Замятня набирает обороты

Александр Коляков
         

     Вернемся к основной теме. При изучении Великой Замятни историкам приходится основываться либо на сообщениях русских летописей (они относительно близки по времени создания к рассматриваемому периоду, но одновременно – это все же «взгляд со стороны»), либо на сообщениях тюркоязычных источников, созданных спустя, как минимум, два столетия после описываемых в них событий. В первую очередь речь идет о степном эпосе «Чингиз-наме», на основе которого ученые создают свои исторические реконструкции. Выше же говорилось, насколько ненадежен «Чингиз-наме» в качестве «источника исторических знаний», но мода – есть мода, да, собственно, ничего лучшего в распоряжении историков нет. Кроме того, если не отвлекаться на частности, то общая картина упадка империи Джучидов хорошо видна и из русских летописей, и из монгольского эпоса.

     По сообщению Никоновской летописи «...Пришел с востока некий Заяицкий царь Хидырь1 на царство Волжское ратью, и была лесть в князях Ордынских Волжского царства, и начали тайно ссылаться с Хидырем, царем Заяицким, лукавствующие на Волжского своего царя Науруса. И составилась тайная лесть их в дело, и вступив в бой, выдан был от своих князей Волжский царь Наурус Заяицкому царю Хидырю. И так убит был с сыном своим Темирем; также и царица Тайдала убита была, и князья Ордынские, которые в любви и в совете были Наурусу…2 

     Однако, если доверять сообщению Чингиз-наме, то события развивались иначе. Хизра занять престол пригласила... сама Тайдула. «Тай-Дуглы-бегим призвала Хызр-хана и сделала [его] ханом на троне Сарая, поставила она в качестве свадебной юрты золотую юрту, оставшуюся от Узбек-хана и Джанибек-хана. Рассказывают. Бегим покрасила свои волосы в черный цвет [и] пожелала выйти замуж за [Хызр-]хана. Желание жениться [на ней] было и у хана. Был, однако, у него бек из [племени] найман по имени Кутлуг-Буга, который воспротивился этому. Сказал он: «Она — человек, который был подвластен Узбеку и Джанибеку. Ты [же] вырос человеком противостоящего [им рода]. Проучи ее. Не женись!» Послушался он его слов и не женился. Когда почуяла бегим, что не возьмет он ее в жены, начала она оказывать [ему] меньше почета и уважения, чем прежде. Когда же и хан, озлившись на нее, решил разломать золотую юрту, [а золото] поделить между своими казаками, то прослышав [о том], бегим послала к хану человека, сказала: «Пусть так не поступают. Когда нет золота [и] серебра, для человека, ставшего ханом, [золотая юрта] — сокровище. Но здание, построенное прежними добрыми [людьми], [все-таки] пусть не разрушают!” Не прислушался к ее словам [Хырз-хан], разломал и поделил. Бегим запылала в свою очередь злобой на [Хызр-]хана, собрала своих внутренних беков и прогнала его».  Более того, согласно этой летописи в одно и то же время существовало два Хизр-хана – «сын Мангутая, сына Тула-Буки, сына Кадака, сына Шайбана, сына Джучи» и «сын Ибрахима, сына Пулада, сына Минг-Тимур-хана, сына Бадагула, сына Джочи-Буки, сына Бахадура, сына Шайбана, сына Джучи»3. (Кто из них сверг Навруза? Или же они оба поучаствовали в борьбе за власть?)
    
     Изгнав Хизра, «деятельница ханов» на этом не остановилась, и подняла на белой войлочной кошме «кого-то под именем Кельдибека». Мнения «сильных людей» по поводу нового хана разделились – одни признали (или сделали вид, что признали) в нем чудом спасшегося от устроенной Бердибеком резни сына Джанибека, другие –называли его самозванцем, говоря «Кельдибека убил Бердибек. Как же он воскрес?!»4. (Разделились и мнения современных историков, хотя большинство из них все же считает, что Кельдибек был самозванцем.) Ясно одно – очередной фаворит Тайдулы был свергнут и убит, а на престол стареющая дама возвела Базарчи. (Надо ли говорить, что и по поводу личности этого хана идут споры – историки либо отождествляют его с другими ханами, либо вообще отрицают его существование.)

