. И хочет, чтобы я выпрыгнул из окна!

— А Вы на каком этаже живете? — быстро спросил доктор.

— На восемнадцатом.

— Да, высота серьезная.

— Вот и я про то же, — возбужденно заговорил пациент, — а она все летает за мной и летает. Я унесу ее в гостиную, к остальным, уйду куда-нибудь в спальню, а через полчаса она уже у меня за плечом. Раскачивается в воздухе и шепчет.

— И что она шепчет?

— Открой окно, открой окно, и прыгай!

— А Вы?

— А я держусь пока, но не знаю, надолго ли меня хватит. Два дня терпел, терпел, потом решил пойти к Вам.

— Это очень хорошо, просто замечательно, — кивнул доктор, — ведь Вы нашли в себе силы, не пустили проблему на самотек, а обратились к специалисту. А я, в свою очередь, обязательно помогу Вам!

— Да уж помогите пожалуйста, доктор! А то сегодня утром я уже почти открыл окно. Сам не понимаю, как мне удалось сдержаться. Но в следующий раз я его все-таки открою и выпрыгну! В конце концов она заставит меня!

— Но Вы сказали, что лиловый шар ни в чем не виноват.

— Не виновата, — поправил пациент.

— Простите?

— Я же говорю, это не он, а она. Ее зовут Варя, — сказал нежным голосом пациент и порозовел.

— Варя? — переспросил доктор, и вдруг изумленно уставился на пациента, а сам сильно изменился в лице.

— Да. Не самое распространенное имя, я знаю, — пациент покосился на доктора, — но почему оно Вас так удивило?

— Да нет, совсем не удивило, — замялся доктор, — просто у меня не так давно была пациентка с таким же именем, а потом она… Но, впрочем, это никому не интересно, продолжайте, пожалуйста.

— Так вот, ее зовут Варя. И она сказала, что не хочет убивать меня, но те, другие, ее заставляют.

— И она сама Вам назвала свое имя? — медленно спросил доктор, а пациенту вдруг почудилось, что с его собеседника внезапно слетела лощеная маска, из-под которой неожиданно показалось лицо старого и смертельно уставшего человека.

— Да, она сама, — осторожно ответил пациент, весьма удивленный неожиданным преображением доктора. Но тот очень быстро справился с собой, вновь натянул на лицо привычную маску и продолжил задавать вопросы.

— А другие шары как зовут, их имена Варя Вам не сказала? — спросил он.

— Не знаю я, как их зовут, — нервно ответил пациент, — и знать не хочу! Хватит с них и цвета!

— Да, да, конечно, — мгновенно согласился доктор, — а скажите мне, откуда у Вас вообще взялись эти шарики? Кто Вам их принес и когда?

— Мне подарили их друзья, на День рождения, две недели назад, — пояснил пациент, — пять шариков. Голубой, красный, розовый, фиолетовый и лиловый. И на каждом написано поздравление! Это так трогательно, вы не поверите! Мне еще никто никогда не дарил воздушных шариков! Да тем более с поздравлениями!

— Да, я думаю, это очень трогательно, — машинально улыбнулся доктор, — а шарики сразу решили Вас убить?

— Вы знаете, нет, — подумав, ответил пациент, — первое время они просто висели под потолком в гостиной. А два дня назад Варя начала летать по квартире и разговаривать со мной!

— Но она не сама, — подсказал доктор, — они ее заставили.

— Конечно! — кивнул пациент, вновь восхищенный догадливостью доктора, — Это все они. Хотят, чтобы я умер. А Варя хорошая. Но она очень боится их, и поэтому выполняет все их приказы.

— А этим шарам, зачем им вообще понадобилась Ваша смерть?

— А Вы никогда не были воздушным шариком? — пациент откинулся в кресле и внимательно посмотрел на доктора.

— Да нет, как-то не приходилось, — тот развел руками.

— А вот Вы представьте хотя бы на минутку их жизнь! Она начинается с праздника! Поздравления, хлопушки, свечи, торт, музыка, шампанское! Шарики появляются на свет и весь свой день рождения купаются в лучах счастья. А что потом?

— А что потом? — заинтересованно переспросил доктор.

