Вместе-Врозь

Светлана Евтушенко Азарова
               
         Сложное время, живем по инерции. Работаем, бегаем по магазинам, дачам, театрам, дом. Некогда остановиться. Подумать, а что же происходит? Спец. Операция!
         Да, где-то подальше от нас, но гибнут люди, разрушаются города, поселки, деревни. Приезжают новые люди, устраиваются на работу, приобретают жилье. А нам недосуг пообщаться с этими людьми. Работают волонтеры и достаточно, успокаиваем мы себя. Но неожиданные встречи в повседневной жизни заставляют задуматься, что приезжают люди с другим воспитанием, образованием и совершенно с другими ценностями, целями и желаниями в этой жизни. Иногда такие встречи оставляют неприятный след, обиду, разочарование, недоумение, удивление. И это в лучшем случае. Наверное, надо учиться терпению и пониманию.
        Воскресный день заканчивался, а еще масса незавершенных дел. Поехать на дачу, покормить котов. Живут одни на даче. По дороге купить продукты и еще дома ждут дела. Владимир и Людмила решили не заходить в продуктовый магазин, а купить овощи и фрукты на маленьком базарчике возле маркета.
        Владимир припарковался на стоянке возле магазина, а Люда поспешила к овощной палатке. Женщина бойко торговала и зазывала покупателей. Людмила подошла к прилавку и осмотрелась. Ей понравилась соленая капуста, которая в аккуратных ведерках была накрыта марлей. Рядом с капустой краснела маринованная морковь, черемша, чеснок
      Все, что ей надо. Она попросила у продавщицы набрать половину пакета соленой капусты, немного моркови и пучок маринованной черемши. Продавщица стремительно подошла к ведеркам с капустой и быстро стала накладывать капусту в пакет вместе с рассолом. Не слушая Людмилу, которая повторяла:
- Достаточно, достаточно.
Точно также наполнила полный пакет моркови, воткнув в него черемшу.
Женщина решила взять все, не торговаться. Время дороже. Мельком взглянула на перец.  Нужен для борща, но уж очень вялый. 
А продавщица уже взвешивала перец.
- Нет, перец мне не надо.
-Да возьмите парочку, я вам уже его посчитала.
-Так быстро? Нет, перец я не возьму. Засмеялась и спросила шутя
-Вы случайно не цыганка? Хороший продавец!
Что последовало за этим, просто поразило Людмилу.
-Вы что меня оскорбляете? А если я вас сейчас узбечкой назову? Или таджичкой!
- А что же в этом оскорбительного?  Ответила, удивляясь Людмила.
-Они имеют равные права в России и достойные, уважаемые граждане. У нас людей не делят.
Оставшийся день Людмила все время переживала и думала, что очень поменялась жизнь вокруг. То, что раньше казалось естественным, справедливым и правильным, вдруг кем-то воспринимается совсем по-другому.
       Вечером она пошла с собачкой на прогулку и встретилась со мной. Она и рассказала мне о прошедшем дне и неприятном разговоре на рынке.
 А я рассказала случай, который случился утром в этот день.
     На выезде с придомовой территории дома сняли шлагбаум. Требуется замена. Временно повесили цепь и прикрепили ее к столбикам с двух сторон. Чтобы выехать со двора, нужно остановить машину, выйти, снять цепь, потом выехать. Опять остановиться, повесить цепь.
    А мне утром нужно было поехать за покупками. Я с супругом подъехали к шлагбауму, остановились. Навстречу по дороге шел молодой человек, по-видимому, узбек. Махнул нам рукой, чтобы мы не выходили из машины. Подошел к шлагбауму, снял цепь. Мы проехали. Показал нам ехать и опять накинул цепь.
Казалось бы мелочь, но уважение к людям, желание помочь без всякой выгоды, бескорыстно заставляет задуматься о том, как мы воспитываем своих детей? Я что-то не припомню таких уроков в современной школе, да и в семье не всегда поднимают эту тему.