Литературный обзор - 13

Андрей Иванов 22
30.12.2022 г.
Здравствуйте, уважаемые читатели. Поздравляю вас со 100-летием со Дня Рождения СССР! Он обязательно возродится, в новом качестве, если в России на государственном уровне появится Структура духовных наставников, представители которой в своей работе с людьми на всех уровнях будет исповедовать принципы, изложенные в представленной ниже книге.

Надежда Владиславова "НЛП. Ударные техники для достижения результата" . Часть 1. Главы 1-5

Глава 1. Введение. НЛП в России

"Вопреки народному поверью "мастерство не пропьёшь", любое мастерство, а особенно мастерство жить, растерять довольно просто. Потеряв связь с истоками, оно теряет силу и тускнеет, как любое стоячее озеро в конце концов затягивается тиной".
Владимир Владиславов

Стратегии успешного поведения по Гриндеру и Бендлеру (основатели нейро-лингвистического программирования): 1. Стратегия чётко сформированного результата, 2. Стратегия преодоления жизненных трудностей, 3. Стратегия разрешения внутренних конфликтов, 4. Стратегия преодоления своих ограничений.

НЛП - это, прежде всего, универсальный язык описания, который может смоделировать "всё, что успешно работает" из самых разных сфер жизни, заключить полученное описание в понятную структуру или модель и далее предавать её другим. Язык НЛП - язык описания для любого поведения, связанного с коммуникацией как вербальной, так и невербальной, а также со стратегиями мышления.
Можно, например, взять эффективную методику из любого психотерапевтического направления и описать её понятным и доступным языком НЛП, пригодным для понимания и освоения другими людьми.
 
В западной психологии управления на первом месте среди четырёх основных черт успешного лидера стоит "умение мечтать". У них это качество считается редкостью, а у нас мечтатель - каждый второй. НЛП оказалось именно тем, что придало направление и структурировало поведение наших талантливых мечтателей, сохранив за ними способность мечтать.

Российскому направлению НЛП сразу стал присущ иной ценностно-сущностный логический уровень осознания. Например, в нашей Школе восприятие калибровки как настройки себя на получение невербальной информации о состоянии человека является лишь частью восприятия калибровки как общей включённости в мир здесь-и-сейчас. Раппорт - не просто установление доверительных отношений с партнёром, но часть установления контакта друг с другом и всей Вселенной на уровне мировой души: в раппорт можно вступать с текущим днём, настоящим периодом жизни, с лесом, морем, своей профессией и т.д.
Попав на нашу территорию, "западное" НЛП немедленно стало применяться и совершенствоваться психологами в экстремальных ситуациях. В условиях войны или чрезвычайных происшествий применяемые техники должны были стать сверхточными, сверх быстрыми и сверхэкологичными, учитывая особую уязвимость травмированного клиента. Кроме того, отбор профессионалов, происходивший в военной обстановке и экстремальных переговорах, где на кону часто стояла сама жизнь, был достаточно жёстким: в случае грубой и непрофессиональной работы они бы просто погибли.

У Российской школы НЛП есть второе рабочее название - "Синергетическая психология". Российская школа не вполне одобряет слово "программирование" из этических соображений. После открытия авторами универсального языка описания необходимо было отказаться от примитивизации человеческого разума и приближения его к "разуму" говорящего робота. В одном робот никогда не станет человеком: у него нет внутреннего камертона, безошибочно сообщающего ему что хорошо, а что плохо, что порядочно и что непорядочно, что совместимо с такими понятиями как "честь" и "благородство", а что - несовместимо. Даже если сам человек почему-либо отказывается поступать в соответствии с этим своим таинственным внутренним голосом, он всё равно почему-то обижается, когда другие поступают по отношению к нему не в соответствии с общим для всех камертоном.
НЛП само по себе вышло на такие мощные техники и методы воздействия, которые позволяют человеку, ими профессионально владеющему, практически моментально заставить другого человека или группу людей почувствовать к себе бессознательное доверие и расположение, испытать чувство близости, даже чувство родства. Часто те, кто им занимаются, не считают нужным задумываться, во имя чего происходит "приручение" одного человека другим. Главное - запрограммировать другого на безусловное расположение к себе, а что дальше с ним делать - уже "не наша проблема". В науке не предусмотрено некоего "кодекса чести".
В Российской школе НЛП, наряду с оттачиванием техники и мастерства, серьёзное внимание уделяется вопросу ответственности, накладываемой самим фактом владения методом, соблюдению экологии и этики. Понятие "совесть" существует только в русском языке. Мощные технологии таят в себе сильное искушение преступить внутренний закон. Именно поэтому испокон веков тайные знания давались далеко не всем желающим и только параллельно с философией учения.
Вред можно нанести не только объекту воздействия, но и самому себе. При неумелом использовании техник НЛП вред наносится в основном объекту воздействия. При профессиональном, но достаточно циничном использовании НЛП вред наносится в равной степени психике объекта и собственной психике коммуникатора.
Люди, стремящиеся воздействовать на других людей в корыстных целях, в основном представляют собой довольно серенькие личности, не уверенные в собственных силах и ищущие "всемогущества" в технологиях. Гораздо хуже, если НЛП начинает практиковать человек талантливый, незаметно или заметно для себя приступивший свой внутренний закон или, проще говоря, совесть. Сочетание таланта и "задвинутой по-дальше" совести весьма неблагоприятно для самого коммуникатора, и жертвой такого сочетания станет в гораздо большей степени он сам, нежели люди, которых он использовал.

Основные принципы Российской школы НЛП:

1. Мы обучаем не "силовому" НЛП, когда более сильный коммуникатор подминает под себя более слабого, а синергетическому воздействию, возникающему в результате сотрудничества коммуникатора с партнёром по коммуникации.
От слияния двух или более положительных энергий, настрой на которое осознанно задаёт профессионал коммуникации, возникает тёплая атмосфера, искренняя симпатия партнёров друг к другу. Для этого необходимы настроенность коммуникатора прежде всего на человека, а не на манипуляцию, его полное уважение к партнёру, на которого направлено психологическое воздействие, строжайшее соблюдение правил этики и экологии. Полностью исключается профессиональная гордыня и склонность к фокусничеству: не "я сделал с ним это...", а только - "между нами возникла симпатия, и мы хорошо обо всём договорились".

2. Внутреннему состоянию самого коммуникатора мы уделяем столько же внимания, сколько и оттачиванию технических приёмов. Рост мастерства может идти только параллельно с обретением коммуникатором внутренней свободы, гармонии, целостности. Ответственность за своё душевное состояние полностью лежит на коммуникаторе-профессионале и входит в понятие "мастерства": в противном случае весь внутренний негатив и дисгармония будут транслироваться партнёру по коммуникации.
3. У нас высокие требования к общей культуре профессионала синергетической коммуникации, его человеческой зрелости и потребности расти дальше. Можно передать универсальным языком НЛП любой человеческий опыт и умение, и в этом случае особенно актуальным становится культурный уровень моделирующего НЛП-иста, чтобы при простом и доступном изложении на языке НЛП не сделать из шедевра нечто примитивное.

Глава 2. Базовые предположения НЛП

"Предположения" - потому что предполагается, что ничему из сказанного не стоит верить на слово, но проверять на собственном опыте и телесных ощущениях, насколько то или иное предположение для нас работает.

Объективная реальность - это объективируемая субъектом часть его субъективной реальности. Есть некое пространство синергетической психологии, частью которой является НЛП. У НЛП имеется условно объективируемая им часть его субъективной реальности, как и в любом научном направлении.

