Паутина страха 8 глава

Устюгов Сергей
Потреба ключница, женщина пятидесяти лет, обходила своё хозяйство. Почти от всех помещений у неё были ключи. Женщина властная, хитрая, находчивая, она держала в руках всех людей в поместье. Её боялись, Потреба без зазрения совести могла пожаловаться самому феодалу Ворону, и могла так всё повернуть, как ей самой было выгодно.

Да и как по-другому. За всем надо следить. Не дай Бог что-то упустишь. Всё. Дворовые мигом напортят. Потом гоняй их, исправляй то, что натворили. А Ворон очень строгий хозяин. Любит чтобы всё было, как он скажет. Жёсткий хозяин, но ведь порядок нужен. Иначе расслабятся все.

Проверял феодал Ворон свою ключницу Потребу не один год. Потреба потихоньку брала власть в поместье в свои руки. Она устраняла неугодных, она подкупала и шантажировала шпионов. Она сделала так, что многие хозяйственные вопросы феодал не мог решить без неё. А когда Ворон убедился, что Потребе можно доверять, то отдал ей ключи от кладовых, и позже даже разрешил решать хозяйственные вопросы в поместье. Фактически Потреба стала управляющей поместья. И только ключи от секретных комнат, и даже где они расположены, феодал Потребе не доверил. Хотя она по косвенным признакам прекрасно знала, где находятся тайные комнаты.



Джуба понимал, что у каждого человека должна быть тайна, секрет, то, что он тщательно скрывает от других. Тем более у таких подозрительных и скрытных, как Потреба. Скоро у него появились свои осведомители в поместье. Каждого он на чём-то поймал и теперь использовал в своих целях.

Однажды один из шпионов сказал Джубе, что ключница Потреба куда-то отправляет продукты. Джуба заинтересовался и стал выяснять. Он узнал, что продукты и ткани отправлены в дальнюю деревню. Ну, а там нетрудно было узнать, что продукты и ткани предназначались для бабушки с внучкой.

Джуба дальше узнал, что продукты Потреба не украла, а всё это было из её оплаты за работу. Но для чего Потреба отправляла продукты бабушке. Может быть она родственница?

Джуба организовал себе поездку в ту дальнюю деревню. Ворону он объяснил, что в тех краях возможны болезни скота. И получив разрешение, отправился в дальнюю деревню.

Там он начал расспрашивать бабушку, она сначала запиралась, потом под давлением созналась, что да, регулярно получает из поместья помощь продуктами. Потом бабушка заплакала, и сказала, что девушка не её внучка, а внучка Потребы. И Потреба привезла её лет восемь назад, определила к ней, и с тех пор содержит её.

Всё это в корне поменяло дело. Джуба располагал такими козырями, что не знал, как ими воспользоваться. С одной стороны, Потреба скрывала внучку, но снабжала её продуктами за свой счёт. С другой, почему же всё-таки скрывала? Чего же она хотела?

Бабушке он настрого приказал ничего не говорить о нём. Пригрозил самим феодалом, в общем запугал старушку.

Джуба также посмотрел на внучку Потребы. Девчонка, как девчонка, ничего особенного. Смазливая, весёлая, озорная. Ну таких много.

Как-то надо подцепить на крючок Потребу. Ну и дальше держать её на крючке. До поры до времени. Чего же на самом деле замышляет Потреба? Неужели к власти стремится? Зачем ей власть? Доживала бы спокойно.

Ну а если… - Джуба смотрел на Айку, внучку Потребы, - неожиданная мысль посетила его. А если - она хочет продвигать свою внучку? Только как? Выдать её за Ворона феодала? Нет! Таких у него много. Любую выбирай. Вот если бы у Ворона был сын, тогда дело другое. Выдала бы Потреба свою внучку за сына и всё, обеспечена и внучка, и старость Потребы. Но для этого надо Ворону иметь сына, да и если у него и есть сын, ещё надо свести молодых. Хотя это не так уж и сложно. Молодость - кровь кипит. Опять же Ворона надо обработать. Но ведь он, Джуба, уже обрабатывает Ворона. Это что получается, вся игра идёт на пользу Потребе?

Джуба сидел со старостой деревни и тихо беседовал. Разговор шёл о том, что в последнее время в других краях, кстати и недалеко, начались странные болезни скота. Как-то разом выкосит смерть овечье стадо в деревне и всё. А рядом деревня там ничего!

Джуба осторожно клонил разговор к тому, что и в этой деревне может такое быть, а может быть уже и началось. Староста, кстати, и вспомнил, что да - на той неделе корова сдохла у на крайней улице, у соседей овцы пали, курей у кого-то кто-то погрыз.

