Откровение

Яков
…продолжение…

Как и было оговорено ранее, после выходных во вторник молодой монах встретился со старцем в назначенное время возле городской нотариальной конторы для оформления договора дарения, отпросившись для этого с работы на пару часов.

Ко времени встречи старец уже был на месте в своём стильном тёмно-сером пальто с кожаным портфелем, который придавал ему весьма импозантный профессорский вид, но никак не выдавал в нём инока, отшельника и современного схимника.

Молодой монах буквально залюбовался его практически безупречной современной внешностью городского интеллигента, которая не просто не соответствовала, но резко контрастировала с внутренним миром старца и той системой ценностей, которой старец строго и неукоснительно следовал многие годы.

После их последней встречи в сквере и неожиданного предложения старца, молодой монах на проятжении всех этих дней был в состоянии некоторого потрясения от услышанного, не решаясь даже жене сказать об этом, а пытаясь всё это осмыслить самостоятельно, чтобы дать этому какое-то более целостное объяснение.

Все эти мысли только усиливали давно возникшее у него чувство когнитивного диссонанса из-за столь глубокого разрыва и несоотвествия внутреннего духовного содержания старца и его импозантной  внешности, которая никак не соответствовала схимничеству и исихазму.

И хотя за всё время их знакомства молодой монах отчасти уже привык к некоторой парадоксальности в поведении старца, в тоже время, тому всякий раз каким-то необъяснимым образом удавалось вновь и вновь вызывать чувство потрясения своей очередной непредсказуемой  выходкой или  утверждением.

Молодой монах уже давно сделал для себя вывод о том, что рационально понять  логику  поступков старца  было невозможно, тем не  менее, всё, за что бы тот ни брался, ему давалось как-то очень легко и получалось всё в  итоге безупречно, а потому единственным объяснением этого была просто присущая старцу способность идеально вписываться в любые жизненные ситуации, не нарушая при этом общего порядка и гармонии.

Вместе с тем, молодого монаха весьма приятно удивляло и даже восхищало другое, - то, насколько гармонично древнее и архаичное духовно-аскетическое знание о душе, её внутреннем устройстве и назначении сочеталось у него с самым современным научным и высоко технологичным знанием.

По представлениям молодого монаха, старец в силу возраста и принадлежности к уже  уходящему поколению, не  мог столь легко  и  свободно чувствовать  себя в современном  информационном  мире, в  то  же  время старец  просто  поражал своей  информированностью и осведомлённостью во  всём, включая и знание современных компьютерных технологий.   

Именно это  обстоятельство и  было  для молодого монаха  необъяснимым, как эти две несовместимые модели мышления, относящиеся к совершенно разным эпохам, людям и взглядам на жизнь могли соединяться, если их разделяли даже не века, а тысячелетия. Но в лице старца эти две совершенно разных и непохожих системы знания каким-то невероятным образом стыковались, становясь одним целым, что восхищало и пугало одновременно своей глубиной из которой проступала сама вечность.

В этом ракурсе старец со всем его древним знанием был своего рода уникальным живым мостом в далёкое и давно забытое прошлое самых первых веков христианства, когда ещё было распространено пустынное отшельничество, а сам он выполнял для монаха роль гида по древнему духовно-аскетическому знанию святых отцов - пустынников, очень умело переводя и интерпретируя древние смыслы в современные понятия, термины и категории.

Самым удивительным для  молодого монаха было то, как легко и непринуждённо старец менял уровень осознания, переводя и интерпретируя весьма специфические духовные понятия и категории учения отцов в современные термины. Именно это искусство старца вызывало наибольшее восхищение и молодой монах прекрасно понимал, что в лице того он имеет просто уникального информатора по аскетическому знанию древних отцов - подвижников.

Именно эти мысли занимали ум молодого монаха на протяжении последних дней и ответ на свои вопросы он надеялся получить на очередной встрече на которую едва не опоздал из-за задержки транспорта. Нотариус уже пригласила зайти к ней, но старец вежливо задержал её в коридоре на пару минут, которых монаху хватило, чтобы успеть добежать до конторы и войти внутрь.

Процедура заключения договора дарения не заняла больше получаса и прошла на редкость быстро и легко. Все документы и справки старец подготовил заранее, поэтому всё время заняло только оформление самого договора. После уплаты соотвествующей пошлины и получения на руки оформленного договора, старец символично пожал руку молодому монаху и они вдвоём вышли на улицу.

Светило яркое весенне солнце и сама природа, только пробудившаяся после долгой зимней спячки, располагала к живому общению.

