Разделение зарядов

Борис Гуляев-Бегом
   Вместо эпиграфа: «Магнетизм, везде один магнетизм!..»

   О теме разделения зарядов приходилось говорить не раз. Но всегда остаётся ощущение неполноты, недосказанности, неясности! Что это вообще такое, и «с чём его едят»?! Когда пробовал излагать свои предварительные мысли о разделении зарядов, то тут же находились  критики, которые совали мне в нос учебники по физике средней школы, доказывая, что никакой неясности тут нет, всё давно и хорошо известно. То, что преподавали в школе, – вроде бы неплохо помню. Но удовлетворения от такого толкования разделения зарядов почему-то нет и нет! Как не было и нет удовлетворения от толкования природы гравитации. Не диво ли, живём 22 года в третьем тысячелетии, но говорим о гравитации так же, как в восемнадцатом столетии!.. Называем гравитацию – притяжением, совершенно не понимая явления, не беря в расчёт материальность физического пространства, его огромную энергию давления! Также и с разделением и взаимодействием зарядов, на которых стоит, в сущности, вся электродинамика (магнитодинамика). И тут также упорно не хотят видеть и признавать роль среды физического пространства, его энергию давления!..   

   В сети Интернета достаточно материалов по электростатике, с видео, где наглядно и убедительно рассказывается и показывается двойственная природа статического электричества. Есть заряды двух знаков – плюса и минуса. Как тела, объекты могут быть заряжены этими знаками, и как заряды взаимодействуют друг с другом, могут быть переносимы и делимы. Конечно, ключевой момент – механизм разделения зарядов. Школьные опыты с эбонитом, со стеклом, с шерстяной или шёлковой тряпочкой знакомы всем. Вот самые простые, наглядные способы разделения зарядов: на эбоните – одного знака, на тряпочке – противоположного знака. Якобы, натирая эбонит тряпочкой, мы срываем с него положительные заряды, и эбонит получает отрицательный заряд, а тряпочка – положительный. Совместив палочку и тряпочку снова вместе – заряды нейтрализуются, выравниваются. Если потереть шерстью стеклянную палочку, то палочка получает отрицательный заряд, а шерсть – положительный. Взаимодействие зарядов проявляется в том, что предметы, заряженные одинаковым знаком, отталкиваются, а противоположными знаками – притягиваются. И промежуточная среда как бы особой роли не играет. Есть лишь электрические поля положительного заряда и отрицательного заряда. Природа этих полей, что они собой представляют – остаётся за рамками.   

   Двойственную природу зарядов убедительно показывают и опыты с электроскопом, и с электрофорной машиной. Всё говорит о том, что положительный заряд ничем по природе своей не отличается от отрицательного, разве что знаком. Но, удивительное дело, носителем заряда отрицательного знака признали частицу электрон, тогда как носителем заряда положительного знака – тяжелую частицу протон, которая, как известно, отрываться от атомного ядра не может, не может скакать, как блоха, с предмета на предмет, а тем более – нейтрализоваться с зарядом отрицательного знака. Вы нигде не найдёте ответа на вопрос – какой заряд копится на втором конденсаторе электрофорной машины, когда крутим ручку машины. На первом – ясно, отрицательный заряд электронов. А на втором?! По логике – тоже электроны (уж никак не протоны!), но какого знака?! Всё решилось бы просто, если бы мы признали, что на втором конденсаторе электрофорной машины тоже копятся электроны, но положительного знака. Однако этого никто не хочет признавать! Тем более, называть эти положительные электроны – позитронами, античастицами электронов. Ну ладно, хорошо, но ведь всё, буквально всё говорит за то, что эти положительные электроны есть, существуют, играют такую же роль, как и отрицательные электроны! Если не хотим называть их позитронами, то давайте назовём их электронами правого винта (п-электроны). Ну и тогда отрицательные электроны – электроны левого винта (л-электроны). Иначе – пэлектроны, лэлектроны (простите, по приколу – пэлеки и лэлеки). Почему – винта? Несомненно, что электрон – вихревая частица, частица вращения, вокруг которой имеется постоянное вихревое поле. Разница между л-электроном и п-электроном – в винте закрутки, в принятой в физике терминологии – в направлении спина (вращения). Накопление и распределение л-электронов или п-электронов на какой-нибудь поверхности – и есть статический заряд отрицательного или положительного знаков. И взаимодействие статических зарядов происходит посредством их вихревых полей. О том, что поля статических зарядов – вихревые, говорит и то, что они могут взаимодействовать с вихревым полем лёгкой магнитной стрелки.    

