Эриксон и его недирективный гипноз

Гадаев Алексей Вениаминович
Милтон Эриксон использовал гипнотические техники амнезии, диссоциации, замешательства или путаницы.
Гипнотический транс - это последовательность взаимодействия гипнолога - пациента, приводящая к поглощенности внутренними восприятиями вызванными без участия сознания, "Я" пациента начинает проявляется автоматически.
М. Эриксон использовал в соответствии с принципом утилизации, согласно которому стереотипы самопроявления пациента рассматриваются как основа возникновения терапевтического транса.
Микродинамика внушения состоит из следующих стадий
Фиксация внимания;
Депотенциализация установок сознания;
Бессознательный поиск;
Гипнотический отклик.
В стадии фиксации внимания важно обеспечить и поддерживать его сосредоточение с помощью:
Рассказов, которые интересуют, мотивируют, увлекают пациента;
Стандартные фиксации взгляда;
Пантомимы и невербального общения в целом;
Воображения и визуализации;
Левитации руки;
Релаксации и других способов.
Вторая стадия – депотенциализация установок сознания – осуществляется, когда удается зафиксировать внимание и фокус внимания автоматически сужается до той степени отсчёта пациента становятся уязвимыми для депотенциализации.
Для этого используется:
Шок, удивление;
Отвлечение внимания;
Диссоциация;
Когнитивная перегрузка;
Замешательство и другие способы.
  Эриксон часто использует «сюрприз – неожиданность», чтобы «встряхнуть» человека из его привычных паттернов ассоциаций, пытаясь развить его естественные способности к бессознательному творчеству.
   Прием замешательства (путаницы) состоит в дезориентации во времени. Внимание пациента сосредотачивается с помощью беседы на каких-то нейтральных, повседневных действиях (например, еде), а затем постепенно выполняются различные маневры. Создающие замешательство и вызывающие дезориентацию (например, быстрая смена точек отсчёта времени, введение несуразностей, ускорение темпа речи). В качестве примера можно привести фрагмент текста начала наведения:
«и вы, возможно. Ели сегодня что-то такое, что ели раньше, может быть, на прошлой неделе или позапрошлой неделе… и возможно, будете есть то же самое снова на следующей неделе или ещё через неделю… и может быть, тот день на прошлой неделе, когда вы ели то, что ели сегодня, был тогда сегодняшним днём точно так же, как этот день сейчас – сегодняшний. Другими словами, то, что было тогда, возможно, совсем как о, что есть сейчас…может быть, это был понедельник, как сегодня, или вторник, не знаю… и, может быть в будущем вы будете есть то же самое снова в понедельник или во вторник, но нельзя исключить и среду, пусть даже это середины недели… И что на самом деле означает быть серединой недели воскресение идёт перед понедельником, а понедельник перед вторником, а вторник после воскресенья, если не считать того, когда он за пять дней до него…» - и так далее движение во времени, перепутывая и сменяя представления и события в настоящем, прошлом и будущем времени.
***
   Милтон Эриксон – человек который получил при жизни два прозвища: мистер Гипноз и Американский герой, потому, что изначально своим фактом рождения самой своей жизнью был поставлен в условия очень суровых ограничений, которые все смог преодолеть, и стал тем, кем он стал - то есть психологом. Для любой современной медико-педагогической комиссии был бы готов для списания в вспомогательную школу. Он плохо различал цвета (почти полной цветовой слепотой) и имел тяжелые нарушения слуха, до 4 –х лет не говорил. И когда соседи говорили маме: «Мамашь а с ребеночком, что-то не в порядке? Он ведь не разговаривает. Его мамочка отвечала: «Он занят, он думает! Придёт время он заговорит!». Лет в 17 он заболел полиомелитом, после которого остался частично парализован. Он получил довольно серьёзный паралич и вообще по всем прогнозам он должен умереть. И он описал в воспоминаниях, что он слышал как врачи говорят матери, что до утра он вряд ли доживёт. Когда он реально выжил то практически он не мог двигаться, не мог стоять, мог только наблюдать за жизнью во дворе. Откуда и возникла знаменитая фантастическая неповторимая наблюдательность Эриксона. Иногда он лежал, и иногда его сажали в кресло качалку. И однажды в этом кресле-качалке его забыли по среди комнаты. А ему хотелось сидеть по ближе к окну и тут он заметил, что его кресло раскачивается. Он же не мог раскачивать кресло, он же был парализован, но оно раскачивается и тогда он стал представлять себе, что оно раскачивается всё сильнее и сильнее. Потом он стал вспоминать как он плавал и лазил по деревьям. Начинал мысленно осуществлять эти движения. В возрасте 17 лет он открыл для себя так называемый идеомоторный феномен.
Идеомоторный феномен - это психологический феномен, при котором субъект совершает движения бессознательно. Также называемый идеомоторной реакцией (или идеомоторным рефлексом) и сокращенно IMR, это понятие в гипнозе и психологических исследованиях. Оно происходит от терминов "ideo" (идея, или ментальное представление) и "motor" (мышечное действие).

      Эриксон начал образование на психологическом факультете университета Висконсина и на втором курсе попал на демонстрацию гипноза Халла (теоретика бихевиоризма). Эриксон начал собственные опыты по гипнотизированию детей и в конце 1923 г. участвовал в семинаре по гипнологии Халла, демонстрируя уже свои находки в области гипноза. Защитив диплом психолога в университете Висконсина разработал новое направление, которое изменил сам подход к лечению.
    Этот подход ориентирован не на исправление совершенных ошибок, а на выравнивание курса жизни. Где на первый план выдвигаются не понимание прошлого, а достижения целей и удовлетворение потребностей сегодняшнего "Я". Такой подход является глубоко позитивным: прошлое здесь означает всего лишь разнообразный опыт, большая часть которого забыта, а меньшая часть оформлена таким образом, что снижает чувство собственной ценности.
Настоящее же представляет бесконечные возможности для усвоения нового и повышение чувства собственной ценности, а будущее открывает много различных путей и возможности для дальнейшего саморазвития.
Потом Эриксон поступил в медицинский колледж университета в Колорадо, где в 1928 г. получил степень доктора медицины.
Будучи специалистом М. Эриксон разработал новый путь к трансу - терапевтический транс. (Транс- измененное состояние сознания, при котором прекращается критическое восприятие и снижается способность последовательно анализировать и осмыслять. Он отрывает прямой доступ к бессознательному. Бытовой транс - естественное состояние в котором каждый из нас пребывает 20-40 раз в день. Когда человек читает книгу или ловить себя на том, что глаза бегают по строчкам, а он не знает, что там написано. Когда мы сидим на совещании и на лице изображаем напряженное внимание, а сам размышляет. когда в отпуск пойдет и где на это денег взять. Всё то, что мы делаем не думая: автоматически, мы делаем в трансе. Более того психическая активность человека - это не прямая линия. а синусоида со впадинами каждая в 90 минут, то есть каждые полтора часа мы склонны выходить в транс)".