- Ну вот, большое дело сделали, брат, теперь моё хозяйство в надёжных руках и меня ничто больше не тяготит. На следующей неделе заедь как будет время, я тебя детально проинструктирую как там со всем управляться. Там есть свои ньюансы.

- Хорошо, отче, непременно заеду.

- Погода сегодня просто прекрасная. Ну что, может, найдём где-нибудь поблизости местечко для разговора ? - предложил старец.

- Можно, у меня есть пара часов свободного времени до обеда.

- Тебе же потом на остановку автобуса, если я  правильно понимаю ? - переспросил старец.

- Да, на  остановку 34-го, - ответил молодой монах.

- Ну, тогда давай пройдём к центральной площади, там рядом и остановка  твоего автобуса и по всему периметру есть много скамеек, которые в это время дня почти всегда свободны.

Пройдя чуть более ста метров от нотариальной конторы, молодой монах и старец вышли к городской площади, расположенной рядом со сквером, где они последний раз встречались. По всему периметру площади были свободные лавочки, как и предплолагал старец. Выбрав одну из них, расположенную ближе всех к пямятнику Ленина с возложенным у подножия венком, старец предложил присесть.

- А почему ты выбрал именно эту лавку ? - поинтересовался молодой монах.

- Потому что она мне просто понравилась, к тому же я испытываю давнюю симпатию к вождю мирового проллетариата, которому лихо удалось облапошить матушку Россию и почти весь мир совершенно ложной и пустой идеей коммунизма, позаимствованной марксизмом у первых христиан.

- Ты серьёзно или шутишь ?

- Серьёзно, какие тут могут быть шутки, - с улыбкой ответил старец и молодой монах так и не понял шутит он или говорит всерьёз. - Ты же сам видишь, насколько сильна эта бредовая идея в массовом сознании, если даже после полного её краха и доказательства утопизма, она опять будоражит умы людей и снова оказывается кем-то востребованной ?

- Да, вижу и с чем это по-твоему может быть связано ?

- Я тебе об этом уже говорил когда-то, хотя ты этого уже не помнишь. Так устроена и работает нравственная матрица сознания человека, которую эксплуатирует церковь под видом Христа, а власть и  государство под видом морали. Проще говоря, мораль - это основа человеческой и социальной нормы, поэтому к ней всё и скатывается в условиях любого кризиса и хаоса.

Мораль - это главный инструмент упорядочивания социума. Когда личность и общество погружаются в глубокий хаос, мораль - это то, с чего начинается их восстановление и упорядочивание для приведения к условной норме человечности, поскольку эта условная норма основана именно на морали, как золотой середине пирамиды духовного сознания.

- И это можно как-то доказать на исторических примерах ? - переспросил молодой монах.

- Конечно можно. Все буржуазные революции в истории - это революции утверждения и торжества голой морали. Так было и во Франции и в России в 1917-м году, когда воцарился хаос из-за откровенного жиробесия русского самодержавия, и Ленину с большевиками не оставалось ничего иного, как прибегнуть к помощи коммунистической морали для низвержения прогнившей верхушки и наведения элементарного порядка в обществе.

То же самое по сути происходит и сегодня спустя сто лет, когда после периода дикого олигархизма и разворовывания страны коммунистическая мораль опять становится инструментом жёсткого упорядочивания общества. Только на этот раз мораль использует сама же  власть и церковь, но не в интересах народа, а для сохранения своего господства и могущества.

- Но ведь при этом преследуются совершенно разные цели.

- Это не важно, - ответил старец, - да, цели при этом, конечно, разные, но суть одна и та же - использование морали как инструмента наведения жёсткого порядка, поскольку мораль - это главный и базовый инструмент социального регулирования в соотвествии с матрицей сознания.

В то же время использование этого жёсткого инструмента является прямым подтверждением того, что общество пребывает в состоянии глубочайшего культурного и духовного кризиса, поскольку в здоровом обществе функцию голой морали выполняют культура и духовность, как на порядок более совершенные инструменты регулирования.

Если власть и церковь прибегают к помощи морали - это прямое доказательство полной бездуховности общества и отсутствия в нём социальной и человеческой культуры, поскольку голая мораль соотносится с духовностью и культурой, как медвытрезвитель с санаторием и пансионатом. Мораль - это инструмент социальной хирургии, используемый тогда, когда пациент находится уже почти при смерти и ничто иное ему уже не поможет.

- Но я всё же хочу понять, отче, почему так сильна идея коммунизма, несмотря на то, что уже неоднократно была доказана её ущербность и полная несостоятельность?

