Рассказы деда Егора продолжение Нужный человек

Николай Николаевич Мельников
     С каждым разом я все отчетливее понимал, что привязываюсь к этому удивительному человеку, и наши встречи были не только интересными, но и полезными для меня. Я научился косить ручной косой, владеть рубанком и ножовкой, выполнять мелкие ремонтные работы по дому. Стараясь помочь этому уже немолодому человеку, я с жадностью присматривался к ловким движениям его рук, вслушивался в его слова и замечания, все было лаконичным и продуманным, ничего лишнего. Как-то говорю:
 - Нет, у меня, наверно, так никогда не получится.
- Получится, обязательно получится, - улыбаясь, сказал Егор
 - надо только захотеть, чтобы получилось. Ана, конечно, не все сразу, и не все так гладко, как хотелось бы, но постепенно раз от разу навыки будут совершенствоваться, а мастерство возрастать.  Вот, к примеру взять косу, вроде нехитрый инструмент, а требует и правильной настройки, и навыков. Коса должна быть отбита, наточена. Косьё должно соответствовать росту, а рукоятка должна быть закреплена на уровне пупка. Тогда и косить ей одно удовольствие.
     При косьбе важна правильная поступь и хватка рук. Правая рука на рукоятке, левая на косье. Правым боком на полкорпуса вперед, пятку косы к земле прижимай, а носик кверху направляй. И пошел, да не рвись так, спокойно двигайся. Вот так, левой рукой помогай, подтягивай. Ну вот видишь, уже легче пошло. Пятку, пятку прижимай! Коса по траве скользить должна, - наставлял дед Егор.
  Между делом Егор Акимович продолжал рассказывать о своей непростой, но насыщенной разными событиями жизни:
 - Вот ты, Михаил, мог бы назвать самые яркие моменты в жизни, которые повлияли на весь дальнейший ход событий?
 - Да, конечно, мог бы, - отвечаю я, - служба в армии, окончание института, да много еще чего.
-  А у меня таким ярким моментом, - продолжал Егор, - было вступление в комсомол. В апреле это было, в канун Дня рождения Ленина. Мы долго готовились: учили Устав, биографию В.И. Ленина, его речь на III съезде РКСМ «Задачи союза молодежи», подвиги комсомольцев - Героев минувшей войны, видных партийных и государственных деятелей, заслуги товарища И.В. Сталина на посту Вождя партии и народа.
     И вот этот день настал. 21 апреля 1952 меня и ещё троих моих одноклассников повели в райком, где должно было состояться заседание Бюро районного комитета ВЛКСМ. Уже на подступах к райкому было видно явное оживление, оно и понятно, одним из вопросов повестки дня заседания был прием в члены ВЛКСМ. Кто-то штудировал Устав, некоторые ребята проверяли себя на знание истории Ленинского комсомола. Все волновались, это волнение нарастало и передавалось друг другу. Нет - нет, да и слышалось с разных сторон «а вдруг растеряюсь, а вдруг ошибусь» или вообще «а вдруг не примут». Наши пионервожатые пытались нас успокоить и внушить нам уверенность в то, что мы хорошо подготовлены и всех обязательно примут.
      Дверь райкома распахнулась, и на порожки вышла красивая стройная молодая девушка, как оказалось, секретарь райкома по работе со школьной молодежью Мария Петровна Завьялова.
- Ребята, подойдите пожалуйста поближе, - сказала она. Все собрались, обступив крыльцо полукольцом, сосредоточив свое внимание на часиках с черным ремешком и шёлковом платочке, который был аккуратно заправлен под манжет белой блузки.
- Здравствуйте, ребята, - торжественно сказала Мария Петровна. Услышав бойкое ответное приветствие, она продолжила:
 - Сегодня у вас торжественный день, сейчас после небольшого перерыва начнется прием в ряды ВЛКСМ, такая честь выпала самым лучшим ученикам нашего района. Я выражаю уверенность, что вы все добросовестно подготовились к данному мероприятию и желаю вам успехов.  В ответ как по команде все громко крикнули:
 – Спасибо.
