Братский привет Дворянской общине Турополье!

Кирилл Козубский
Турополье, оно же Загребское поле — небольшая историческая область в Срединной Хорватии, к югу от Загреба. Известна она с XIII века. Турополье представляет собой холмистую равнину между рекой Савой на северо-востоке и Вукомеричской горной цепью на юго-западе. Топоним «Турополье» напрямую связан с диким европейским быком туром. Когда-то на этих просторах паслись огромные стада дикого скота, редевшие век от века. Последний туропольский тур был убит около 1800 года. В более широком историко-географическом смысле Турополье тождественно старинному административному округу Велика Горица, который некогда охватывал Туропольскую равнину, Туропольскую Посавину, среднюю часть Вукомеричского хребта и Среднее Покупье. Старожилы области, известные как туропольские дворяне-едносельцы, говорят на кайкавском диалекте хорватского языка. С давних времён прославились они воинской доблестью...

В XIII веке здесь существовал Туропольский архидьяконат. На юге, в Вукомеричских горах, архидьяконат граничил с владениями Топушского аббатства. Внутри этих природных границ функционировало свободное гражданское общество, крепко сплочённое в балканскую общину-задругу. Здесь никогда не было ни помещиков, ни системы кметства (это хорватский вариант крепостного права).

В 1225 г. венгерско-хорватский король Бела IV даровал туропольцам за их боевые заслуги статус дворян-едносельцев, граждан «Дворянской общины Турополье». Хорватия состояла тогда в династической унии с Венгрией. В 1278 году кодекс обычного права Турополья был утверждён Хорватским Сабором. В 1279 г. король Ласло IV Кун (внук Белы IV) подтвердил дворянское достоинство туропольских граждан. С тех пор у туропольцев бытует поговорка «сами себе господа» (sami svoji gospodari). То есть дворянский статус туропольцев был подобен тому, который впоследствии получили казаки-однодворцы Касимовского царства, Куликова поля и Белгородской черты. Любопытно, что характерным головным убором этих четырёх этнических групп были чёрные папахи. Говорят туропольские дворяне-едносельцы на кайкавском диалекте хорватского языка.

Столицей Турополья является Велика Горица, которая впервые упомянута (под именем «Горица») в 1228 году. Вот другие населённые пункты, в разное время основанные в Турополье или присоединённые к нему:

Вукоевац,
Горный Вукоевац,
Дольный Вукоевац,
Вуковина,
Мрацлин,
Велика Млака,
Мала Млака,
Старо-Чиче,
Щитарево,
Горный Хрушевец,
Лукавац (Дворац тож),
Лекеник,
Пещеница,
Бушевец,
Куче,
Огулинец,
Краварско,
Покупско,
Поляна Лекеничка,
Брежани Лекенички,
Букевье,
Роженица
и Храшче.

Существует легенда, что расположенное в пределах общины Краварско городище представляет собой руины руины замка, воздвигнутого князем Людевитом Посавским на фундаменте римского укрепления Ad Fines. Сей замок успешно выдержал несколько франкских осад. Однако, первое достоверное упоминание города Краварско относится лишь к 1334 году.

А вот первое достоверное упоминание Лекеника относится к 1217 году. То есть он основан был до Батыева похода "к последнему морю".

В 1299 г. выходцы из Турополья основали село Карашево в Банате (ныне в составе Румынии). Их потомки, известные как карашевцы, доныне сохранили хорватское самосознание и славянскую речь.

В 1466 г. венгерский король Матьяш I Хуньяди-Корвин подтвердил все права и привилегии туропольцев.