Старец  улыбнулся  и сокрушённо покачав головой, показал  своё разочарование  вопросом  молодого монаха или скепсис.

- Она сильна тем, что обращается к нравственной матрице человека и лукаво эксплуатирует очень  мощное  и бессознательное чувство социальной справедливости, которое и порождает  утопию  о возможности  построения  грешниками и падшими людьми идеального  общества на  земле,  основанного на  голой  морали. 

Не забывай, что идея коммунизма - это образ общинного  христианского рая на земле в умах невежественных и духовно необразованных людей, ведомых голым морализмом, которые искренне думают, что мораль - это и есть потолок совершенства человека и общества, к которому нужно всем стремиться, но это иллюзия, которую рисует матрица сознания.

Что-то подсказывает мне, что примерно  то же самое думали и первые христиане, ведомые нравственным кодексом Евангелия и идеей создания на  земле идеального общества мира, справедливости и взаимной любви, руководимого Вселенской христианской церковью.

История убедительно и неоднократно показала, что это благие намерения, ведущие прямиком в ад, т.е. к прямо противоположному, поскольку любая мораль, включая и религиозную, вырождается в тиранию, диктатуру и кровавый террор и святая инквизиция это прекрасно доказала.

- Хорошо, возможно, так и есть, как ты говоришь, но скажи мне как матрица сознания может создавать эту иллюзию даже в церкви ?

- Очень просто, через образ Христа, который и служит олицетворением морали, нравственности и духовности. Я тебе уже говорил, что лукавство массовой религии и церкви состоит прежде всего в том, что мораль и нравственность религия преподносит как духовность. Именно поэтому к  реальной  духовности  в казённой церкви никто не стремится и даже не знает что это такое, а стремятся все только к морали и нравственности.

Именно эту нравственную идею массовая религия с церковью и эксплуатируют уже много лет, по сути являясь главными инструментами морального регулирования общества. Ни о какой духовности при этом речи никогда не шло и не идёт, поскольку реальная духовность ни государству, ни церкви не только не нужна, но даже опасна. Вот почему все иноки и  духовные  люди всегда были, есть и будут гонимы и властью и церковью, а моральные славимы и почитаемы.

- Получается что и государству и церкви от человека нужна одна только мораль и нравственность, так ? - с некоторым удивлением переспросил молодой монах.

- Именно так, брат, - ответил старец. - Что-то подсказывает мне, что мораль государству и церкви даже важнее нравственности, поскольку нравственность - это более глубинное качество сердца и им сложнее манипулировать, а вот мораль - это нечто более внешнее и  более поверхностное в  виде рациональной интерпретации духовности и нравственности посредством соотвествующих норм, установок и идеологии, которой манипулировать гораздо легче.

Только это подмена и грубое искажение христианской духовности и самой сути учения Христа о спасении, который не завещал строительства коммунистического рая на земле, а тем более с помощью марксистско-ленинской морали, а завещал тесный путь выхода ветхого человека и всех земных привязанностей к Отцу в мир Логоса, поскольку Царство Божье не от мира сего и не может быть в мире сем.

Государство и церковь грубо переврали учение Христа о спасении и создали в корне ложную и утопичную идею морального спасения в земном коммунистическом раю, подкрепив её доктриной  величия  и превосходства и вооружив идеей победобесия, патриотизма и священной войны от имени Бога, что самое  ужасное.

Именно эта жуткая ересь сегодня и завладела умами многих людей в России и двигает страсти, но как это ни парадоксально, источником этой идеи является... - старец сделал паузу для подчёркивания сказанного, - ...Евангелие, как главный морально-нравственный кодекс христианства и православия.

- Я не  могу в  это поверить, отче, ведь Евангелие написано Святым Духом, испытано веками и не может быть ложью ни при каких условиях, - возразил молодой монах.

- В том-то всё и дело, брат, что это именно так. Евангелие истинно по сути и богодухновенно, в этом спора нет и быть не может. Вопрос в другом - что такое Евангелие для христианства и учения Христа об Отце и каково его значение для спасения ? Вот тут есть над чем подумать и я  бы хотел, чтобы ты ответил мне на этот вопрос как православный монах и тайный схимник. Ну как, готов ответить ?

Молодой монах задумался и почему-то несмотря на всю простоту вопроса старца готового ответа у него не было. Немного поразмыслив, он попытался  дать ответ  из  уже известных  ему по  семинарскому  образованию  фактов:

- Евангелие буквально значит Благовестие или благая весть от Христа, как Сына Божьего, всему миру о возможности спасения души по слову самого Спасителя - «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». А что тут не так, отче ?