- А сейчас я прошу пройти ко мне в кабинет старших пионервожатых школ, - сказала Мария Петровна и скрылась за дверью. Пионервожатые чередой последовали за ней.  Первыми пошли сельские школы, но их было мало, затем районные, мы были замыкающими. Таким образом, у нас было время повторить, но самое главное узнать, что и как спрашивают, сколько членов бюро, сколько вопросов задают… Так что мы были в курсе всего происходившего за дверями. Одним из главных задаваемых вопросов был вопрос о будущей специальности, выборе профессии. Ребята взахлеб рассказывали о своем выборе, о важности сделанного выбора. «А что скажу я, как я отвечу на данный вопрос?», - меня просто разрывало на части…  И вот пришёл мой черёд.
- Егор, заходи, - сказала пионервожатая. Сердце заколотилось, раненая нога перестала слушаться, заплеталась пуще прежнего, того и гляди рухну на пол перед всеми членами бюро, вот будет позорище. Собравшись из последних сил, я вышел на середину просторной комнаты, огляделся. В центре комнаты за столом сидел молодой вихрастый парень в сером костюме с комсомольским значком на груди, за приставным столиком сидели секретарь по школам и наша пионервожатая Людмила Ильинична, остальные члены бюро райкома расположились за длинным столом, стоящим вдоль стены. Немного успокоившись и переведя дух, я поднял голову и громко сказал: «Здравствуйте, товарищи». Члены бюро с улыбкой переглянулись и посмотрели в сторону секретаря райкома, губы которого тоже вытянулись в улыбке.
-Здравствуй, - сказал он, а затем обратился к пионервожатой, Людмила, представь нам этого молодого человека.
    Людмила Ильинична встала, открыла папку и стала читать:
- В первичную комсомольскую организацию школы интерната поступило заявление от ученика седьмого класса Иванова Егора с просьбой принять его в ряды Ленинского комсомола. На протяжении всего срока обучения Егор зарекомендовал себя с положительной стороны. Учится только на «4» и «5», принимает активное участие в проводимых мероприятиях, ответственно относится к возложенным поручениям, общительный с товарищами, к старшим относится уважительно. Решение первичной организации: принять Иванова Егора в ряды ВЛКСМ. От себя лично добавлю: Егор - мой первейший помощник по всем вопросам.
    С этими словами она передала бумаги секретарю райкома.
- Товарищи, вопросы будут к Иванову Егору? – спросил секретарь райкома членов бюро, обведя всех пристальным взглядом.
- Да, - сказала Мария Петровна, - скажи, Егор, а кем ты хочешь стать после окончания школы?
     Этого вопроса я боялся больше всего. Мечтал я, как и все мальчишки, о многом: и о Северном полюсе, и путешествиях с экспедициями по бескрайним просторам нашей Родины. Но это только мечты - реальность была суровой. Раненая нога вносила свои коррективы: либо техникум бухгалтеров, либо сапожник, других вариантов в районе для меня не было. Собравшись с духом, взволнованным голосом говорю:
- Я понимаю, что ни танкистом, ни летчиком я не смогу быть, как другие ребята, я ещё не знаю кем я точно буду, может, бухгалтером, может, сапожником, но более всего мне хотелось быть нужным человеком и своим трудом приносить пользу обществу.
     Ответ удивил всех членов бюро райкома, в том числе и первого секретаря, Виктора Ивановича Краснова. У всех на лицах сияла улыбка, видимо от услышанных слов изувеченного войной мальчишки, о его стремлении быть «нужным человеком для общества». Мария Петровна встала и своим торжественным голосом произнесла:
- Есть предложение, утвердить решение первичной комсомольской организации школы интерната о приёме Иванова Егора в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
    Все члены бюро как по команде в знак одобрения захлопали в ладоши.
     А потом на вручении комсомольского билета Виктор Иванович еще раз упомянул:
- Ну что, «нужный человек», носи звание комсомольца с доблестью, будь верным памяти павших за наше мирное небо героев.
28.12.2022г.