Транс - это очень полезное время; это тогда, когда полученная информация анализируется и раскладывается по "полочкам". Это то время, когда работают наши внутренние целительные процессы.
Всё живое обладает мощными ресурсами восстановления и самоисцеления. Что думает делает человек когда живёт в современных ритмах, когда попадает в эту трансовую паузу?
В эту паузу, он себя вышибает из транса. Чашечка кофе, сигаретка, физкультурка. Надо работать! Поэтому накапливается так называемый хронический дефицит. И человеку приходится идти к психологу, психотерапевту, гипнологу, которые за деньги устраивают то, что в норме должно происходить само собой. Если бы мы продолжали жить в нормальных природных ритмах, которых мы уже давно не живём, то мы бы самоизлечивались находясь в трансе.
Вся жизнь М. Эриксона была посвящена тому, чтобы сделать Гипноз белее эффективным.
М.Эриксон, Э.Росси в книге "Гипнотерапия" пишут:
"Когда врач исследует мир пациента и обеспечивает раппорт, то почти неизбежным становится возникновение новых точек зрения и систем убеждения. Обычно так происходит, когда люди встречаются и взаимодействуют. В гипнотерапии это спонтанное открытие и изменений психической структуры и систем убеждений тщательно изучается, поддерживается и утилизируется. <...> Терапевтический транс представляет собой период, в течении которого ограничивающие привычные рамки и убеждения человека временно изменяются таким образом, чтобы он мог стать восприимчивым к другим ассоциативным паттернам и способам психической деятельности. соответствующим решению проблем. Мы рассматриваем динамику наведения транса и утилизацию как глубоко личностный опыт, в котором терапевт помогает пациенту найти свои собственные уникальные способы" (стр.24-25).
Когда клиент чувствует себя комфортно, даже возбужден предстоящей возможностью испытать транс, нужно сделать еще одни очень полезный шаг перед тем, как погрузиться в состояние транса: провести тесты на внушаемость. Всегда помните, что каждый человек внушаем до определенной степени.
    Основная цель тестов на внушаемость — убедить клиента в том, что он внушаем. Клиентам самим нужно быть уверенными, что они действительно внушаемы и могут реагировать на гипноз.
Для проведения теста нужно убедить клиента в том, что он поддается внушениям.
1. Тест «Словарь и воздушный шар»
Найдите пустую комнату, которой вы с вашим партнером могли бы свободно пользоваться. Гипнотерапевт говорит своему Клиенту:
Держите обе ваши руки вытянутыми перед вами, ладонями вниз, на высоте плеч. Закройте глаза. Теперь поверните ладонь правой руки вверх.
Теперь я хочу, чтобы вы представили, что тяжелая книга, большой толстый словарь, может быть это том энциклопедии — находится в вашей правой руке. _____
Представьте, что словарь такой тяжелый, что тянет всю вашу правую руку вниз... вниз... ВНИЗ. Теперь представьте, что к вашему левому запястью за ниточку привязан большой голубой шар, он наполнен гелием, и поднимается... поднимается... ПОДНИМАЕТСЯ... ваша левая рука вверх...
вверх... ВВЕРХ. Большой голубой шар поднимает вашу левую руку вверх, вверх... А тяжелый словарь становится всё тяжелее и ТЯЖЕЛЕЕ... А большой голубой шар всё поднимается...
ПОДНИМАЕТСЯ... А тяжелый словарь становится всё тяжелее и ТЯЖЕЛЕЕ... (Продолжите, если необходимо). Теперь откройте глаза и посмотрите на свои руки!
Если ваши руки перестали располагаться параллельно, значит, вы внушаемы, и ваше Тело будет слушаться внушений, исходящих от вашего Сознания. Какие бы результаты вы ни получили, пожалуйста, обдумайте этот вопрос: «Как вы думаете, каков общий эффект от всех внушений, которые ваше Сознание давало вашему Телу на протяжении последних 30-ти лет? Упражнение длится от 10 до 30 секунд. В течение 30-летнего периода, каков общий эффект от всех внушений, которые вы давали неосознанно?»
Наш второй тест на внушаемость — «Тиски пальцев».
Вы и ваш партнер можете делать его сидя.
Гипнотерапевт говорит Клиенту: «Сожмите ладони вместе, держа их перед собой, переплетите все пальцы, кроме указательных. Указательные пальцы отставьте верх. Раздвиньте их в стороны друг от друга на 1 сантиметр. Пусть они замрут в этой позиции, в то же время следите за тем, чтобы остальные пальца оставались сжатыми».
«Теперь я хочу, чтобы вы представили, что ваши указательные пальцы обхватывает скоба или тиски. Теперь я собираюсь чуть-чуть их прикрутить, и хочу, чтобы вы отмечали, что происходит». (Делаете своей рукой такое движение, будто прикручиваете их). «Смотрите, как ваши пальцы начинают сдвигаться». Продолжайте, пока указательные пальцы клиента не соединятся.
Вы можете повторить этот тест, не делая своими руками подкручивающего движения. Гипнотерапевт говорит: «Раздвиньте свои пальцы в разные стороны и представьте тиски еще раз. Сожмите кисти рук и попытайтесь держать указательные пальцы врозь, представляйте, как тиски сжимаются по чуть-чуть, и заставляют ваши пальцы сомкнуться. Посмотрите, как соединяются ваши пальцы».
Что удивительно, так это то, что клиент начинает видеть своими собственными глазами результат воздействия своего воображения на свои пальцы.
Иногда вам попадется клиент, который будет сопротивляться. Его пальцы будут оставаться разъединенными, даже когда он представит тиски. «Сопротивленец» — это тот, который привычно противоречит любым заявлениям и внушениям. Если вы скажете: «Какой прекрасный день», он ответит: «Нет, он ужасный». Если вы скажете: «Это отвратительный ресторан», то Сопротивленец ответит: «Он не так уж и плох».
С «Сопротивленцами» очень легко иметь дело. Вы можете сказать им прямо противоположное тому, что вы на самом деле хотите, чтобы они сделали. Тест «Тиски для Пальцев» — хороший способ обнаружить, что ваш клиент — «Сопротивленец». Если его пальцы остаются разомкнутыми или даже еще больше отдаляются, в то время как вы просите его представить тиски, поменяйте свой подход. Вы можете сказать: «Даже если тиски закроются, не позволяйте вашим пальцам соединяться». Если вы даете «Сопротивленцу» четкие «обратные» реплики, его Подсознание в какой-то момент соединит пальцы вместе. Когда вы позже будете входить в транс, вы можете сказать: «Пока не входите в транс. Не засыпайте. Не принимайте полностью эти внушения, в то время как вы внимательно слушаете мой голос».
Помните, что цель тестов на внушаемость — убедить клиентов в том, что они могут поддаваться внушениям и входить в гипнотическое состояние. Нет необходимости убеждать вас, потому что вы уже знаете, что любой человек до какой-то степени внушаем.