- Да всё тут так, - с улыбкой ответил старец. - Не так тут только то, что Евангелие - это суть манифест о спасении или оповещение человечества о самой возможности спасения души, но это не методология спасения, понимаешь, а только призыв, вот в чём дело.

- Я не совсем тебя понимаю, отче, но ведь в Евангелие кратко излагается весь путь Христа от самого рождения, земного служения до крестной смерти, включая воскресение и вознесение.

- Вот именно что кратко, - земетил старец. - Евангелие - это же по сути хронология главных вех крестного пути Христа и краткая история Его жизни, миссии и подвига, изложенная чуть по-разному  четырьмя Евангелистами, но это не сама методология спасения посредством подвизания, аскетики, умной молитвы и умного делания.

Я не принижаю роль Евангелия в котором зашифрована вся суть христианства и учения Христа по  древней  традиции, где сами  четыре  Евангелия являются скрытыми символами тетраморфа - Человек, Вол, Лев, Орёл, я  просто  говорю о  том, что Евангелие - это только призыв ко спасению, а не детальная методология работы с  душой и телом, понимаешь?

- Не совсем, поясни ещё раз что ты имеешь в виду.

Старец закрыл глаза, точно погружаясь куда-то для поиска ответа и через минуту сказал:

- Как бы тебе это объяснить, брат, духовное совершенствование и достижение тела энергии для спасения, - это не чудо, а тяжкий труд и тот же спорт высших достижений, основанный на  высшем знании, только применительно не к физическому телу, а к телу энергии или душе, которая достигает своего совершенства благодаря некоторой тренировке и внутренней  работе.

Проще говоря, над своим спасением каждому человеку нужно очень сильно потрудиться и потренироваться в жизни по  учению  отцов, буквально как спортсмену, который нацелен на высшее достижение в виде преодоления самого себя через раширение своих возможностей за счёт осознания.

Как писал  преподобный Симеон Новый Богослов - «Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным  - действием силы Божией, так чтобы стал он умом обоженным, т. е. бесстрастным и святым». 

Только обычный спортсмен тренирует и развивает своё физическое тело, которому в итоге по-любому суждено состариться и умереть, а инок и аскет тренирует и развивает своё духовное тело или правильнее тело энергии, которое бессмертно, осознанно расширяя себя и свой  ум  в сторону Логоса через духовное сердце.

- Да я это всё понимаю, отче, только как это связано с Евангелием ? - переспросил молодой монах.

- Так напрямую и связано, - с улыбкой ответил старец. - Скажи мне, брат, а ты сам каким-нибудь спортом в жизни занимался ?

- Да, правда очень давно в  юношестве занимался лёгкой атлетикой, а  точнее бегом на спринтерские дистанции, - ответил молодой монах.

- Замечательно, - сказал старец, - тогда скажи мне а по какой методике тренируется любой спортсмен ?

- Ну, я этого не могу знать наверняка, - сказал молодой монах, - вероятно по методике конкретного вида спорта в котором он специализируется. Этим должен больше владеть его тренер, я так думаю.

- Ты совершенно правильно думаешь! - воскликнул старец. - Любой спортсмен тренируется под руководством опытного тренера по специальной методике достижения конкретного результата в конкретном виде спорта.

А теперь скажи мне, а может ли спортсмен достичь высокого результата в спорте и победить на олимпийских играх, если он будет тренироваться без тренера и не по чёткой метолологии, а только по... - старец  сделал паузу  - истории жизни и вехам побед известного олимпийского чемпиона, скажем так ?

Молодой монах задумался и ему стало понятно то, что имел в виду старец, и какую именно параллель он проводил, сравнивая духовность со спортом высших достижений, духовного наставника с опытным тренером, а Евангелие со славной историей побед великого спортсмена.  По  логике  старца Евангелие, действительно, не выглядело методикой духовного преображения, а выглядело только призывом ко  спасению и следованию за Христом.

- Значит по-твоему Евангелия недостаточно для спасения ?

- Я тебе уже ответил на этот вопрос, - сказал старец. - Спасение  спасению  рознь. Как может быть достаточно для спасения одного лишь Евангелия, если в нём нет ни методологии аскетики, ни учения святых отцов о душе, ни конкретных знаний об исихии,  умной молитве и умном делании ?

Евангелие - это только указатель цели для ума и сердца и человека к чему ему нужно стремиться, но это не стратегия, не тактика и не методология достижения цели, а ведь многие искренне полагают, что кроме Евангелия верующему  для спасения ничего больше не нужно, вот в  чём вопрос.