— А потом из них постепенно выходит воздух, и через неделю-другую их выбрасывают на помойку, словно использованные презервативы, — грустным голосом медленно сказал пациент, — а праздник превращается в трагедию. Поэтому они и хотят забрать меня вместе с собой. Не желают умирать в одиночестве.

— Но вы-то, простите, здесь при чем?

— Ну их же мне подарили, и я стал причиной их рождения. А они в ответ решили стать причиной моей смерти. И Вы знаете, в чем-то я их даже понимаю…

— Вам что, их жалко? — быстро спросил доктор.

— Варю жалко, — пациент вдруг захлюпал носом и полез в карман за платком.

— А себя значит не жалко? — прищурился доктор.

— И себя тоже жалко, — кивнул пациент, утирая скупую мужскую слезу, — мне всего-то сорок восемь лет, я хотел бы еще немного пожить. Поэтому я и пришел к Вам.

— Но тогда почему Вы так боитесь открыть окно? Выпустите шарики наружу, да и живите спокойно дальше, — предложил доктор.

— Когда я подхожу к окну, — вздохнул пациент, — то сразу же забываю про шарики, и меня ужасно тянет прыгнуть вниз. Сегодня почти получилось…

Пациент спрятал платок в карман и посмотрел на доктора пустым невидящим взглядом.

— Варя боится их, — еще раз сказал он, — поэтому выполняет все их приказы. Она летает за мной по квартире, и уговаривает меня выпрыгнуть в окно.

— Но Вы все-же нашли силы обратиться ко мне, — успокаивающим голосом сказал доктор, — и это очень хорошо!

— Да, — кивнул пациент, — мне Варя посоветовала именно Вас. Шепнула тайком, пока другие не слышали, чтобы я сегодня-же обратился сюда, в клинику!

Доктор как-то странно посмотрел на пациента, нервно забарабанил пальцами по столу, однако невозмутимую маску на лице сохранил.

— А что делают остальные шары, пока Варя гоняется за Вами по всей квартире? — спросил он.

— Висят в гостиной под потолком. И ждут, когда я улечу вниз, чтобы потом с чувством выполненного долга умереть самим. Но доктор, я же взрослый человек, я прекрасно понимаю — воздушные шарики не могут желать мне смерти. Да и разговаривать они не умеют. Я сошел с ума, да?

— Все мы когда-нибудь сойдем с ума, — уклончиво сказал доктор, — только кто-то раньше, а кто-то позже. Вот и вся разница. Но я бы крайне рекомендовал Вам обследоваться в моей клинике. Полежите здесь пару недель, сдайте анализы, пройдите тесты. А потом я поставлю Вам диагноз и назначу лечение. Ну а сейчас Вам необходим отдых и покой.

— Не могу, — вздохнул пациент, — Я бы, конечно, с удовольствием у Вас остался, но Варя будет по мне скучать. Ведь она же не виновата, ее заставили…

— А больше Вашу подругу некому развлечь? Жена, дети?

— Я старый холостяк, — грустно улыбнулся пациент, — у меня даже кота нет, какая тут жена. Кроме работы и Вари у меня нет ничего. И я не могу ее бросить одну.

— Ну хорошо, — пожал плечами доктор, прекрасно понимающий, что выпускать пациента из клиники в таком состоянии нельзя, и лихорадочно подыскивающий в уме выход из ситуации, — если не возражаете, то, пока Вы здесь, я могу вечерами заезжать к Вам в квартиру по дороге домой, и болтать с Варей, развлекать ее.

— Правда? — искренне изумился пациент, — господи, доктор, как я рад! Это было бы просто чудесно! Ведь, честно говоря, я боюсь уже возвращаться домой. Вот, держите ключи, я сейчас напишу Вам адрес, и записку консьержке!

***

Через пару часов, оформив больного и выписав все необходимые направления, доктор поехал к пациенту домой. Ему не терпелось поскорее увидеть эти загадочные шары-убийцы, и особенно Варю, чье имя вдруг внезапно разбудило в нем не самые приятные воспоминания, которые он в последнее время очень сильно хотел забыть. Хотя, вполне возможно, что никаких шариков и в природе то не существовало, а жили они только в больной голове пациента, ну а имя лилового шара оказалось лишь нелепым совпадением.