1. Карта - это не территория.
Мы должны иметь внутри себя некое представление об окружающем мире, чтобы обладать системой координат для самоориентации в пространстве и времени, некую точку опоры, чтобы оттолкнуться и следовать выбранному маршруту. Карты бывают разные. Проблема возникает лишь тогда, когда человек ставит знак равенства между картой и территорией, претендуя на то, что видимое, слышимое и ощущаемое им в данный момент и есть объективная реальность. Обычному человеку свойственно считать объективной реальностью личные принципы и закономерности - иначе говоря, объективировать свою субъективную реальность, когда он находит им подтверждение в жизни несколько раз подряд.
Карта или модель мира обычно начинает формироваться в раннем детстве, когда мир воспринимается непосредственно, ярко и чувственно, а не сквозь призму чужой, кем-то уже придуманной "объективной реальности". И формируется наша модель мира по трём процессам, называемым обобщение, опущение и искажение. Чтобы иметь возможность структурировать мир вокруг себя, нам необходимо какую-то часть информации опускать (чем больше информации, тем меньше в ней полезного начала), некоторые явления обобщать, другие искажать, чтобы они вписались в уже сформировавшиеся внутри нас шаблоны существующего мира, иначе мир станет нестабильным, непредсказуемым и, соответственно, опасным.
Обобщение.  Процесс обобщения, с одной стороны, позволяет существенно экономить время и умственную энергию для решения других задач, с другой - блокирует креативное мышление. Как в жизни нас губит не вещество, а доза, так и в психических процессах хороши дозированность и сбалансированность.
Опущение. Первый фильтр, задерживающий информацию о внешнем мире и заставляющий, соответственно, опускать её при формировании модели мира - это естественные ограничения, накладываемые возможностями наших органов чувств. Второй фильтр - культуральный. В зависимости от культуры, в которой вырос человек и его предки, у нас вырабатывается привычка обращать внимание, "пропускать" через свои фильтры восприятия и доводить до сознания лишь определённую часть информации и "опускать" или не регистрировать другую. Третий фильтр - воспитательный, то есть приобретённый в среде семьи или того сообщества, которое семью заменило. Это и многое другое приходится учитывать при планировании долгосрочных взаимоотношений и заранее думать, насколько один человек окажется способным понять другого с его особенностями восприятия и структурирования мира, полученными в наследство от воспитания семьи [общественной среды].
Искажение. Искажать тем или иным образом получаемую из мира информацию всвязи со спецификой своих фильтров восприятия - врождённая особенность каждого индивида. Например, если человек привык к тому, что мир агрессивен и несправедлив, он бессознательно будет искать ситуации, провоцирующие агрессию и несправедливость по отношению к нему, то есть делать действительность такой, какой он её воспринимает, получая удовлетворение от её "стабильности" и предсказуемости. И если кто-то из родственников или друзей такого человека хочет сделать его счастливым, эти попытки обречены на неудачу. Известно, что самая большая радость - это радость узнавания. И данное высказывание, как ни странно, справедливо даже в том случае, если узнаваемые вещи не являются сами по себе радостнымии и приятными. Итак, искажение - это совершенно нормальный естественный процесс, обеспечивающий уникальность модели мира каждого индивида и его персональное творческое начало по отношению к самому себе и своей жизни. Иначе, мы бы не увидели картин Ван Гога, Пикассо и т.п.

В задачи НЛП в первую очередь входит расширение индивидуальной карты, нанесение на неё новых маршрутов.

Идеальная карта - как можно более масштабная карта со множеством маршрутов, открытая изменениям всвязи с постоянными изменениями во внешнем и внутреннем мире человека. Процесс познания и расширения своей карты мира бесконечен. Если навсегда утвердить для себя границы горизонта, за которыми мир кончается, мы рискуем подавить в себе креативность и творческое начало.

В любом случае, чем чище территория, тем качественнее карта внутри. Необжитая, замусоренная территория, в которой человек обитает, но не чувствует себя полноценно живущим на ней и, соответственно, отвечающим за неё, получает, как правило, грязную карту со множеством искажений. Искажения, в свою очередь, отражаются на качестве всей жизни. Давно замечено, что те, кто сознательно, как в переносном, так и в буквальном смысле, упорядочивает и очищает от мусора среду своего обитания (какова её величина - зависит от масштабов самого человека), автоматически меняют свою карту и, соответственно, качество жизни.

2. Люди - разные.
В НЛП 90% времени уходит на сбор информации об особенностях формирования клиентом своей модели мира. Что именно в ней заставляет его испытывать душевный, а порой и физический, дискомфорт. При помощи каких процессов он этот дискомфорт так успешно в себе создаёт и поддерживает. Как только мы разобрались в том, как функционирует вся система, метод и конкретное средство направления нужного ресурса в нужное место подбираются очень легко. И необходимые изменения в этом случае происходят быстро и естественно.

3. Смысл моего обращения - в той реакции, которую оно вызывает.
В НЛП не существует такого понятия, как "сопротивление" клиента, популярное во многих направлениях психотерапии. У нас сопротивление клиента - это явный показатель негибкости терапевта. Не обязательно продолжать тупо ломиться в запертую дверь, когда можно поискать другой, более мягкий и приятный способ проникнуть в дом. Если мы видим, что какая-то тема явно неприятна для клиента, и он не готов её обсуждать, стоит это для себя отметить и подойти к ней чуть позже с другой стороны. Выражение "клиент не готов" не имеет смысла. Профессиональному терапевту или переговорщику было бы странно требовать от клиента, не являющегося профессионалом коммуникации, большей гибкости, чем от себя. Если коммуникатор по невербальным признакам начинает считывать дискомфортное состояние своего собеседника, то ему стоит обратить самое пристальное внимание на то, что делает при этом он сам, понять, что именно он делает не совсем верно, и срочно изменить стратегию, начав делать что-то другое.

4. Сознание и тело - части одной системы и зеркально отображают друг друга.
Существует определённая стратегия входа в конкретное психическое состояние - как ресурсное, так и нересурсное. И тело (его положение, его ощущения) является необходимой составляющей этой стратегии. Когда человек испытывает состояние уверенности в себе, полон энергии и энтузиазма, его тело принимает соответствующую позу. Когда же человек испытывает состояние подавленности, раздражения и обиды, тело его принимает совсем другую позу.
Телесно-ориентированная терапия, из которой позаимствованы многие подходы и техники НЛП, утверждает, что любой блок в теле имеет отражение в сознании, а любой блок в сознании некоторым образом представлен в теле. Соответственно, работая с сознанием, мы автоматически работаем и с телом, а работая с телом, мы, соответственно, работаем с сознанием.
Психотерапевт часто даёт клиенту домашнее задание как можно больше думать о своей проблеме в позе, которая по наблюдениям терапевта соответствует его чувству уверенности в себе и куража. И проблема быстро разрешается, поскольку человек начинает думать о ней, находясь "в ресурсе", старая стратегия приведения себя в "проблемное" состояние разваливается, и бывшая проблема начинает восприниматься не как проблема, а как вполне разрешимая задача.
О взаимосвязи здорового тела и здорового духа говорили и наши предки, и йоги, и древние греки, и мастера восточных единоборств.

5. Весь индивидуальный опыт закодирован в бессознательном человека в виде образов, звуков и ощущений.
Логические умозаключения и выводы - процесс вторичный по отношению к непосредственной чувственной связи с опытом. Изучение различных вариантов кодировки опыта многих людей показало, что при всём их различии, всё же существуют некоторые закономерности в способах мышления или сортировки информации. Так люди, условно называемые "успешными", обычно кодировали приятные события в виде приближенных, крупных, ассоциированных, ярких и объёмных картинок с движением (если вы видите картинку изнутри, то ваш образ - ассоциированный, если глядите на себя в картинке со стороны - диссоциированный). Не самый приятный опыт они видели в виде плоских чёрно-белых и диссоциированных картинок без движения и далеко от себя. Люди же, условно отнесённые к "неуспешным", кодировали близко, ярко, объемно и ассоциированно именно неприятный опыт, а все их "радостные" картинки ютились где-то на задворках в виде чёрно-белых плоских слайдов. Поэтому человек, утверждающий, что его жизнь - это сплошные неудачи и несчастья, по-своему абсолютно прав: он в буквальном смысле видит только их.
Картинки, как отпечаток любого опыта, есть в мозгу любого индивида. Просто имеются различия в индивидуальных способностях каждого человека по отслеживанию работы своего бессознательного. В любом случае, правильнее было бы сказать, что мы всего лишь играем в то, что реально видим картинки. Если бы мы видели их по-настоящему, как часть окружающего мира, то нас должен был бы консультировать не психолог, а психиатр. Слово "притвориться", употребление условного наклонения расслабляют мыслительные "зажимы" и направляют слишком серьёзную и ответственную личность в нужном игровом направлении.