     «Причуды» Тайдулы вызвали возмущение во властной элите, на недовольных обрушились репрессии, и сын одного из репрессированных хатун вельмож бежал в поисках «справедливости» к своим родственникам в улус Хизра. Те, естественно, обратились с аналогичной просьбой к хану, который посчитал, что удобный момент для возвращения и мести настал. Под Сараем состоялась битва, в которой Хизр одержал победу. «Базарчи [и] бегим были схвачены. Посадили бегим в крытые санки, полость крепко завязали и, заложив [в санки] бешеного жеребца, отпустили на все четыре стороны. Этот бешеный конь понес санки и бил [их] по оврагам и буеракам, пока бегим не погибла. Узбеки говорят: “Тай-Дуглы-бегим убил Хызр-хан”5.

     Итак, впервые со времени правления Берке во главе Золотой Орды стал не потомок (во всяком случае официальный, если учесть возможное самозванство Узбека) Батыя. Впрочем, власть Хизра признали не все – значительная часть знати западного крыла Золотой Орды сгруппировалась вокруг зятя Бердибека беклербека Мамая и находящегося под его опекой младшего сына Узбека Абдулла-хана6. В результате государство оказалось поделенным на две части, границей между которыми стала Волга, а столица и другие города волжско-ахтубинского междуречья оказались в эпицентре противостояния двух группировок.

     Спустя год с небольшим Хизр был свергнут и убит своим старшим сыном Тимур-Ходжой. Однако не прошло двух-трех дней, как такая же судьба постигла и Тимур-Ходжу, после чего смута усилилась. Всяк повсюду поднял голову. Город Сарай порушился. Большая часть эля ушла в вилайет Крыма к Кыйату Мамаю»7. 
               
     Естественно, в таких условиях зависимость регионов от центра стремительно стремилась к нулю. Административная реформа Узбека (если таковая была на самом деле) приказала долго жить, и к власти в улусах вернулись репрессированные Узбеком члены золотого рода. Если верить «Чингиз-наме», то пионером стал Сырдарьинский улус, где к власти в 1361 году насильственным путем пришли потомки 13-го сына Джучи Тука-Тимура. Улус просуществовал менее двух десятилетий (был ликвидирован Тохтамышем), но, судя по тому, что за это время в нем сменились 7 огланов-улусбеков, на его территории в миниатюре повторилось нечто похожее на «Великую Замятню». Вслед за Тукатимуридами объявили о своей независимости правитель Мокши Тагай, захвативший власть в Булгарии Булат-Тимур, Хаджи-Черкес в Астрахани, Алибек (он же Айбек или Аталюк) в Заяицком юрте, Хусейн-суфи в Хорезме.

     Все более независимо вели себя эке-нойоны и нойоны Северо-Восточной Руси. Многие из них прекратили ездить в Орду за ярлыками ввиду бессмысленности таких поездок в условиях постоянной смены ханов, да и выход теперь, если и платили, то в меньших размерах и не регулярно. Кроме того, русские князья и сами приняли активное участие в Великой Замятне. Так рязанцы нанесли поражение ордынцам у Шишевского леса (1365 год), а суздальцы на реке Пьяне (1367 год). А на Волге – в самом центре Золотой Орды – начали пиратствовать ушкуйники. (При этом от новгородских пиратов в равной мере страдали ордынские и русские города.)

      Ослабление внутриполитического единства сразу же привело и к внешнеполитическим неудачам. Достаточно назвать стремительное расширение территории ВКЛ, как за счет находящихся под монгольским протекторатом русских княжеств, так и за счет самих владений Золотой Орды. Не менее показательной была потеря прутско-днестровского междуречья, перешедшего вначале под контроль Венгрии, а затем нового Молдавского княжества.


     1. Это короткое, и, казалось бы достаточно простое для перевода имя, дошло до нас в 9 вариантах: Хидырь, Кидырь, Хидыр, Хызр, Ходырь, Хедырь, Хидырь, Хыдри, и, наконец, Хизр. (Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/mongol/10.php)

     2. Никоновская летопись, 1965, с. 232.               

     3. «Утемиш-хаджи ибн Маулана Муххамад Дости. Чингиз-наме.
     4. Там же.

     5. Там же.               

     6. Согласно другим сведениям Абдуллах-хан был внуком Узбека.

     7. Утемиш-хаджи ибн Маулана Муххамад Дости. Чингиз-наме