- Я сам точно также думал  много лет, - сказал молодой монах. - Но ведь и без Евангелия невозможно прийти ко Христу ?

- Невозможно, тут ты прав, но на то спортсмену и нужен опытный тренер, чтобы объяснить чем история славных побед в спорте отличается от методологии достижения конкретного результата. Дело в  том, что в современной церкви опытных тренеров, как и знания этих отличий, давно  уже нет и все  тренируются кто по чём, включая   и Евангелие.

Именно поэтому современные церковные спортсмены,  так  их назовём, в лице иноков и монахов, не говоря о простых верующих, тренируются в спасении не по  методологии, а по церковным  сказкам, моральным мифам и  нравственным притчам  Евангелия, а потому  ходят кругами, как мельничные  ослики, и приходят в  итоге не ко Христу, а к голому морализму, патриотизму и победобесию.

Очень не многие сегодня даже среди схимников и исихастов знают подлинную методологию духовного спорта высших достижений, который и позволяет человеку преодолевать самого себя, выходить из матрицы ветхого человека и достигать тела энергии. Всё это знание включало в себя учение Христа об Отце из которого государство и церковь сделали моральный кодекс строителя христианского коммунизма на земле. Вот в  чём подмена  и  ложь.

- Хорошо, допустим это так, но в чём тогда заключается роль Евангелия на твой взгляд ?

- Роль Евангелия на  мой  взгляд только в том, чтобы сотрясти до основания прочный рациональный эго ум человека, который слеп и  ведом эгоизмом, прагматизмом и животными инстинктами, а потому ничего не знает о Христе, духовном мире и спасении себя. Это  сотрясение эго ума нужно только для того, чтобы  дать уму верную  цель расширения не  во  внешний  мир, а внутрь самого себя. Это и есть посев условного семени духовного  знания, которое должно прорасти и стать  древом духовного сознания нового человека. Взращивание  этого древа  и  требует знания  методологии.

Иными словами,  задача Евангелия - это поставить перед человеком и его сознанием новую и более высокую духовную цель - спасение души во Христе через покаяние и полное изменение матрицы ветхого человека и всей его информационно-энергетической природы. Именно для  этого  нужно  духовное  знание  и тренер, поскольку это поистине  титанический  труд над  собой, связанный с  развитием и  расширением духовного сознания.

Но Евангелие не даёт детальной методологии и пошаговой  инструкции этой работы,  оно не учит  тому, как остановить ум, как  найти  сердечное  место, как  вводить ум в  сердце  и осуществлять бдение  и умное  делание. Всё  это составляет багаж святоотеческого  предания. Вот почему я повторяю, Евангелие - это только благой призыв ко спасению и поиску духовного тренера и методологии по  учению Христа.

- А чем тогда можно объяснить то, что Евангелие постоянно читается в церкви во время литургий и богослужений как священный текст ?

- Ничем, - ответил  старец, - данью церковной традиции и важностью благоговейного отношения  к памяти о крестном пути Христа. Постарайся понять, что и государству и церкви всегда была важна массовость веры, как инструмента морального управления обществом. Именно поэтому знание о тесном  пути спасения намеренно предельно упрощалось, чтобы быть более привлекательным и понятным для простых людей.

Ты же понимаешь, что если простому человеку изначально показать всю сложность, рискованность и опасность пути совершенной веры, требующего полного отречения от мира, самораспятия и внутреннего изменения всех энергий  души, то ни один здравомыслящий просто не станет на этот путь и посчитает его подлинным безумием, каким он и есть в действительности.

Вот по этой причине путь спасения церковью был предельно упрощён и для этого были созданы многочисленные мифы и сказки  о том, что знание надмевает и верующему во Христа ничего кроме Евангелия знать не нужно, что Христос сам нигде и ничему не учился, а был  сведущим от рождения, что для спасения достаточно только признания своей грешности и так далее. Этих  мифов и якорей в  современном  обрядоверии  сотни.

Поэтому я тебе и говорю, что Евангелие - это духовный первоисточник,  но  не методология спасения и достижения духовного совершенства, а лишь способ обрести истинную цель и начать поиск этой методологии спасения, чтобы прийти в итоге к святым отцам Восточной Церкви, как тем практикам и спортсменам, кто прошёл по этому тернистому пути и достиг на нём практических результатов.

- Если я правильно понял твою мысль, то ты хочешь сказать, что святых отцов и подвижников можно напрямую сравнить со спортсменами, достигшими выдающихся результатов, так ?   