 6. Любое поведение имеет под собой позитивное намерение.
Поведение бывает конструктивным и деструктивным. НЛП утверждает, что в основе любого поведения, в том числе и деструктивного, лежит некое позитивное намерение этого конкретного человека, которого он не осознаёт. Зачем-то это поведение ему нужно, оно выполняет какую-то важную функцию в его жизни.
Хороший врач никогда не будет подавлять симптомы, не разобравшись в системной картине болезни и в позитивном намерении организма (очистить тело и защитить его).
Кодирование от вредных привычек вредно для всей системы в целом, поскольку оно не учитывает позитивного намерения данного деструктивного поведенияпозитивного. Как только человек при помощи терапевта обнаруживает, какие позитивные намерения лежат в основе его поведения, заставляющего страдать прежде всего его самого, он может найти другие, более подходящие способы для реализации своего глубинного позитивного намерения, которые вполне конструктивны и больше соответствуют его нынешнему жизненному контексту.
Если мы меняем часть системы, меняется вся система в целом. Мы не знаем, каким образом она переструктурируется, если не учтена роль симптома и его  намерения для человека в целом.

7. Бессознательное человека всегда совершает наилучший выбор из имеющихся у него вариантов на данный момент.
То есть из всех тех вариантов поведения, которые бессознательному известны, исходя из индивидуального жизненного опыта, совершаемый выбор, на его взгляд, - лучший.
Если в модели мира с детства образовался существенный перекос, соответственно, по-другому будет формироваться вся система. Если удалось найти и скорректировать реально мешающие жизни обобщения, опущения и искажения, автоматически меняется вся модель мира, и в жизни человека начинается мощный прорыв по всем направлениям.

8. Не бывает неудач, есть только приобретённый опыт.
Давайте вспомним какой-нибудь не самый значительный опыт из нашей жизни, который можно было бы назвать "неудачей" (типа: провалил экзамен, опоздал на поезд, поругался с начальником и т.п.). Не несчастье или горе, а именно "неудача". И будем мысленно задавать себе по поводу этой ситуации два комплекса вопросов, честно отвечая на каждый из них. Задача - отследить ощущения тела.
1-й комплекс: Что произошло? Кто виноват? Почему это случилось? Какие ограничения у меня появились после этой ситуации? Чего я стал бояться? >>> (каковы ощущения? напряжение? вялость? и т.п.)
2-й комплекс: Что произошло, и как я узнал об этом результате? Чему я научился благодаря этой ситуации, какой важный и ценный опыт я для себя приобрёл? Какие новые способности и возможности появились у меня благодаря этой ситуации, какие стал развивать? В каких жизненных контекстах в будущем я смогу применять свои новые способности и возможности? >>> (каковы ощущения? отпустило? бодрость, лёгкость? и т.п.)
Как думаете, какой из этих двух комплексов вопросов правильный, а какой - неправильный? Ответ очевиден: оба правильные и оба неправильные. Суть в том, как нам думать полезнее, и за критерий полезности мы взяли ощущения тела как ответ на предлагаемые вопросы. И теперь каждому конкретному человеку предстоит осознать, какие именно ощущения стимулируют его к нужным в данной ситуации действиям, и какой комплекс вопросов всвязи с этим ему более полезен.

9. В каждый момент жизни человек располагает всеми необходимыми ресурсами для нужных ему изменений.
... - Но я никогда не держал в руках меча!
- Это ничего не значит, - ответил Учитель. - Взяв в руки меч, войди в состояние, в котором ты обычно совершаешь обряд чайной церемонии, а дальше всё разрешится само собой...
Все мы в чём-то Мастера, только в одних ситуациях мы обладаем необходимыми качествами для нужного нам поведения, а в других - нет. В НЛП мы часто занимаемся переносом ресурсов из одного контекста в другой, причём здесь имеется следующий парадокс: чем больше мы из ресурсной ситуации берём, тем больше ресурсов в ней остаётся.

10. Вселенная - сфера дружественная.
Иногда это предположение звучит ещё так: реальность равна соглашению. Это значит, что какой мы нашу реальность привыкли или хотим увидеть, такой она для нас и будет. Мир с удовольствием подстраивается под наше видение, реальность охотно принимает форму наших убеждений. Если человек привык жить в метафоре "Жизнь - борьба", то жизнь ему в изобилии "поставляет" ситуации, где есть с кем и с чем побороться. Если человек живёт в метафоре "лёгкого бытия", то всё у него будет складываться легко и без лишних усилий (не путать с привычкой перекладывать ответственность на других - это уже другая метафора). От объективной реальности тут мало что зависит.

[*Ещё несколько базовых предположений из других источников (впрочем, они вытекают из основных):
1. Скорость изменений определяется картой. Чем уже карта, тем ниже скорость конструктивных (положительных) изменений;
2. Чтобы описать систему, необходимо выйти за её пределы (встать над ситуацией, стать невовлечённым и т.п.);
3. Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость (многовариантность мышления и действий в любых жизненных обстоятельствах);
4. Тело не врёт, разум врёт. Чем выше интеллект, тем выше психологические защиты. Тело выдаёт наш разум.
5. Поведение и личность надо разделять. То, какими средствами достигается цель, имеет значение;
6. Нет поражений, есть обратная связь. Нет неудач, есть опыт. Поражение и неудача - понятия оценочные. В тестовых ситуациях (критических, кризисных) важную роль играет исходное представление человека о самом себе, людях и о мире, то есть карта.]

Глава 3. Репрезентативные системы

Учёным известно, что человек, погружённый в среду, искусственно изолированную от любых визуальных, звуковых и чувственных стимулов, через 10 минут такого существования начинает реально терять рассудок.
Людей, независимо от их пола и возраста, условно можно поделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Данное деление условно, потому что у психически сохранных людей обязательно присутствуют все три системы восприятия, причём иногда они могут быть развиты приблизительно в одинаковой степени: вопрос в том, какая из них является включающей остальные две. В экстремальных же ситуациях у человека часто вовсе вышибаются все модальности, кроме самой любимой.
Можно ли развить в себе "хромающие", то есть недостаточно развитые модальности? Можно и нужно. Давайте представим себе визуальную, аудиальную и кинестетическую модальности в виде трёхмерной системы координат. Предположим, у нас неважно развита кинестетика, и мы сознательно начинаем её развивать. В результате выиграет вся система, поскольку мы увеличиваем объём в целом - объём собственной модели мира.
Часто понимание и осознавания мира непривычным для себя способом выводит жизнь на совершенно новый уровень интенсивности качества проживания, а иногда в человеке вдруг открываются дремавшие доселе таланты.

Допустим, вы определили вашу наиболее и наименее развитую модальность, и вам хочется знать, как с ними работать дальше. Если у вас приблизительно одинаково развиты все три, начните практиковаться по 20 минут в день в видении-слышании-чувствовании. Сначала в течение 5 минут отслеживайте только то, что вы видите здесь-и-сейчас, следующие 5 минут - только то, что вы слышите, затем в течение 5 минут осознавайте только то, что вы прямо сейчас ощущаете (осязаете кожей, чуете носом, чувствует на вкус). Наконец, в течение последних 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите, слышите и нюхаете-ощущаете одновременно, опять же сохраняя состояние здесь-и-сейчас.
Первые впечатления могут быть несколько шокирующими по интенсивности проживания в единицу времени. Не стоит даже пробовать на первых этапах сохранить состояние виденья-слышанья-чувствования больше 20 минут в день. Но и они способны колоссально увеличить включённость в собственную жизнь и повысить ваш энергетический потенциал в несколько раз.