Наш третий тест на внушаемость — «Качание».
Найдите место, где Клиент может стоять по стойке «смирно», как в армии. Гипнотерапевт говорит клиенту: «Закройте глаза и поднимите лицо вверх, к потолку, глаза закрыты. Представьте,
что вы раскачиваетесь вперед и назад. ____ Это, конечно, безопасно, вперед и назад... вперед и назад... вперед и назад. Отметьте, что вы и на самом деле начинает раскачиваться. Это, конечно, безопасно. Ваше Подсознание всегда поймает вас... вперед и назад... (Если вы не раскачиваетесь, это, возможно, потому, что ваше лицо недостаточно повернуто вверх к потолку)... вперед и назад. Теперь вернитесь и откройте глаза».
Тесты на внушаемость как способ убеждения
Эти три простых, стандартных теста на внушаемость разработаны для того, чтобы позволить клиенту, который никогда до этого не был в трансе, осознать свою внушаемость. Они работают как средства убеждения. Я рекомендую провести как минимум один из этих тестов перед тем, как вы начнёте первый для клиента сеанс гипноза.
Я обычно провожу все три, при этом я говорю клиенту: «Один тест может получиться у вас лучше, чем другой. Мы используем разные мускульные группы и разные части тела».
В тесте «Словарь и воздушный шар» мы используем мускульные группы рук и плеч. В тесте «Тиски для пальцев» мы используем руки. В тесте «Колебание» мы используем ноги. Разные мускульные группы человека могут быть в разной степени внушаемы, поэтому я провожу все три теста, чтобы дать клиенту возможность увидеть тот, который получается у него лучше всего. Это даёт мне информацию о том, какая мускульная группа больше всего подвержена внушениям.
Эти тесты на внушаемость — не эриксоновские; они разработаны стандартной гипнотерапией. По моим наблюдениям, почти каждый реагирует как минимум на один из тестов. Перед прохождением тестов вам нужно
сказать клиенту: «Причина того, что хорошо поддаваться внушениям заключается в том, что вы и ваше Сознание будете способны по своему желанию делать внушения вашему Телу, и вы будете способны излечить всё». Если вы это скажете перед началом тестирования, клиент покажет очень хорошую степень внушаемости и во время прохождения тестов, и во время гипноза.
Некоторые люди, когда сеанс гипноза заканчивается, вынуждены сказать: «Я ни разу не почувствовал себя загипнотизированным». В других случаях, так как гипнотическое состояние так естественно, менее скептичные люди могут по окончании сеанса сказать: «Я думаю, что я не был загипнотизирован. Я просто чувствовал себя расслабленно и комфортно». Обоим типам клиентов тесты на внушаемость дают необходимую для них сильную предварительную уверенность.
Если по какой-то причине тесты на внушаемость не работают, это не значит, что клиент не войдет в транс. Он может говорить вам, что он не загипнотизирован, что он не чувствует никакого отличия от обычного своего состояния. И клиент, и вы сами можете даже не подозревать, что он в трансе, а в следующий момент рука клиента может повиснуть в воздухе.
Клиенты часто спрашивают, есть ли какая-нибудь связь между тестами на внушаемость и глубиной, которую клиент способен достичь во время гипноза. Нужно избегать связывать глубину транса и результаты тестов на внушаемость, потому что предварительные суждения могут помешать клиенту погрузиться так глубоко, как он мог бы. Надо использовать тесты на внушаемость единственно, чтобы убедить его самого в том, что он поддается внушениям.

Однако Эриксон считал, что вызвать транс вовсе не трудно. Нужно только, чтобы голос врача звучал уверенно и чтобы в облике врача присутствовала вера в свои способности вызывать транс. А для самой терапевтической работы достаточно любого уровня глубины транса.
Разрабатывая разрешительный стиль гипноза, Милтон Эриксон обнаружил, что есть несколько определенных наборов фраз, в результате воздействия которых у него появлялась взаимосвязь с Подсознанием клиента, при этом не было необходимости применения более авторитарных техник. До него гипнотерапевты начинали с того, что говорили: «Поставьте ноги свободно, не скрещивайте их, поставьте ступни плотно на пол, положите руки на колени, сделайте глубокий вдох, и закройте глаза», — они директивно направляли клиента в состояние транса.
Эриксон разработал принципиально другой подход к гипнозу. Часто он не начинал со специфического стимулирования состояния транса, а просто начинал беседу. Затем он незаметно переключался на разговор с Подсознанием клиента, разговаривая таким образом, который позволял Подсознанию создавать картинки... чувства... звуки... того, о чем он говорил.
Он мог, например, сказать: «Интересно, вот вы сидите здесь и слушаете звук моего голоса. Можете ли вы ощутить себя более расслабленным... сейчас. Когда вы ощутили, что стали более расслабленным, вам легче идти в транс?» Ключ гипнотического языка Милтона Эриксона заключается в том, что двоякий смысл любой предметно-изобразительной системы вызывает транс.
Двоякий смысл — это первый и самый важный рабочий инструмент.
      При создании общих методик наведения транса и обнаружения гипнотического поведения многие ученые используют традиционные и неверные приемы гипнотизирования. Наука давно отказалась от «орлиного взгляда», «стеклянного шарика», поглаживания, пассов, стеклянные шарики, установленные на определенном расстоянии глаз, вращающие зеркала, метрономы и вспыхивающие лампы и прочих предметов и приемов, якобы обладающих таинственной силой. Всё это приемы для того, чтобы подавить пациента, вызывать у него усталость или подобные состояния. Все эти приборы – только вспомогательное средство.
Базовая модель наведения гипнотического транса
1.Постановка цели (Чего бы вы хотели достичь или получить?).
2.Наведение транса Поза, фиксированный взгляд в одну точку, подстройка по позе, дыханию. Метафора).
3.Переориентация. (Возвращение в ситуацию. «Здесь и сейчас»).
 
В возрасте 52 лет, Эриксон перенес второй приступ полиомиелита и остаток дней был прикован к инвалидной коляске. Кроме того. болезнь поразила легкие, и до конца дней он мучился от постоянной боли. При этом он сохранял высокую работоспособность, консультировал и лечил.
Эриксон считается непревзойденным мастером использования метафорических историй в лечебных целях. Это могут быть истории о других пациентах, притчи и сказки, события из жизни. Метафоры должны были напоминать события актуальной проблемы пациента и иметь решения этой проблемы и намёки на способы решения его проблемы.
Эриксон ввел новые представления о том, что такое гипноз:
   1. Любой гипноз - это прежде всего самогипноз.
   2. Гипноз - этото, что клиент делае сам с собой и для себя.
   3. Когда клиент заявляет гипнологу: "Вы не сможете меня загнипнотизировать" - востину он прав! Поскольку он сам  - единственный человек, кто может погрузить себя в процесс. Терапевт является проводником клиента, его гидом.