Дворац — второе название Лукавца — связано с небольшим дворцом или даже квадратным замком XV века, сохранившимся в Лукавце. Я впервые увидел фотоснимок этого замка в 1980 году, в англоязычном путеводителе «Yugoslavia. Tourist guide» (Zagreb, 1973), купленном мною в букинистическом магазине, размещённом тогда в Котельнической высотке Москвы. Автор путеводителя Иван Катушич (1923 — 1985) был человеком нелёгкой и неоднозначной судьбы. Уроженец хорватского острова Омиш, он в 1940 – 1944 годах проживал в Загребе и активно сотрудничал в усташской прессе. В 1944-м Катушич неожиданно перебежал к титовским партизанам! Как показали дальнейшие события, он перешёл к врагам с целью уйти в Италию. Но в 1945 году британские оккупанты выдали его титовцам. Катушичу "посчастливилось" избежать расстрела на месте. Он был приговорён к 5 годам и условно-досрочно освобождён через 3 года. Самореализовался в журналистике и документальной кинематографии. Что не может подлежать сомнению, Иван Катушич был великолепным краеведом. И потому вызывает немалое удивление, что снимок туропольского замка в путеводителе есть, а описание Турополья отсутствует. Явно титовская цензура постаралась!

Община Покупско впервые упоминается в 1359 году, под латинизированным венгерским названием Colpateu posseesione. В дальнейшем община фигурирует под такими именами, как Pokupye, Pocopia, Kulpateu, Culpatum, Culpatw, Kulpat;. Все эти имена завязаны на реке Купа, притоке Савы. В Средние века община Покупско принадлежала Топушскому аббатству и на востоке граничила с дворянским имением Шашинец, на севере — с дворянским владением Горный Хрушевец, на юге — с дворянским владением Горный Видушевац , a на западе, за деревней Дубранец, граничила с Дворянской общиной Турополье. В XVI веке Покупско оказалось в близком соседстве со стремительно набиравшей силу Османской империей. В 1521 г. здесь был возведён деревянный замок. После турецкого набега 1524 года, когда замок был сожжён, хорваты заново отстроили его в камне. Новый замок имел треугольную форму, с закруглёнными башенками по углам. Он не сохранился до наших дней, но место, где он стоял, покупцы до сих пор зовут «Pri gradu». После разорения турками Топушского аббатства, его администрация эвакуировалась в Покупско и вошла в подчинение Загребскому капитулу. И в те же примерно годы Покупско было присоединено к области Турополье. В связи с этим все покупцы (прежние монастырские крестьяне) также получили дворянские права.

В 1578 году граждане Краварско, Горного Хрушевца и Покупско, вместе с другими туропольскими дворянами-едносельцами разгромили в ходе Краварской битвы  превосходящие силы турок-османов, рвавшихся захватить Загребскую конурбацию (Градец и Каптол). Место битвы с тех пор зовётся Красной землёй (Crvena Zemlja), а турецкие набеги на какое-то время прекратились. И у туропольцев родилась поговорка:

«Захотели турки краварского вина, туропольских хором и загребских девчат!»

Граждане Покупско всегда гордились своей церковью, основанной ещё до нашествия турок-османов и уцелевшей в лихие годы. Она изображена на городском гербе. Турки ещё долго предпринимали попытки поработить Хорватию, Венгрию, Словакию, Словению и Австрию. И в песнях своих хорватский народ прославлял защитников родных рубежей и Господа Isusa. Здесь стоит сказать особо, что транскрипция Божьего имени ИСУС была выбрана не "безграмотными переписчиками" (как то утверждал невежественный патриарх Никон), но Святыми Кириллом и Мефодием. Сохранилась она и в глаголических книгах, которыми широко пользовались и пользуются доныне хорватские католики...

В конце XVI века невдалеке от Старого Лекеника поселилась отрасль венгерского графского рода Эрдёди (Erdody), бежавшая от османского ига. Их деревня стала зваться Эрдёдским Лекеником. В 1953 г. Эрдёдский Лекеник был административно присоединён к Старому Лекенику.

По решению Карловацкого конгресса 1699 года, граница Венгеро-Хорватского королевства с Османской империей прошла по реке Уна, притоку Савы.

