Русский мир. Кто мы?

Владимир Лермонтов
Движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения

ШПОЛЯНСКИЙ ДЕНИС

30.12.2022г.

Ход специальной военной операции обоснованно вызывает повышенный интерес абсолютного большинства граждан нашей страны. Одновременно поднимается вопрос о необходимости интеллектуального и нравственного оздоровления. О необходимости выработки идеологии Победы.

«Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?», – говорил В.В. Путин, – звучат в нашем обществе все громче и громче… Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции».
Казалось бы, очевидные вещи. Но нет - разброс мнений весьма широк. В общем хоре раздается немало голосов скептиков, кого, похоже, пугает сама возможность признания нужности, важности, значимости общегосударственной идеологии. Читая на просторах интернета их статьи, реплики, высказывания в блогах и т.п., удивляешься их невежеству или наглости, с которыми они сознательно забалтывают эту важную и актуальную тему. При этом аргумент, будто в современных условиях нет и не может быть никакой государственной идеологии, выглядит особенно лицемерным.
Вот что пишет, например, один из постоянных авторов интернет-газеты “Взгляд.ру”, призывая “не ставить идеологию впереди реальности”: мол, критики запрета на официальную государственную идеологию переживают, что без идеологии солдаты не знают, за что сражаются, а вот если бы их идеологически воспитать, сражались бы гораздо лучше. И поучает сторонников «официальной идеологии»: «какую идеологию ни объявляй официально… базис будет развиваться по своим законам». Поэтому главное - сплотиться вокруг российского государства. И ждать, когда государственная идеология появится «сама собой».
Ясно, что никто так примитивно вопрос не ставил и не ставит. И вряд ли кому-то приходит в голову утверждать, что наличие в стране «официально утвержденной» идеологии способно обеспечить победу само по себе.
За призывами не ставить идеологию впереди реальности скрывается страх и желание запретить обществу думать и мечтать о будущем. Запретить стремиться к эволюции здания нашей государственности в сторону русской мечты, русского национального идеала.
Потому что идеология – это не про «сейчас» и «сплотиться».
Идеология – такое же неотъемлемое качество общества и государства, как чувство собственного достоинства и чувство жизненной перспективы для нормального человека. На индивидуальном уровне идеология позволяет каждому из нас осознать взаимосвязь своих интересов с интересами общества, готовность действовать не только ради индивидуальных, эгоистических интересов, но в интересах общества в целом.
Общество, сумевшее увлечь своих членов задачами над-индивидуального порядка, предложить внятную и непротиворечивую систему ценностей, дать амбициозный и вместе с тем реалистичный образ будущего получает колоссальные преимущества с точки зрения общенациональных перспектив. Такое общество способно решать самые сложные задачи, ставить перед собой самые амбициозные цели и добиваться их реализации.
Так что если бояться термина «идеология», или даже запрещать друг другу его произносить – сама она вовсе не перестанет существовать. Тот, кто заявляет о «ненужности» и «устарелости» понятия идеологии, на самом деле какую-то идеологию разделяет. Хоть и не признается в этом самому себе.
Всем нам памятна идейная вакханалия конца 80-х – начала 90-х гг. Под гипнозом наивной веры в существование «общечеловеческих ценностей» (давайте признаемся – в значительно степени навязанной извне) даже в Конституцию умудрились записать, что России не нужна государственная идеология. Единой, общей для всех системы ценностей нам, приверженцам «общечеловеческого», не надо. Дескать, наш идеал – плюрализм, пусть расцветают все идеологические цветы. Они, кстати, расцвести не замедлили, только оказались на поверку крайне агрессивными и опасными сорняками.
Наивность (если не сказать злонамеренность) такого подхода стала очевидной достаточно быстро, но стоила нам развала великой страны. Попытки же построить утопическое «деидеологизированное» государство, подменив идеологию «ценностями» общества потребления, полностью провалились.
При этом в других странах идеология и политика оставались неразрывно связаны друг с другом: конституции подавляющего большинства государств мира никоим образом не препятствуют ценностной самоидентификации своих граждан. Лишь в некоторых европейских странах (Португалия, Бельгия, Андорра) конституционно установлен запрет на «идеологическое цензурирование» в сфере образования и культуры. В остальных случаях мы видим закрепленное в Конституции открытое провозглашение ценностей, представляющих идеологический выбор того или иного государства.