Разрабатывая разрешительный стиль гипноза, Милтон Эриксон обнаружил, что есть несколько определенных наборов фраз, в результате воздействия которых у него появлялась взаимосвязь с Подсознанием клиента, при этом не было необходимости применения более авторитарных техник. До него гипнотерапевты начинали с того, что говорили: «Поставьте ноги свободно, не скрещивайте их, поставьте ступни плотно на пол, положите руки на колени, сделайте глубокий вдох, и закройте глаза», — они директивно направляли клиента в состояние транса.
***
Доктора Милтона Эриксона, однажды пригласили к смертельно больному человеку. Он увлёк своего пациента беседой о его прежнем занятии – выращивании помидоров - и не заметно и ненавязчиво вплёл в разговор рассеянные внушения, что боль отступает.
К концу двухчасовой беседы пациент был в состоянии легкого гипнотического транса, вызванного Эриксоном. Пациент заметил, что боль несколько ослабла. В беседе была дана установка на дальнейшее обезболивание.
Эриксон применил метод путаницы при работе с сопротивляющимся пациентом

Модель транса для работы с болью
Вы знаете…и я знаю…и доктора, которых вы знаете, знают…что есть один ответ…который вы знаете…что не хотите знать…
И то, что я знаю…но е хочу знать…и что ваша семья знает…но не хочет знать…и не важно…насколько сильно вы хотите сказать «нет»…Потому что вы знаете…что ваше «нет»…а фактически означает «да»…
И вам бы хотелось…чтобы это могло быть…хорошим «да»…
И так, вы знаете …что есть что-то…что вы и ваша семья хорошо знает…и это означает «да»…
Однако вы хотите …чтобы это «да» …могло быть «нет»…
И вы знаете…Что все врачи знают что-то…и то, что они знают, означает «да»…однако им, всё же, хотелось бы…чтобы это было «нет»…
И точно так…как вы хотите…у вас не будет боли…
Но вы знаете, что у вас…но чего вы не знаете, нет боли…и именно то…чего вы не знаете…что нет боли…является той вещью, которую вы можете знать…
И не имеет значения, что вы знаете…отсутствие боли будет лучше, чем то…что вы знаете…И, конечно, то…что вы хотите знать – это отсутствие боли…
И ты (имя…) или кто-то другой из членов семьи, знает боль…и знает отсутствие боли…поэтому вы хотите знать…отсутствие боли и комфорт…
И вы знаете комфорт и отсутствие боли…И по мере того, как комфорт увеличивается…вы узнаете, что не можете сказать «нет» облегчению и комфорту… Но вы можете сказать «нет» облегчению и комфорту…Но вы можете сказать «нет» боли…и можете узнать отсутствие боли…
Но вы узнаете…комфорт и облегчение… и это так хорошо…осознавать комфорт…облегчение и расслабление…и знать их теперь…и позднее…и все дальше…
И по мере того…как наступает всё больше расслабление…а изумление и удивление приходит вам на ум…Потому, что вы начинаете узнавать…свободу и комфорт…который вы так ждали…
И по мере того…как вы чувствуете…что он нарастает…а он нарастает…вы знаете…и реально знаете…что сегодня…сегодня вечером…завтра…и всю следующую неделю…и весь следующий месяц…
И в день рождения, 16-летия (имя..) … и какое бы это время ни было…эти чудесные ощущения…которые у вас тогда были…кажутся такими же четкими и реальными…как они будут сегодня…
Всё совершенно реально…
А воспоминания о каждом хорошем событии – удивительная…восхитительная вещь…
- Я хочу, чтобы ты погрузился в себя глубоко-глубоко…с тем, чтобы ты забыл всё…кто ты…где ты… И стал получать удовольствие…от воспоминаний…которые давным-давно забыл…
От воспоминаний … которые становятся реальными… и становятся для тебя… всем сейчас…
Ты можешь вспомнить…как ты сидишь в школе… за партой… а мой голос превращается в голос учителя…
А может ты играешь сам с собой…
Я не знаю…какие у тебя воспоминания … но они очень хорошие, их приятно переживать вновь… и чувствовать себя в прошлом… в своих …давно забытых воспоминаниях … которые внезапно… стали реальностью…
И ты оказываешься вдруг… прямо в середине своих воспоминаний… и получаешь от этого удовольствие…
Почти все мы… имеем и видим сны… И в наших снах… мы можем возвращаться в наше детство… к тому событию в прошлом… Мы можем пережить его снова… пережить наши фантазии…
И голоса… которые ты можешь слышать… настолько реальны… они принадлежат людям… которых мы видим…в наших снах… которые тоже реальны…
Всё совершенно реально… И всё это… лишь обновление бывших воспоминаний… воспоминаний о прошлом… И всё это… становится так реально.
Я лежу в постели… и мне снится… как я хожу по снегу… когда я был ребенком… и у меня замерзли ноги…
И снег кажется… таким реальным… Моя походка… такая реальная… Картинки зимы… такие реальные… И то…что я лежу в постели… Все эти воспоминания… возвращаются в мой мозг…
Можно вспомнить… один из тех предновогодних… зимних дней… которые предшествовали Новому Году… Этому замечательному празднику… который в глубине души… ожидается весь год… начиная с прошлого Нового Года… И чем ближе он становится… тем ярче становится предвкушения… которые всплывают из самых дальних уголков памяти… События… которые, казалось… навсегда стёрлись из памяти… вдруг становятся яркими… реальными…
Наступает важный день установки… и украшения елки… достаются елочные игрушки… вешают гирлянды…
Вам предстоит узнать… нечто важное и нужное… это забывание…

Люди часто забывают то, что не надо забывать… а вот вы не забыли… хотя люди любят забывать… Чего они только не забывают… Забывают адреса… забывают зонтики в автобусах… вещи в поездах…
А теперь вы забыли кое-что… точно так… как мы забываем многое… хорошее и плохое…
И вам следует научится забывать… не только идеи… мысли.. но и ощущения в теле… И вы можете забыть… где вы… кто вы… и у каждого есть такой опыт…
Забывается особенно плохое… потому, что хорошее – приятно помнить… и переживать вновь и вновь…
И вы можете вспомнить комфорт… легкость и расслабление… обеспечивающее сон…
И теперь вы знаете… что вам нужно отсутствие боли… и это хорошо знать… что нет боли… И хорошо помнить… всегда помнить… что во всех местах… там… здесь.. повсюду… вам было легко и удобно…
И теперь … когда вы знаете… вы знаете… что боль не нужна… но вы должны знать всё… что нужно вам знать о легкости… комфорте… расслаблении… не чувствительности… отстраненности от боли… перетасовке мыслей и душевной энергии…
Хорошо… знать полностью знать всё… что дает вам свободу… чтобы дальше быть со своей семьёй… и знать всё что она делает…
И наслаждаться свободой общения… и получать удовольствие от возможности быть с ними… быть там, где вы хотите… со всем комфортом… и легкостью, которые возможны… пока они возможны… Именно это… вы и будете делать впредь…»





Милтон Эриксон (жил 79 лет), родился 5 декабря 1901 США. умер -25марта 1980 США.
