О рифме

Влад Каганов
Если задать вопрос: "Что такое рифма?" - ответ будет вроде бы простой :"это созвучие в конце двух или более строк"

Самый простой пример созвучия -"окно-давно" или "дом-том". Да, это рифма, но довольно примитивная,включающая всего ДВА ЗВУКА. Это, конечно,вовсе не значит, что она плохая, не достойная внимания.
В  стихотворении Марины Цветаевой
"Вот опять ОКНО
Где опять не спят,
Может пьют ВИНО"

А вот из стихотворения А.С.Пушкина "Узник"
"... и смотрит в ОКНО
Как будто со мною задумал ОДНО"

       И, всё таки мастерство поэта проявляется в умении находить и использовать более сложную рифму, в которой было бы не ДВА, а хотя бы ПЯТЬ- ШЕСТЬ звуков, например "дочка-точка" или "лоток-молоток". А если постараться, то мажно попробовать подобрать рифму на семь-восемь звуков? Например "прошение-брожение".
Большие мастера постоянно в поисках  новой, неизбитой рифмы. Иногда такая рифма возникает из участия не одного а нескольких слов.
У Владимира Высоцкого
"... в конце сошлОСЬ ТРИ Е
... висеть на ОСТРИЕ"

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Как известно, согласные звуки подразделяются на ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ. Если говорить научно, то ЗВОНКИЕ- это те, в образовании которых участвует голос, а ГЛУХИЕ- которые создаются шумом без участия голоса.
При этом звонкие- имеют своих "дублёров" глухих. Например, Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С и так далее. Соответственно, заменяя в слове звук звонкий на глухой и наоборот, часто получаем другое слово с очень близким созвучием. Например, "балка-палка", "бочка-почка, "горка-корка", "дуб-туп", "медь- иметь" или более сложный вариант "прошение- брожение".
 Глухая согласная в конце слова после другой согласной часто почти не слышна, что тоже позволяет составить рифму "верь- верфь".

О ГЛАГОЛЬНОЙ РИФМЕ

Начинающий автор очень часто использует глагольную рифму, поскольку глаголы имеют близкие созвучия, например "учить-лечить", "жить-дружить". Поэтому большие мастера слова стараются использовать такую рифму лишь в определенных случаях.

Например у А.С.Пушкина
" В синем небе звёзды БЛЕЩУТ,
В синем море волны ПЛЕЩУТ,
Туча по небу ИДЕТ,
Бочка по морю ПЛЫВЕТ"

Что автор романа в стихах не мог подобрать неглагольную рифму? Скажем в последней строке написать " Плывет по морю бочка"  или " Бочка плывет по морю". Но, в том-то и дело, что тогда акцент был бы пересен на слово "бочка" или "море", что сделало бы картину СТАТИЧНОЙ. Оканчивая же строки глаголом, поэт переводит всю картину в ДВИЖЕНИЕ, словно мы смотрим КИНОЛЕНТУ.
Я уже не говорю, об абсолютно точной рифме "блещут-плещут".

Стихотворение Льва Ошанина "Эх, дороги" начинается с одних существительных
" Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян".
То есть движения нет. Автор как бы замер в раздумье.
Зато потом идет поток одних глаголов
"А дорога дальше МЧИТСЯ,ПЫЛИТСЯ, КЛУБИТСЯ,
А кругом земля ДЫМИТСЯ..." то есть всё пришло в ДВИЖЕНИЕ, и понеслось, набирая скорость.

Но бывает, что глагольная рифма несет прямо противоположное ДВИЖЕНИЮ значение.
Стихотворение Сергея Михалкова "А что у вас?" начинается глагольными рифмами
"Кто на лавочке СИДЕЛ,
Кто на улицу ГЛЯДЕЛ,
Толя ПЕЛ,Борис МОЛЧАЛ,
Николай ногой КАЧАЛ".
Что мы наблюдаем? - глаголы есть, а ДЕЙСТВИЯ НЕТ, то есть юные герои фактически сидят и не знают чем заняться, и глаголы только подчеркивают СКУКУ и БЕЗДЕЙСТВИЕ.

Ещё один вариант использования глагольной рифмы- проявление иронии к персонажу или рассказчику. В стихотворении Булата Окуджавы "Ванька Морозов" поэт свое отношение подчеркивает не просто практически только глагольными рифмами, но и рифмуя слова с теми же самыми, что не просто усиливает, но, как бы возводит негативное впечатление, в квадрат.
"Зачем вы Ваньку-то Морозова?
Ведь он ни в чем НЕ ВИНОВАТ.
Она сама его МОРОЧИЛА,
А он ни в чем НЕ ВИНОВАТ."

ИТАК, рифма- важная часть любого стихотворения.
Интересная, оригинальная рифма делает оригинальным и само стихотворение.
Удачные рифмы легко запоминаются.
Глагольная рифма должна быть не просто для созвучия, а чтобы подчернуть движение или наоборот- бездействие, или усилить иронию к происходящему или к расказчику.
Небрежная, неточная рифма - подобна халтуре, как негодная вещь, которая быстро ломается, показатель беспомощности автора и неуважения к своим читателям.

Надеюсь, что знание этих нескольких простых правил может стать хорошим помощником начинающему автору в поиске созвучий.
Ищите, подбирайте, экспериментируйте!