Они либо отражают идеологию либерализма (в ведущих странах Запада), либо прямо апеллируют к религиозному учению (прежде всего в исламском мире). Есть государства, положившие в основу Конституции принципы национализма (Кувейт, Бангладеш, Турция, Филиппины, и др). Наконец, в конституциях Китайской народной республики, Вьетнама, КНДР, Кубы и ряда других стран заявляется о приверженности идеям коммунизма и социализма.
Заметим, что из всех стран мира по пути «деидеологизации» своих государств – т.е. по пути установления конституционного запрета на государственную идеологию – пошли после развала СССР и многие другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия). Объяснить это можно только из контекста поражения СССР в «холодной войне» - авторам «посткоммунистических» конституций постулаты либеральной идеологии были нужны не для строительства, а для разрушения.
На самом деле в 1990-е годы идеологическая составляющая никуда не делась. Просто вместо внятной, логичной, но слишком (как тогда казалось) консервативной и навязчивой идеологии советского проекта пришла подспудная идеологическая обработка - скрытая, манипулятивная, основанная на политтехнологиях и циничной эксплуатации самых худших сторон человеческой натуры. Призывы к «деидеологизации» и «плюрализму» оказались ширмой, изощренным обманом. На бытовом уровне эти процессы какое-то время воспринимались как расцвет «свободы», но, по сути, собственную, суверенную систему ценностей подменили чужой, которая логичным образом стала обслуживать чужие интересы – интересы пресловутого «золотого миллиарда».
«Природа не терпит пустоты», - эта аксиома из учительской практики известна всем, имеющим отношение к системе  образования и воспитания молодежи. Поэтому на самом деле никакого идеологического вакуума не возникло – и возникнуть не могло. Была сформирована питательная среда для взращивания откровенно антироссийских, русофобских взглядов и воззрений, - вплоть до возрождения фашизма в некоторых точках постсоветского пространства.
Суть произошедшего предельно четко выразил Президент России  В.В. Путин: «Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».
В сущности, провозглашение курса на «деидеологизацию» было одним из задействованных в 90-е гг. механизмов для лишения нашего государства своего суверенитета.
Сделаем выводы. Конечно, не нужно думать, что идеология обязательно должна быть сформулирована и явлена как единый документ, утвержденный парламентом или правительством. Это не катехизис и не священное писание. Это представление о желаемом будущем, система жизненных ценностей, целеполагание общественных приоритетов.
Не побоимся назвать вещи своими именами - призывы отказаться от идеологии есть лакмусовая бумажка на принадлежность к числу открытых коллаборантов, к так называемой «пятой колонне», к тем, кто делает ставку на поражение нашей страны в ее исторической борьбе за право суверенного и самостоятельного развития.
Для тех же из нас (на самом деле – абсолютного большинства), кто един в своем восприятии России как самобытной и уникальной цивилизации, идея служения Родине вовсе не воспринимаются как спущенная из Кремля «идеологическая» методичка. Именно это и является основой для современной государственной идеологии как консолидирующего ресурса, необходимого для решения важнейших задач национального развития: обеспечение суверенного развития и модернизации России, упрочению её позиций в стремительно меняющемся мире.

***


3. ИДЕОЛОГИЯ ПРАВДЫ ОТВЕЧАЕТ НА СУЩНОСТНЫЕ ВОПРОСЫ ЧЕЛОВЕКОБЫТИЯ: КТО МЫ? ЗАЧЕМ МЫ? КУДА МЫ?

КТО МЫ?
МЫ – СЫНЫ СВЕТА.
«Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы».
(1 Сол. 5:5).

ЗАЧЕМ МЫ?
МЫ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ИСКАТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ И ПРАВДУ.
«Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)

КУДА МЫ?
МЫ ИДЁМ К СВЕТУ, БОГУ, БЕССМЕРТИЮ.
Ибо «поступающий по правде идет к свету»
(Ин 3:21)
 «На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти»
Соломон.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).
***
Только Правда спасёт мир! ИДЕОЛОГИЯ ПРАВДЫ http://proza.ru/avtor/mahadevamahasi
https://www.youtube.com/channel/UCMLSXoc8ZSJ1LCc_kQn_9WQ