Американский психиатр и психотерапевт. Специализировался на медицинском гипнозе.
Милтон Хайланд Эриксон был вторым ребенком из девяти детей Альберта и Клары Эриксон. Родился в шахтерском лагере в Ауруме, штат Невада, где его отец добывал серебро, семья переехала в фермерское сообщество Бивер-Дам, штат Висконсин, когда он был совсем маленьким. Семья поселилась на скромной ферме, и все дети (два мальчика и семь девочек) посещали однокомнатную школу в соседнем Лоуэлле. Семейная ферма была очень требовательна к физическому труду
Эриксон поздно научился говорить и испытывал трудности с чтением, которые он назвал дислексией. Он также был дальтоником и глухонемым. Позже в жизни, когда он объяснил, что казалось экстраординарными способностями, он заявил, что недостатки (дислексия, дальтонизм, глухота) помогли ему сосредоточиться на аспектах общения и поведения, которые большинство людей упускают из виду. Это типичный пример подчеркивания позитивного, что характерно для его общего подхода.
В детстве Милтон был достаточно необычным ребёнком — например, говорить он начал только в четыре года. В школе его звали Словарь, поскольку он часто, долгими часами, читал словарь, не понимая, что слова находятся в алфавитном порядке. Поэтому ему приходилось читать словарь пока ему не встречалось нужное слово. Из-за подобных странностей в поведении в детстве его считали умственно отсталым. Впоследствии он перенёс полиомиелит и оказался прикованным к инвалидному креслу. Не желая всю жизнь провести в таком состоянии, он выработал собственную систему, позволившую ему полностью выздороветь. Именно методы, которые он использовал, избавляясь от собственного недуга, позволили создать новое направление в психотерапии — эриксоновский гипноз, основанный на погружении в транс и использовании особого гипнотического языка, отличающегося яркостью и образностью.
Милтон Эриксон от рождения был лишен правильного цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве страдал от нарушения процесса чтения и дислексии. Несмотря на то, что в семнадцатилетнем возрасте он перенёс полиомиелит, благодаря разработанной им самим программе реабилитации смог вести полноценную жизнь. Однако в пятьдесят лет у него развился постполиомиелитный синдром, и в последние годы жизни Милтон был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные сильные боли и он был частично парализован.
Впоследствии Милтон Эриксон — доктор медицины,
В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о её нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания особого языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, «без насилия» минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность и образность, разноплановость подаваемой информации для Сознательного и Бессознательного, бережность и уважение желаний пациента.
М.Эриксон — «Мой голос может превратиться в звук, который ты захочешь услышать. В пение птиц, шум ветра, шорох листьев, гул водопада…»
Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Его метод гипноза отличается от классического своей недирективностью: терапевт не даёт клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. В более поверхностное состояние можно ввести практически любого человека (если он не страдает рядом заболеваний — поражениями ЦНС, психическими расстройствами и т. д.). В этом состоянии человек смещает фокус внимания из внешней среды «внутрь себя», концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.
Милтон Эриксон говорил, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным. Это значит, что весь опыт переживаний человека, накопленный до настоящего момента, влияет на его поведение, образ мыслей и чувства. Он также верил в способность людей изменяться, используя собственный накопленный опыт, о котором они даже не подозревали. По Эриксону изменения бессознательного могут происходить, например, при получении нового и важного опыта, при обучении новому, при встрече с такими людьми, которые производят на вас сильное впечатление. Одним из главных элементов терапии Эриксона были так называемые обучающие рассказы, которые он рассказывал своим пациентам, находящимся в состоянии транса. Это остроумные и содержащие важный смысл для пациента истории, часто это были истории из жизни самого Эриксона и его семьи, которые представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения. Некоторые из этих рассказов можно прочитать в книге М. Эриксона «Мой голос останется с вами…»
Широчайшие возможности открывает эриксоновский гипноз в психотерапевтической медицине. Обычные психотехники повышают свою эффективность во много раз, если они проведены в состоянии транса. Это становится возможным потому, что в таком состоянии отсутствует контролирующая роль сознания, тормозящая или даже блокирующая процесс. Основываясь на этом феномене, можно работать с психосоматическими расстройствами, в основе которых лежит тяжёлое невротическое расстройство и с которыми в нормальном состоянии сознания больной просто не в силах справиться. Состояние транса дает возможность выборочно работать со здоровыми слоями психики, не затрагивая поврежденные, тем самым постепенно «выращивая» необходимые ресурсы здоровья. Использование гипноза как усилителя терапевтического действия помогает врачу работать во много раз эффективнее.
Милтон Эриксон написал несколько книг, самой известной из которых является книга «Мой голос останется с вами», которая по существу представляет собой сборник психотерапевтических историй. Широко известны и некоторые другие книги — «Стратегия психотерапии» и «Человек из Февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности», написанная совместно с Э. Росси, а также «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».
Хотя семья ценила образование, книг было мало. Желание Эриксона учиться заставляло его неоднократно перечитывать словарь от начала до конца, наряду с несколькими другими текстами, которыми дорожила семья. Он утверждал, что преодолел свою дислексию и описал ключевые моменты в статье под названием "Самовнушительные переживания Милтона Эриксона", которая находится в Собрании сочинений Милтона Х. Эриксона, доктора медицины. Позже он охарактеризовал свои ранние моменты творческих перемен (которые он описал как "ослепительную вспышку света") как ранний спонтанный самогипнотический опыт. Эриксон заинтересовался гипнозом в раннем возрасте, когда путешествующий артист проходил через этот район. Согласно его более позднему описанию, он чувствовал, что гипноз был слишком мощным инструментом, чтобы оставлять его артистам. Он решил внедрить этот инструмент в сферу научной оценки, а также в медицинскую практику. Эриксон уже восхищался местным врачом и решил стать врачом.
В возрасте 17 лет он заболел полиомиелитом, который оставил его инвалидом на всю жизнь. Он давно интересовался гипнозом, и год его выздоровления дал ему возможность исследовать потенциал самоисцеления с помощью гипноза. Он начал вспоминать "воспоминания тела" о мышечной активности своего собственного тела. Сосредоточившись на этих воспоминаниях, он постепенно научился напрягать мышцы и восстанавливать контроль над частями своего тела до такой степени, что в конце концов смог говорить и пользоваться руками. Все еще не в состоянии ходить, он решил продолжить тренировать свое тело, отправившись в одиночку в тысячемильное путешествие на каноэ всего с несколькими долларами. После этой изнурительной поездки он смог ходить с тростью. Он продолжал пользоваться тростью на протяжении всей своей взрослой жизни, и инвалидное кресло потребовалось ему только в последнее десятилетие его жизни. Эриксон приписывал свое собственное самоисцеление тому, что оно дало ему дополнительное понимание гипноза.
