Паутина страха 6 глава

Устюгов Сергей
Бабы сидели и перебирали зерно. Ну и судачили, конечно. Одна сказала, - давеча у барыни одежду мыши прогрызли. Быть беде. Бабы стали креститься, сплёвывать через левое плечо. Кому охота беду на себя накликать. Вошёл староста и спросил, где Радим. Бабы загомонили и ему пришлось прикрикнуть на них.

В ворота усадьбы въехала повозка. Уставшая лошадь тяжело дышала. Рядом с возчиком сидел темноволосый мужчина в возрасте. Он, прищурив глаза, смотрел по сторонам и откровенно разглядывал всех. Холодом повеяло от него. Взгляд у него был острый и неприятный. Один из мужиков почесал затылок и сказал.

- А, это Джуба приехал. Лекарь из поместья Ворона. Чернокнижником его обзывают. Наверно лечить кого-то будет.

Одна из женщин вытерла руки тряпкой и торопливо проговорила.

- А что он такой серьёзный? Вон какой взгляд у него тяжёлый, страшный.

- А как ему несерьёзным-то быть. Поди-ка усмири жеребца, или быка какого. Да и люди-то разные попадаются, - отвечала другая.

Из господского дома выбежала молодая девка, - барыня! Барыня померла! - кричала она.

Бабы всполошились и запричитали. Староста крякнул, потом прикрикнул на баб и пошёл смотреть что там приключилось.

Повозка стояла у въезда на задний двор. Возчик ходил вокруг повозки, а Джуба чернокнижник, разминал руки и ноги от долгой поездки. Всё-таки далеко эта деревня от усадьбы Ворона. Надоело ему мотаться по деревням. Хозяином надо быть. Да бросать это неблагодарное дело. Возиться с коровами, лошадьми, да овцами. Нет. Надо выбирать другую дорогу. Но ничего, он своё возьмёт, придёт время.

Дарий поглядывал в окошко конюховки, и пил чай из трав. В мутное окно конюховки не многое видно. Вот сейчас бабы бегают взад и вперёд. Ими командует староста. Забот у него много. Надо дать указания всем, потом распорядиться насчёт помершей барыни. Да и чернокнижника Джубу, не к ночи будь он помянут, надо устроить. Попробуй не угоди ему. С ним лучше не связываться. Говорят, с нечистой силой знается.

Радим чинил лошадиную сбрую.

- Дядька Радим, а что теперь будет? Барыня же умерла. Кто сейчас будет здесь?

Дядька Радим отрезал сапожным ножом чёрную нитку, завязал узелок и повернул голову к Дарию.

- Что будет? Управляющие найдутся. Хотя всё здесь, и усадьба, и земли, и лес все принадлежит феодалу Ворону. Вот Ворон и поставит кого-то здесь командовать.

- А я? Дядька, а что со мной-то будет? Меня-то куда? – Дарий отставил кружку с чаем и повернулся к дядьке Радиму. Тот посмотрел на Дария, потом отвёл глаза в сторону.

- Тебя? Тебя в дворовые запишут. Будешь для начала скотником работать, навоз из конюшен убирать. А потом поглядят на тебя и может что-то другое придумают ...

- Но, дядька, я не хочу так!

- А кто же тебя будет спрашивать-то?

Дарий опустил голову. Ногой он шевелил мусор на полу конюховки и напряжённо думал. Как так? Неправильно это! Он же грамотный. Он может что-то другое делать. Зачем на скотный двор? Не хочет он этого. Кто ещё будет вместо барыни? И вообще … уехать бы отсюда … а может?

- Дядька, я не хочу здесь оставаться. Я в город хочу. Ты же учил меня, что надо выбирать. Вот я и выбираю. Я выбираю уехать отсюда… - Дарий поднял высоко голову и заулыбался.

Дядька Радим посмотрел на него, усмехнулся. И продолжил своё занятие.

- Вот, только не знаю, как туда попасть. Может ты что подскажешь, дядька?

Дядька Радим наклонил голову и искоса посмотрел на Дария.

- А что я тебе подскажу? Отсюда ты в город не попадёшь, а если попадёшь, не выживешь. Может быть тебе сначала в поместье Ворона, а оттуда проще в город-то перебраться.

- А как же я в поместье Ворона попаду? Кто меня возьмёт туда?

- Кто-кто? Да хоть чернокнижник этот, Джуба. Поговори с ним, скажи грамоту знаешь, писать умеешь. Может быть, и возьмёт.

- Дядька, боязно мне. Страшный он какой-то.