Джуба тихонько поворачивал на то, что в деревне есть возможно и ведьма, которая колдует и скотину изводит. Она же может и до людей добраться. В общем заронил в голове у старосты великое сомнение. Тем более, что подходило время везти курей, овец, коров в поместье феодала, а тот конечно спросит, почему скот подыхает. Почему так получается?

Напоследок, Джуба наказал старосте, что в случае чего тот пусть хватает ведьму, и везёт её в поместье, а там феодал Ворон разберётся с ней. Староста отблагодарил Джубу, тот дал ему возможность списать смерть скотины на ведьму. Староста пообещал, что немедленно займётся поиском ведьмы.

Джуба забрал отчётные документы от старосты, погрузил некоторые продукты в повозку, и последний раз взглянул на внучку Потребы, она как раз проходила по двору старосты. Та почувствовала взгляд, и наклонив голову, снизу посмотрела на Джубу.

Джуба махнул рукой старосте, который провожал его и тронул вожжами лошадь. Кобыла легонько потрусила по дороге.

Странный у неё взгляд. Наверно девка что-то может. Откуда это у неё. Передалось от кого-то, или так научилась?

Вспомнился старый дед, что обучал Джубу. Тот говорил - не все могут лечить, далеко не все. Да и кто может, тот часто и не понимает, что своим лечением влезает в душу человека. Что-то там делает и потом смотрит - ну и что получилось? И вот часто ничего и не получается. Человек ведь, как дерево. Корни есть, ствол и ветви, ну и плоды, конечно.

Корни - это наши предки. От них тоже болезни идут. Их исправить очень трудно, но можно. Дальше ствол. Жизнь гнёт и правит все стволы. Иного так загнёт, что и не выправишь. Да и где жить человеку, от этого тоже зависит жизнь человека. Ну, а ветки, это куда тянет человека. К власти, к славе или к богатству.

Куда же тянется он, Джуба? Ну понятно, славы ему не надо. Власти? Ну если деньги будут, то и власть будет. Значит к богатству тянется? Ну что же, и это хорошо. У кого какие способности, тот к тому и стремится. Можно всю жизнь ковыряться в болезнях, стараться понять от чего человек болеет, а можно и жить весело и богато. Кого куда ветер клонит, говорил дед. А вот куда же всё-таки ветер клонит ключницу Потребу?



Дарий уже неделю в поместье феодала Ворона . Постепенно он привыкал к распорядку дня установленным Джубой. Все считали Дария учеником, а на самом-то деле Дарий был обыкновенным слугой. Джуба все время заставлял его растирать какие-то травы, какие-то порошки, смешивать всё это, разбавлять маслом или водой с вином. Потом Джуба проверял то, что сделал Дарий, забирал и уходил.

Вот и сейчас Дарий сидел на лавочке и пестиком растирал порошок в ступке. Послышались крики: «Ведьму, ведьму везут!» Дарий оторвался от своего занятия и поднял голову.

Во двор через ворота въезжала телега с клеткой. В деревянной клетке сидела девушка в оборванной одежде. Длинные тёмные волосы доходили до плеч. Она была сильно измучена.

Вокруг телеги начали бегать ребятишки. Они кричали: «Ведьма! Ведьма!». Потом они стали кидать в ведьму комками земли. Ведьма вяло закрывалась и молчала.

Откуда-то появился чернокнижник Джуба. Он закричал ребятам: «А ну ка! Разойдись!». Дети опустили головы и поплелись прочь. Страшен в гневе был чернокнижник. Говорят, запросто мог превратить ребёнка в гусеницу.

Джуба подошёл к повозке и наклонился к вознице. Он о чем-то спросил его, потом приблизился к клетке и внимательно посмотрел на ведьму. Глаза его ощупали согнутую фигуру, окинули клетку, словно проверяя её целостность. Тут подошли дворовые мужики и Джуба что-то сказал им, и затем повернулся и собрался уходить.



Дарий продолжал своё занятие. Ну привезли ведьму, развлечение для ребятишек… постой, постой ведьму привезли. И зачем? Неужели настоящую ведьму? И что же с ней будут делать?

Возле крыльца стояла Потреба ключница и смотрела на телегу с ведьмой. Джуба почувствовал взгляд, неожиданно развернулся, и наклонив голову, исподлобья посмотрел на Потребу. Несколько секунд они смотрели друг на друга, потом отвернулись и ушли.