После восстановления способности ходить Эриксон поступил в Висконсинский университет, где получил степень магистра в области психологии и медицины. Там он также приступил к формальным исследованиям гипноза в лаборатории Кларка Халла. Однако, поскольку его идеи несколько отличались от идей Халла, Эриксон независимо приступил к тщательным научным исследованиям природы гипноза. Специализируясь в психиатрии, Эриксон затем занял ряд должностей в государственных больницах. Это позволило ему продолжить исследования в области гипноза и усовершенствовать свои практические терапевтические навыки. Он уже был плодовитым писателем, уделявшим основное внимание тематическим исследованиям и экспериментальной работе.
Во время Второй мировой войны Эриксон проводил физические и психические обследования солдат. В конце концов разведывательные службы США попросили его встретиться с другими экспертами, чтобы лучше понять психологические и ментальные факторы, связанные с сообщениями, касающимися боевых действий. В этом качестве Маргарет Мид и Грегори Бейтсон были среди тех, с кем Эриксон работал и с кем у него сложились дружеские отношения на всю жизнь. В последующие десятилетия эти ученые сотрудничали в многочисленных проектах.
В возрасте около 40 лет у Эриксона развился постполиомиелитный синдром. Это привело к дополнительной потере мышц и боли. В то время Эриксон, его жена Элизабет и семья из пяти детей покинули Детройт и свою должность в больнице штата Элоиза и переехали в Финикс, штат Аризона, где, по их мнению, погодные условия будут способствовать его выздоровлению. Там Эриксон занялся частной практикой, работая дома до конца своей жизни.
Он разработал и усовершенствовал свой собственный уникальный стиль гипнотерапии, который привлек внимание других известных людей.[8]
Его продолжающиеся отношения с Грегори Бейтсоном привели к тому, что некоторые заинтересовались уникальными коммуникативными навыками и терапевтическими подходами Эриксона. В 1973 году Джей Хейли опубликовал книгу "Необычная терапия", которая впервые привлекла внимание к Эриксону и его подходам тех, кто не связан с сообществом клинического гипноза. Слава и репутация Эриксона быстро распространились, и так много людей хотели встретиться с ним, что он начал проводить обучающие семинары.
Гипноз Милтон Эриксон посвятил свою профессиональную карьеру продвижению использования гипноза в контексте медицины.
Транс и бессознательный разум
Из работ Эриксона ясно, что он опирался на предположение об активном, значимом, бессознательном. С точки зрения Эриксона, гипноз предоставлял инструмент, с помощью которого можно общаться с подсознанием и получать доступ к запасу ресурсов, хранящихся внутри. В статье 1944 года о бессознательной психической деятельности он описывает: "Поскольку гипноз может быть вызван трансом и проявляется, делается необоснованное предположение, что все, что развивается в результате гипноза, должно быть полностью результатом внушения и в первую очередь его выражением". В той же публикации Эриксон неоднократно комментирует автономию бессознательного и его способность решать проблемы.
Эриксон был неуемным шутником. Существенным элементом шуток Эриксона была не враждебность, а удивление. Для него не было редкостью использовать косвенные намеки в множестве ситуаций. Он также включал юмор в свои книги, статьи, лекции и семинары.
Однако та же ситуация наблюдается и в повседневной жизни, когда внимание фиксируется на вопросе или переживании удивительного, необычного или чего-либо, что вызывает интерес у человека. В такие моменты люди испытывают обычный повседневный транс; и получают этот отсутствующий или пустой взгляд. Их глаза могут фактически закрываться, их тела становятся неподвижными (форма каталепсии), некоторые рефлексы (например, глотание, дыхание и т. Д.) Могут быть подавлены, И они, кажется, на мгновение забывают о своем окружении, пока они не завершат свой внутренний поиск на бессознательном уровне новой идеи, реакции или системы отсчета, которые стабилизируют их общую ориентацию на реальность. Мы предполагаем, что в повседневной жизни сознание находится в постоянном состоянии изменения между общей ориентацией на реальность и мгновенной микродинамикой транса.
Многие люди знакомы с идеей "глубокого" транса, и в начале своей карьеры Эриксон был пионером в исследовании уникальных и замечательных явлений, связанных с этим состоянием, проводя много часов за раз с отдельными субъектами, углубляя транс. Состояния транса по терапевтическим причинам могут быть как легкими, так и глубокими, в зависимости от таких факторов, как личность пациента, характер проблемы и стадия терапевтического прогресса.
Там, где традиционный гипноз является авторитетным и прямым и часто встречает сопротивление со стороны субъекта, подход Эриксона является разрешающим, уступчивым и косвенным. Например, там, где классический гипнотизер может сказать: "Вы входите в транс", эриксоновский гипнотизер с большей вероятностью скажет: "Вы можете с комфортом научиться входить в транс". Таким образом, он предоставляет субъекту возможность принять предложения, которые ему наиболее удобны, в их собственном темпе и с осознанием преимуществ. Субъект знает, что им не манипулируют, и принимает на себя полную ответственность за их трансформацию и участвует в ней. Поскольку индукция происходит в ходе обычной беседы, эриксоновский гипноз часто называют разговорным гипнозом. В статье 1976 года Эриксон описывает свои разработки в области косвенных внушений.
Методы
Хотя Эриксон исследовал обширную область индукционных методологий и техник внушения, есть определенные области, где его имя известно как ключевое в развитии или популярности подходов. Он использовал прямые и косвенные подходы, хотя наиболее известен своими методами косвенного и разрешающего внушения.
Косвенные внушения
Эриксон утверждал, что сознательно невозможно проинструктировать бессознательный разум, и что авторитарные внушения, скорее всего, встретят сопротивление. Подсознание реагирует на возможности, метафоры, символы и противоречия. Следовательно, эффективное гипнотическое внушение должно быть "искусно расплывчатым", оставляя субъекту пространство для заполнения пробелов своим собственным бессознательным пониманием – даже если он сознательно не понимает, что происходит.
Эриксон разработал как вербальные, так и невербальные техники и впервые выдвинул идею о том, что обычные переживания удивления, поглощенности и замешательства на самом деле являются просто разновидностями транса. Отличный пример этого можно увидеть в документальном фильме
Метафора
Эриксон иногда поручал людям подняться на гору или посетить ботанический сад. Его повествовательные и эмпирические метафоры подробно рассматриваются в книге Сиднея Розена "Мой голос будет с тобой", но пример приведен в первой главе книги Дэвида Гордона "Феникс". Следующие цитаты Эриксона:
Однажды я возвращался из средней школы, и мимо нас во двор фермера в поисках попить воды промчалась сбежавшая лошадь с уздечкой. Лошадь сильно вспотела. И фермер не узнал его, поэтому мы загнали его в угол. Я вскочил на спину лошади. Поскольку на нем была уздечка, я взял повод клеща и сказал: "Закружись". Направляясь к шоссе, я знал, что лошадь повернет в нужном направлении. Я не знал, в каком направлении двигаться. И лошадь побежала рысью и поскакала вперед. Время от времени он забывал, что находится на шоссе, и отправлялся в поле. Поэтому я бы немного подергал его и обратил его внимание на тот факт, что шоссе было там, где он должен был быть. И, наконец, примерно в четырех милях от того места, где я взял его на борт, он свернул на фермерский двор, и фермер сказал: "Так вот как это существо вернулось. Где вы его нашли?" Я сказал: "Примерно в четырех милях отсюда". "Как вы узнали, что должны прийти сюда?" Я сказал: "Я не знал. Лошадь знала. Все, что я делал, это отвлекал его внимание от дороги ".