- Ну, оставайся тогда здесь. Может когда и на рыбалку сходим с тобой. Когда ты свободен будешь.

Дарий держал в руке кружку и смотрел на стену в одну точку. Потом неожиданно поставил кружку на стол.

- Дядька Радим, а может ты поговоришь с ним? Я что-то … да и не будет он со мной говорить. А ты же уважаемый человек.

Дядька улыбнулся, внимательно посмотрел на Дария, - вот, учу тебя, учу и вижу толку мало.

- Ну, дядька, - начал просить Дарий.

- Куда тебя девать. Ладно схожу я к нему, - дядька покачал головой, - когда же ты взрослеть начнёшь.

Дарий поставил свою кружку на стол. Взял кувшин с водой и стал наливать в кружку дядьки Вадима. Всё так хорошо получается. Дядька попросит, чернокнижник не откажет, не может отказать. Ведь Дарий грамотный. А там поместье, новые места и потом город. В городе он будет учиться, непременно учиться. А потом поедет в путешествие. Увидит другие страны, удивительных животных. И сам сможет убедиться в чудесах, о которых рассказывал дядька Радим.

Дядька уже ушёл, а Дарий всё ещё мечтал. И только конюхи, что вернулись в конюховку, выпроводили его.

Дарий шёл по двору и ничего не замечал. Весь в своих мыслях, он запнулся за палку, которую бросили ребята, закончив игру. Упал неожиданно плашмя, и разбил губу. Она вздулась, и лицо его даже немного перекосилось, это он уже рассмотрел в осколке зеркала.

Так что же сейчас будет? Скорее всего нового управляющего назначат. А тот может по-всякому распорядиться Дарием. И никакого города не будет.



Джуба шёл по грязи и смотрел по сторонам. Ничего интересного не было. Вот и конюшня.

Какое всё-таки захолустье. Везёт же ему. Когда же он выберется в город. Эх, весёлая жизнь! Где же ты! Хотя нужна ли ему весёлая жизнь. Что-то чаще отдыхать тянет. И отдыхать по-королевски, ну не совсем, но всё же. Ведь ему, в сущности, надо пару домов в городе иметь, ну и усадьбу за городом. Вот, пожалуй, и всё. А развлечения он найдёт. Не зря помотался по разным странам, повидал кое-что.

Длинная конюшня стояла особняком от других строений. Все рабочие лошади были распределены. Только одна стояла на проходе. Старый конюх держал кобылу за узду, а чернокнижник Джуба осматривал у неё на шее большую чёрную язву. Джуба достал из матерчатой сумки палочку, аккуратно подцепил палочкой содержимое язвы, лошадь при этом дёрнулась, потом он поднёс к глазам, посмотрел, понюхал.

- Что же вы, скоты, запустили лошадь? До такого состояния довели. Ещё немного бы и всё. Лишились бы лошади.

Старый конюх, замялся, стал переминаться с ноги на ногу.

- Так это, лечили, как могли. Мазали вот дёгтем. Бабка-то, которая понимала, померла месяц уже назад. Вот мы по-своему и лечили.

- Так. Понятно. Я вот сейчас напишу, как мазь лечебную делать. Да чем потом поить лошадь. Есть кто-то грамотный?

- Ну да! Конечно есть. Всё сделаем. Всё, – засуетился конюх.

- Ну, смотри, мужик. Если лошадь сдохнет, Ворон сразу узнает. Я потом проверю. А за лошадь, он тебя сгноит. Понял?

Старый конюх закивал головой. Джуба достал кусок бумаги, что-то написал на нём и передал конюху. Тот осторожно взял бумагу, и словно драгоценность держал её.

- Да, что ты, что ты! Бог с тобой! Будем мазать. И поить будем! Вот я передам твою записку старосте, он и скажет, как мазь-то делать.

Джуба повернулся, чтобы уйти. В дверях конюшни появился дядька Радим. Он неторопливо, чуть прихрамывая направился к чернокнижнику. Подошёл, поздоровался, поинтересовался, - а ты когда домой, в поместье собираешься?

- А тебе зачем? - грубовато ответил Джуба.

- Да мне-то незачем, вот хочу тебе парнишку одного показать. Грамотный. Читать и писать умеет. Почтительный. Старших уважает, - дядька Радим начисто был лишён дипломатии. Тем более он недолюбливал чернокнижника. Дядька за свои годы много всяких людей повидал, и чернокнижник не внушал ему доверия.

В свою очередь и Джуба не горел желанием общаться со старым воином. Он чувствовал опасность, исходящую от дядьки Радима. Возможно, аура былых боёв до сих пор окутывала дядьку.