Доктор зашел в подъезд элитной высотки, показал приветливой консьержке записку, поднялся в лифте на восемнадцатый этаж, отпер дверь и вошел в квартиру пациента. Внутри царил идеальный порядок и чистота. Доктор осторожно заглянул в гостиную и сразу же увидел там под потолком пять воздушных шариков — голубой, красный, розовый, фиолетовый и лиловый. Все, как и говорил пациент, в голове которого перепуталась реальность и фантазии. Доктор усмехнулся, подошел к шарам и сказал, обращаясь к лиловому:

— Ну привет Варя!

Но Варя ничего ему не ответила, впрочем, иного доктор и не ожидал. Он неторопливо прошелся по просторной квартире, оценивая ее размеры и стильное дорогое убранство, а потом присел на стул в холле, размышляя, выкинуть ли ему сразу воздушные шары в окно, или же забрать их с собой, чтобы использовать в процессе лечения пациента.

От нелегких раздумий его отвлек странный едва уловимый шорох. Доктор резко оглянулся. У него за спиной в воздухе раскачивался лиловый шарик. За сорок лет занятия психиатрией нервы доктора практически атрофировались, но тут даже он вздрогнул. И сразу же облегченно рассмеялся. Ему все стало совершенно понятно. Когда он шел из гостиной в холл, то потоком воздуха потянул воздушный шарик за собой. А лиловый, наверное, был самым легким из всех шаров, и охотнее всего увлекался ветром, поднятым хозяином. Ну а разговоры с шариком само собой происходили лишь в голове пугливого пациента. Доктор тут же машинально поставил в уме диагноз, и задумался, какой счет выставит больному за лечение. Судя по шикарной квартире, счет обещал быть достойным.

— Не балуйся, Варя, — доктор весело рассмеялся, представляя будущее пополнение своего бюджета, погрозил шарику, взял его за свисающую вниз веревку и отбуксировал обратно в гостиную. Он собрался было уже уходить, решив оставить пока шары в покое, но тут вдруг в спальне на тумбочке заметил свежий номер Хастлера. Доктор не удержался, зашел в спальню, присел на краешек идеально заправленной кровати и начал листать журнал. И вдруг что-то прикоснулось к его затылку. Доктор вскрикнул от неожиданности, резко вскочил, оглянулся и выронил журнал из рук. Сзади, на уровне его головы в воздухе болтался лиловый воздушный шарик. Доктор чертыхнулся, схватил шарик за веревку и потащил обратно в гостиную. И остановился в недоумении. Потолок в гостиной оказался почти на метр выше дверного проема, и совершенно непонятно было, как шарик сумел преодолеть этот перепад высоты. Не мог же он летать вверх-вниз?

Доктор посмотрел на другие шарики и еще больше изумился. Он отчетливо помнил, что они висели в воздухе посредине гостиной, вокруг большой люстры. А теперь они выстроились в линию возле окна, словно зрители в кинотеатре, ожидающие начала сеанса. И тут в голове доктора неожиданно раздался нежный приятный и такой пугающе знакомый голос.

— Открой окно, — голос вроде бы не приказывал, а просто просил, но сопротивляться ему было почти невозможно. Однако доктор, закаленный многолетней практикой, совершенно не собирался сдаваться без боя.

— Зачем? — спросил он, прекрасно понимая всю нереальность происходящего, — для чего мне открывать окно, Варя?

— Чтобы выпустить нас наружу, — ответил голос, — мы хотим выйти отсюда, пока в нас еще есть воздух. Через несколько дней мы уже не сможем летать, и умрем. А тот, другой, не отпускал нас.

— Так вы решили его убить! — парировал доктор.

— Совсем нет, мы хотели всего лишь выйти отсюда и улететь в тот мир, что наверху.

— А почему тогда вы заставляли того человека выброситься из окна?

— Мы его не заставляли. Я думаю, он, наверное, обычный псих. Он сам хотел выйти в окно. Хотя воздух в нем пока далеко не закончился. И он может еще жить и жить, в отличие от нас. Поэтому я и отправила его к Вам. Других психиатров ведь я не знаю.

Доктор невольно задумался. В воздушном шарике, беседующем с ним, было больше ума и логики чем в значительной части его пациентов. Но, в то же время он нисколько не сомневался, что Варя сейчас лгала ему, для достижения своей цели.

