Путаница в путанице

Ольга Степина Ерухова
Всегда считала, что в процессе базового, стандартного образования должен присутствовать курс «Суть и структура когнитивных способностей, мышления, воображения, речи человека, виды и структура человеческой деятельности». Желательно еще и в сопровождении анатомического экскурса в строение и функционирование мозга, различных его отделов и структур. Это должно было бы быть неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка с детства (естественно с соответствующей возрастной адаптацией для адекватного восприятия, но с постоянным углублением в познании).

Все вышеперечисленные аспекты целиком и полностью формируют структуру личности любого индивидуума и направление ее деятельности, если мы рассматриваем человека как функцию жизни. И здесь мы можем выявить три аспекта влияния:

- доминирующее влияние общества, которое передает ребенку картину описания мира, понятие о границах его познаваемости, о месте человека в нем, о различных культурных кодах (ритуалах) взаимодействия с пространством и т.д. Это некое выбрационно-смысловое поле, в котором начинает жить маленький человек с рождения.

- врожденные способности ребенка к анализу и обобщению информации о мире – отношение к опыту как передаваемому предыдущими  поколениями, так и эмпирически накапливаемому лично.

- и третьим пунктом мы можем допустить некое метафизическое влияние, предполагающее, что есть внешние силы, заинтересованные в оказании того или иного влияния на человека для формирования его места в макрокосмосе (одним из признаков этого можно считать потребность человека в духовном осмыслении жизни даже в неоднозначных условиях существования (больница, тюрьма и т.д.)).

Да,  в прошлом необходимости осознанного погружения в изучение мозга и сложных теоретических и практических наук о деятельности высшей нервной системы человека не было, ибо основой каждого общества была культура, дававшая все ключи к существованию индивида и его коммуникации с миром (как с явленным, так и с непроявленным). И как ни парадоксально, это была довольно жесткая и строгая система ритуализации всего и вся (гораздо более строгая, чем, скажем, современные требования к системности и доказательности научного подхода к описанию мира).

Если умирает культурологическая эко-сфера и на ее место не приходит сознательно-структурированная система изучения законов пространства, то мы получаем процесс формирования человека по закону случайных чисел или по принципу частного случая. И здесь уже кому как повезет встретить в жизни людей, которые смогут не только сформировать правильные навыки мышления, но и передать методику их формирования для осознанного распространения дальше.

(Заметьте, что мы все говорим слова благодарности тем своим преподавателям и наставникам, которые были строги и принципиальны, которые четко понимали, что они хотят, и гоняли нас до тех пор, пока мы на давали качественный и хорошо осознаваемый результат. В те времена они были нашим кошмаром и тиранами, но позже мы понимаем, что именно они дали ту структуру, на которой мы умудряемся жить спустя годы. Как говорил один профессор: « Я не учу вас своему предмету, я учу вас обучаться. Предмет, если вам надо, вы потом освоите сами!». И таки да, он был прав: благодаря ему потом удалось освоить не только его дисциплину, но и всё остальное.)

 Сегодня мы как цивилизация пришли к состоянию тотальной путаницы из нагромождения взглядов, ценностей, противоречивых тенденций, стирания границ до состояния вседозволенности и т.д. Жизнь стала полем хаоса, где одновременно на материале одной культуры присутствуют противоположные системы, при этом все они выглядят разумными и имеют вроде как научное обоснование.

Мы долго боролись за лозунг «Можно всё!» и вот мы его реализовали. Можно реально всё. Лодку раскачали, надсмотрщиков сбросили… Но где же те путеводные инструменты, которые проведут судно через шторм бытия при отсутствии опор? «Куда плывешь ты, утлый челн?» - как говорили наши предки. Карта звездного неба затянута тучами, компас мы выкинули за борт как устаревший артефакт, старые книги объявили суевериями и предрассудками, реальные навыки навигации и управления кораблем заменили на уроки позитивного мышления и визуализации желаемых результатов… А подготовка и закаливание физического тела к сложным стихийным условиям стала вообще не нужна, ибо есть надежда на GPS и всю ту же материализацию желаний.   

Мы находимся в океане путаницы и при этом создаем в нем еще больше путаницы, так как наш мозг не способен «причесать» эти энергии и свести их к некой системе хотя бы для себя. Для этого не хватает мощностей сознания – все тех же функций мышления, воображения, речи и т.д.

Реакции людей на любые знания сегодня канализируются двумя основными способами: 1. Это неправда, потому что в моем мире мне этого никто не объяснял, значит, этого нет (ссылка на опыт семьи, личный опыт, образование, научные авторитеты и т.д.). 2. «Я не такая/не такой!» - моментальное перетягивание информации на себя, и если она критическая, то резкая эмоциональная реакция несогласия. Избегание попытки анализа пространства и тенденций в нем и сведение всего к инструменту-мерилу имени себя.

С позиции последнего пункта я очень благодарна пространству за недавний опыт наблюдения, как один человек слушал лекцию, скажем так, одного умного и опытного мастера. В местах, где информация резонировала с опытом этого слушателя, он активно физически кивал головой - соглашался или подтверждал правильность рассуждения спикера. Там где скорее всего что-то «не билось», голова моталась из стороны в сторону, типа «Не так говоришь!». За два часа беседы было видно, что у данного человека не возникло ни единой попытки паузы и осмысления: работа шла по принципу «согласен – не согласен», «правильно говоришь или неправильно».

То есть по итогу произошло укрепление того, что соответствовало, и отметание того, что не укладывалось. Вопрос: что изменило данное событие (лекция) в жизни человека? Это если порассуждать хотя бы о ее информационной составляющей, не упоминая уже возможность наблюдать способность спикера анализировать материал, использовать определенную методику рассуждения и мироописания, обозначать реперные точки темы, влиять на аудиторию и т.д.

«Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит» -
как же был прав Булат Окуджава…

Или как говорил один из моих преподавателей: «То, что вы записали на моей лекции, я не говорила». Ведь действительно, запись в данном случае - это материализация работы нашего мышления в процессе осознания и структуризации пространства. И хорошо, когда есть чем структуризировать и осознавать…



 
Материал для помощи (из сети):

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Функции:
1. Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию).
2. Мышление - направленное решение проблем и задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения).
3.Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит, есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ.
4. Рефлексия – это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех-семи лет.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена¬блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

ФОРМЫ И ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
2. Суждение, сравнение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.
3. Обобщение - процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака
4. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
5. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
6. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.
7. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.
+ Классификация
Систематизация, категоризация

+ Абстрагирование
Конкретизация

+ Идеализация – выделение какого-то свойства или качества и доведение его до полноты, до максимума