- Не нужен мне никто! Да и с каких пор ты беспокоишься о других. Живи сам и дай жить другим, - так довольно грубо оборвал разговор чернокнижник.

Дядька Радим заметно занервничал, подвинулся к чернокнижнику, но тот отскочил в сторону и выставил вперёд чёрную палку.

- Предупреждаю, не лезь, Радим! - чернокнижник наклонил голову и смотрел на дядьку, сощурив глаза.

- Ну и чёрт с тобой, - плюнул в сторону и махнул рукой дядька Радим. Он развернулся и пошёл к выходу из конюшни. Вот ведь чёрт, прости меня, Господи! Какой человек дрянной! Однако ж всё-таки я его где-то видел. Вот только вспомнить никак не могу.

Дядька каждый раз, когда встречался с чернокнижником, мучительно копался в памяти. Ему казалось, что уже видел этого человека, и видел при странных обстоятельствах. Ничего, когда-нибудь он его вспомнит.

К вечеру, когда чернокнижник сидел на лавке во дворе и разглядывал дворовых девок, которые стояли в сторонке и опасливо смотрели на него, к нему подошёл Дарий. Он остановился и молча стал смотреть на Джубу.

- Что тебе надо, парень? – Джуба хотел отдыхать.

Дарий несмело начал говорить, - а вы потом поедете в поместье Ворона?

- Не сразу, но поеду. А что?

- А вы не могли бы меня взять туда? – Дарий переступил с ноги на ногу.

- А-а-а. Так ты от Радима. И зачем ты мне нужен? Да и там ты никому не нужен, – Джуба засмеялся.

- Ну я читать, писать умею. - тихо сказал Дарий.

- И что? Есть там в поместье грамотные, - чернокнижник продолжал смотреть на девок.

Дарий развернулся и собрался уходить. Но неожиданно Джуба окликнул его, - хотя, постой, парень. Иди-ка сюда. Дай-ка я на тебя посмотрю.

Дарий подошёл ближе.

- Так. Ну-ка открой рот. Зубы нормальные. Уши не болят? Ну-ка скинь рубаху. Да-а-а... Худой ты какой-то... Повернись спиной. Так!

Джуба впился взглядом в родимое пятно на пояснице Дария. Потом Джуба наклонился, и потрогал пятно пальцем. Затем выпрямился.

- Одевайся. Так. Так. Хочешь ко мне учеником?

Дарий поднял глаза на Джубу. Неужели возьмут его?

- Да, да я хочу! А что надо будет делать?

Джуба ещё раз окинул взглядом фигуру Дария, снова взглянул на девок.

- Я тебе потом объясню. Так ты хочешь? Учти, обучение у меня суровое, я когда злой, и прибить могу.

Дарий заулыбался. Неужели он отсюда уедет? Как всё получилось. Неужели так бывает.

- Я хочу. Хочу.

- Тогда собирайся. Завтра поутру выезжаем, - Джуба поднялся и в последний раз посмотрел на девок. Повернулся к Дарию, смерил его взглядом сверху вниз и ушёл

Дарий смотрел вслед Джубе и улыбался. Вот повезло. Наверно дядька Радим посодействовал. Дарий всего один раз выезжал в поместье, маленький ещё был, и почти ничего не помнил. Остался в памяти только вкус петушка на палочке, которым угостила его сердобольная женщина.



Дарий стал собираться. Настроение конечно отличное. Как же, завтра другой мир, он увидит других людей, другие места. Неожиданно его вызвали к старосте.

Дарий шёл по двору и смотрел на всё другими глазами. Завтра он уезжает, и прощается с этой усадьбой навсегда. Не будет этой грязи, этих запахов, хотя он к ним и привык, не будет больше насмешливых взглядов дворовых девок. Жалко, что больше не увидит дядьку Радима. Хотя, кто его знает? Может, и свидятся когда.

Староста раскладывал по столу бумаги. На столе было несколько стопок. Он посадил Дария на лавку и дал ему задание - отобрать те бумаги, в которых записано количество продуктов, которые отправили в поместье феодала.

Дарий занялся делом. Так он работал довольно длительное время. А когда пошёл в другую комнату попить воды, то случайно услышал, как староста кому-то говорит, - ишь, чего удумал, пацан. Мал ещё собой распоряжаться. Всё-таки хозяин его феодал, а я его помощник. Потому и думаю, и решаю за феодала здесь я. А я решаю - никуда парень не поедет. Здесь будет работать.