Визуалы - самые резкие и стремительные по темпам своего существования. Аудиальная система - чуть более замедленная и ритмичная по сравнению с визуальной. Нередко аудиалы любят говорить и любят, чтобы их слушали другие. Кинестетическая система - самая инерционная. "Перевалиться" из одного ощущения или чувства в другое гораздо сложнее, чем мысленно сменить картинку или мелодию. Её носители несколько более "замедлены" в своём темпе и внутреннем ритме, их глаза часто бывают полуприкрыты или смотрят ниже средней линии (визуалы - выше, аудиалы - на уровне средней линии), тон голоса низкий, ритм речи - тоже, мышцы более расслаблены, дыхание брюшное, жестов мало, и они не поднимаются выше средней линии. Но бывают и очень энергичные кинестетики - если у них хорошо развита визуальная система.

Есть ещё одна система восприятия - внутренний диалог, которая в той или иной мере присутствует в каждом из нас. Человек, склонный к внутреннему диалогу, живёт как бы немного с опозданием: ему свойственно постоянно самому себе объяснять, что только что произошло с ним самим или в поле его зрения. Часть модели мира, оформленная в слова и формируемая так же, как и глубинная модель, путём обобщения опущения и искажения, постоянно придаёт значение любому опыту. Сам процесс нашего обсуждения с самим собой какого-либо опыта и называется внутренним диалогом. У одних людей внутреннего диалога немного, у других - по-больше, у третьих - очень много, а у "особо продвинутых" разговор с собой любимым об опыте полностью заменяет непосредственное проживание опыта. Совсем без внутреннего диалога невозможно. Внутренний диалог придаёт некую структуру и стабильность нашей модели мира. Но когда его слишком много, то модель мира не просто структурирована, а неподвижна и зажата в тиски мысленных шаблонов. Такой человек не живёт, а рассуждает о жизни и выносит суждения, идя по проторенным схемам, не успев прочувствовать и прожить сам опыт.

Репрезентативные системы, выраженные в глазодвигательных реакциях.
Существует стабильная связь между движением глаз и стратегией мышления: каждому положению зрачков соответствует конкретная репрезентативная система. В 90% случаев движения зрачков оказываются стандартными: вправо вверх - визуальное воспоминание, влево вверх - визуальная конструкция, вправо по средней линии - аудиальное воспоминание, влево по средней линии - аудиальная конструкция, вправо вниз - внутренний диалог, влево вниз - кинестетические переживания. Сразу оговорим, что словами "вправо" и "влево" мы описываем видимые нами положения глаз человека, находящегося напротив нас. Для глазодвигательных реакций самого наблюдателя (себя самого) правая и левая сторона, соответственно, меняются местами. Данная схема обычно присуща классическому правше. У левши глазодвигательные реакции могут быть зеркально противоположными, а могут быть и такими же, как и у правшей, поскольку традиционная "праворукая" культура довольно агрессивно подавляет "леворукость". Очень редко встречаются особенности, присущие конкретным людям, например, переставленные местами по сравнению со стандартной схемой область кинестетики и внутреннего диалога и т.д. В любом случае визуальная область будет находиться сверху от средней линии, а область кинестетики и внутреннего диалога - внизу.
Расфокусированный взгляд прямо перед собой означает либо трансовое состояние клиента, либо возникновение у него некоего зрительного образа из оперативной памяти, то есть когда необязательно запускать программу поиска движением зрачков вверх и в сторону, а можно тут же воссоздать нужный образ непосредственно перед собой.
Владение умением распознавать глазодвигательные реакции может пригодиться в повседневной жизни людям разных профессий. В преподавании: во время повторения ранее пройденного материала учитель стоит справа по отношению к сидящим напротив ученикам, обеспечивая им таким образом бессознательный доступ в область визуального воспоминания, а новый материал он объясняет, стоя слева, помогая им лучше представить то, о чём он говорит. В психотерапии профессиональной, да и бытовой тоже, коммуникатор, слушая клиента, рассказывающего о своей проблеме, направляет свои жесты в область его визуального воспоминания, то есть вправо вверх по отношению к себе (если движения глаз клиента соответствуют классической схеме), а о желаемом результате с ним говорит, активируя у него зону визуального конструирования - влево вверх по отношению к себе.

Техника "Смена стратегии при помощи щелчка"
1. Сядьте удобно напротив клиента и попросите его думать о небольшой проблеме (2-3 балла по 10-бальной шкале: нет времени сделать загранпаспорт или не могу заставить себя делать зарядку, страх перед экзаменам, соревнованиями, сдачей анализов и т.п., не выше!);
2. Определите его устойчивую стратегию думания об этой ситуации. Например: "представляю себе - ощущаю" или "вспоминаю - конструирую - ощущаю", "говорю сам себе - ощущаю"  и т.п.;
3. Спросите клиента, не возражает ли он, чтобы рука терапевта находилась на расстоянии 20-30 см от его глаз, и попросите его при этом не обращать на неё внимания и думать о своей проблеме;
4. Присоединитесь к глазодвигательной стратегии клиента, повторяя своей рукой движения его зрачков;
5. Когда вы почувствуете, что движения вашей руки и глаз клиента полностью синхронизировались и представляют как бы единое целое, вы делаете быстрое движение рукой со щелчком в незадействованную в проблемной стратегии область. Таких движений может быть несколько.
6. Попросите клиента снова подумать о первоначально предъявленной им ситуации и убедитесь, что стратегия воспоминания о ней поменялась, трансформировавшись в, например, "представляю сам себе...";
7. Спросите, что изменилось в способе думания клиентом об этой ситуации. Обычно человек говорит что-то вроде "она меня больше не цепляет", "мне о ней думается легче" и т.п.
В чём же механизм описанной выше работы? Человек думает о конкретной неприятной ситуации только одним определённым способом, и эта бессознательная привычная стратегия загоняет его в не очень приятные эмоции, но сменить её он не может. Мы щелчком ломаем "клетку" проблемной стратегии и выводим из неё клиента. После нескольких секунд замешательства он начинает думать о предъявленный ранее ситуации уже иным способом.
Как мы помним из базовых предположений НЛП, бессознательное человека всегда совершает наилучший выбор из имеющихся у него на данный момент. Бессознательному клиента не было известно об ином, более ресурсном способе восприятия данной проблемы. Когда же старая стратегия изменена, бессознательное может сделать новый выбор.

О субъективности переживаний людей и об ответственности психотерапевта за "ненавешивание" им своих проблем на клиента хотелось бы сказать отдельно. Если, например, девушка-клиентка предъявляет проблему лишнего веса как основную и случайно во время беседы, вспомнив и обиду на подружку, и провал экзамена, и денежные трудности, через запятую упоминает об изнасиловании как об эпизоде, приблизительно таком же неприятным, как провал экзамена, то терапевту не стоит проецировать на неё свою модель мира и говорить: "О, Боже! Какой ужас, вас изнасиловали, давайте с этим работать!" Работать надо с предъявляемой проблемой, а она сама выведет на то, что надо.
И здесь хочется упомянуть об огромном значении лингвистики в нашем деле. Если мы работаем с болевым ощущением, терапевту не следует его называть "болью", иначе мы программируем клиента на боль. Мы называем любое неприятное ощущение просто "ощущением" или "особым ощущением" или "ощущением в том месте". Если клиент говорит о проблеме, мы во время беседы незаметно переименовываем её в "ситуацию" и слова "проблема" вообще не произносим.
И последнее. Бессознательное не воспринимает частички "не". Наверное, многие замечали, что больше всего окурков валяется там, где написано "не курить". Поэтому, когда мы говорим клиенту: "У вас больше ничего не болит?" - мы даём команду его бессознательному: "болит". Самый верный способ вогнать приятеля в удручённое состояние - это сказать: "Не расстраивайся ты так по этому поводу!" [не парься!]. Очень полезный навык, как для работы, так и для повседневной жизни - научиться давать позитивные установки. Не "не болей", а "будь здоров" или "скорее выздоравливай". Не "не переживай", а "отнесись к этому спокойно". Не "не бойся", а "спокойно", "смелее" и т.п.