Старец громко засмеялся, чем привлёк внимание прохожих, которые неодобрительно посмотрели в их сторону, и немного успокоившись, ответил:

- Так,  а почему нет ? Я же тебе уже говорил, что в основе любого подвижничества и духовного совершенствования лежит аскетика, а аскетика буквально и переводится как упражнение, только душевно-духовное  для достижения не телесного, а духовного результата и это по сути тот же самый спорт высших достижений, целью которого является достижение и развитие тела энергии или души. 

Ты же знаешь, что аскетика - это способ отсечения всего лишнего для высвобождения энергии, которая и нужна для соединения ума с духовным сердцем, из которого и открывается доступ к телу энергии. А исихия, умная молитва и умное делание - это способы развить и укрепить тело энергии до возможности автономного существования в духовном мире. По-моему  тут  всё  предельно ясно и чётко.

Вот почему учение отцов о душе - это не просто древнее и архаичное знание, а методология и пошаговая инструкция практического использования и Евангелия и аскетики, без которой не может быть никакого совершенства и спасения, а может быть только имитация и вождение хороводов вокруг попа и его прихода.

Ну теперь-то хоть ты понимаешь как мало одного только Евангелия для спасения и почему нужно ещё овладение аскетикой и учением отцов о душе?

- Да, понимаю, но не понимаю как всё это связано с коммунизмом, о котором ты говорил вначале.

- Напрямую и связано, - ответил старец. - Точно также как и современная религия с церковью не говорят верующим всей правды о спасении и трудности спасения души, также и коммунизм нагло и откровенно лжёт человеку о светлых и радужных перспективах, подменяя рай небесный земным, который невозможен на грешной земле, а потому всегда в итоге становится адом и диктатурой меньшинства.

Но наивные и глупые люди любят и будут любить светлые и добрые сказки, поэтому и церковная сказка и коммунистическая существуют до сих пор даже несмотря на то, что вокруг уже настоящий ад, который создан в том числе с помощью этих двух сказок. И нет силы на земле, способной заставить людей это осознать, хотя некоторые это знали и понимали очень давно.

Как инок и схимник, ты должен знать, что уровень голой морали без  выхода на  уровень  духовности - это и есть гибельный тупик коммунизма и  обрядоверия, заканчивающийся стагнацией, застоем и неизбежной смертью, поскольку по учению Христа и отцов идти нужно ещё дальше и выше и от уровня морали переходить к духовности, а этого перехода в современной церкви и коммунизме нет, поэтому они оба и обречены в этом мире, который лишь поприще для испытания души.

Советчик подсказывает  мне  сейчас, чтобы я  открыл  тебе главную  тайну  любой морали, хотя я в этом очень сомневаюсь, не преждевременно ли это будет.

- Ну так не открывай.

- Да нет, всё  же открою, раз он настаивает. Ты  должен  это знать, как  схимник.  Богу от человека в действительности не нужна ни мораль, ни нравственность, а  нужна  только энергия осознания. Именно поэтому  все морально-нравственные  потуги  верующих - это не  более, чем  забавные  игры социальных животных, преследующие цель развития осознания  и не  более  того.

Молодой монах посмотрел на старца удивлённым  взглядом не в силах поверить что  тот сказал.

- Я просто не могу в это поверить, отче. Как и почему мораль и  нравственность могут  быть не нужны  Богу, если  они  основа нравственного  богословия церкви?

- Я же тебе говорил, что  высшее  духовное знание - это подлинное священнобезумие, которое просто взрывает телесный  и душевный разум. Постарайся  понять, что в Логосе нет закона  человеческой морали,  но  не потому, что Логос аморален, а  потому, что он и есть высшая нравственность и  мораль, руководимая ещё  более  совершенным Законом безупречности  и безусловной любви. Вот  откуда проистекает православное Бог есмь любовь.

Логосу  просто  не нужна человеческая мораль и нравственность, поскольку это очень примитивная  мораль  ветхого и страстного человека, который от эгоизма пришёл только к человеческой  добродетели, но не божественной.  Нравственный  человек - это не  безстрастный, а  Логос совершенно безстрастен и войти в него может только  совершенно безстрастное, а не моральное. Вот почему мораль и нравственность нужны не Богу и не Логосу, а самому человеку, причём, только на земле и как инструмент достижения безстрастия для входа в Логос.

Это великая духовная тайна, которую  берегут от умов простых людей, как  зеницу  ока, поскольку она  утверждает превосходство духовной силы над любой земной  моралью и нравственностью. 

- Ты хочешь сказать, что закон духовной силы и  могущества выше  закона  человеческой морали и нравственности ? - переспросил  молодой монах.