   Наэлектризованная эбонитовая палочка «притягивает» к себе мелкие клочки бумаги. Поле заряда влияет на молекулы бумаги, поворачивает диполи молекул бумаги по направлению силовых линий поля, как магнитики. Но если заряд на палочке сильный, и клочки бумаги пробудут на палочке некоторое время, то бумага начнёт отталкиваться от палочки, как получившая одноимённый заряд. Если кто-то будет утверждать, что вихревые поля зарядов тут не играют никакой роли, и что среда физического пространства с его энергией давления здесь тоже не участвует, то сделает большую ошибку. Притяжение разноимённых зарядов или отталкивание одноимённых зарядов происходит не по причине их взаимной симпатии или антипатии, мол, влюблённые влекутся друг к другу, а недруги – избегают друг друга, нет. Всё дело в интерференции вихревых волновых полей зарядов при их наложении друг на друга. Когда при интерференции направление вихрей зарядов совпадает, то это усиливает динамику среды физического вакуума, при этом падает давление и плотность среды в месте наложения вихревых волн. Более плотная среда сзади выдавливает клочки бумаги в сторону области меньшего давления и плотности среды. То есть, никакого притяжения нет, а есть разность плотностей и давлений в среде, которую создают вихревые поля зарядов. Когда при интерференции вихревых полей зарядов направление их различно, то плотность и давление среды в месте наложения увеличиваются, и тела расталкиваются. Никакой мистики в поведении зарядов нет, если учитывать их вихревую природу и природу среды пространства, физического вакуума. Отрицательный заряд создаётся на поверхности чего-либо равномерным распределением л-электронов, а положительный – п-электронов. Вихревые их поля направлены в противоположные стороны.         

  Механизмов разделения зарядов есть несколько: трение, облучение, нагрев, деформация, химические реакции, движение замкнутого проводника в переменном магнитном поле. Есть и другие способы. Все так или иначе связаны с дополнительным энергетическим воздействием на атомы или молекулы тела или среды. Без воздействия атомы и молекулы, как принято считать, остаются электрически нейтральны. В жизни людей основную роль играют два «разделителя» зарядов: генератор переменного тока и химические источники постоянного тока (аккумуляторы, батарейки). Их принципиальное отличие в том, что электрический генератор может генерировать, разделять заряды неограниченно. Тогда как ресурс электронов химических источников ограничен; реагирующие молекулы разделились или соединились, выдали положенное количество п-электронов и л-электронов, и всё, реакция остановилась. В свинцовых аккумуляторах можно реакции пустить вспять, подать на его клеммы п-электроны и л-электроны, т. е. зарядить аккумулятор снова. И так по кругу. С большинством батареек, малых источников постоянного тока, такого не сделать, приходится отправлять их в утилизацию.         

   В химических источниках тока протекают окислительно-восстановительные реакции, где участвуют металлы и водный раствор кислоты. Кислота в воде распадается на ион водорода и кислотный остаток. Вот этот активный ион водорода и окисляет атомы металла с высвобождением электронов. Любой разрыв связей атомов и молекул сопровождается высвобождением электронов, но электронов разной закрутки вихря. Их вид закрутки зависит оттого – с какого места сорван атом или молекула. Свободные электроны не остаются в покое. К катоду движутся л-электроны, а к аноду – п-электроны. Здесь они создают потенциал напряжения. Когда ионы водорода иссякнут – реакция остановится, электроны обоих видов перестанут высвобождаться. Как уже говорил, в свинцовом аккумуляторе реакции обратимы, если подать на клеммы электроны этих обоих видов. Они восстанавливают свинец, восстанавливают оксид свинца и возвращают молекулам серной кислоты их прежнюю цельность. Но, увы, такие циклы разряда-заряда аккумуляторов не бесконечны, ресурсы их со временем истощаются.