В 1737 г. Kaрл III Габсбург даровал Дворянской общине Турополье герб и серебряную гербовую печать. На гербовом щите изображена овальная башня города Лукавца, справа и слева от неё стоят бойцы в красных мундирах. Из двух бойниц выглядывают пушки. Башню венчает рука с обнажённой саблей, слева от руки - полумесяц, справа - три шестиконечных звезды. Над щитом - орёл, держащий знамёна Хорватии и Славонии. Много веков пребывала Хорватия под чужой властью, однако, некоторые атрибуты государственности ей удавалось сохранить. И народная масса, и бОльшая часть хорватской интеллигенции, никогда не забывали прежней своей независимости.

Право Дворянской общины Турополье посылать своих представителей в Хорватский Сабор было подтверждено Судебной канцелярией Венгерского Королевства в 1830 году.

В 1842 году приходским священником в Покупско был назначен хорватский поэт, журналист и просветитель Павел Штос (1806 — 1862), автор сборника патриотических элегий.

В 1848 году Дворянская община Турополье неожиданно раскололась: часть туропольцев поддержала избранного хорватским народом бана Елачича - часть же, так называемые «мадьяроны», выступила на стороне революционной Венгрии.

В 1848 году Павел Штос деятельно поддержал избранного хорватским народом бана Йосипа Елачича, который выступил тогда против насильственной мадьяризации хорватов. В течение недолгого времени Павел Штос был викарием Загребской епархии. Он скончался в Покупско 30 марта 1862 года и был похоронен на элитном загребском кладбище Мирогой. В конце XIX века школьный учитель Антун Арнольд основал в Покупско богатую библиотеку.

Лишь когда в 1878 году юго-восточные хорватские земли Босния и Герцеговина были, по решению Берлинского конгресса, оккупированы войсками Габсбургов, турецкая угроза стала несколько менее актуальной.

В 1913 году Турополье посетил хорватский поэт, патриот и скиталец Антун Густав Матош. Выступая на собраниях туропольских дворян, хорватов и венгров, Матош призывал к национальному единству как непременному условию национального возрождения. Его искренняя и энергичная проповедь имела большой успех.

«Сейчас Турополье — народное и демократическое! Туропольцы голосуют за Хорватскую партию права и Хорватскую крестьянскую партию.» — писал Матош.

Главную угрозу Хорватскому делу Матош усматривал в политических интригах династии Габсбургов, и не столько самой династии, сколько самоуверенной Венской бюрократии, коварной и близорукой одновременно.

«Когда-то хорваты и мадьяры объединились против турок! Сейчас нам надо объединиться против германизации!» — писал Антун Густав Матош в 1913 году.

Имея хорватских, мадьярских и германских предков, Матош выступал за свободное демократическое развитие ВСЕХ наций. Однако ж, человечество неудержимо скатывалось в сторону ИНОЙ реальности: 1-ой Мировой войны. Матош не дожил до неё (этому человеку посвящена моя повесть «Наследственный эмигрант Антун Густав Матош»).

В 1918 году Турополье вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев. И познакомилось со всеми прелестями великосербского шовинизма.

7 апреля 1941 г. организацией усташей была провозглашена Независимая Держава Хорватская (НДХ), о которой так долго мечтали хорватские герои и мыслители. Турополье вошло в состав НДХ 10 апреля - одновременно со столицей Загребом. Туропольские дворяне-едносельцы единодушно поддержали усташского поглавника Анте Павелича, уроженца Герцеговины, сына уроженцев каменитой Лики, принадлежавших к хорватскому племени БУНЕВЦЫ (этой уникальной стране посвящена моя статья «Непокорённая Лика»).