Кто-то старосте невнятно ответил. И староста продолжил, - а здесь его надо приучить сначала к крестьянской работе, а потом я научу его всё учитывать. Научу, как правильно записывать и работу крестьян, и продукты. Это мне ещё покойная барыня наказывала, вот я и подумал, что парень подойдёт для этого.

Снова кто-то сказал несколько слов. Дарий прислушивался, он понимал, что речь шла о нём.

- У меня ведь знаешь, сын в прошлом годе, утонул. Так бы, я, конечно, сына поставил, но… человек предполагает, а Бог располагает. Да и ничего хорошего там в поместье Ворона и нет. Сам Ворон, говорят очень строгий, всё время людей наказывает. А уж сам чернокнижник, то говорят чёрт вылитый. Всё колдует, колдует. Люди его боятся сильно. Никто с ним не связывается. Говорят, раньше где-то в шайке промышлял, убийцей был, много говорят на нём душ загубленных. И потому жалко парнишку, замордует чернокнижник его. Погубит. Обратит его к сатане и всё, пропал парень, гореть ему тыщу лет в аду, в геене огненной.

У Дарий волосы встали дыбом. Это что получается. Он сам лезет в пасть чудовищу. Когда Дарий вернулся в комнату и сел за бумаги, то всё показалось ему мрачным и тёмным. Стало так жалко себя, что захотелось плакать. Как так? Он же ведь мечтал о хорошей жизни, а тут стать учеником у убийцы. Да ещё колдуна!

После того, как староста отпустил Дария. Тот пошёл к дядьке Радиму.

- Дядька, ты знаешь, я не хочу ехать с чернокнижником, - Дарий сидел в конюховке и говорил с дядькой, - я вот подумал, совсем не хочу.

Дядька Радим посмотрел на Дария, - а ты и не поедешь. Я ведь не смог договориться с чернокнижником.

- Что ты, дядька! Я наверно после тебя к нему ходил. И он сначала не хотел меня взять, а потом решил взять меня с собой, - Дарий волновался, - а потом, когда староста заставил меня работать с бумагами, то я случайно услышал, как староста рассказывал про чернокнижника. Он ведь убийца! В шайке какой-то был. Как же я к нему пойду. И что он со мной сделает?

- Да успокойся ты. Люди много болтают. Да, чернокнижник неприятный человек. Может быть, из-за этого и сочиняют про него разную ерунду. Ведь никто его в шайке не видел. Это просто слухи. А вот то, что тебе может быть там плохо. Это может быть и правда. - Дядька посмотрел на Дария, - но ведь ты сам туда, в поместье, рвался.

- Нет, дядька Радим, я уже больше не рвусь. Уж лучше я здесь останусь. Староста хочет меня когда-нибудь вместо себя поставить.

- Ну воля твоя, парень, - дядька усмехнулся, - а ведь это неплохая возможность вырваться отсюда.

- Нет! Нет! Я остаюсь здесь! Завтра же я откажусь от поездки, - Дарий крутил головой, его глаза бегали по сторонам.

Он долго не мог уснуть. В голове крутились слова старосты, о том, что Дарий может попасть в ад. Это было страшно.

А когда Дарий уснул, то снились ему кошмары. Будто бы он где-то на болотах. Ищут его, а он прячется за кустами. Вот его догоняют и ему приходит нырять в трясину. Преследователи приближаются, и ему приходится нырять с головой. Тьма смыкается сверху. И что-то тянет за ноги снизу. Тянет и тянет. И Дарий тонет. Всё глубже и глубже. И вот Дарий в огромной пещере. Всюду горят огромные костры. Над кострами привязаны люди. Они поджариваются над огнём. Они кричат, но криков не слышно. Дария никто не видит, и он пытается скрыться в проходе. Но тщетно. Его заметили, и к нему понеслись странные существа. Полулюди, получерти. Они схватили Дария за руки и ноги и потащили его к костру.

Дарий закричал и проснулся. Нет. Он не хочет в ад. Нечего ему там делать. Пусть там жарят таких, как Джуба чернокнижник. Он добровольно не поедет никуда. А если его заставят? И принуждать будут помогать чернокнижнику и злодею. Может быть сбежать? А куда? Кому он где-то нужен? Такая доля у него. Бедный он, бедный.

И так стало жалко себя Дарию, что покатились по щекам слёзы. Он глотал их, вытирал их, а они всё текли и текли. Только под утро успокоился Дарий. С первыми лучами солнца пришло какое-то понимание - пусть будет, как будет. А пока он ничего сделать не может.