- Я не хочу  это сказать, а утверждаю это, - сказал  старец. - Закон человеческой  морали и нравственности распространяется  только на тех, кто  сам ещё находится на этом уровне, относящемся к  матрице  ветхой  человечности,  хотя  и  морально-нравственной.

Те, кто практически  достигают  тела  энергии, как  уровня духовного совершенства  и духовной силы, выходят из  поля  действия морально-нравственного закона  и входят в  поле  действия Логоса и Закона духовной силы, уподобляясь в  этом  бесплотным, а  это  значит, что духовный человек может игнорировать  законы человеческой  морали и действовать как  инструмент высшей духовной силы, поскольку Закон Логоса  выше и совершеннее закона любой человеческой морали.

Именно по  этому закону апостол Пётр и умертвил  силой  Духа в  назидание всем христианам солгавших ему Ананию и Сапфиру  и не  испытывал никакого угрызения  совести и не был никем осужден, ибо решения Духа, исполненные через носителей духовной  силы, смертными не обсуждаются, а принимаются как данность. Ты  же  момнишь, что «духовный человек может судить обо всём, а о нём никто не может судить».

Это и есть главная  причина  того, почему государство и церковь делают  такой  сильный  упор на  мораль и  нравственность и  так  панически боятся всех отшельников, странников  и анахоретов, как  возможных  носителей духовной  силы,  пребывающих вне закона обычной  человеческой морали.

- Это известно только видящим ? - переспросил молодой монах.

- Почему, не только. Это известно всем осознанным и духовно образованным людям, достигающим верхних слоёв духовного ума, с которого и открывается вся картина мира сего. Дух истины со мной в этом соглашается, - с улыбкой заметил старец.

Увы мой, друг, мир людей неуклонно деградирует на протяжении всех цивилизаций и последних трёх тысячелетий и даже не осознаёт этого, искренне думая, что человек и мир развиваются, но в реальности всё в точности наоборот.

- Это тебе тоже подсказывает советчик ?

- Нет, это я прекрасно знаю и сам, - с улыбкой ответил старец, - Ты сам подумай, для современного человека сместить фокус осознания на один или два слоя - это великое достижение в жизни, которое он считает своей интеллектуальной эволюцией.

Для тебя, как монаха и инока, смещение фокуса сознания на четыре или пять слоёв огромное духовное достижение, которое не укладывается даже в церковное понимание. Достижением моего учителя была способность смещать фокус сознания на семнадцать слоёв, а духовные люди древности могли смещать фокус осознания на многие десятки и даже сотни слоёв, меняя намерением целые миры и вселенные.

Мой учитель говорил, апокалипсисом души человека будет окончательная фиксация и закрепление фокуса сознания только на одном внешнем слое рационального ума и мышления, который максимально удалён от Логоса. К слову любая жёсткая фиксация фокуса сознания - это тоже ловушка для ума.

- В каком смысле, поясни, отче ?

- В самом прямом. Энергия благодати - это именно то, что делает фокус сознания подвижным, когда она иссякает, фокус сознания замирает и как бы неподвижно закрепляется на одном из слоёв пирамиды сознания. Это закрепление и есть предельная реальность воспринимаемого мира.

Для любого инока, схимника и исихаста принципиально важно иметь раскрепощённый и максимально подвижный фокус сознания, посколько это и есть ощущение и переживание свободы духа.

К примеру свой фокус сознания я уже предельно раскрепостил и когда я говорю, что меня в этом мире уже ничто не удерживает, я имею в виду именно не фиксированность фокуса моего сознания, а подвижность и свободу премещения по всем 17-и слоям, благодаря чему я и могу свободно погружаться в древнее знание отцов и моментально возвращаться к современному знанию.

Может сложиться ощущение, что погружение в древнее знание - это опускание куда-то вниз, а возвращение к современному - подъём вверх,  но в  реальности всё в  точности  наоборот, поскольку древнее знание отцов  лежит на  15-м  слое, а  современное только на  3-м. Поэтому возвращение в  нашу земную  реальность - это почти спуск в самый ад, который начинается  за первым слоем.

Неожиданно для себя, молодой монах осознал, что старец коснулся того самого вопроса, который и не давал ему покоя все эти дни и не совсем удовлетворённый ответом старца, он задал уточняющий вопрос:

- Значит, реальность восприятия мира обычным человеком определяется только силой фиксации точки фокуса сознания ?

- Разумеется, а чем же ещё. Картинка реального мира - это лишь итог прочности фиксации фокуса сознания и больше ничто. Как только фокус сознания смещается на иной слой, тут же меняется и вся картина мира. Я тебе уже говорил, что секрет осознанности и владения осознанием в умении управлять всеми смещениями фокуса сознания по всей пирамиде.

