040 Несравненный храм Лалибэлы Эфиопия

Виорэль Ломов
040  Несравненный храм Лалибэлы (Эфиопия)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

040  «Подобного храмам Лалибэлы не отыщешь во всем мире»* (Эфиопия)

_____________________________________________
* Португальский священник Франсишку Алвареш.


11 монолитных церквей храмового комплекса Лалибэлы вырублены в скалах из розового вулканического туфа, либо обустроены в природных пещерах, на высоте 2630 м. Христианская святыня находится в одноименном городке на севере Эфиопии (Африка), в зоне Сымен-Уолло (регион Амхара). Храмы создавались вдоль пересыхающей речки Иордан с использованием разнообразных архитектурных стилей (греческие колонны, египетские арки, арабские окна, аксумские  двери, свастика, звезда Давида). Все они соединены узкими разветвленными тоннелями и залами-гротами, окружены дворами шириной до 10 м. Комплекс окружают рвы и водоотводные каналы, предохраняющие храмы от затопления во время сезона дождей. Система артезианских скважин наполняет водой церковные колодцы. Скальные церкви в Лалибэле — центр паломничества и туризма, памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО по трем критериям: i, ii, iii (1978 г.). Есть версия, что после разрушения Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 г. до н.э. в Эфиопию попал Ковчег Завета, который хранится ныне в одном из подземных гротов Аксума либо Лалибэлы.

Насчитывающий ныне 14 тыс. жителей городок Лалибэла до XII в. был маленькой деревушкой Роха, затерянной в горах. В правление эфиопского царя Гебре Мескеля Лалибэлы (1162—1221) он стал столицей. Помазанник, посмертно причисленный к лику святых, и дал имя столице. Свое же имя монарх получил при рождении. Рой пчел покружил над люлькой, не ужалив младенца, что по местным поверьям считалось знаком его грядущего величия. «Лалибэла! — прорекла его мать. — Пчёлы признали его владычество!»

В борьбе за престолонаследие принца из-за этого пророчества не раз пытались убить его родственники. По легенде, после смертельной дозы яда Лалибэла три дня провел на Небесах, где Всевышний повелел ему быть царем и строителем христианских храмов в Рохе. При этом Бог якобы научил принца, какие церкви и как построить, а также обещал помочь ангелами, которые будут строить ночами. Очнувшись от видений, принц бежал в Иерусалим, где провел четверть века, после чего вернулся в Эфиопию и провозгласил себя царем. В 1185 г. Лалибэла перенес столицу из Аксума в Роху и, собрав со всей страны мастеров и инструменты, начал строительство храмов. Когда в 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, Лалибэла решил дать «зеркальный ответ» и создать не просто комплекс храмов, а воссоздать «Новый Иерусалим», назвав новые строения библейскими именами. Храму, символизирующему церковь Гроба Господня, например, он дал имя Бета Голгофа, а речку назвал Иорданом. Строительством церквей занимались 24 года 40 тыс. подданных, хотя некоторые источники указывают, что, и впрямь, ночами работали ангелы. Говорят, что это были «белые люди», в частности тамплиеры, будто бы искавшие здесь Ковчег Завета. При Лалибэле архитектурное искусство и духовное развитие Эфиопии достигли своего расцвета, после чего начался их глубокий упадок. В храмах жили монахи и скрывалось население в военную годину, поскольку церкви не видны были со стороны.

В XVI в. несколько португальцев побывали в храмах Лалибэлы. Первое и единственное описание их оставил священник Франсишку Алвареш в 1540 г. Тем не менее европейцы пожаловали сюда только через 300 лет, проложив дорогу многочисленным паломникам и исследователям, ломающим копья в спорах о времени постройки некоторых церквей. Было установлено, что одна из них была обустроена уже после смерти Лалибэлы его супругой. Есть предположения, что три храма были вырублены в эпоху Аксума за 500—1000 лет до царствования Лалибэлы. Указывают на свидетельства того, что Лалибэла сам обучил эфиопских мастеров тому, что постиг на Небесах либо в Израиле, а также пригласил 500 специалистов из Израиля, Египта и возможно, из Индии, где имелся богатый опыт сооружения пещерных храмов в Аджанте и Эллоре. Высказывают также мнения, что невозможно за 24 года выполнить работу, на которую требуется, по меньшей мере, два столетия. Как всегда, поговаривают и о неземных технологиях, но мы этого вопроса, также как и участия в строительстве ангелов и тамплиеров, касаться не будем.

В пещерах храмы строили, расширяя внутреннее пространство полости и пробивая новые коридора. По строительству церквей, погруженных в землю на 10—12 м, имеется две версии. По первой, высекали отверстия вокруг монолита, создавая траншеи и отделяя его от горы, а затем каменотесы врубались в него со всех сторон. По другой версии, работы велись сверху вниз; как только каменотесы завершали работу на своем уровне, за дело принимались отделочники, архитекторы и ваятели. Подробностей не сохранилось. Современных специалистов не могут не восхищать шедевры, высеченные из туфа. Храм делался сразу «набело». Нельзя было допустить ни единого скола, выбоины или трещины в алтаре, кресте (в храмах множество огромных каменных крестов), стене, колонне, арке, двери, окне, капители, украшении, скульптуре, обычной прорези, поскольку их невозможно было замазать либо приклеить отвалившийся кусок. Каменотесы и скульпторы хорошо знают, сколько каверз таит в себе вулканический туф: рыхлости, неоднородность состава, поры, зародыши трещин. А ведь надо было еще соблюсти точные размеры огромного сооружения. К тому же каменотесы и ваятели работали в полутьме, при неверном свете факелов. Как бы там ни было, на свет рождалось сооружение без изъянов. Церкви не повторяют друг друга, но специалисты в один голос утверждают, что все они «типично эфиопские». Храмы прекрасно сохранились, хотя часть статуй и барельефов была повреждена мусульманскими завоевателями.

Все побывавшие в храмах говорят о потрясении, которое они испытали при осмотре внешнего и внутреннего убранства святилищ. На стенах вырезаны изображения апостолов, богатая декоративная роспись. Резные рельефы со скачущими всадниками и скульптурами святых раскрашены и позолочены. Стены и своды украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на плитах пола — силуэты разных животных. Есть приалтарная стена, излучающая слабый серебристый свет. В церкви Св. Марии одна из колонн обмотана тканью, к которой по легенде дотронулся Иисус Христос в одном из видений монарха. Самый большой храм Христа Спасителя имеет размеры 33,7 х 23,7 х 11,6 м. Он считается крупнейшей монолитной церковью в мире. Наиболее впечатляющей является церковь Св. Георгия. Она стоит в котловане глубиной 12 м в форме креста со сторонами 12 на 12 м. Храм сохранился лучше других и ныне действует. По преданию, Георгий Победоносец на белом коне явился в видении Лалибэле и укорил того, что о нем забыли… В одном из храмов хранится золотой крест царя Лалибэлы.

В 2009 г. ЮНЕСКО приняло решение возвести над храмами особые своды, которые сохранят их от воздействия атмосферных осадков.


Фото из Интернета
https://vsegda-pomnim.com/
Церковь Святого Георгия (Лалибэла).