В защиту Достоевского

Илья Уверский
М.Ф.Достоевского преследует странная мистика. Это реальный русский пророк, который в своей поэме про Великого инквизитора представил откровенное совершенно понятное изложение будущего России. Достоевский предсказал бесов, трихины, великих миссионеров, готовых убивать во вимя великой миссии и светлого будущего. Он предсказал судьбу России (зашифрована в лице Настасьи Филипповны) в своем романе "Идиот", судьбу с которой хотел поспорить Толстой, но его Аннушка закончила почти также.
Понимая это было бы вполне логично запретить Достоевского, а его книги сжечь в яростном огне. Но....
Достоевский так и не был запрещен. Даже несмотря на свое жесточайшее осуждеие революции. Вместо этого он получил памятник от благодарных бесов и вошел в школьные программы.
Для чего?
Это остается большой загадкой.
Сейчас враги России, в том числе определенные иноагенты, проповедуют, что Достоевский, оказывается, являлся основоположником некоей великой идеологии. Это очень странная и ничем не прикрытая ложь.
Ее разоблачение не составляет большого труда.

***

Центральное и самое главное пророческое произведение Достоевского о судьбе России, как о некоем духовном формообразовании, называется "Идиот". Оно о Льве Николаевиче (Толстом и самом Достоевском), который, как и Христос, проповедовал разные нравственные истории, ненасилие, доброту, но был отвергнут всеми в качестве юродивого и идиота. Отвергнут Настасьей Филипповной, Анной Карениной (авторы зашифровали под ними Россию, - заезженный и не оригинальый прием), чтобы погибнуть бессмысленной и гордой смертью.

Иван Пырьев попытался экранизировать Идиота в советское время. По всей видимости, как в анекдоте про учителя, который после 101 перессказа романа ученикам сам понял его смысл, до Пырьева неожиданного дошел смысл этого романа.
Так и остался бессмысленный обрубок фильма "Идиот" из первой части.

Но ничего страшного. В наше время был снят целый сериал "Идиот". Само собой, что главнейшая и архиважнейшая речь Льва Николаевича, которую автор застолбил разбиением вазы и приступом падучей, была режиссером сериала вырезана.

Это было совершенно правильное и мудрое решение, так как иначе зрители бы стали задумываться, а это категорически не приветствуется. Лучше кастрировать весь смысл произведения Достоевсеого и свести роман до уровня дешевой любовной мелодрамы.

К счастью, мы можем вернуться в роман и посмотреть ту самую речь Идиота. Где Федор Михайлович, понимая свое бессилие в попытках достучаться до чьего либо сердца, понимая обреченность Настасьи Филипповны как и всей ее многострадальной страны, тем не менее рвет на себе последнюю тельняшку.

Итак давайте взглянем на эту речь. Я разобью ее на пару частей.

***

В первой части Достоевский решительно осуждает слияние христианства с государственой властью, использование веры для государственных целей и обогащения, а также насаждение такой веры мечом. Достоевский яростно называет такое христианство движением антихриста. Его конечно же поправляют, пытаются успокоить, но тот не унимается.

Вот его самые злобные слова. "Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?!".

Вот весь длинный абзац целиком.

     "Католичество - всё равно что вера нехристианская! - прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе.
   -- Ну, это слишком, -- пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича.
   -- Как так это, католичество вера нехристианская? -- повернулся на стуле Иван Петрович. -- А какая же?
   -- Нехристианская вера, во-первых! -- в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, -- это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: "Non possumus!". 1 По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм!".

***

Теперь предлагаю от всей души посмеятся над Достоевским и его Идиотом. Особенно над его злобной фразой, что на западе "...они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше!".

Вот кульминация его речи перед тем, как он угробил, следуя за Нео, дорогую вазу.

"Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег Нового Света, откройте русскому человеку русский Свет, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И...".

Впрочем, зря мы смеялись. Идиот потому и Идиот, что Ф.М.Достоевский не идиот. Он уже все знал и все понимал. Этой вазе не быть.

Вот его заключительные слова.

****

 "Возвращаясь сюда, в Петербург, я дал себе слово непременно увидеть наших первых людей, старших, исконных, к которым сам принадлежу, между которыми сам из первых по роду. Ведь я теперь с такими же князьями, как сам, сижу, ведь так? Я хотел вас узнать, и это было надо; очень, очень надо!.. Я всегда слышал про вас слишком много дурного, больше, чем хорошего, о мелочности и исключительности ваших интересов, об отсталости, о мелкой образованности, о смешных привычках, -- о, ведь так много о вас пишут и говорят! Я с любопытством шел сюда сегодня, со смятением: мне надо было видеть самому и лично убедиться: действительно ли весь этот верхний слой русских людей уж никуда не годится, отжил свое время, иссяк исконною жизнью и только способен умереть, но всё еще в мелкой, завистливой борьбе с людьми... будущими, мешая им, не замечая, что сам умирает?"

"...Я боюсь за вас, за вас всех и за всех нас вместе. Я ведь сам князь исконный и с князьями сижу. Я, чтобы спасти всех нас, говорю, чтобы не исчезло сословие даром, в потемках, ни о чем не догадавшись, за всё бранясь и всё проиграв. Зачем исчезать и уступать другим место, когда можно остаться передовыми и старшими? Будем передовыми, так будем и старшими. Станем слугами, чтоб быть старшинами.
   Он стал порываться вставать с кресла, но старичок его постоянно удерживал, с возраставшим, однако ж, беспокойством смотря на него.
   -- Слушайте! Я знаю, что говорить нехорошо: лучше просто пример, лучше просто начать... я уже начал... и -- и неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать... а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят...".

****

Как известно, своей речью Идиот никого не спас. Настасья Филипповна была зарезана, как и было предсказано. Тем самым ножичком. Сам Идиот окончательно крякнулся. Сословие было уничтожено. Достоевскому поставили памятник.
От благодарных бесов.

И чтобы ему жизнь на том свете не казалась медом, сегдня его также причислили к педофилам, агентам спецслужб и идеологам некоей непонятной идеологии.
Впрочем Достоевского как и Толстого никто давно не читает, как и Евангелие.
Так что его история про иностранца, который прибыл в Россию, чтобы сделать заключение по поводу ее духовного состояния, никому не инетересна.

****

Это отрывок из романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (это апокалиптический роман о судьбе России, которую автор изобразил в виде ведьмы Маргариты, которую судьба свела с загадочным почти немцем Воландом с двойной В на визитке (т.е. W).

"Физиономия Бенгальского,  приютившегося  сбоку сцены,  начала  выражать недоумение.  Он  чуть-чуть  приподнял  бровь  и,  воспользовавшись   паузой, заговорил:

     "— Иностранный артист  выражает  свое восхищение  Москвой,  выросшей  в техническом  отношении, а  также  и москвичами,  — тут  Бенгальский  дважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.

     Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье.

     — Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.

     — Никак нет, мессир, вы никакого  восхищения не выражали,  —  ответил тот.

     — Так что же говорит этот человек?

     — А он попросту  соврал! —  звучно,  на  весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

     С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.

     — Но  меня,  конечно,  не  столько  интересуют  автобусы,  телефоны  и прочая...

     — Аппаратура! — подсказал клетчатый.

     —  Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, —  сколько  гораздо  более   важный  вопрос:  изменились  ли  эти  горожане внутренне?

     — Да, это важнейший вопрос, сударь.

     В кулисах  стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский  стоял красный, а  Римский  был бледен. Но тут, как бы  отгадав начавшуюся тревогу, маг сказал:

     — Однако  мы заговорились,  дорогой Фагот, а публика начинает скучать".