Трудным оказалось возрождение Хорватской государственности. На юге, а затем и в центре станы свирепствовали сербские монархисты-четники (с апреля 1941 года) и коммунистические партизаны Тито-Броза (с июня 1941-го). Титовцев, как известно, поддерживали Сталин и Черчилль, последний какое-то время помогал и четникам Дражи Михайловича. Я не устаю подчёркивать, что и те, и другие сеяли смерть в хорватских сёлах, вырезывая целые семьи. Проникли титовские отряды и в пределы Турополья. Здесь они имели стратегическую задачу перерезать железнодорожную линию Загреб — Сисак.

В 1943 г. города Велику-Горицу и Турополье посетил поглавник Анте Павелич. Он был восторженно встречен народом. Павелич провёл смотр отрядов самообороны дворянской общины. Однако, партизан-титовцев в Центральной Хорватии становилось всё больше, и своими силами туропольцам было уже не справиться...

В связи с этим, в ноябре 1943 г. в Турополье были передислоцированы части 1-ой казачьей дивизии Гельмута фон Паннвица, в первые же дни они здорово потрепали титовцев. А те развернули в хорватской среде массированную клеветническую кампанию против казаков, приписывая им самые жестокие и циничные преступления. Стоит отметить, что одновременно сербские четники пытались аналогичным образом настроить казаков против усташей (и хорватов вообще). Иногда им это удавалось...

Для налаживания нормальных взаимоотношений двух братских народов, Анте Павелич назначил своим представителем при 1-ой казачьей дивизии сотрудника хорватского МВД Николая Богаевского, который в 1942 - 1943 годах «раскрыл и разгромил подпольные организации большевиков по хорватским городам» (проф. С. Гротов — «Парижский вестник» № 107 от 8 июля 1944 г.). Это был племянник Донского Атамана Африкана Петровича Богаевского (1873 — 1934).

«В Сисаке до сих пор проведено четыре совместных праздника казачьей дивизии с хорватскими вооруженными силами, усташами и гражданским населением. Другой пример – Лекеник. Некоторое время назад в это местечко вступил казачий полк. Сначала население бежало из города, но потом через несколько дней вернулось. В нынешних отношениях между казаками и населением я сам убедился в прошлое воскресенье. Разложенные здесь фотографии о проведенном там вчера совместном мероприятии являются тому красноречивым свидетельством. Я сам во многих деревнях смог убедиться в том, как казак помогает крестьянину, и как вечерами крестьянин сидит вместе с казаками за столом и с интересом слушает, когда они рассказывают о пережитом в "советском раю".» — рассказывал в апреле 1944 года Гельмут фон Паннвиц.

...О кровавой победе Тито-Броза в 1945 году я уже много писал и напишу ещё. При его диктатуре, в 1947 году, Дворянская община Турополье была упразднена, всё её достояние национализировано. И кстати — была уничтожена титовцами Покупская библиотека имени Арнольда.

В 1973 г. краеведы из карашевского села Клокотич (в Румынии) установили побратимские отношения с туропольским селом Бушевец.

Независимая Хорватская республика в 1991 году возродила дворянскую общину. В начале Хорватской войны за независимость (1991 — 1995) Турополье снова оказалось на переднем краю: здесь прошла линия фронта борьбы с коммунистами и сербскими четниками. И туропольцы стали стеной, не пропустили врага к Загребу!

В начале ХХI века Дворянская община Турополье потребовала реституции национализированной титовцами недвижимости. 16 ноября 2012 года в аэропорту Загреба народ торжественно встречал освобождённых из Гаагского узилища доблестных хорватских генералов Анте Готовину и Младена Маркача (отвоевавших в 1995 году древнюю хорватскую столицу Книн). В первом ряду стояла делегация туропольских дворян, одетых по старине в чёрные доломаны и чёрные папахи. Сойдя с трапа, далматинец Готовина обменялся с ними рукопожатиями.

У меня сохранилось несколько фотографий моего прадеда Алексея Михайловича Ермилова, касимовского казака, уроженца Великого Устюга, героя 1-ой Мировой войны. На одной из них он запечатлён в традиционной чёрной папахе.

С братским приветом Дворянской общине Турополье!