   Здесь кстати надо ещё сказать о том, что не только природа заряда электрона двойственна, но двойственна и природа постоянного электрического тока. Медленное движение л-электронов по внешнему проводнику источника питания направлено к катоду, а п-электронов – к аноду. Хоть электроны и движутся в противоположные стороны, но магнитное поле вокруг проводника с током имеет одно направление,   потому что вихри л-электронов и п-электронов совпадают по направлению. К двойственной природе электрического тока я пришел самостоятельно. Но знающие люди подсказали мне, что о такой же двойственной природе тока говорил физик Вильгельм Э. Вебер в 19-м веке, в честь которого названа единица измерения магнитного потока.      

   Итак, если циклы разряда-заряда аккумуляторов конечны, то того не скажешь о другом разделителе зарядов – генераторе переменного тока! Была бы только механическая энергия. Быстрое вращение замкнутого проводника в силовых линиях магнитного поля приводит к колебанию орбитальных моментов валентных частиц атомов металла. Это колебание и приводит к симметричному рождению л-электронов и п-электронов, как квазичастиц. Если генератор с постоянными мощными магнитами заработал, то получаемые заряды в проводнике нужно срочно отводить, иначе они сожгут металл обмотки генератора. При подключении сети – в проводниках сети происходит то же самое колебание, генерация зарядов, но не столь интенсивно. Бойкий электрон, который покинул нить накала вашей настольной лампы, родился отнюдь не в генераторе тока, а здесь, в лампе, или в проводнике рядом. Недавно на один из своих опусов я получил вопрос: отчего перегорает лампочка? Честно сказать, я растерялся и ответил ироничной отпиской. И вот подвернулся удобный случай – ответить. Какой бы ни был металл, но и он изнашивается, изменяет свои свойства и характеристики, если по нему долгое время протекает электрический ток. Вольфрамовая спиральная нить лампы накаливания – не исключение. Алюминиевый провод, который долгое время использовался в сети электропитания, становится ломким, хрупким, слоится и крошится. Тогда как новый провод из алюминия крепок и гибок.          
 
   В заключение хотелось бы сказать об одной болезненной теме, касающейся не только механизма разделения зарядов, но и строении атома вообще. На Дзене прочёл статью, где автор настаивает на том, что электронов вообще нет в атоме. Мол, субатомные частицы электроны появляются лишь при атомных или ядерных превращениях, или при энергетическом воздействии на атом. Когда-то сам думал похожим образом. Вопрос – место электронов в атоме? Собраны ли они на орбиталях атома вне ядра, или же электроны находятся в самом ядре, в связке с протонами?! Нейтрон – динамическая связь протона с электроном, которая возможна только в ядре атома; вне ядра нейтрон распадается на протон, электрон и электронное антинейтрино. Нейтрон и образуется тогда, когда два энергичных протона соударяются. При соударении протонов должна рождаться пара (или две пары?) электрон-позитрон (л-электрон - п-электрон). Выходит так, что один протон захватывает л-электрон, становясь нейтроном (спины противоположны), а второй протон захватывает п-электрон, оставаясь протоном, так как винты закрутки (спины) у них одинаковые. У нейтрона спины (закрутки, вихри) скомпенсированы, и частица «электрически» нейтральна. У динамической связки протона и п-электрона спины имеют одно направление, вихри не скомпенсированы, «заряд». Можно допустить, что такие нейтроны и протоны и слагают атомное ядро. Электроны как бы изначально заключены в ядре атома. Но так как сама частица протон представляет собой тор вращения, то колебание этого тора дополнительной энергией может приводить к генерации дополнительных л-электронов и п-электронов, как квазичастиц. С другой стороны, идея об отсутствии вообще электронов в атоме –  тоже имеет некоторые резоны. В конце концов, основа вещества – частица протон, колебательная динамика дыхания вакуума; в ней – вся энергия! Но лишь кольцевое, тороидальное движение делает протон подлинно ядерной частицей, обладающей орбитальным, магнитным моментом; частицей, способной образовывать устойчивые связи с себе подобными. А вот возбуждение дополнительной энергией этого тороидального движения протона и лежит в основе механизма разделения зарядов, которые и сами являются дипольными, магнитными образованиями…