Глава 4. Калибровка

"...сознание его было подобно гладкой поверхности озёра. Волнения собственной души и случайно залетевшие мысли не создавали на нём ряби, и он находился в состоянии полного присутствия "здесь-и-сейчас". Всё, что происходило вокруг Самурая, отражалось в ясном зеркале его спокойного сознания".
В восточных единоборствах идеальное состояние бойца сравнивается с неподвижной гладью спокойного озёра, где реальность отражается без искажений, - тогда предполагается, что и реакция на происходящее будет адекватной.

Профессионализм состоит в спокойном осознании в себе способности видеть других людей через призму собственной модели мира, и перед работой, а также во время неё - в осознанном настраивании себя на состояние "здесь-и-сейчас". Его называют также иногда "состоянием белого листа".

Слово "калибровка" в технике обозначает тонкую настройку измерительного инструмента, чтобы в нём не было погрешностей. В нашем случае инструмент - наше собственное сознание.
В НЛП калибровка подразумевает тонкое отслеживание по невербальным (бессловесным) признакам состояний и реакций человека. Для этого необходимо наблюдение за собственным состоянием, за партнёром и за вашим взаимодействием.
Невербальные сообщения тела дают несравненно больше информации о человеке, чем содержание его речи. Считается, что только 7% информации мы получаем из того, о чём человек говорит, а 93% - из того, как он это говорит. Лицо и тело - арена проявления человеческого бессознательного. Развивая и совершенствуя в себе способность наблюдать, каким образом в процессе разговора меняются мимика, тонус мышц, тон голоса и т.д. партнёра, мы в некотором смысле обучается "видеть его насквозь", определять его эмоции и состояния ещё до того, как он сам начал отдавать себе в них отчёт.
Состояние "калибровки", безусловно, рабочее состояние полной включённости. Поэтому, прежде чем начать приобретать этот профессиональный навык коммуникатора, было бы лучше откровенно задать себе вопросы: "А всегда ли нам это нужно?", "А готов ли я воспринимать вещи такими, какие они есть?". Ибо опыт показывает, что в жизни при этом начинают происходить неожиданные изменения. Мол, "лучше бы мне вовсе не знать об этом, и жизнь была бы намного спокойнее".
Человек редко видит и понимает другого человека, а в основном проецирует на него собственные убеждения, эмоции и состояния. Такое присуще, к сожалению, и психологам, ведь они тоже всего лишь люди.
Тому, кого калибруют (если работает профессионал), начинает казаться, что коммуникатор может знать о нём что-то такое, чего он сам о себе не знает. И это действительно так.
Психологи считают, что лучший способ как можно больше узнать о человеке - это как можно меньше знать о нём заранее. Поскольку мы находимся в плену наших установок, и наши выводы и суждения зависят от предварительной информации. Поэтому на курс психотерапии профессионалы стараются не брать в качестве клиентов своих друзей, родственников и знакомых, а предпочитают перепоручить их достойным доверия коллегам.

Как же избежать при общении с другим человеком затрудняющего работу фона собственных установок и ограничивающих убеждений?
1. Настроить себя исключительно на присутствие "здесь-и-сейчас", в этом моменте. Всю прошлую и будущую жизнь оставляем за границами работы.
2. Ничего не интерпретировать! Только наблюдать, что происходит с человеком на уровне его бессознательных проявлений. Никаких выводов на проявляемые клиентом жесты, только факт проявления. С каким состоянием связан жест здесь-и-сейчас мы сделаем предположение позже.
3. Выражения, присущие поэзии, оставляем для литературы или для общения вне работы. В калибровке нет описаний вроде "презрительное выражение губ", а есть "лёгкая асимметрия при приподнятых уголках губ" и т.п. Надо отличать свою галлюцинации от калибровки!
Существуют устойчивые связи между конкретным состоянием психики и его проявлением в лице и теле, но это имеет смысл рассматривать только для каждого отдельно взятого индивида, так как люди - все разные. Усреднённых, общих для всех реакций тела не бывает.
Обозначим приблизительные мишени калибровки: 1. Мимика (микромимика) - глазодвигательные реакции, мышечный тонус отдельных частей лица (щёки, веки, лоб, желваки, кадык);  2. Вегетатика (покраснение или побледнение кожи); 3. Жесты (микрожесты), движения корпусом (микропокачивания); 4. Мышечный тонус тела; 5. Дыхание.
Опытный коммуникатор, проводящий свою линию в общении с партнёром, видит по невербальным признакам, когда затронутая тема вызывает у того не самые приятные эмоции. В таком случае он немедленно её прекратит и коснётся этой темы уже с другой стороны, вызывающей приятные или хотя бы нейтральные ассоциации и переживания. Когда партнёр даёт согласие раскрыть в какой-то мере свои переживания и истинные эмоции, он становится в десятки раз более уязвимым, и, соответственно, неграмотному коммуникатору во столько же раз легче случайно нанести ему психологическую травму.
В НЛП есть понятия "конгруэнтность" и "неконгруэнтность". Конгруэнтность - это соответствие внутреннего переживания его внешнему проявлению. Неконгруэнтность - несоответствие внутреннего переживания его внешнему выражению. Например, стиснутые кулаки и резкий голос при произнесении нежных слов - явный признак неконгруэнтности. Важно научиться отличать конгруэнтное "да" и "нет" от неконгруэнтного "да" и "нет". Так как все люди разные, обычно оказывается, что тот, кто легко прочитывается одним коммуникатором, часто остаётся загадкой для другого, зато для него понятен тот партнёр, который остался неразгаданным первым.
Если мы заметили некую неконгруэнтность, ни в коем случае не следует немедленно обвинять собеседника во лжи, но подробнее расспросить его по теме, вызвавшей наше сомнение в его правдивости, несомненно стоило бы.
Важно также приобретение коммуникатором навыка сознательно разделять: что человек говорит и как он это говорит, не увлекаться содержанием рассказа и не прекращать калибровку.
Калибровка - это навык, который сознательно совершенствуется всю жизнь, и даже великому мастеру всегда есть куда двигаться. Это то, что позволяет терапевту остаться на плаву, когда собственные чувства как реакция на переживания клиента вот-вот готовы его захлестнуть, что нежелательно, поскольку в таком случае ему вряд ли удастся оказать последнему профессиональную помощь. Это то, что помогает сохранять спокойствие в любой ситуации и следить за её развитием здесь-и-сейчас. Речь идёт всё о том же искусстве удерживания состояния гладкого озёра внутри себя и адекватного отражения того, что происходит вокруг в пространстве и времени.

Глава 5. Раппорт
[Искусство быть на одной волне, в резонансе, в соответствии состояний, внутреннего и внешнего и т.п.]

Отношения принятия и непринятия между людьми складываются весьма индивидуально и субъективно. Фундамент любых отношений строится на некоем соответствии поведения и даже внешнего вида людей. Доказано, что убедительность сообщения только на 35% зависит от приводимых коммуникатором доводов, а остальные 65% - от того, насколько убедительны невербальные сообщения его тела.
Особые отношения, названные раппортом, можно установить сознательно, если соблюдать определённую технологию. Наше бессознательное немедленно откликается на схожие с нашими позы, движения, жесты, тон голоса, скорость речи, интонации.
Психологи давно выяснили, что как бы человек плохо ни относился к себе сознательно, как бы ни ругал себя последними словами, на уровне бессознательного он относится к себе очень хорошо. Если человек видит перед собой другого, похожего, и узнаёт в нём себя как в добром, слегка комплиментарном зеркале, то на уровне бессознательного он получает послание: "мы с тобой - одной крови". То есть, "я - такой же, как ты".