— Я тебе не верю! — отрезал доктор, — если я открою окно, ты тоже заставишь меня спрыгнуть вниз! Как и того человека. Признайся, ты ведь специально отправила его ко мне в клинику, ты ведь знала — я приду сюда, как только услышу твое имя!

— Ты думаешь, я злюсь на тебя, за то, что ты меня убил? — удивленно спросил голос, — но это ведь совсем не так.

— Я не убивал тебя! — закричал доктор, на миг потеряв выдержку.

— Конечно, нет, извини, я просто неправильно выразилась, — невозмутимо поправилась Варя, — ты всего лишь поставил мне неверный диагноз, и лечил меня совсем не от той болезни, от которой следовало, а так-то ты прав — в итоге убила я себя сама.

Доктор без сил опустился на роскошный диван в гостиной. Сказать ему было нечего. Он и сам не понимал, как при всем своем громадном опыте смог допустить такую глупую и непростительную ошибку.

— Но ты не переживай, я совершенно не собираюсь никого убивать. Ни тебя, ни того психа. Я позвала тебя, чтобы ты выпустил нас отсюда. Ведь того человека я так и не смогла убедить сделать это.

Доктор отрешенно молчал, сидя на диване и машинально барабаня пальцами по подлокотнику, а Варя продолжала.

— Открой окно, отпусти нас на свободу и снова закрой его. Мы полетим вверх, а ты пойдешь к себе домой. И прыгать никуда не нужно. Или ты тоже псих, как и тот, другой? И тоже не хочешь жить?

Доктор промолчал. В том, что он не псих, он был сейчас совсем не уверен. А скорее даже наоборот…

— Я пока не могу ответить на твой вопрос, хочу я жить или нет, но прыгать вниз я точно не хочу, — сказал наконец он.

— А откуда ты знаешь, — быстро спросила Варя, — вниз ты полетишь или вверх?

— Да что тут знать то, — доктор невесело усмехнулся, несмотря на весь идиотизм ситуации, — воздуха во мне конечно еще очень много, но вверх я уже больше никогда не полечу.

— Пока не попробуешь, ты не узнаешь, — заметил голос, — я вот узнала, благодаря тебе. Поэтому нисколько не держу на тебя зла.

Доктор не ответил, Варя тоже молчала.

— А как там, наверху? — медленно спросил наконец доктор после очень долгой паузы.

— Там так хорошо! — мечтательно ответил голос, — но ты вряд ли узнаешь об этом, ведь ты считаешь, что умеешь летать только вниз.

Доктор встал с дивана, очень медленно, словно к эшафоту, подошел к окну и невидящими глазами сквозь прозрачные шторы уставился на суетящийся где-то глубоко под его ногами городской муравейник. Он прекрасно понимал и весь сюрреализм ситуации, и то, что весь странный диалог с Варей происходил лишь у него в голове, но никак не мог выбраться из галлюцинации в реальный мир, хотя и прилагал к этому неимоверные усилия. Однако никакого желания прыгнуть вниз у доктора действительно не было, и голос вроде бы тоже не принуждал его совершить такой поступок. Но из ситуации требовалось как-то выбираться, а для этого существовал лишь один единственный выход.

Доктор рывком раздвинул прозрачные шторы и настежь распахнул окно, впустив в комнату уличный гул и ветер. Воздушные шары тут-же ровной линией подлетели к нему и по очереди выпорхнули на свободу. Доктор, изумленно открыв рот, молча наблюдал за шариками. Последний, лиловый шар чуть задержался у окна, и в голове у доктора раздался отчетливый нежный голос: «Спасибо!».

— До свидания, Варя, — машинально ответил доктор, помахал рукой шарам, поднимающимся всё выше в лучах заходящего солнца, и с завистью посмотрел им вслед. Шарики постепенно уменьшались в размерах, потом превратились в черные точки на фоне темнеющего неба, и наконец совершенно исчезли из виду. Солнце зашло и на город накатили сумерки. Доктор, кряхтя, залез на подоконник, постоял немного в проеме распахнутого окна, глядя куда-то вверх, а потом решительно шагнул вперед.

15.10.2022


На 131 Конкурс прозы для начинающих http://proza.ru/2022/10/27/458 Международного Фонда Великий Странник Молодым