042 Успенская церковь и Богом зданныя пещеры Росси

Виорэль Ломов
042 Успенская церковь и Богом зданныя пещеры (Россия)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

042 Успенская церковь и Богом зданныя пещеры (Россия)


Успенская пещерная церковь и «Богом зданныя пещеры», входящие в состав Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, расположены в г. Печоры в 42 км от г. Пскова, областного центра РФ. Успенская церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Ближние пещеры П-образной формы имеют протяжённость 15 м. За ними следуют дальние, состоящие из семи подземных улиц протяженностью 217 м с пещерным храмом Воскресения Христова. Предполагают, что подземные лабиринты тянутся и за пределами монастырских пещер на многие километры. Температура в пещерах круглогодично +5—7 ;С, влажность 100 %. Пещеры являются монастырским действующим кладбищем. Здесь похоронено 14 тыс. человек — монахов, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря.

В XIV в. в природных пещерах, образованных в отложениях твердого песчаника вдоль ручья Каменец, поселились старцы пустынножители, выходцы из Псковских обителей либо из Киевских пещер. Устроив в подземных галереях свои кельи, иноки денно и нощно возносили молитвы Богу. Из монастырской летописи и Псково-Печерского патерика известно имя одного из этих затворников, преподобного Марка — «начального инока» монастыря, а также то, что жили первые насельники впроголодь и, не имея хороших светильников, пользовались лучиной.

В 1392 г. в этих местах охотились два жителя городка Изборска, что под Псковом. Неожиданно охотники почувствовали благоухание «яко от множества фимиама» и услышали «гласы поющих неизреченно и прекрасно», которые приняли за песнопения ангелов. Узнав про то, изборчане купили у псковичей «ангельское» место, кинули жребий, и земля досталась крестьянину Ивану Дементьеву. Тот занялся вырубкой леса и обнаружил дыру на склоне холма, прозванного позднее Святой горой, над которой была надпись: «Вход в пещеры Богом зданные» (созданные Богом). Провидению было угодно, чтобы пещеры отшельников стали православным святилищем и центром русского просвещения. Иван Дементьев передал участок земли инокам. 80 лет спустя, в 1473 г. священником Иоанном Шестником (в постриге Иона) и его супругой Марией (в постриге Васса) в холме была выкопана и освещена церковь Успения Божией Матери, давшая начало Псково-Печерскому монастырю, и не закрывавшаяся с тех пор ни на один день. По преданию, по кончине матушки Вассы ставший первым игуменом монастыря Иона совершил чин отпевания и закопал гроб ее у входа в пещеры. На другой день гроб оказался изъятым из могилы. Думая, что пропустил нечто важное при отпевании, игумен повторил чин и вновь закопал гроб. История повторилась. Восприняв это за знак свыше, Иона сделал за входом в пещеры нишу, куда и поставил открытый гроб. Прошло несколько дней, все осталось на месте, и от погребенной не исходил запах тления. С тех пор в пещерах насельников хоронят, не зарывая гробы. Ныне своды церкви Успения Божьей Матери поддерживают 13 столпов. Фасад ее смотрит на поверхность, а сам храм находится внутри Святой горы.

В 1521 г. иконописцем Алексием Малым был написан образ Успения Богоматери. Икона была поставлена в Успенском храме и с 1523 г. стала прославляться многими чудесами. Так, в 1581 г. многотысячный отряд польского короля Стефана Батория осадил монастырь, пробил пушечными ядрами стену, но не смог одолеть монахов и две сотни стрельцов. Обитель спасла не только отвага защитников, но и принесенная к пролому чудотворная икона, и горячие молитвы осажденных. «Не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — место свято, но… подвиги монахов достойны удивления». (Ксендз Ян Пиотровский). В дальнейшем поляки, немцы, шведы, французы тщетно пытались уничтожить оплот православия на границе их владений, но что они могли сделать с обителью — домом Самой Пречистой Богородицы?

Летописи повествуют о многих чудесах, происходивших в пещерах: в них слышались ангельские голоса, сама собой загоралась свеча, разливался аромат благовоний, а над обителью появлялся свет, висевший как облако и т.п. Когда на монастырь напали лифляндцы и стали бесчинствовать в Успенском храме, из алтаря вышел огонь и изгнал святотатцев из обители. По преданиям, гроб с мощами Вассы пытались дважды вскрыть. В 1481 г. немецкий рыцарь приподнял крышку, но из щели ударило пламя, опалившее осквернителя и сам гроб. Такое же повторилось и в 1917 г. «Обуглившаяся полоса на тёмной, вдоль щели, древесине видна и сейчас. От раки исходит удивительный аромат». Когда об этом узнал Н.С. Хрущев, он направил в пещеры комиссию ученых, чтобы те по-научному объяснили сей факт, но специалисты лишь развели руками. Попытки истолковать свежий воздух в пещерах свойством песчаника поглощать все запахи разрушил сопровождавший членов комиссии архимандрит Алипий (Воронов). Наместник сунул каждому под нос носовой платок, пропитанный сногсшибательным одеколоном, и спросил: «Ну что, не хотите смириться с тем, что вы хоть чего-то в этой жизни не понимаете?» Отец Алипий возродил в 1950-е гг. старчество, не допустил закрытия обители в годы хрущевских гонений на Церковь. Игумен бросил правительственный указ о закрытии обители в камин и заявил уполномоченному по делам религии, что монастырь не закроет и будет сражаться за него «до последнего человека». Он сам и две трети его монахов были участниками Великой Отечественной войны, и слов на ветер наместник не бросал. Как повернулось бы дело — неясно, но монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди, которая расплакалась в пещерах. Отец Алипий добился также от ФРГ возвращения в 1973 г. похищенных немцами монастырских ценностей.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» пишет о том, как пещеры посетил в 1995 г. первый президент России Б.Н. Ельцин. Высокий гость всё допытывался у сопровождавшего его наместника, почему нет запаха тления, а тот коротко отвечал: «Чудо Божие», «Так уж Господь устроил», чем окончательно ввел Ельцина в ступор. «Президент при выходе из пещер прошептал старцу:
— Батюшка, откройте секрет — чем вы их мажете?
— Борис Николаевич, — отвечал тогда отец архимандрит, — есть ли среди вашего окружения те, от кого дурно пахнет?
— Конечно, нет!
— Так неужели вы думаете, что кто-то смеет дурно пахнуть в окружении Царя Небесного?
Говорят, этим ответом Борис Николаевич был полностью удовлетворен».

Более полумиллиона паломников ежегодно посещают пещеры. Здесь похоронены многие религиозные деятели: митрополит Вениамин (Федченков), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг), иеросхимонахи Симеон, Агапий, Пимен и др. Упокоен здесь и Лазарь Прозорливый, переживший свою кончину и трехдневное замирание и затем воскрешение. Из своей смерти старец вынес страх Божий: «Люта смерть грешника!» — повторял он. Император Александр I посетил Лазаря в пещере, и монах сказал ему: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)). В пещерах покоится прах многих именитых людей России — Пушкиных, Суворовых, Татищевых, Кропоткиных, Кутузовых, Мусоргских, Назимовых, Елагиных, Плещеевых, Ртищевых, Мстиславских… В настоящее время в пещерах хоронят только монахов.

P.S. «Два чувства дивно близки нам — / В них обретает сердце пищу — / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам». (А.С. Пушкин).


Фото из Интернета
Богом зданные пещеры Успенского Псково-Печерского монастыря.