2022 26 декабря
Сейчас , в свете событий последних лет, многие из нас обращаются к тому, что давно написано и сказано гениями прошлого. А ведь когда-то мы относились к этому материалу формально, это было всего-то учебной программой, это проходило мимо нас, не задевая - настолько непонятно и далеко было от нашей повседневной жизни. Кто-то больше вникал, кто-то бездумно заучивал для того, чтобы отчитаться на экзаменах или уроках. Умные критики и педагоги в учебниках растолковывали, как надо понимать классиков, что они хотели этим сказать. Все было просто, разложено по полочкам и схемам. Прочитали, отчитались и успешно забыли. Да только разве для этого нужно читать гениев и разве они «по зубам» толкователям, вообразившим, что они знают, что «хотели сказать» великие мыслители прошлого?
Только когда приходит время , начинаешь понимать…
Как и четвертый сон Раскольникова в эпилоге главы II романа «Преступление и наказание». Сон «о конце света», сообщает нам учебный материал. Как все просто - сны разложены по табличкам. Всему свое объяснение . И этот четвертый сон по мнению толкователей – «символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.»
Однако, теперь, возвращаясь к этому тексту , видишь наше время. Недаром многие вспомнили о нем, об этом четвертом сне, настолько фотографично и реалистично представлено наше время:
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.
В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.»
Роман «Преступление и наказание» был завершен в 1866 году. И вот теперь очевидно, что более полутораста лет назад гений предсказал нашу сегодняшнюю действительность – хаос и панику, интервенцию в человеческий организм - «существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», которые от этого «становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими», но в то же время, как никогда «так умными и непоколебимыми в истине», как никогда были уверены в непоколебимость « своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований». (Вам это ничего и никого не напоминает? Оглянитесь, разве вы их не видели вокруг, да они и сейчас рядом!) И вот уже одно безумие переходит в другое, «люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями», останавливаются ремесла, пожары и голод охватывают мир. И только чистым и избранным суждено положить начало новой жизни.
Что это как не сбывшееся с фотографической точностью предсказание и не предупреждение человечества?
…
Пётр Кропоткин (1842-1921) . Что о нем знал средний школьник, студент? Княжеского происхождения, теоретик анархизма , которого считал своим духовным отцом Нестор Махно. А вот об этом меньше знают - географ, исследователь, историк, философ, публицист. В учебной программе не много уделено внимания этой личности.
Однако, хочу процитировать здесь одно его потрясающее высказывание:
«Есть времена в жизни человечества, когда глубокое потрясение, громаднейший переворот, способный расшевелить общество до самой глубины его основ, становится неизбежно необходимым во всех отношениях. В такие времена каждый честный человек начинает сознавать, что долее тянуть ту же жизнь невозможно. Нужно, чтобы какие-нибудь величественные события внезапно прервали нить истории, выбросили человечество из колеи, в которой оно завязло, и толкнули его на новые пути — в область неизвестного, в поиски за новыми идеалами.
Нужна революция — глубокая, беспощадная, которая не только переделала бы хозяйственный строй, основанный на хищничестве и обмане, не только разрушила бы политические учреждения, построенные на владычестве тех немногих, кто успеет захватить власть путем лжи, хитрости и насилия, но также расшевелила бы всю умственную и нравственную жизнь общества, вселила бы в среду мелких и жалких страстей животворное дуновение высоких идеалов, честных порывов и великих самопожертвований.
В такие времена, когда чванная непосредственность заглушает всякий голос, не преклоняющийся перед ее жрецами, когда пошлая нравственность «блаженной середины» становится законом и низость торжествует повсеместно, революция становится просто необходимостью.»
Это тоже о нашем времени. Это именно о том, что созревает теперь , когда мир как раз подошел сейчас к такому решающему моменту, самое главное в котором - подъем сознания людей. И сейчас ситуация еще более драматична, чем тогда, в начале ХХ века, в эпоху, которой, видимо, были адресованы эти строки. Но эти строки ещё более актуальны теперь. Мир движется по спирали, каждый раз забирая всё круче. И поэтому нам будет очень трудно выстоять. Но мы не имеем права опускать руки. На кону будущее наших детей, на кону сама человечность.
Вот для этого надо читать гениев.