Техника вкрапления
Эриксон описывает гипнотическую технику как средство достижения цели, в то время как психотерапия направлена на управление поведением субъекта. Таким образом, одна и та же гипнотическая техника может быть применена к различным проблемам пациента. В своем обсуждении применения техники вкрапления Эриксон приводит два примера, в которых было сделано аналогичное применение техники. Один пациент страдал от невыносимой злокачественной боли, вызванной неизлечимым состоянием, в то время как другой субъект был интеллигентным, хотя и неграмотным человеком, который пытался облегчить инвалидизирующий симптом частого мочеиспускания. Эриксон приводит интересные описания случаев для каждого из случаев, выбранных для иллюстрации его использования техники вкрапления. Эриксон приводит расшифровку индукции, в которой он вплетает персонализированное терапевтическое внушение, подобранное специально для пациента, в саму гипнотическую индукцию. Предлагаемая расшифровка иллюстрирует, как легко гипнотерапевтические внушения могут быть включены в наведение транса наряду с внушениями для поддержания транса. В последующих обсуждениях случаев Эриксон приписывает положительные реакции пациентов восприимчивости их подсознания: они знали, почему они обращаются к терапии, они хотели извлечь пользу из внушений. Далее Эриксон утверждает, что следует также признать готовность, с которой подсознание человека улавливает подсказки и информацию. Эриксон утверждал, что "Уважительное понимание способности бессознательного разума пациента воспринимать значимость собственного бессознательного поведения терапевта является руководящим принципом в психотерапии. Бессознательный разум пациента слушает и понимает намного лучше, чем это возможно для его сознательного разума".
Техника замешательства
"Во всех моих техниках, почти во всех, присутствует путаница". – Милтон Х. Эриксон.
Эриксон описывает разработанную им технику гипнотической индукции, приводящую в замешательство, как выполняемую либо с помощью пантомимы, либо с помощью игры слов. Если говорить с внимательными слушателями с полной серьезностью, на предмет возлагается бремя конструирования смысла, и, прежде чем они смогут отвергнуть его, может быть сделано другое утверждение, чтобы привлечь их внимание. Предлагается один пример, в котором он использует времена глаголов, чтобы держать субъекта "... в состоянии постоянного стремления разобраться в предполагаемом значении". Он приводит следующий пример: Можно так легко заявить, что настоящее и прошлое можно так легко обобщить простым утверждением: "То, что есть сейчас, скоро станет вчерашним будущим, так же как оно будет завтрашним "было". Таким образом, прошлое, настоящее и будущее используются применительно к реальности сегодняшнего дня". Эриксон описывает второй элемент путаницы как включение несоответствий и непоследовательности. Взятые в контексте, эти словесные отвлекающие факторы сбивают с толку и постепенно приводят к серьезному желанию субъекта и реальной потребности получить какое-то сообщение, которое он может легко понять. Основным соображением техники замешательства является последовательное поддержание общего причинно-следственного, но определенно заинтересованного отношения и разговор в серьезной, серьезной и сосредоточенной манере, выражающей определенное, абсолютно полное ожидание понимания субъекта. Эриксон написал несколько статей, в которых подробно описал технику и результаты, которых можно достичь. Этот краткий обзор взят из статьи 1964 года, одной из нескольких, подробно описывающих технику, обоснование и возможные ответы.
Индукция рукопожатия
Эриксон описывает процедуру следующим образом:
Посвящение: Когда я начинаю с рукопожатия, я делаю это обычно. Затем, когда я расслабляюсь, начинается "гипнотическое прикосновение". Высвобождение превращается из крепкого захвата в нежное прикосновение большим пальцем, медленное отведение мизинца, слабое касание руки субъекта средним пальцем – достаточно смутного ощущения, чтобы привлечь внимание. Когда испытуемый обращает внимание на прикосновение вашего большого пальца, вы переходите к прикосновению мизинцем. Когда внимание вашего объекта следует за этим, вы переходите к прикосновению средним пальцем, а затем снова к большому.
Это возбуждение внимания является просто возбуждением, не являющимся стимулом для реакции.
Отказ субъекта от рукопожатия задерживается этим возбуждением внимания, которое устанавливает установку ожидания и ожидания.
Затем почти, но не совсем одновременно (для обеспечения раздельного нейронного распознавания), вы касаетесь нижней поверхности кисти (запястья) так мягко, что это едва предполагает толчок вверх. За этим следует такое же очень легкое прикосновение сверху вниз, а затем я прерываю контакт так мягко, что субъект не знает точно, когда – и рука субъекта остается не двигающейся ни вверх, ни вниз, а каталептической.
Прекращение: Если вы не хотите, чтобы ваш объект знал, что вы делаете, вы просто отвлекаете его внимание, обычно каким-нибудь подходящим замечанием, и небрежно прекращаете. Иногда они замечают: "Что ты сказал? Я на мгновение отвлекся и ни на что не обращал внимания ". Это слегка огорчает испытуемых и свидетельствует о том, что их внимание было настолько сосредоточено и зациклено на специфических стимулах, которые они испытывали, что они были на мгновение очарованы, поэтому они не слышали, что было сказано
Использование: Любое использование приводит к увеличению глубины транса. Любое использование должно продолжаться как продолжение первоначальной процедуры. Многое можно сделать невербально. Например, если какие-либо испытуемые просто тупо смотрят на меня, я могу медленно опустить взгляд вниз, заставляя их смотреть на свою руку, к которой я прикасаюсь и говорю: "Посмотри на это место". Это усиливает состояние транса. Затем, независимо от того, смотрят ли испытуемые на вас или на свою руку, или просто тупо смотрят, вы можете левой рукой коснуться их поднятой правой руки сверху или сбоку – при условии, что вы просто предложите движение вниз. Иногда требуется нисходящий толчок или толчок. Если требуется сильное нажатие или подталкивание, проверьте, нет ли анестезии.
Левитация рук
Эриксон был первым, кто описал метод индукции ручной левитации, описанный как широко применимый. Вайценхоффер описывает технику как широко применимую и цитирует коллегу, который описывает демонстрацию Эриксона как "лучшую из всех индукционных процедур. Он допускает участие пациента в процессе индукции и поддается недирективным и аналитическим методам". Однако это самый сложный из методов и требует большей выносливости со стороны гипнотизера". Прилагается расшифровка текста Эриксона, демонстрирующего этот сценарий техники. Суть индукции заключается в том, что гипнотерапевт неоднократно внушает легкость в руке, что приводит к диссоциативной реакции и бессознательному приподниманию руки.
