Забытая история науки. Глава XVII

Владимир Прохватилов
Хрущевка Диогена


История философа, который жил как Гриша Перельман.

Диоген Синопский, (около 412 до н. э. — 323 до н. э.) прожил долгую и поразительную жизнь. Возможно, это самый яркий  и эксцентричный изо всех античных философов.  Он основал школу киников, но  запомнился людям на многие тысячелетия вперед  не столько своими сочинениями, которых было немало, но своим  экстравагантным поведением, неотразимым умением убеждать любого человека и  парадоксальными афоризмами, которые  останутся в вечности.

Он  был сыном менялы Гикесия и вместе с отцом  занимался порчей казенных монет с целью наживы. Сам Диоген признает это в одном из своих сочинений. Отца посадили в тюрьму, Диоген бежал и решил заняться философией. Будучи бездомным изгнанником,  он решил сделать свое бедственное положение своим преимуществом. Он  устроил себе жилище в глиняной бочке(на самом деле это был «пифос» – огромный  сосуд для вина)  при храме Матери богов в Афинах и стал проповедовать своеобразный минимализм. Стоит отметить, что к этому времени он успел получить прекрасное образование, пробыв некоторое время в учениках у философа Антисфена.  У него сложилась стройная  система взглядов, которая пользовалась  огромной популярностью среди греков. И в немалой степени потому, что он свои убеждения подтверждал всей своей жизнью. Впрочем, некоторые его выходки были откровенно  неприличными, в духе того самого московского хулигана, который прибил  себя гвоздями за причинное место к брусчатке Красной  площади.

Однако, если он и позволял себе маргинальные  поступки, эпатирующие общество, то не с целью оскорбить окружающих, а стремясь обратить их внимание на общественные язвы. Вел он себя грубо и не стеснялся в выражениях, за что заслужил  прозвища «Собака» и «Сумасшедший Сократ».

Я приведу несколько  диогеновых   «bon mots», чтобы дать понятие о его риторическом  и философском уровне.

– Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

– Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.

– Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.

– На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».

– Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.

– Быстрее всего стареет благодарность.

– Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

– Я — гражданин мира.


Когда Диоген просил у кого-нибудь деньги, он говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги». А чтобы приучить себя к отказам в  таких просьбах, он просил подаяние у статуй.  Уже на склоне лет, Диоген  однажды увидел, как мальчик пил воду из горсти, и  выбросил из сумы свою чашку, расстроенно сказав, что  мальчишка превзошёл  его  в простоте жизни. Он выбросил и свою миску, когда увидел другого мальчишку, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Вот рассказ о его встрече с Александром Македонским.

Когда  тот  пришёл со своим войском в Аттику, юго-восточное побережье Греции, то захотел познакомиться с прославленным  философом, как и многие другие  иноземцы. Плутарх  пишет, что Александр долго ждал, когда же  Диоген придет к нему выразить свое почтение, но  не тут-то было. Диоген преспокойно посиживал в своей бочке. Тогда Александр сам пришел к нему.  Он нашёл Диогена  на площади возле гимнасии в Коринфе, когда тот грелся на солнце.

И далее состоялся презабавный диалог. Не  будем забывать, что Александр был учеником великого Аристотеля.

– Я — великий царь Александр.

– А я,  — собака Диоген.

– И за что тебя зовут собакой?

– Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.

 – А меня ты боишься?

– А что ты такое,  — зло или добро?

– «Добро.

– А кто же боится добра?

– Проси у меня чего хочешь.

 – Отойди, ты заслоняешь мне солнце.

Александр молча ушел, а его спутники, полководцы Птолемей и Гефестион, стали насмехаться над нищим философом.   Александр  их  урезонил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диоген  мог бы, вероятно, стать придворным философом у великого царя. Таким, как ученик Аристотеля Каллисфен. Многие греки завидовали Каллисфену. А Диоген на это лишь сказал: «Вот уж несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру!»

Впоследствии  Каллисфен  вызвал  гнев Александра своим свободомыслием и был им казнен.

Диоген, между прочим, храбро сражался в битве при  Херонее  против  отца Александра, македонского царя Филиппа и попал в плен. Филипп спросил его, чем он занимается. Диоген смело ответил: «Слежу за твоей ненасытностью». Филипп приказал  отпустить  его.

А уж фонарь Диогена, с которым он ходил среди бела дня и говорил, что ищет человека, стал  хрестоматийным его при его жизни.

Эпатировать   афинское «гражданское общество» было в общем-то модно среди философов. Великий Платон  отдал дань этой моде, определив человека, как «животное о двух ногах, лишённое перьев». Диоген  разбил его софистику в пух и прах, ощипав петуха и придя с ним в платоновскую Академию.

– Вот платоновский человек! – объявил он.

Платон  был вынужден  добавить к своему определению «… и с плоскими ногтями».

Конечно, Платон затаил на него  обиду, и когда однажды во время дождя Диоген стоял  под ливнем голышом, а прохожие, собравшись  вокруг, жалели его, Платон  язвительно  посоветовал им:

– Если хотите его пожалеть, отойдите в сторону.

Платон прекрасно понимал, что Диоген  в данном случае просто наслаждался общественным  вниманием к своей персоне.

Жители Афин любили Диогена. Когда мальчишки разбили его бочку, они подарили ему новую.

Случилось, что на корабль, на котором плыл Диоген,  напали пираты и продали  его  в рабство.

Вот как пишет об этом его тезка Диоген Лаэртский:

«Дело было так: когда он плыл на корабле в Эгину, его захватили в плен пираты во главе со Скирпалом; они увезли его на Крит и продали в рабство. На вопрос глашатая, что он умеет делать, он сказал: “Властвовать людьми” – и добавил, указав на богато одетого коринфянина – это был вышеупомянутый Ксениад: “Продай меня этому человеку: ему нужен хозяин”. Ксениад купил его, отвел в Коринф, приставил его воспитателем к своим сыновьям и доверил ему все хозяйство. И Диоген повел его так, что хозяин повсюду рассказывал: “В моем доме поселился добрый дух”. Клеомен в сочинении под заглавием “О воспитании” говорил, будто ученики хотели выкупить Диогена, но он обозвал их дураками, ибо не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто кормит, рабами львов, потому что дикие звери внушают людям страх, а страх – удел рабов.»

Лаэртий пишет, что Диоген  «обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам». Иногда Диоген обходился даже без слов. «Движенья нет, сказал мудрец  брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить», – это  о нем.

Диоген  дожил почти до девяноста лет и умер по собственной воле.

«…Не таков был мудрец из Синопа,

С палкой, в двойном плаще, под открытым небом живущий:

Принял он смерть, закусив себе губы зубами

И задержавши дыхание. Был он поистине

Отпрыском Зевса и псом-небожителем».

 

Написав эти строки, я задумался – то ли жалеть Диогена, то ли удивляться его причудам. Но вовремя вспомнил  совет Платона: «Если хотите  жалеть его, отойдите в сторону».

Такие люди, как Диоген, порой встречаются  и в наше время. Взять хотя бы Гришу Перельмана. Ведь как ни старались  зарубежные  меценаты, российский  царь, то бишь президент,  и примкнувшая к нему местная  Академия   прельстить великого математика всевозможными  материальными  благами и  почетными званиями, Гриша от всего этого великолепия отказался и живет-поживает в своей глиняной бочке –хрущевке. 

«У меня уже есть все, что мне нужно», – ответил Перельман в ответ на предложения денег и академических званий. В тот момент ему аплодировали на небесах  Александр  и  Диоген…