В нашем разобщённом мире, где всем знакомо чувство экзистенциального одиночества, встретить человека, как две капли воды похожего на тебя - это небывалая удача.

Но раппорт - коварная штука! Им нельзя пользоваться непрофессионально, иначе кроме агрессии и отторжения со стороны других неудачливый коммуникатор ничего не получит. Было бы грубейшей ошибкой думать, что достаточно копировать физиологию партнёра, и он - навеки твой. На невежестве в данном вопросе многие попадаются и дорого платят: лучше бы им вовсе не знать, что на свете есть раппорт, и тогда их взаимоотношения выстроились бы намного успешнее! Никто не любит, когда его явно передразнивают и изображают, никто не любит быть объектом манипуляции. К сожалению, когда люди, преподающие НЛП, недостаточно профессиональны, то раппорт в их понимании сводится к простому обезьянничанию. Именно этот вздор они доводят до своих слушателей, обрекая их тем самым на неизбежный провал во взаимоотношениях и компрометируя метод НЛП в целом. Нельзя написать литературный шедевр, не зная грамоты и законов жанра. Раппорт - искусство, которому обучаются постепенно, по буквам.

Технология рапорта
Раппорт делится на две части: присоединение и ведение. В начале мы присоединяемся к партнёру по коммуникации, чтобы должным образом почувствовать и осознать, в каком состоянии во время общения с нами находятся его тело и эмоции, какие движения ему на данном этапе наиболее комфортны. Профессионалы также реально понимают в момент присоединения, о чём человек думает.
В тот момент, когда мы глубоко прочувствовали и отзеркалили собой состояние партнёра, мы можем начать вести его за собой, как в танце, предлагая ему на языке бессознательного перенять нашу физиологию, манеру двигаться, эмоциональное состояние и стратегию мышления.
Если не уделить в самом начале достаточного времени присоединению, ведение невозможно. Присоединяться можно к различным физиологическим проявлениям партнёра, и их не так много. Это: 1) Поза, мышечный тонус, жесты; 2) Голос: тон, громкость, высота, интонации, темп речи; 3) Дыхание.
Если коммуникатор не будет ощущать себя комфортно, копируя клиента, последний немедленно считает его телесный дискомфорт и либо поймёт, что его пытаются копировать, либо просто неловко себя почувствует. Коммуникатор должен искренне симпатизировать своему клиенту и испытывать к нему реальный интерес, только в этом случае бессознательный контакт состоится.

Прежде чем начать осваивать незаметное, филигранное присоединение к своему партнёру, надо натренировать тело на мгновенное и полное отражение поведения клиента в динамике.
Ни в коем случае нельзя отзеркаливать физические недостатки своего партнёра.

ПрисоЕДИНЕНИЕ подразумевает некое субъективное, слегка влюблённое отношение художника к своей модели - без этого нет настоящего раппорта.

В случае качественного присоединения коммуникатор должен ощутить в полной мере себя в шкуре другого человека и как бы слегка примерить на себя иную модель мира.
Присоединение к говорящему человеку нужно на гораздо более тонком уровне. Бурную жестикуляцию собеседника можно отразить, например, едва заметными покачиваниями своего корпуса, соответствующими направлениям жестов партнёра, намёками на движения пальцев, синхронизированными с его движениями, наконец пальцами ног даже если они спрятаны в ботинки. Любопытная деталь: бессознательное партнёра считывает телесное послание коммуникатора, даже если присоединение происходит вне поля его зрения.

Раппорт - это некий танец взаимодействия, во время которого движение одного партнёра немедленно отзывается в теле другого партнёра, и в идеале со стороны не должно быть понятно, кто из них ведущий, а кто - ведомый.

И ещё одна деталь: не нужно синхронно следовать за сменой поз партнёра. Его движение должно обязательно найти отражение в лёгком, едва заметном движении вашего собственного корпуса (или головы, или плеча) в том же направлении, а самому принять такую же позу (не обязательно полностью схожую с позой партнёра) вы сможете 20-30-тью секундами позже. Точно так же, упражняясь в искусстве присоЕДИНЕНИЯ и ведения, вы сами сможете не раз заметить, как ваш партнёр будет следовать за вашими движениями, чуть-чуть запаздывая.
Во время состояния раппорта наблюдается интересное явление: не только партнёр по коммуникации начинает чувствовать бессознательное доверие по отношению к коммуникатору, но и сам коммуникатор проникается необъяснимой симпатией к своему партнёру. Смысл же раппорта - в последующем ведении. Это - танец, в котором коммуникатор временно позволяет партнёру себя вести - лишь для того, чтобы затем самому повести партнёра за собой. Но если коммуникатор, проникнувшись безграничной симпатией к своему партнёру, забудет о том, что его задача - вести, а не "вестись", то он потеряет свои лидирующие позиции в процессе коммуникации и сам окажется в роли ведомого. Единственное средство против такого хода событий - держать внутри себя особый "маячок", позволяющий, сохраняя полное расположение к партнёру по коммуникации и хорошее к нему отношение, всё же помнить, кто в коммуникации ведущий, а кто - ведомый. Коммуникатор должен в процессе разговора с партнёром осознавать, что он не просто приятно общается, но имеет некую цель, в направлении которой мягко развивает коммуникацию. Это важно при проведении переговоров - в противном случае коммуникатор забудет об интересах своей компании во имя зародившейся дружбы с партнёром по коммуникации. Это не менее важно в процессе психотерапии - иначе, вместо того, чтобы помогать своему клиенту, терапевт расчувствуется и начнёт просто горевать вместе с ним. Даже в личном бытовом общении важно проводить собственную линию, при этом грамотно выстраивая продуктивные отношения с окружающими людьми и миром в целом.
Кроме того, коммуникатор должен всячески подчёркивать, какое удовольствие он получает от общения со своим клиентом и как интересна ему тема разговора. Никто не хочет чувствовать себя использованным только в качестве объекта манипуляции, пусть даже в игровой форме - особенно после того, как тело доверчиво откликнулось на бессознательном уровне.

Раппорт с группой людей
Присоединение и ведение группы людей принципиально ничем не отличается от раппорта с одним человеком. Просто, группа должна восприниматься как единый организм. Коммуникатор присоединяется, например, к положению ног одного члена группы, к жестикуляции другого, к наклону головы третьего. Он находится в танце с ними всеми одновременно, поочерёдно меняя объекты присоединения и выхваченные детали. Порядок любой, главное - держать в поле зрения сразу всех.

