Собачистая деревня Бахчели

Александр Бурьяк
      Бахчели -- засобаченная деревня с историческими достопримеча-
    тельностями и скромной современностью километрах в 10 от города
    Нигде (не шучу: город так по-турецки и называется, а располага-
    ется он на самом деле в Центральной Анатолии). Ехать в деревню
    надо автобусиком со старого автовокзала (eski otogar) в упомяну-
    том Нигде. Отправление -- в начале каждого часа (турки вообще
    любят отправлять транспорт в начале часа; думаю, это чтобы памяти
    своей не перегружать -- ну, и моей, значит, тоже).
      Автобусик идёт петелькой: после Бахчели -- в Кемерхисар, потом
    в Бор, потом обратно в Нигде. Кстати, и Бор, и Кемерхисар заслу-
    живают путешественнического внимания. За один длинный световой
    день в принципе можно туристически освоить все три указанных
    населённых пункта. Из Бахчели в Кемерхисар можно пройти пешком.
      Бахчели -- значит ["Сукино"] "Садовая". В собственно деревне
    имеется и турецкое старьё в упадочном состоянии, и симпатичное
    новьё.

                *  *  *

      Бродячих собак наверняка хватает в много каких турецких дерев-
    нях, но не во всех деревнях эти твари перекрывают подходы к мону-
    ментальным римским бассейнам.
      Римский бассейн расположен чуть за краем деревни Бахчели --
    противоположном тому, на котором начинается римский акведук. Бас-
    сейн имеет размеры приблизительно 10 на 40 метров. Он беломрамор-
    ный, в нём по-прежнему есть вода (она туда всё ещё льётся сама
    собой из какой-то трубы), и в ней плавают большие белые птички,
    предположительно утки (собаки так занимали моё внимание, что я
    даже птичек не рассмотрел; но моя ненадёжная память подсказывает,
    что они крякали).
      У меня могла случиться небольшая идиллия тихим тёплым (+15)
    полусолнечным декабрьским днём возле блистательного римского бас-
    сейна. Я бы поразмышлял о величии Рима, поворотах истории и т.
    п., но это сорвали гавкучие мрази. Причём они возбудились, когда
    между ними и мной было ещё метров 50. Истосковались по обгавкива-
    нию, да?
      По-моему, эти сучьи дети СПЕЦИАЛЬНО норовят устроиться там, где
    можно кого-нибудь обгавкать. Какую еду они там жрут, возле бас-
    сейна, мне не ведомо. Вряд ли уток (терпение турок закончилось
    бы раньше, чем утки). Но что-то ведь жрут. Одного путешественника
    в неделю, быть может.
      Когда я по склону горы обходил возбудившуюся против меня соба-
    чью стаю, я напоролся на... другую собачью стаю, но эта уже лежа-
    ла тихо. Я так понял, что она -- конкурирующая, и я у неё оказал-
    ся как бы в естественных союзниках.
      У меня с собой были аж ТРИ ножа (один дешёвый "бычак" -- типа
    кухонного, чтобы не жалко было терять, и два "чакы" -- складные,
    прикупленные на подобные случаи на рынке возле автовокзала в Ниг-
    де как раз перед поездкой в указанную страшную деревню) и один
    электрошокер-фонарь, но чтобы идти на стаю турецких овчарок, тре-
    буется как минимум японский меч. Разумеется, надлежаще заточен-
    ный, а не лишь бы железяка.
      Полагаю, собачки в Турции множатся из-за либерастов. Турки
    вполне себе справились в своё время с греками и армянами (пардон,
    конечно), так неужто не решили бы и "собачьего вопроса"? Ради
    безопасности собственных детишек хотя бы -- если не ради туристов
    и тишины.
      Ещё мимо пары собачьих стаек поменьше мне пришлось пройти в
    процессе пересечения деревни из конца в конец. Но эти стайки уже
    были на человеческой территории и лишь задумчиво провожали меня
    налитыми кровью глазищами.
      Спрашивается: какое их собачье дело, куда я иду?
      Можно сказать, это у меня был собачий день. Даже подумалось: на
    фиг мне сдалась такая Турция, на фиг мне сдались такие путешест-
    вия вообще.
      Вдобавок деревья в этой местности всё попадались какие-то не-
    правильные: не давали удобных палок (= длинных, ровных, увесис-
    тых).
      И не говорите мне, что я не знаю турецкой провинции. Немножко
    таки знаю: пешком я её исхаживал. Люди там -- душки: всегда объ-
    яснят тебе подробно по-турецки, куда надо идти. А вот с провинци-
    альными собачками я бы предпочёл общаться посредством пистолета.
      Не знаю, что написал про деревню Бахчели великий Эвлия Челеби,
    а я про неё скажу так: она засобачена до ужаса.
      Я со стыдом признаюсь, что когда в этой деревне ко мне бросился
    ласкаться один кот, я из мелочных гигиенических соображений от-
    верг его щедрое предложение тесной искренней дружбы. Лишь позже я
    понял, ЧТО он имел в виду: он вовсю сигналил мне, бестолковому,
    "ЗАБЕРИ МЕНЯ ОТСЮДА!!!".
      Кстати, у Эвлии Челеби в его путешествиях наверняка не было
    проблем, не только с визами, но и с собаками: не потому, что они
    в него безмерно влюблялись с первого взгляда и бросались на него,
    только чтобы облизывать, а потому что в те рациональные времена
    было принято путешествовать с оружием, из-за чего слишком смелые
    бродячие шавки быстро заканчивались.
      Полагаю, слова "собака" и "сука" не просто так ругательные в
    прекрасном русском народе. Заметим, никто ведь по-русски не обзы-
    вает другого котом или кошкой. А слово "кошечка" по отношению к
    женщине -- тот ещё возбуждающий комплимент.
      Разумеется, бывают и приличные собаки, но типичный псяра (не
    только уличный) -- злобный, склочный, жадный ("собака на сене"),
    хамски шумный, ПОДЛЫЙ (смело гавкать из-за забора или напасть
    впятером на одного путешественника, а то даже на человеческого
    ребёнка, -- это для него в самый раз).
      Свинья в сравнении с типичной собакой -- чуть ли не образец
    поведения: спокойное, добродушное, непритязательное, всеядное и
    не особо шумное животное. И в грязи оно, кстати, валяется не из-
    за неряшливости, а ПО ДЕЛУ.
      И замечу, что не так уж ладится с турецкими уличными собаками
    ("сокак кёпеклер") даже у самих турок: видел я как-то в местных
    теленовостях передачку про покусанного мальчика на больничой койке,
    и голос за кадром долго трындел наверняка не о том, как случайно
    проходившая мимо группа бродячих собачек едва отбила ребёночка
    от напавшей на него стаи педофилов. Из той телепередачи я как
    раз и дёрнул выражение "сокак кёпеклер": для меня оно важное.