Дарий ожесточённо толок порошок. Как всё-таки изменилась жизнь. Словно выдернули его из жизни и закинули в сон. И сон не очень хороший. И даже временами страшный. Вот только не кончается этот сон. Так и будет продолжаться и неизвестно чем кончится. Вот ведьму привезли, вроде бы молодая. И как вот она могла знать, что сюда её привезут? Что же бесы её не спасли. А может она и не ведьма совсем? Всё равно жалко.

Между тем мужики открыли клетку, вытащили оттуда измученную поездкой ведьму и поволокли её в подземелье. Дворовые смотрели на это и перешёптывались. Старые могли ещё вспомнить, как раньше обращались с ведьмами. Неужели времена возвращаются?

Дарий задумался и не заметил, как к нему подошёл Джуба, - на ведьму загляделся? Скоро ближе с ней познакомишься, - чернокнижник, ткнув Дария палкой, заставил того войти в дом. Там чернокнижник посадил Дария на лавку, и стал наливать из зелёного стекла склянки, зелье в небольшую глиняную чашку. Потом Джуба взял чашку и подал Дарию.

- Выпей это. Потом закрой глаза.

- Зачем это?

- Пей, я сказал! - Джуба повысил голос.

У Дария затряслись руки, он взял чашку и медленно выпил. Неожиданно у Дария начала кружиться голова. Тело его затряслось. И вдруг Дарий упал на пол и стал кататься по нему. Джуба внимательно наблюдал за Дарием.

Джуба взял свою чёрную палку и несколько раз ударил Дария. Только тогда Дарий замер и стал медленно подниматься с пола. Он посмотрел вниз и тихим голосом спросил: «Что хозяину угодно?»

Джуба достал маленькую тёмную книжку, начал листать страницы, нашёл нужную, и чётко начал читать.

- Ты должен слушаться только меня. Я твой хозяин. Ты мой слуга. Ты должен помнить это всегда. Я и только я могу защитить тебя от всех напастей этого мира. Ты мой слуга, я твой хозяин. Ты помнишь это всегда. И будешь всегда помнить.

Дарий стоял, опустив голову. Плечи его были подняты. Глаза Дария смотрели в одну точку.

Джуба убрал книгу и сказал, - пойдёшь сейчас во двор, найдёшь там Потребу ключницу и скажешь, что я послал тебя помогать золотарю, пусть вместе чистят отхожее место. Она тебе всё покажет.

Сознание было словно в тумане. Откуда-то приходили и уходили мысли. Он хозяин, я должен его слушать. Он меня защитит. С ним будет спокойно. Никто не обидит меня.

Дарий кивал и кивал. И не мог остановиться. Чернокнижник снова ударил Дария палкой, и только тогда взгляд Дария сфокусировался на Джубе.

- Всё, иди. Ищи Потребу.

Джуба удовлетворённо хмыкнул и вышел из комнаты.

Дария ещё качало, потом он встряхнулся и вышел из комнаты. Его словно кто-то вёл. Вернее, что-то внутри головы командовало и направляло движения и мысли. Дарий двигался, будто Петрушка в ярмарочном балагане.

Потреба смотрела на Дария и не понимала, а что ему надо? А когда поняла, то жалеючи посмотрела на парня. Чистить отхожее место приходилось обычно мужичку из соседней деревни. Он приезжал на телеге с лошадью, открывал бочку наполнял. Мужик вычерпывал ведром все нечистоты из барской уборной. Обычно помощников у него не было, но раз дали, то пусть парень и поможет.

Если бы Дарий был в обычном состоянии, то наверно бы его рвало и рвало. Но сейчас он механически и чуть замедленно принимал ведро от мужика, который был внутри большой ямы, там он стоял на скользкие брёвнах и вычерпывал нечистоты.

Целый день такой работы и Дарий чуть не падал. После обеда состояние транса стало проходить и вонь дошла до сознания. Дария вырвало первый раз.

- Ты не пей воду, лучше вино, - посоветовал мужик и достал флягу. Снял пробку и приложился. Потом протянул фляжку Дарию. Дарий не смог пить.

Слёз не было. Дарий стирал свою одежду на берегу речки. Однако обида давила и злость была на весь мир. Ну как он будет ходить. Такие запахи. Мужик ещё говорил, что долго будет пахнуть. Ну почему так? Отчего же чернокнижник такой злой. Вот окрепнет Дарий, тогда … Что будет тогда, Дарий ещё не придумал, но что ничего хорошего он не желал Джубе это точно.