Сопротивление
В книге "Необычная терапия" Джей Хейли определил несколько стратегий, которые неоднократно появлялись в терапевтическом подходе Эриксона. Для Эриксона классическая терапевтическая просьба "Расскажи мне все о..." была одновременно агрессивной и неуважительной. Вместо этого он просил сопротивляющегося пациента скрывать информацию и говорить только то, что он был готов раскрыть:
[Эриксон] "Я обычно говорю: "Есть много вещей, о которых ты не хочешь, чтобы я знал, о которых ты не хочешь мне рассказывать. Есть много вещей о себе, которые вы не хотите обсуждать, поэтому давайте обсудим те, которые вы готовы обсудить ". У нее есть полное разрешение скрывать все и вся. Но она пришла, чтобы обсудить некоторые вещи. И поэтому она начинает обсуждать это, обсуждать то. И это всегда "Ну, об этом можно поговорить". И прежде чем она закончила, она упомянула все. И каждый новый пункт– "Ну, на самом деле это не так важно, чтобы я должен его скрывать. Я могу использовать разрешение на удержание для более важных дел". Просто гипнотическая техника. Чтобы заставить их реагировать на идею сокрытия и реагировать на идею общения ".
Некоторые люди могут реагировать на указания, думая: "Почему я должен?" или "Вы не можете заставить меня". Это называется "реакцией полярности", потому что это побуждает субъекта рассматривать полярную противоположность внушения. Сознательный разум распознает отрицание в речи ("Не делай X"), но, согласно Эриксону, бессознательный разум уделяет больше внимания "X", чем предписанию "Не делай". Таким образом, Эриксон использовал это в качестве основы для предложений, которые намеренно играли на отрицании и тонально выделяли важную формулировку, чтобы обеспечить, что бы клиент ни делал, это было бы полезно: "Вам не нужно входить в транс, поэтому вы можете легко удивляться тому, что вы замечаете, не быстрее, чем чувствуете будьте готовы осознать, что ваша рука медленно поднимается."
Двойная привязка
Предоставление худшей альтернативы ("Двойная привязка") – пример: "Ты хочешь войти в транс сейчас или позже?" "Двойная привязка" - это способ перегрузки субъекта двумя вариантами, принятие любого из которых означает принятие терапевтического внушения.
Эриксон приводит следующие примеры: "Мое первое хорошо запомнившееся преднамеренное использование двойной привязки произошло в раннем детстве. Однажды зимним днем, когда погода была ниже нуля, мой отец вывел теленка из хлева к поилке. После того, как теленок утолил жажду, они повернули обратно к сараю, но у дверей теленок упрямо упирался ногами, и, несмотря на то, что мой отец отчаянно тянул за повод, он не мог сдвинуть животное с места. Я играл на улице в снегу и, увидев тупик, начал от души смеяться. Мой отец попросил меня затащить теленка в хлев. Понимая ситуацию как ситуацию необоснованного упрямого сопротивления со стороны теленка, я решил предоставить теленку полную возможность сопротивляться, поскольку это было то, что он, по-видимому, хотел сделать. Соответственно, я поставил теленка в двойную зависимость, схватив его за хвост и оттащив от сарая, в то время как мой отец продолжал тянуть его внутрь. Теленок быстро решил сопротивляться более слабой из двух сил и потащил меня в сарай".
Потрясения и испытания
Эриксон известен как пионер непрямых методов, но его шоковая терапия, как правило, привлекает меньше внимания. Эриксон был готов использовать психологические потрясения и испытания для достижения заданных результатов: Процесс испытания отличается от других терапевтических техник, созданных Эриксоном. Расширяя диссоциативные эффекты парадокса и непоследовательности, при которых замешательство используется только как вход в состояние транса, техника испытания накладывает тяжелую, но достижимую задачу на терапевтическую цель, так что достижение первой подразумевает положительный результат во второй. Следовательно, терапия испытаний - это не просто метод индукции, а теория изменений. Задача терапевта состоит в том, чтобы навязать испытание, соответствующее проблеме, которую человек хочет изменить, испытание более серьезное, чем проблема. Главное требование состоит в том, чтобы это вызывало дистресс, равный или больший, чем вызванный симптомом. Также лучше, чтобы испытание было полезным для человека. Испытание должно иметь еще одну характеристику: это должно быть что-то, что человек может сделать. Это должно быть такого характера, чтобы терапевт мог легко сказать: "Это не нарушит ни один из ваших моральных стандартов, и это то, что вы можете сделать". Последняя характеристика заключается в том, что это не должно причинять вреда никому другому. Последний аспект испытания заключается в том, что иногда человеку приходится проходить через него неоднократно, чтобы избавиться от симптома.
Влияние на других
Одним из первых учеников Эриксона и разработчиков его работы был Джей Хейли. Другие важные последователи, которые учились непосредственно у Эриксона, включают Эрнеста Росси, Стивена Гиллигана, Джеффри Зейга, Билла О;Хэнлона, Мишель Риттерман, Стивена Ланктона, Ричарда Лэндиса, Джейн Парсонс-Фейн, Херба Люстига, Алекса и Аннеллен Симпкинс и Сидни Розена. Некоторые из тех, кто проводил время с Эриксоном, такие как Джеффри Зиг, Эрнест Росси и Уильям О;Хэнлон, пытались представить и сохранить, насколько могли, то, во что они верили и понимали мысли и методы Эриксона. В значительной степени им это удалось. Другие, такие как Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, с другой стороны, предлагали сильно искаженную, а порой и причудливую версию того, что, по их мнению, Эриксон говорил и делал, руководствуясь своими личными теориями.
Эриксоновские подходы
В статье 1954 года Эриксон описывает свою технику использования собственной личности и идей пациента, "Делая это по-своему", в которой пациент просил гипноза с явной целью прекращения его безрассудного вождения, и пациент не хотел психотерапии для каких-либо других целей. Эриксон работал с ним и представил краткое описание случая, тщательно оценив потенциал пациента в отношении безопасных практик, а также его мотивацию к изменениям. Обсуждение того, как работать с пациентом, позволяя ему самому направлять свое исцеление, является ярким примером концепции использования, благодаря которой Эриксон стал известен. Другой ключевой принцип, связанный с техниками Эриксона, описан в его статье 1964 года под названием "Бремя эффективной психотерапии", в которой он описывает существенную природу участия субъекта в эмпирическом процессе исцеления.
Основные компетенции эриксоновских подходов
Разработчики разработали матрицу для оценки клинических подходов. Задействованные элементы включали четыре навыка: наблюдение, подтверждение, совершенствование и вызов в сочетании с шестью компетенциями: адаптация, использование, Стратегия, Компетентность, Дестабилизация, Эмпирический, Натуралистический. Этот ресурс доступен для бесплатного скачивания, и его основатели поддерживают контролируемые исследования для дальнейшей оценки полезности модел