                *  *  *

      Что вообще напрягает в Турции:
        - бродячие собаки, едва потянешься к какой-нибудь достоприме-
          чательности на отшибе;
        - цыгане (пристают насчёт денег, устраивают цыганские посе-
          ления в районах самых фотогеничных развалюх и явно не одоб-
          ряют моих появлений там, а ещё ж вынуждают посматривать, не
          тащит ли уже кто мобильный телефон из моего кармана);
        - зачастую отсутствие ценников (на рынке и в мелких магазин-
          чиках);
        - загадочность маршрутов и расписаний общественного транспор-
          та;
        - расчёт с помощью специальных карточек в трамваях и городс-
          ких автобусах (ну чего мне заморачиваться с вашими карточ-
          ками, если я в ваш город всего на несколько дней загля-
          нул?);
        - непускание с ножами в поезда и крупные торговые центры (я
          так лишился одного классного "бучака" и одного отличного
          "чакы");
        - отсутствие табличек с названиями улиц и номерами домов в
          районах новой застройки (а в старых районах же всё это
          есть -- на развалюхах!);
        - мизер туристических указателей, недообеспеченность местных
          бюро туристической информации вот этой самой информацией в
          печатном виде и сколько-нибудь понимающими английский со-
          трудниками (а по-турецки эти сотрудники выражаются слишком
          многословно).

      Кстати, о туристических указателях. Правильный туристический
    указатель -- это не просто название объекта и стрелка приблизи-
    тельно в нужную сторону (хотя в Турции зачастую неимоверно раду-
    ешься и этому). Правильный указатель должен также сообщать рас-
    стояние до объекта, демонстрировать небольшую схемку расположения
    оного, сообщать год его постройки и теперешний статус (access
    denied и т. п.).

                *  *  *

      Вторая после [собак] римского бассейна достопримечательность
    Бахчели -- римский акведук (а неримских акведуков, наверное, и не
    бывает: византийские -- починенные римские). Он сравнительно не-
    плохо сохранился на протяжении нескольких сотен метров и попал в
    число знаковых объектов провинции Нигде. Начинается он в Бахчели
    совсем низеньким не поймёшь чем, но постепенно поднимается из зе-
    мли и становится легко идентифицируемым замечательным древнеримс-
    ким объектом. Не таким, что аж челюсть отвисает и надо её поправ-
    лять, но добротным: полюбоваться Римом возможность есть. И потро-
    гать его. Акведук тянулся в античный город Туана. Если идти из
    деревни Бахчели вдоль акведука, то попадаешь в городок Кемерхи-
    сар, развившийся на месте Туаны. Где тут заканчивается деревня и
    начинается город, наверное, знают только те, кто живут на границе
    оных.