Леда и Лебедь. Копии

Алина Алексеева-Маркезин
   
       Чезаре да Сесто. Леда и Лебедь. Копия с картины Леонардо да Винчи  (1515 — 1520). Темпера, доска. Уилтон-хаус
       Леда и Лебедь.Копия, приписываемая Франческо Мельци (ок. 1515)Уффици.

        В начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо. Из этих прославленных работ сохранилась только последняя.Работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей.

        Известно, что Леонардо да Винчи написал два одноименных мифологических произведения «Леда и лебедь», датировавшихся приблизительно 1503-1510 годами. Обе картины, принадлежащие кисти великого художника, были утеряны, однако, сохранилось несколько эскизов, выполненных автором прежде, чем он приступил к созданию работ.

       Леонардо стал работать над сюжетом античного мифа о Леде в период, когда он писал картину «Мона Лиза». Находясь в Милане он также сделал несколько набросков лебедей, плавающих в прудах недалеко от Кастелло-Сфорцеско (замка Сфорца).

        В 1625 году произведение гения эпохи Возрождения, как и полотна других мастеров, украшали стены Дворца Фонтенбло, резиденции французских королей.
Итальянский ученый и ценитель искусства, Кассиано даль Поццо, так описывал картину Леонардо:

       «Леда предстает перед зрителем совершенно обнаженной, стоящей в полный рост, рядом с ней изображен лебедь, а также два разбитых яйца, из скорлупы которых появляются четверо детей-младенцев. Хотя в общем стиле произведения присутствует некоторая сдержанность, образ героини исполнен изящества, которое особо ощущается в очертаниях фигуры, нежной коже и линиях груди.

        С чрезвычайным усердием и старанием написан пейзаж на заднем фоне картины, а также ветви и листва деревьев, причудливой формы цветы и травы. К большому сожалению картина находится в очень плачевном состоянии, работа была выполнена на трех плотно прилегающих панелях продолговатой формы, которые сейчас разошлись, из-за чего в нескольких местах происходит отслоение краски».

        К XVIII столетию произведение кисти Леонардо было уже абсолютно утрачено для зрителей. Историки предполагают, что впоследствии картина была уничтожена, однако когда точно это произошло — неизвестно. Уже в конце следующего, XVIII столетия драматург Карло Гольдони, посетивший Версаль в 1775, замечал, что от «Леды» словно не осталось и следа. Однако, сохранились копии и предварительные наброски, помогающие представить, как выглядела картина гениального мастера.
 
ЛЕГЕНДА.

       Леда - в греческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства).

    КОПИИ.
         
         Крамольный сюжет привлекал Леонардо возможностью разработки сплетения криволинейных очертаний женского тела и длинношеей птицы. Сохранились его наброски 1504 года, изображающие Леду сидящей. На рисунке из Чэтсуорт-хауса Леда изображена с полусогнутыми коленями. В окончательном варианте (около 1508 года) Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство.

        Сегодня «Леда» известна в основном по копиям других художников. Одной из наиболее ранних стал рисунок Рафаэля, сделанный около 1506 года, вероятно, по предварительным эскизам. В качестве первой живописной копии иногда называют картину из галереи Уффици, приписываемую Франческо Мельци (ок. 1515).

         От других ранних копий «Леды» (Чезаре да Сесто, 1515 — 1520; она отличается фоном: у  Сесто Леда изображена на фоне светлого вечернего неба, Мельци же размещает персонажей перед массивной скалой.

        Особо выделяется среди копий «Леды» работа Джампетрино (ок. 1520), ранее приписывавшаяся самому Леонардо: на его картине лебедь отсутствует, Леда изображена опустившейся на одно колено и придерживающей ребенка, вокруг в траве сидят остальные её дети.
   
      Композиционно эта работа имеет мало общего с копиями других леонардесков, но зато очевидно близка наброскам середины 1500-x. В то же время, на другой картине Джампетрино («Венера и купидон») фигура Венеры, её поза и выражение лица фактически дословно повторяют позу и выражение лица Леды с утраченной картины.