Сердцем Потреба не страдала, но, когда она узнала, что её внучку привезли в поместье, она почувствовала, где оно находится. Потреба держалась за левую сторону груди и переваривала услышанное. Как это так получилось? Зачем её привезли в клетке? Что она сделала?

Потом Потреба узнала, что её внучку обвиняют в колдовстве. И привезли её, как ведьму. Страх за себя сразу схлынул, хотя если бы феодал Ворон узнал, что бабушка ведьмы служит у него ключницей, то Потребе бы не поздоровилось.

Хорошо женщины помогли Потребе. Довели её до скамейки, посадили, дали воды, и приложили холодную мокрую тряпку к голове. Вот так, потихоньку Потреба и оклемалась. И пошла к себе.

Потреба, конечно, догадывалась с чьей подачи обвинили внучку в колдовстве. Она нисколько не удивилась, когда узнала бы, что всему этому поспособствовал Джута. И как такая змея заползла в поместье? Да нет, это не змея, это скорее всего паук. Да, это паук, раскидывавший свои сети во все стороны. Но ничего! Она тоже не лыком шита. Она будет бороться с ним, и неизвестно кто в конце концов победит.

По пути она встретила мужика, который привёз ведьму. Потреба остановила его и спросила: «Слушай, Мезен, ты откуда ведьму привёз?»?

Мезен пожал плечами. Стал смотреть в сторону. Все боятся Потребу. Она заведует хозяйством у феодала Ворона. Чуть что, она шепнёт хозяину и всё … тот долго не разбирается. Пороть. Да и на заметку возьмёт. А память у него хорошая.

- Дак, это... Из деревни, ну той, дальней. – мужик мнётся, видно, что боится кого-то.

- А кто её ведьмой-то признал?

- Дак... у них скотина подыхать начала. Две коровы пало... Ну, и там поросята пропали. Ну, подумали на неё, на ведьму-то. Она-то со старухой жила. Может старуха и научила.

Потреба стала торопить Мезена.

- Да быстрей говори. Чего тянешь?

- Дак, они-то со старухой неплохо жили. Кто-то им продукты посылал. Они и питались. Все бы ничего, но скотина подыхать начала. Это мне всё свояк рассказывал, он в этой-то деревне и живёт.

Потреба нетерпеливо затеребила Мезена за рукав.

- Не тяни. Быстрее рассказывай.

- Ну вот и заприметили, что девка эта, ведьма-то, по ночам куда-то ходит. Проследили, ну и поймали, на том, что траву ночью собирает. Ну, дальше, хотели там же порешить её. Да староста не дал.

- Как ты долго рассказываешь...

- Ну потом через три дня, и я приехал за ней, и привёз её сюда.

- А кто распорядился? Кто?

Мезен стал оглядываться по сторонам.

- Не могу сказать. Не велено.

Потреба тоже стала оглядываться по сторонам.

- Давай скажи. А я тебе вина кувшинчик налью. Хорошего. Господского.

Мезен стал облизываться.

- Ну что с тобой делать? Только ты никому. Ни-ни. А-то меня этот дьявол на тот свет спровадит.

- Не тяни, говори. Никому не скажу. Я сама не хочу с ним связываться.

- Чернокнижник велел. Сказал, что приказ самого Ворона. Что надо съездить и привезти ведьму. Ну, я и съездил.

Потреба оглянулась.

- Придёшь завтра, дам тебе кувшин.

Мезен кивнул и ушёл. Потреба несколько секунд постояла на месте, потом направилась к подземелью. Остановилась перед охранником, посмотрела на него и пошла дальше. Вот оно что! Как всё неожиданно! Кто же мог знать! Надо что-то делать. Так оставлять нельзя. Чернокнижник что-то затеял. Ещё Вороном прикрывается.

Конечно, у Потребы были свои люди практически везде. Её побаивались, старались с ней не спорить, а уж тем более навлекать на себя её гнев. Потребе приходилось охранять, сохранять и приумножать хозяйство Ворона. Дело в том, что в других поместьях, у других феодалов, управляющими поместий были мужчины. Но в поместье феодала Ворона управляла хозяйство Потреба. И к слову Ворон был ей очень доволен.

Жаловаться Ворону не было смысла. Могло быть только хуже. Внучку свою она, конечно, выручит. Это обязательно. Но вот потом что делать? В город отправить? Не к кому. Нет у них больше родственников. Отдать в услужение чужим людям? Нет! Даже думать страшно. Выручать всё равно надо.

Потреба машинально делала свои дела и всё время думала о внучке. Как она там, в подземелье? Там и крысы, и сыро, и темно. Как бы не заболела девочка.