Раппорт по дыханию
Если на уровне позы, жестов и голоса мы сообщаем партнёру, что мы с ним "одной крови", то вступая в дыхательный раппорт, мы даём ему послание: "Мы с тобой - одного Духа!" Раппортом по дыханию можно вывести умирающего из комы (чем занимаются лишь самые бесстрашные шаманы, поскольку это ещё большой вопрос - кто кого перетянет), соответственно, раппортом по дыханию можно убить. Раппортом по дыханию можно разбудить спящего человека, а также возбудить и соблазнить, равно как успокоить и усыпить. Необъятный спектр возможностей.
Итак, соблазнение. Первое - филигранной раппорт и ведение в динамике и голосом. Второе - присоединение и ведение по дыханию. Соблазняющий присоединяется к дыханию своей жертвы и постепенно начинает его учащать и раскачивать. Доверчивое тело списывает собственное учащение дыхания на счёт своего особого отношения к партнёру, к которому к тому же уже какое-то время тянет на бессознательном уровне как к существу "одной крови". Партнёру остаётся только решительно использовать момент в своих целях. Естественно, данная стратегия работает как для мужчины, так и для женщины-соблазнительницы. Кстати, в супружеских отношениях это великолепный способ освежить чувства. Бессознательное "жертвы" нередко с доверием относится к такого рода симпатии, потому что независимо от её качества и морали, она - естественная, природная, и потому может показаться искренней. Естественный раппорт по дыханию способен вызвать именно такое чувство: "Я вас где-то видел и хорошо знаю".
Раппорт по дыханию, производимый сознательно - весьма эффективное оружие, учитывая, что даже неосознанно мы можем "заразить" зеванием или покашливанием окружающих. Но на самом деле мы далеко не так беззащитны, как кажется. Вообще, не бывает "жертв НЛП", но бывают просто жертвы, которые почему-то регулярно выбирают себе именно такую роль. У всех у них есть нечто общее: имеется некая устойчивая стратегия, которую возможно отследить и затем с её помощью начать манипулировать. Мы действительно беззащитны, когда наше поведение достаточно однообразно. Силовое, манипулятивное НЛП бессильно перед человеком, обладающим достаточным ресурсом внутренней гибкости, подвижности и разнообразия, которые, естественно, проявляются и в его физическом поведении. Оно бессильно так же перед человеком, который осознанно развивает в себе этот ресурс внутренней гибкости и подвижности. Так что будем стремиться к тому, чтобы быть яркими, гибкими, разнообразными, и тогда любые манипуляторы потерпят фиаско. Да и для всех остальных жизненных контекстов такие ресурсы не помешают!

Раппорт по дыханию может быть опасен и для самого коммуникатора. Так, качественно пристроившись к пациенту по всем известным параметрам и потеряв при этом "маячок ведущего", врач может легко схватить на себя болезнь. Известны "профессиональные" болезни онкологов, психиатров и т.д. Как же быть в таких случаях, чтобы соблюсти технику безопасности? Ответ: не пристраиваться напрямую к дыханию физически или психически нездоровых людей. Для косвенного присоединения существует, например, рука. Рука плавными движениями отражает ритм и глубину дыхания человека. Это можно делать явно, можно - под столом. Видно присоединение или нет не имеет значения. Дыхание коммуникатора всё равно будет опосредованно синхронизировано с дыханием партнёра, но для подсознания коммуникатора рука - это символ раздельности. Буквально, "это моя рука пристраивается к больному дыханию, а не я".

Упражнение "Раппорт по дыханию" часть 1
Для того, чтобы научиться точно пристраиваться рукой к дыханию партнёра, не замедляя и не ускоряя его, необходимо для начала научиться пристраиваться к собственному дыханию. Вообще, умение создать раппорт с самим собой - редкое и бесценное качество у людей. Важно на собственном опыте прочувствовать, что такое адекватная амплитуда движения руки, чтобы не начать раздувать лёгкие партнёра как меха, и в то же время не уменьшать амплитуду расширения - сокращения грудной клетки и не вызвать дискомфортного чувства стеснения в груди.
Собственно, шаг здесь один: человек пристраивается своей рукой к естественному ритму своего дыхания и адекватно его отражает, следя за соответствием скорости и амплитуды. Движения рукой должны быть плавными и мягкими. Упражнение выполняется 4-5 минут.
Это упражнение является весьма полезной самостоятельной техникой для саморелаксации, например, дважды в день по 10 минут. Присоединение к собственному дыханию необязательно должно выполняться рукой. Но в данном упражнении рука должна быть задействована обязательно, поскольку здесь мы преследуем цель научиться опосредованному присоединению. В 90% случаев вышеописанная техника служит надёжным средством от бессонницы или для быстрого самоуспокоения в стрессовой ситуации.

...сам факт "подкрепления" естественного дыхания клиента раппортом является ресурсом расслабления и комфорта. Ни в коем случае нельзя отвлекаться: если ваша рука вдруг случайно "зависнет", то дыхание клиента на какое-то время сделает "стоп", и он рискует пережить не самые приятные мгновения.
...всегда имеется 100%-ное противоядие любым попыткам манипулировать: спокойное осознание происходящего и собственная внутренняя гибкость и подвижность.
С учащением и раскачиванием дыхания стоит обходиться весьма осторожно, особенно когда партнёр противоположного пола: сначала подумайте, как вам потом от этого человека убежать, если конечно дальнейшее бурное развитие событий не совсем входит в ваши планы.

Присоединение и ведение - очень энергозатратный процесс, и восполняют его только положительные эмоции от устойчивого чувства единения с партнёром.

Техника "Выведение раппортом в ресурсное состояние"
Работая с сознанием, мы работаем с телом, а работая с телом, мы работаем с сознанием. В данном упражнении мы начнём плясать от тела. Именно на индивидуальном соответствии определённой клиентской позы его ресурсному состоянию, а также на соответствии другой позы состоянию нересурсному базируется это упражнение.
По своей сути это уже не упражнение, а полноценная коммуникативная психотерапевтическая методика, когда нам необходимо заставить партнёра, говорящего о проблемной ситуации, принять ресурсную для себя позу, чтобы он бессознательно перешёл к иной, позитивной стратегии восприятия этой ситуации и спокойно с ней справился.
1. Клиент рассказывает терапевту о каком-то своём грандиозном успехе. У каждого есть опыт, который он может назвать успехом. У каждого свой: победа в соревнованиях, рождение ребёнка, покупка квартиры и т.п. Терапевт поддерживает беседу в диалоговом режиме, живо реагирует в раппорте. Он также калибрует и запоминает позу, жестикуляцию, направление жестов, манеру говорить, интонации, ритм речи, дыхание клиента, которые соответствуют ресурсному состоянию последнего.
2. Клиент рассказывает терапевту о какой-то своей реальной проблеме. Шкала баллов выбирается самим клиентом без ограничений. Терапевт калибрует и присоединяется к позе, жестикуляции и манере говорить, соответствующим нересурсному состоянию клиента.
3. Используя присоединение и ведение в диалоговом режиме, терапевт постепенно выводит клиента из нересурсной позы и приводит в ресурсную, добившись от партнёра направления жестов, манеры говорить, ритмов и интонаций, соответствующих ресурсному состоянию.
Говорить можно о чём угодно. Главное, клиент должен косвенно получить сообщение, что "всё будет хорошо" (о погоде, о знакомом с похожей ситуацией и т.п., выдумана она или реальна - не важно). Только: 1) никаких советов, чтобы клиент не перекладывал ответственность; 2) не вести рассказ от первого лица, чтобы клиент не задавал уточняющих вопросов; 3) если история выдумана терапевтом, то он никогда не должен признаваться об этом клиенту.

Заключительный гимн калибровке и раппорту
Калибровка и раппорт сами по себе могут быть чрезвычайно ресурсны и терапевтичны, даже если никаких других приёмов, кроме них, коммуникатор не использовал. В ситуациях острого горя и неразрешённых чрезвычайных обстоятельствах вообще категорически нельзя использовать ничего иного. ...когда родственники всё ещё отказываются верить в гибель своих близких и надеются на чудо, единственное, что их может поддержать в их беде - простое человеческое участие, усиленное раппортом. В таких случаях люди выживают благодаря невербальному посланию от других людей: "Ты - не одинок. Я готов, что бы ни случилось, быть рядом с тобой".
Настоящий раппорт - это присутствие рядом другого человека, которое всегда целительно и терапевтично. Человек в таком состоянии всё равно не слышит логических доводов, ему важен не столько смысл, сколько эффект реального присутствия и поддержки со стороны другого человека одной с ним крови, который в данный момент по многим объективным причинам является более сильным, чем он.

