Кому подставлять щёку, кого встречать мечом

Максим Владимирович Чепиков
КОМУ НАДО ПОДСТАВИТЬ ДРУГУЮ ЩЁКУ; ЧЕЙ УДАР НАДО ПАРИРОВАТЬ; А КОМУ НАДО НА МЕЧ  ОТВЕЧАТЬ МЕЧОМ

Недавно увидел в магазине интересную и поучительную сценку.

В кассу стояла очередь человека в четыре. Вызвал затор стоящий впереди мужчина лет пятидесяти пяти, высыпавший возле кассы горку  мелочи, которую кассир стал пересчитывать.

Стоявшая за мужчиной женщина сказала раздражённо:

- Что вы – в переходе, что ли, стояли – столько мелочи набрали?

Мужчина нашёлся, чтобы остроумно ответить:

- Да, каждый день там стою. И вас там видел.

- Да?

- Как вы там проходите.
 
И, улыбаясь, рассказал дальше что-то про какую-то его сумку в машине, где у него копится мелочь. И о том, что он увидел, что у парня на кассе нет мелочи, и он решил свою мелочь ему отдать.

Инцидент был исчерпан.

Я увидел в этой истории хорошую иллюстрацию к тому, как нужно отвечать обычному, нормальному человеку, проявившему по отношению к нам некоторую агрессию. Мужчина парировал оскорбление атаковавшей его женщины, слегка уколол её саму, но сам наносить ей удар не стал и мягко разрядил возникший конфликт.

Так зло пресекается, но дальше путём взаимных ударов не увеличивается. Такая реакция происходит, видимо, по причине, в первую очередь, доброжелательности нормальных, умных людей по отношению к другим людям, их  желанию защититься от нападения, но при этом их нежеланию причинять обидчику зло.

Господь наш Иисус Христос идёт ещё дальше, говоря: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38–41).

Но мне думается, что эту вызывающие у здравомыслящих людей много вопросов заповедь нужно выполнять с благоразумием и по отношению не ко всем людям, а только к близким, к ближним, как бы говоря этим нашему обидчику: «Что ты делаешь? Зачем ты меня бьёшь? Я же люблю тебя. Мы же любим друг друга и хотим делать друг другу добро, а не зло. Попробуй ударь меня по другой щеке – ты увидишь, что так нельзя делать. Остановись». Я так понимаю эти слова Иисуса Христа и предполагаю, что Его слова были переданы неточно, без указания, что они применимы только по отношению к ближнему, а не ко всякому человеку. Точно так же Иисус Христос заповедует любить как самого себя не всякого человека, а только «своего ближнего» («Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22:39)).

С неближними, с теми, кто желает нам зла, хочет нас убить, уничтожить, ограбить и т. п., нужно действовать, я считаю, не подставляя другую щёку и не только парируя удар, но и отвечая на дурака дураком, на кулаком кулаком, а на меч мечом.

Что было бы, если бы Советский Союз подставил напавшей на него фашистской Германии другую щёку? Никого бы из нас сейчас в этом случае не было бы.

Ни Богу, ни нашим близким, ни нам самим не нужно, чтобы нас ограбили, унизили или уничтожили. И в таких случая речь идёт уже не о том, чтобы ради нашего ближнего что-то уступить, где-то подвинуться, а об угрозе нашего существования, которое нужно защитить, иначе ни себе, ни ближним, ни дальним мы сделать уже ничего хорошего не сможем.

Можно что-то кому-то уступить, но смотря что и смотря кому.

Можно претерпеть какое-то зло, но смотря какое и смотря от кого.

Можно не наносить ответный удар, но смотря на какой удар не отвечая и смотря от кого.

Ближнему иногда можно подставить другую щёку.

От не очень ближнего надо парировать удар, но лучше не наносить ответный удар, если удар по нам был не так велик.

Желающему нас уничтожить лучше нанести ответный удар, чтобы пресечь это зло и предотвратить нашу гибель или причинение нам вреда.

Будем стараться любить себя и ближних, строить отношения с неближними и быть готовыми к отражению удара от ненавидящих нас.

Чепиков Максим Владимирович

29.09.2022 г.