Гуманоидный комплекс. Рефлекс цели

Александр Васильевич Гринь
    В перечне базовых групп инстинктов гуманоидного комплекса (см. электронную версию здесь на "Прозе.ру"), мною недосмотрен один важнейший инстинкт, о котором необходимо поговорить особенно.
    Чтобы далеко не ходить, напомним вкратце состав пирамиды инстинктов гуманоидного комплекса (далее ГК).
    a -  страх смерти и жажда жизни,
    b -  устремление в социум,
    с -  либидо,
    d -  повышение социального статуса (рейтинговый инстинкт),
    е -  защита детей и иные семейные ценности,
    f -  жертвенность за свой род и свою территорию,
    g -  стремление к познанию закономерностей различных фрагментов реальности, изобретательность,
    h -  платоническая любовь, гуманизм, "синдром Иешуа".
    Все эти инстинкты образовались и внедрились в психику человека в последовательности от a-  до h-,  в утилитарном смысле являются фактором коммунального  выживания и эволюции, индивидуально последовательно от a- до h- пробуждаются с рождения до периода полной психической зрелости, затем, как правило, подвергаются закономерной редукции в приближении к старости.
    В перечне инстинктов ГК можно выделить две группы: "низменные инстинкты" - от a- до d-, высшие инстинкты - от e- до h-.

    Представляется совершенно необходимым дополнить этот перечень "рефлексом цели", который, чтобы не ломать привычные символы других групп, обозначим как FR - группу (finis reflexum).
    Существование целеполагания в составе гуманоидного разума наука обнаружила давно, что вполне очевидно просматривается даже в трудах Аристотеля и Платона.
    Человек, устанавливая себе цели в процессе жизнедеятельности, способен стремиться к ним, преодолевая все преграды на пути даже ценою собственной жизни (героизм). В психологическом аспекте иногда человек даже не может себе дать отчёт о положительном для себя результате. Особенно хорошо заметно это явление в типажах "покорителей снежных вершин".  "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал", - в этих строках от В.Высоцкого со всей очевидностью просматривается и воспевается синергизм инстинктов FR -  и  g-, реализация которых составляет сладость в данной области человеческой активности. Ничего более вразумительного, чем приведённые строки от В.Высоцкого вы в объяснениях альпинистов не найдёте.
    Целеполагание в этой группе совершенно не похоже на целеполагание гепарда, стремящегося догнать антилопу, или простой каприз младенца. В таких случаях психологические импульсы почти не носят когнитивный характер. Это просто - фактор выживания, относящийся к группе инстинктов a-.
    Человеческое естество способно вырабатывать сложные мировоззренческие нарративы, чтобы потом включать механизм воли для достижения того или иного варианта результативных моделей реальности. Это здесь является принципиальным.
    Современная психология до настоящего времени развивает эту бездонную тему, которую вовсе невозможно обойти на путях понимания психики и даже вообще природы человека. К наиболее значимым находкам в её осмыслении можно отнести концепции "надситуативной активности" Вадима Петровского. "Человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован" (В.А. Петровский, "Психология", 2013, https://opa-sessiya.livejournal.com/).  Тут сформулированы два важных признаков этого явления. Это - "ощущение себя субьектом" (очевидно с подсознательным удовольствием) и "достижение цели" не важно какой.
     В отличие гепард, догоняя антилопу, "субьектом"  себя не ощущает, а просто - хочет кушать.
     Интересен самостоятельный вопрос о месте инстинкта FR в пирамидальном перечне ГК.
     Рефлекс цели является водоразделом между четырьмя низшими и четырьмя высшими группами инстинктов ГК.
     Это обстоятельство заметно иллюстрирует вся классическая литература. Здесь в необходимую доказательность применим опять наш приём "принципа доминирования". 
     Если рефлекс цели  (далее FR)преодолевает низшие инстинкты от a- до d-, мы чувствуем положительное отношение автора к происходящему, что наиболее точно можно проследить в любой иллюстрации самоотверженного героизма. Но, если FR преодолевает инстинкты групп от e- до h-, то мы в лучшем случае квалифицируем подобное как "упрямство", иногда - дурость, порой переходящую в хамство или вообще в подлость. Это - в том смысле, что рефлексивная активность человека не должна составлять фактор социальной деструкции.
     Таким образом инстинкт FR- представляется смешанным по структуре. Являясь пограничным между низшими и высшими инстинктами, он несёт в себе признаки и того и другого.
     Наиболее развитая философская аналитика этого инстинкта представлена Николаем Гоголем в образе Манилова. Из всех типажей гоголевских образцов "мертводушия" Манилов с редуцированным инстинктом FR- выглядит отрицательно комично, но, пожалуй, он оказывается самым добрым и обаятельным среди них. Это так выглядит именно из-за диалектически двоякой характеристики инстинкта FR- при наличии высшего инстинкта е- (семейные ценности) у данного персонажа.
     Интересна также созерцательная аналитика, представленная в образе Обломова у Гончарова. Здесь редукция того же инстинкта FR- закономерно порождает феномен человеческой лени.   
     Без этого дополнения наша пирамида ГК выглядела бы неполной.
    a -  страх смерти и жажда жизни,
    b -  устремление в социум,
    с -  либидо,
    d -  повышение социального статуса (рейтинговый инстинкт),
    FR   -  рефлекс (инстинкт) цели,
    е -  защита детей и иные семейные ценности,
    f -  жертвенность за свой род и свою территорию,
    g -  стремление к познанию закономерностей различных фрагментов реальности, изобретательность,
    h -  платоническая любовь и жертвенность во имя всего человечества (представителей рода безотносительно к расовым или иным признакам человечности).

    Невозможно исключить, что в дальнейшем этот список может ещё пополниться.