Теперь немного об экзистенциальном смысле раппорта. Для нашей Российской школы калибровка, взятая отдельно от раппорта - это нечто, похожее на медитативно-спокойное созерцание происходящего здесь-и-сейчас в пространстве и времени. Пространством может быть природа или наблюдаемое из окна движение людей по городу. Пространством может также являться и сам человек, когда он спокойно отслеживает своё дыхание и ощущения, свои эмоции и мысли. Пространством может быть и человек напротив, движения которого и издаваемые им звуки мы спокойно осознаём здесь-и-сейчас. Калибровка обеспечивает реальное присутствие.
Раппорт без калибровки не имеет смысла, поскольку, не откалибровав пространство в любом его проявлении, к нему нельзя качественно присоединиться или включиться в него.
Вместе калибровка и раппорт дают колоссальный синергетический эффект, когда целое намного больше суммы составляющих компонентов: включённое присутствие. Включённость в происходящее - чрезвычайно редкое качество в наше время, когда все привыкли жить по заданным матрицам мышления и ритуалам поведения. Калибровка и раппорт позволяют выйти за пределы матрицы и соединиться с чем-то добрым, светлым и бесконечным во времени акта включённого присутствия, независимо от того, где он происходит: в лесу, в городе, при контакте с человеком. Но в любом случае контакт будет настоящим, а не бездумным следованием внесённым ранее программам в наше сознание и бессознательное.
Доказано, что многие проблемы проистекают из ощущения сужения экзистенциального пространства. Это выражается в чувстве одиночества и отделённости. Каждый осознаёт это чувство по-разному, одни - как отделённость от людей, другие - как отделённость от природы, третьи - как отделённость от самого себя, хотя все эти виды отделённости, по существу, представляют собой одно и то же явление. Человек, отделённый от природы, автоматически отделяется и от своей собственной природы, а значит - от самого себя. Человек, отделяющий себя от других людей, тоже, соответственно, отделяет себя и от своей природы и от себя самого.

Калибровка и раппорт - это то, что помогает расширить экзистенциальное пространство, воссоединиться с ним, включиться в него, чувственно осознать, что всё - едино: я и люди, я и другой человек, я и природа. Профессионал и личность, использующая раппорт на таком уровне осознания, исцеляет и себя, и пространство одновременно: человека, группу людей, любое другое живое существо.

Есть наши ребята, которые ходили по городу, ездили в транспорте, заходили в помещения и искали того, кому, на их взгляд, нужна помощь и поддержка. Они незаметно пристраивались к такому человеку, а затем начинали что-то изменять в своей позе, жестах, дыхании, постепенно ведя за собой "клиента". Как только калибровка показывала, что человеку стало лучше, например, он заулыбался и стал смотреть выше - "терапевт" мягко отстраивался и шёл своим путём. Все "анонимные терапевты" отмечали необыкновенный душевный подъём, прилив энергии и ощущение связи "всего со всем, а себя самих - наводящими мосты".

Войти в состояние другого человека или группы людей, стать её частью или резко навязывать своё мнение, идеи по любому поводу - это ещё далеко не раппорт. Признают ли в нём лидера? Вряд ли. Либо он будет просто человеком толпы, либо прослывёт сумасшедшим. Настоящий лидер, сознательно присоединившись к другим людям (движения, ритм, ценностные слова и т.д.), будет постоянно помнить, сохраняя полную включённость в здесь-и-сейчас, что он присоединился для того, чтобы в нужный момент уверенно повести за собой. И сделает он это мягко и незаметно. Тогда все признают в нём лидера, который с ними "одной крови" и "одного духа", и в то же время тот, за кем им хочется следовать по доброй воле.
И напоследок о нравственной стороне вопроса. Мы считаем, что весь вопрос в том, каков закон внутри каждого человека. Во имя чего этот человек применяет присоединение и ведение. Если мы искренне несём что-то действительно важное и ценное другому человеку и сами находимся в состоянии внутренней гармонии, чтобы не транслировать ему своих душевных проблем, то от нашего профессионального владения мощным инструментом окружающее пространство получит только благо.

Контекст согласия
Только теперь, когда мы узнали и прочувствовали, что такое невербальное присоединение и ведение, можно перейти к лингвистике. Лингвистические присоединение и ведение невозможны без невербального присоединения и ведения.
Иногда нам приходится помочь человеку решиться совершить какое-то действие, на которое он никак не может решиться сам, подарить кому-то уверенность в своих силах, подтолкнуть к принятию определённых условий контракта (естественно, если они не разорительны, а вполне приемлемы). Или дать команду на уровне бессознательного, что "всё будет хорошо" приятелю, попавшему в сложную ситуацию.
Техника основана на некоторой инерционности нашего мышления. Давно подмечено, что если человек трижды искренне дал ответ "да" в определённом контексте, то и четвёртый его ответ автоматически тоже будет "да". То есть контекст согласия - это разогрев и разгонка машины перед подъёмом.
Основное правило контекста согласия - "3:1", или "после трёх ответов "да" собеседника коммуникатор может давать команду". Его с успехом применяют все профессионалы, которым необходимо быстрое, чёткое и эффективное воздействие на партнёра по коммуникации.
Из разговора военного психолога с молодым десантником перед первым прыжком:
- Инструктаж проходил? - Да,
- Парашют укладывал сам? - Да,
- До трёх считать умеешь? - Да,
- Значит, отлично прыгнешь!
Из беседы военного психолога с солдатом после попытки суицида (таких бывает сложно разговорить):
- Значит, Николай тебя зовут...
- Ну что, Коля, совсем хреново тебе было?
- Думал, что это единственный выход...
- Поговорим?
Как видно, не обязательно задавать конкретные вопросы, но психолог может высказывать утверждения, с которыми его собеседник не может не согласиться внутренним "да", даже если он при этом молчит. Предложение "Поговорим?" является командой после трёх невербальных "да", ведь коммуникатор ещё и калибрует.
Далеко не все могут грамотно выполнить такую, казалось бы на первый взгляд, лёгкую технику. Дело в том, что необходимо знать и строго соблюдать ряд правил:
1. Вопросы однозначно должны вызывать ответ "да", а не "нет". Если вопрос будет "тебе не холодно?", а ответ на него "нет" или "холодно", то контекста согласия уже не получится, даже если вопрос был проявлением искренней заботы и приятен собеседнику.
2. Вопросы должны предполагать только короткие ответы "да", а не монологи.
3. Вопросы должны относиться к текущему бытовому контексту на уровне описания предметов или конкретных действий. Например: "Поела? Чаю попила? Отдохнула немножко? Тогда..."
Наша задача - не заставить сделать то, что другой никогда бы не сделал, а просто помочь ему сделать это легко и с удовольствием.
Пример неудачной попытки настроить сына на уверенность перед экзаменом: "Ты ведь у меня хороший мальчик? Маму любишь? Папу любишь? Значит, получишь "пятёрку"!" Вместо того, чтобы помочь ребёнку, мамаша нагрузила его ещё большей ответственностью.
А вот пример удачного настроя: "Ты ведь на лекции ходил? На семинарах выступал? К экзамену готовился? Значит, отлично сдашь!" Или: "Название предмета знаешь? Учебник хоть раз открывал? Имя-Отчество преподавателя знаешь? Значит, всё будет хорошо!"
4. Не обязательно все вопросы должны быть вопросами, это могут быть и утверждения, с которыми партнёр не может не согласиться. Он может не отвечать вслух "да", но мы должны быть уверены, что внутренний ответ - именно "да". Имя человека может послужить заменой первого вопроса или утверждения, поскольку "нет" не может быть ответом на обращение к человеку по имени.
5. Надо заранее придумать команду, которую мы хотим дать партнёру после трёх "да" и убедиться, что она выполнима и не входит в противоречие с его возможностями и кодексом чести.
6. Контекст согласия, применяемый вне невербального раппорта, телесного или голосового, моментально считывается как манипуляция, и вызывает только отторжение и агрессию, в лучшем случае - жалость.
В общем, коммуникаторам важно помнить, что их задача - не заставить человека выполнить невыполнимое, а помочь ему сделать или почувствовать то, что он вполне может сделать и почувствовать.