Твоё удивление тем, что я в совершенстве знаю учение древних отцов имеет очень простое духовное обяъснение. Я просто могу смещать точку фокуса своего осознания в то самое положение, в котором она была у отцов - пустынников, и благодаря этому могу в точности знать всё, что знали они, собирая как бы в своём сознании их картину мировосприятия.

После этого я снова смещаю фокус осознания на уровень современного человека и возвращаюсь в нашу реальность, сохраняя в памяти картину мира святых отцов. Именно это и позволяет мне древнему знанию давать современную интерпретацию. Также точно поступали все учителя древнего духовного знания.

- Значит обычный человеческий рационализм, морализм и прочие измы - это лишь результат жёсткой фиксации фокуса сознания на определённом слое ?

- Именно так, - с удовлетворением заметил старец, - к примеру махровый рационализм и научный атеизм - это всего лишь результат жёсткого закрепления фокуса сознания на третьем слое телесного ума. Религиозный морализм и фанатизм - это результат такого же жёсткого закрепления фокуса сознания только на девятом слое душевного ума.

Все виды и формы душевной патологии - это тоже результат смещения и закрепления фокуса сознания в некоторых промежуточных и переходных пложениях между слоями. А что такое духовная мудрость и священное безумие духовного сознания, думаю ты уже знаешь и сам.

- Это закрепление точки фокуса сознания на 15-м слое ?

- Ну конечно, это вершина фокуса сознания для человека и фактически последняя грань обычного человеческого, поскольку закрепление фокуса сознания на 17-м слое - это уровень Христа в момент выхода из пустыни после искушения сатаной на проповедь Евангелия, а это уже уровень Богочеловеческого.

Старец посмотрел по сторонам, точно ища какого-то знака, и после паузы продолжил:

- Могу тебе со всей отвественностью сказать и не от себя, что беда современного человека и самой человечности в духовном смысле заключается только в одном - в крайне жёсткой фиксации точки фокуса сознания на третьем слое, что и делает мир материи чрезмерно реальным и единственно сущим, хотя он не более чем узкая полоска божественных эманаций в рамках нескольких слоёв осознания.

Если бы у человечества была хоть малейшая возможность сделать фокус сознания людей хоть чуть более подвижным, то этот мир ещё можно было бы если не спасти, то изменить к лучшему хотя бы на время, но это не предусмотрено Логосом.

- И что нет никакой силы и возможности это изменить ?

- Увы, никакой, - ответил старец, - не считая чуда неожиданного обретения потенциала энергии благодати, которая и позволяет смещать фокус осознания. Но как ты уже знаешь, над всеми чудесами в этом мире нужно очень много трудиться, а накопление энергии благодати - это самое трудное чудо из всех, поскольку это и есть путь к свободе духа и спасению души. Вот почему духовное знание - это сила.

- Отче, ответь мне пожалуйста на один вопрос, как хочешь ответь - сам или с помощью твоего духа советчка, только ответь - православие действительно вступает в последнюю схватку с антихристом и сатаной ?

Старец засмеялся  и  символично хлопнул в  ладоши, демонстрируя  всю несерьёзность вопроса, который  задал молодой монах.

- Ну что ты такое говоришь, какая схватка и с каким  сатаной ? Для ответа на этот вопрос помощь утешителя мне не потребуется, поскольку ответ я прекрасно знаю и сам. Современное православие вступает сегодня в схватку не с антихристом, а с собственным невежеством и имперским жиробесием, которое в нём копилось и не подвергалось чистке около пяти столетий.

На наших глазах отмирает ветхая православная державность  с  её  голым  морализмом, православным сталинизмом и сергианством, как та моральная короста, которая присохла к святоотеческому православию за последние столетия. Святоотеческое православие в лице учения Христа и согласного учения святых отцов Восточной Церкви было, есть и будет всегда, как отражение сияния Логоса, который вечен и бессмертен.

Поэтому не переживай за православие, брат, а думай больше о собственном спасении. Кстати, тебе, наверно, уже пора возвращаться на работу, - неожиданно заметил старец.

Молодой монах посмотрел на часы и сделал широкие глаза от удивления:

- Два часа пролетели как одно мгновение. Я уже опаздываю, отче, мне уже нужно срочно идти на остановку.

- Не смею задерживать, брат, - с улыбкой ответил старец. - Жду тебя в гости на следующей неделе,  можешь приехать вместе со Светланой.

…продолжение следует…